Богадельни и ночлежки Ейска.

 

2.10.2023

      Милосердие и благотворительность в нашей стране поощрялись, в некоторых случаях и инициировались российской властью.  8 июня 1701 года император Петр I подписал указ «Об определении в домовых Святейшего Патриархата богадельни нищих, больных и престарелых», положивший начало формированию государственной системы социальной защиты в России. Петр I повелел учредить 60 богаделен у приходских церквей, а в 1718 г. запретил подавать милостыню в руки, требуя распределять помощь через богадельни. За каждыми 10 больными в богадельне должен ухаживать один здоровый человек.

      В XIX столетии местные власти заботились о помещении в дома призрения только беспомощных нищих, при этом настаивали на отмене содержания в таких заведениях обычных бродяг. В то же время рассматривался вопрос о заботе над сиротами. 

Дом призрения, Богадельня – заведение, существовавшее в дореволюционной России. В советское время подобные дома называли иначе – домами престарелых. Отношение к богадельням было сложное. До создания таких заведений в нашем городе нуждающиеся в присмотре старики и немощные горожане жили у родственников или у «добрых людей». Так, например, в 1897 г. крестьянин Станислав Иванович Лисица, возраста 100 лет, будучи вдов, был призреваемый при Арефии Никитиче Дранка, жил по адресу: Кирпичный завод, д.№33. 

      Помещение в богадельню неимущих, но имеющих родных, считалось делом неблаговидным. 10 августа 1897 г. Епархиальное попечительство о бедных духовного звания обратилось к благочинным с отношением о желающих поступить из заштатных, вдов и сирот духовного звания во вновь открываемую Епархиальную богадельню. Хорошее начинание обернулось глубоким разочарованием, когда во всей епархии не нашлось желающих. Благочинный церквей г. Ейска протоиерей Петр Овсяников в своем рапорте указал, что на предложение поступить в богадельню вдове дьякона Феодосии Беляковой 75 лет, получающей 30 руб. от попечительства, проживающей у дочери, ответом было: «Мы по миру пойдем, если у нас нечем будет кормить мать, а не пустим её от себя в богадельню», - и в заключение в рапорте отметил: «Такой мрачный взгляд на богадельню!». 

      В 1887 г. Ейская городская дума назначила комиссию по выбору места для постройки богадельни и сборе сведений о прядке призреваемых и необходимых для того удобствах. Однако до 1890 года в городе не было заведения, где мог бы найти пристанище одинокий и беспомощный человек. Инициатором в этом деле выступила семья купца Грибанова. Вдова, следуя завещанию супруга, пожертвовала на эти цели большой дом на углу улиц Елизаветинской (ул. Р. Люксембург) и Бердянской, где могли бы содержаться престарелые, немощные, инвалиды и калеки. В начале XX в. его стоимость оценивалась в 10 тыс. рублей. Приспособление этого дома под богадельню потребовало расходов из казны Ейска на сумму около 1 500 рублей.

      Так как основная масса жильцов богадельни была верующей, для отправления ими религиозных обрядов устроена в 1896 г. при городской богадельне Вознесенская церковь как духовный дар вдовы потомственного почетного гражданина Матвея Грибанова — Марии Георгиевны и на «доброхотные пожертвования». Она располагалась в специально построенном здании с куполом и колокольней. Состав  причта: 1 священник и 1 вольнонаемный псаломщик. От города жалованья положено: священнику 900 р., псаломщику 240 р. Капиталов  причта 5300. В 1912 г. староста церкви П.С. Деркаченко обратился в думу с просьбой об отпуске 600 рублей на устройство ограды. Богадельнинская церковь содержалась на пожертвования. В 1914 г. она была расширена в длину и в ширину на 12 аршин.

      Ейская городская бесплатная богадельня на 30 кроватей содержалась на городские средства. В дальнейшем устройство, расширение и содержание богадельни шло за счёт городского бюджета. В 1899 г. на постройку барака, бани, прачечной в богадельне город потратил 9993 рубля 68 коп.

      В 1900 году городом было построено новое здание для богадельни, стоившее около 17 000 рублей. Помещение, занимаемое богадельней раньше, было отдано под бесплатный детский приют. Это соседство в одном дворе вызывало массу неудобств. Дети шумели и мешали старикам.

      В 1911 г. в богадельне содержалось 11 мужчин и 43 женщины.  В 1914 г. пресса отмечала, что ейская богадельня хорошо оборудована, на этот год в ней содержалось «50 старушек и 20 стариков». Пять из женщин достигли возраста 92-94 года, к этому времени еще совсем недавно жила ейчанка 102 лет. Содержание богадельни и церкви при ней обходилось городу примерно в 7-7,5 тыс. рублей в год.

      С момента открытия городской богадельни обязанности смотрителя исполнял отставной унтер-офицер Константин Михайлович Остапенко, попечителями стали титулярный советник Константин Лукьянович Куна-хович, мещанин Григорий Егорович Капараки (в других источниках в это время купец 1гильдии – «Кубанский календарь» на 1891г.). Г.Е. Капараки оставался попечителем несколько лет. 

      Затем до 1899 г. попечителем был почетный гражданин Григорий Григорьевич Попов. С 1900 г. эти обязанности исполняли купец 2 гильдии Алексей Григорьевич Козлов и мещанин Иван Акимович Романенко, с 1901 г. вместо Романенко попечителем стал купец 2 гильдии Константин Павлович Бондарев. 

      С 1903 г. надзирателем (смотрителем) богадельни стал Василий Нестерович Назаров, попечителем купец Никита Климович Кипор.

      В следующем году попечителем стал и Иван Федорович Костин. В 1905 г. должность надзирателя на несколько лет занял Анемподист Евгра-фович Подбельцев. С 1907 г. попечителем богадельни вместе с Костиным стал до 1912 г. купец Иван Иванович Замша. С 1909 г. смотрителем богадельни стал на 1 год Федор Силаевич Мезенцов. На эту неблагодарную и мало оплачиваемую должность желающих долго не находилось. 

      Кроме муниципальной богадельни, существовала еще и мещанская. В ознаменование отмены крепостного права ейское мещанское общество приговором своим от 23.02 1903 г. постановило увековечить память об этом событии открытием на средства мещанского общества богадельню на 25 кроватей. Именовать ее решили «Мещанской богадельней в память почивающего в Бозе императора Александра II». В день открытия богадельни 1 ноября 1903 г. освятили здание Управы и богадельни. Мещанский сход поручил старосте Ивану Дмитриевичу Прокопенко, членам Управы Власию Диомидовичу Семенистому и Диомиду Ивановичу Паляничка отправить телеграмму об открытии Дома призрения начальнику Кубанской области и императору, который наложил резолюцию «Прочел с удовольствием». 

      К православным праздникам частные лица жертвовали в пользу призреваемых небольшие  суммы денег, а также продукты – чай, сахар, муку, мед, яйца, белый хлеб, а также  восковые свечи.

      Закрылись богадельни с установлением советской власти в Ейске в 1920 г.

      Помимо приюта, Ейское общество пособия бедным уделяло бедным г. Ейска, особенно вдовам, имеющим много детей, больным старикам, словом, лицам, которым выдавались пособия. 

      Еще одной формой обеспечения приюта обездоленным стали ночлежные дома, которые стали возникать в России в 1860–1870-е годы. Они предоставляли приют бездомным, а в ряде случаев оказывали помощь пропитанием, деньгами или одеждой. Учреждали их частные лица или общественные учреждения, либо благотворительные общества. Ночлежный дом – особый тип жилья, предназначенный для кратковременного пребывания. В России были два типа ночлежных домов: первые, создавались государственной или общественной организацией с благотворительной целью и содержались за счет пожертвований или городского бюджета, вторые - частными лицами для извлечения коммерческого интереса. Основным контингентом ночлежных домов были временно безработные, сезонные или поденные рабочие. В большом количестве они хлынули в города в конце XIX – начале XX в. В Ейске их было особенно много перед началом сельскохозяйственных работ.

      Условия проживания в «домах ночного пребывания» обычно были очень скромные, а порядки довольно строгие. Находиться было там мож-но с 18-19 часов вечера и до 6-8 часов утра. Жильцам предлагали бесплатный или недорогой, за 3-5 копеек обед, состоящий их супа и каши, а на завтрак давали чай с хлебом и сахаром. В большинстве заведений услуги ограничивались рядами двухэтажных нар и «удобствами» во дворе. Ночлежные дома существовали по раздельному принципу: женщины размещались отдельно от мужчин. Во всех ночлежных домах России действо-вало правило, что пьяные (даже выпившие пива) на ночлег не допускались. Не имеющие пристанища старики и старухи, нищие и приехавшие на заработки, ожидали, когда откроются двери ночлежки. 

      Никита Климович Кипор обратился в городскую Думу с предложением об устройстве на свои средства в собственном помещении нового ночлежного дома на углу улицы Михайловской и улицы Садовой (ул. К.Либкнехта и Кропоткина). Дума приняла предложения с благодарностью, так как сама такие заведения не имела возможности открывать, думская комиссия посчитала устройство ночлежных домов делом благотворительности. О ценах в «ночлежке» Кипора ничего не известно.

      В СССР бездомность (бродяжничество) рассматривалось как правонарушение и в связи с этим ночлежные дома отсутствовали.

     

     (В статье использованы материалыиз фондов Ейского историко-краеведческого музея и из открытых источников).

 

Заведующая научно-экспозиционного отдела музея 

И.А. Найденова

Примечания.

1. РГИА Ф. 1290   оп.11   д. 2832 «О лицах, достигших 100 летнего воз-раста  Кубанской области».  Переписные листы Первой Всероссийской пе-реписи 1897 г.  

2. ГАСК. Ф. 361. Оп. 2. Д. 58

3. Кубанские областные ведомости. №23 от 13.06.1887 г.

4. Справочник по Ставропольской епархии. Сост. Св. Н.Т. Михайлов. Екатеринодар -1910 г.

5. Кубанская речь от 05.09.1912 г.

6.«Приазовская речь» от 10.06.1914 г. 1 аршин  0,7112 м, 12 аршин 8,5344 м

7. «Приазовская речь» от 10.06.1914 г. 1 аршин  0,7112 м, 12 аршин 8,5344 м

8. «Приазовская речь» от 10.06.1914 г.

9. Кубанский календарь на 1894г. – Екатеринодар, 1894.

10. Фонды МБУК ЕГП ЕР «Ейский историко-краеведческий музей им. В.В. Самсонова».