Первый среди Героев

Каждый день, идя на работу, прохожу мимо средней школы №2 в парке Горького. В неё дружно бегут школьники. Здание школы, построенное ещё в начале прошлого века, в 1903 г., выглядит величественно и с полным правом может называться храмом знаний. В этой школе в 1924-1925 гг. учился первый Герой Советского Союза Анатолий Васильевич Ляпидевский (фото 1). В те годы она называлась первой девятилетней государственной школой города Ейска. В списке 9-а класса, в котором учился Анатолий значилось 37 человек – 12 мальчиков и 25 девочек.

После окончания школы А.В. Ляпидевский работал на разных предприятиях города. В 1926 г. по рекомендации Ейского райкома комсомола он направляется в Ленинградскую военно-теоретическую школу, где после теории изучал материальную часть – самолёт У-1 (Авро 504-К). Начиная с лета 1927 г. продолжал учёбу в Севастопольской школе морских лётчиков. В своих воспоминаниях, изложенных в письме Михаилу Михайловичу Гуселетову в мае 1972 г., А.В. Ляпидевский писал, что обучался «в Севастопольской школе морских лётчиков в 1927-м – 1929-м годах. Это был 7-ой выпуск школы морских лётчиков, в нём нас было 15 слушателей-учлётов (прим. авт.: учлёт – ученик-лётчик). Сперва мы проходили морскую практику – плавали 2 месяца на крейсере «Червона Украина»» под командованием командира корабля Несвицкого при комиссаре Кедрине».

Следует отметить, что в 1927 г. резко обострилась международная обстановка и молодой советской стране надо было проверить боеготовность армии и флота. В сентябре Красная Армия начала развёртывание в западных приграничных округах. Маневры осенью 1927 г. прошли не только в Украинском военном округе и на Черноморском флоте. Они были проведены в Белорусском, Ленинградском и Северо-Кавказском округах. Учлёт А.В. Ляпидевский на крейсере «Червоная Украина» стал участником этих маневров (фото 2). Об одном из эпизодов этих учений, о том, что на них присутствовали председатель Реввоенсовета СССР К.Е. Ворошилов, члены РВС СССР С.М. Будённый, Р.А. Муклевич (начальник Морских сил СССР) и Командующий Украинского военного округа И.Э. Якир он писал в книге «Как мы спасали челюскинцев».

После прохождения морской практики Анатолий Ляпидевский обучался на самолёте английской конструкции «Авро-504К» на поплавках (в нашей стране он назывался МУ-1 (морской учебный первый)). За время учёбы освоил боевой самолёт «S-16 bis» (итальянская летающая лодка «Савойя») и «МР-1» (морской разведчик первый).

2 июля 1929 г. состоялся выпуск из Севастопольской школы морских лётчиков. Всем выпускникам было присвоено звание младший морской лётчик. А.В. Ляпидевский был направлен служить в ВВС Балтийского флота, в 62-ю отдельную авиационную эскадрилью. Летал на самолётах МР-1 и ЮГ-1 (поступил на вооружение эскадрильи в 1929 г.).

В начале 30-х гг. Ляпидевского судьба вновь связала с Ейском. Он проходил службу инструктором-лётчиком эскадрильи летчиков-наблюдателей Ейской военной школы морских лётчиков, лётчиков-наблюдателей, военных пилотов и авиатехников Военно-Воздушных Сил РККА им. т. И.В. Сталина. От начальника Ейской школы старшего лётчика Н.Н. Бажанова получил опытную группу из шести человек, которую надо было сразу без обучения на учебных самолётах «поставить на крыло» на самолёте Р-1 с мотором «BMW».

Летом-осенью 1932 г. выполнял задание командования школы по получению в Москве самолёта ТБ-1 (АНТ-4) и перегонке его в Ейск. После прохождения лётной тренировки и самостоятельного вылета при НИИ ВВС РККА А.В. Ляпидевский вместе с членами экипажа старшим инженером школы Кирилловым и инструктором лётчиком-наблюдателем Макарчуком перегнал самолёт в Ейскую школу.

Проходя службу в Ейске, выполнил несколько дальних перелётов по маршрутам: Москва-Харьков-Ейск и Москва-Воронеж-Ейск.

В 1932 г. А.В. Ляпидевский был переведён в Учреждение Народного Комиссариата по Военным и Морским Делам (почтовый ящик №2150), дислоцированное в г. Ейске. При этом отмечу, что он вновь получил ряд ответственных заданий, в том числе по перегонке четырёх самолётов Р-1 в Ейскую школу морских лётчиков.

7 марта 1933 г. Анатолий Васильевич в возрасте неполных 25-ти лет был демобилизован. Что послужило поводом для столь ранней демобилизации? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Предположениями, слухами пользоваться не будем.

21 марта 1933 г. инструктор-лётчик Ляпидевский Анатолий Васильевич получил справку о налёте и о типах самолётов, на которых он летал в ВВС РККА. В ней отмечено, что за период службы с 1926 по 1933 г. Ляпидевский поломок и аварий не имел, налетал 825 часов 10 минут, освоил морские самолёты – МУ-1, МР-1, ЮГ-1, сухопутные – У-2, У-1, Р-1 с двигателем БМВ-1У и Р-1 с двигателем М-5, ЮГ-1 т ТБ-1.

Анатолий Ляпидевский никогда не искал лёгких путей. Очередным этапом его жизни стала не инструкторская стезя в Осоавиахиме, а тяжёлый лётный труд в Гражданском Воздушном Флоте, на одной из самых сложных её линий – сахалинской. Аэропорт в Хабаровске, который стал для Анатолия Васильевича своим, размещался недалеко от места слияния двух дальневосточных рек – Уссури и Амура. За месяц у А.В. Ляпидевского, как правило, было по 15-16 рейсов по маршрутам: Хабаровск-Троицк-на-Амуре-Нижнетамбовск-Марийск-Александровск и Хабаровск-Оха. Работа сложная, напряжённая, но всё-таки однообразная, как для Анатолия Васильевича. Он подаёт рапорт о переводе в полярную авиацию. Положительный ответ пришёл быстро. 4 октября 1933 г. пилоту Ляпидевскому начальником Управления Дальневосточных воздушных линий «Трансавиации» Белозеровым было выписано предписание прим. немедленно отправиться в экспедицию по вывозке пассажиров с пароходов затёртых льдами в Ледовитом океане (прим. авт.: так написано в документе), в распоряжение Начальника Дальневосточного Управления Главного Управления Северного морского пути Пожидаева. Анатолий Ляпидевский на ст. Воздвиженка принял два двухмоторных самолёта ТБ-1 и направился на Чукотку, в бухту Провидения. Осваивал полёты на самолёте в экстремальных условиях: жестокие морозы, часто за минус 40˚. Напомню, самолёты были не такие комфортабельные, как сейчас.

13 февраля 1934 г. во льдах Северного Ледовитого океана погиб пароход «Челюскин» и уже на следующий день Ляпидевский получил телеграмму от Председателя правительственной комиссии по спасению челюскинцев В.В. Куйбышева: «Принять меры по спасению экипажа экспедиции «Челюскина». Многократные попытки экипажа самолёта А.В.Ляпидевского в феврале – начале марта 1934 г. достичь лагеря О.Ю. Шмидта не достигали цели: непогода, пурга, нулевая видимость.

5 марта 1934 г. ясная солнечная погода установилась на аэродроме Уэлен. Анатолием Ляпидевским было принято решение: лететь на поиски челюскинцев. Экипаж самолёта ТБ-1 в составе командира корабля А.В. Ляпидевского, второго пилота Е.М. Конкина, штурмана Л.В. Петрова и бортмеханика М.А. Руковского нашёл лагерь челюскинцев и вывез в Уэлен 10 женщин и двух детей.

О спасении экипажа и пассажиров парохода «Челюскин» написано много книг, сняты художественные и документальные фильмы. Все: челюскинцы, спасавшие их люди, каждый день совершали подвиг (фото №3). Свои награды они принимали скромно.

В полной мере это касается и Анатолия Васильевича Ляпидевского, первого среди Героев. В своей автобиографии он писал: «За спасение челюскинцев присвоено звание Героя Советского Союза, – являюсь кавалером «Золотой Звезды» №1».

Перу Ляпидевского принадлежит ряд книг, среди них: «5 марта», «Челюскинцы». Кстати, книга «Челюскинцы», написанная специально для детей ещё в 1938 г., позже многократно переиздавалась.

Самый высокий пост, который в своей карьере занимал первый Герой Советского Союза – заместитель министра авиационной промышленности СССР. На этой должности он пробыл с февраля по апрель 1949 г. После того, как его фотография с надписью: «Герой Советского Союза, заместитель министра авиационной промышленности генерал-майор авиации Анатолий Васильевич Ляпидевский, получивший Золотую звезду Героя за №1. Фото А.Гостева» была размещена в апрельском номера журнала «Огонёк» за 1949 г. (фото №4), в должности он оставался несколько дней. Кто поднял руку на Героя и в итоге повлиял на принятие решения о снятии его с этого поста – точно неизвестно, но в итоге он был снят с должности.

Несмотря на тяжёлый удар судьбы, А.В.Ляпидевский не ушёл от повседневных забот, не отстранился от дела всей своей жизни. На каком бы посту он не находился: директор завода, ведущий конструктор ОКБ А.И. Микояна, заместитель главного инженера по капитальному строительству, везде самоотверженно трудился, без остатка отдавал себя работе. До конца своих дней занимался авиацией, конструированием. В 1983 г. первый Герой Советского Союза, генерал-майор авиации в отставке, полярный лётчик Анатолий Ляпидевский был удостоен звания «Почётного авиастроителя». Награждён одиннадцатью орденами и тринадцатью медалями.

Умер 29 апреля 1983 г. в Москве, похоронен на Новодевичьем кладбище.

22 июня 1934 г. именем первого Героя Советского Союза А.В. Ляпидевского был назван Чебоксарский аэроклуб. В 1934 г. Дмитровским фарфоровым заводом изготовлены декоративные тарелки «Герои СССР», в том числе с изображением Ляпидевского и его самолёта. В 1935 г. была выпущена почтовая марка, посвящённая подвигу Героя. В середине 30-х гг. Киевской государственной кондитерской фабрикой им. Карла Маркса выпускались конфеты «Герой СССР А.В. Ляпидевский».

Имя Анатолия Ляпидевского 3 августа 1983 г. присвоено Омскому лётно-техническому училищу гражданской авиации (ныне Омский лётно-технический колледж гражданской авиации). В 1986 г. установлен бюст перед зданием учебного заведения. Самолёт МЧС России «Ил-76 ТД», построенный в 1993 г. получил имя «Анатолий Ляпидевский».

Почтой России были в 2000-х гг. были выпущены конверты с изображением Первых Героев Советского Союза, спасших челюскинцев, и с Первым Героем Советского Союза А.В. Ляпидевским

Во многих городах России, других республик бывшего Советского Союза, именем Первого среди Героев названы улицы. Наш город не исключение – улица в пос. Краснофлотский г. Ейска носит его имя.

На малой Родине Героя в с. Белая Глина Краснодарского края открыт памятник А.В. Ляпидевскому. Средняя школа №12 в с. Белая Глина, СШ №1 в ст. Старощербиновской, СШ №2 в г. Ейске носят имя первого Героя Советского Союза, на зданиях школ открыты мемориальные доски. во дворах установлены его бюсты.

В Москве, на Никитском бульваре, на «Доме Полярников», где с 1938 по 1983 г. проживал Анатолий Васильевич Ляпидевский, установлена мемориальная доска.

На здании Всероссийского НИИ автоматики им. Н.Л. Духова в 2017 г. установлена мемориальная доска Первому среди Героев, Человеку, до остатка, посвятившего себя служению авиации, своему народу, Родине.

 

Фостийчук В.В. Ведущий научный сотрудник научно-экспозиционного отдела Ейского историко-краеведческого музея им. В.В. Самсонова, кандидат политических наук, доцент.