Спасибо за память об отце.

    Многие годы дарителем Ейского историко-краеведческого музея им. В.В. Самсонова является ейчанка Коломийцева Елена Николаевна. В конце прошлого года она подарила музею документы, фотографии и предметы обмундирования своего отца гвардии капитана Коломийцева Николая Ильича, участника Великой Отечественной войны.

    Елена Николаевна поделилась некоторыми фактами из биографии своего отца. Коломийцев Н.И. – выпускник Ейской военной школы морских лётчиков и лётчиков-наблюдателей им. И.В. Сталина 1934 г. (фото 1. Курсант Н.И. Коломийцев; фото 2. Курсант Н.И. Коломийцев в составе 5-ой лётной группы на полевом аэродроме (сидит на крыле самолёта У-2). 7 августа 1933 г.). После выпуска получил распределение в Московский военный округ (п. Монино), где служил пилотом в 23-й тяжёлой бомбардировочной авиабригаде, на вооружении которой находился тяжёлый бомбардировщик ТБ-3. Следующим местом службы командира корабля Коломийцева Н.И. стал г. Калинин (ныне Тверь), где дислоцировался 41-й скоростной бомбардировочный авиаполк 1-й авиационной армии особого назначения (АОН). В этом полку он летал до мая 1939 г. 

    Судьба Николая Ильича изменилась в 1939 г., когда он стал комиссаром после прохождения курсов комиссаров-лётчиков при авиаучилище в г. Энгельсе АССР Немцев Поволжья (ныне – Саратовская область). 

    В октябре 1939 г. был направлен в Ленинградский военный округ, в эстонский город Хаапсалу, комиссаром авиаэскадрильи 50-го скоростного бомбардировочного авиаполка. 

    Документы, относящиеся к периоду службы отца Коломийцевой Е.Н. в г. Хаапсалу с ноября 1939 г. и по начало июня 1941 г., являются поистине уникальными. Особый интерес представляет рабочая тетрадь комиссара авиаэскадрильи Коломийцева Н.И. Последняя запись в ней сделана за неделю до начала Великой Отечественной войны. Рабочая тетрадь помещена в нашем музее в разделе экспозиции «Ейск в годы Великой Отечественной войны», наряду с другими интереснейшими документами, связанными с Николаем Ильичом: свидетельством пилота Гражданского Воздушного Флота и брошюрой, выпущенной в июле 1941 г. с тестами Указа Президиума Верховного Совета СССР «О реорганизации органов политической пропаганды и введении института военных комиссаров» и Положения о военных комиссарах Рабоче-Крестьянской Красной Армии. 

    В тетради отражены рабочие моменты, материалы совещаний, проводимых командиром авиаполка, вышестоящими военными комиссарами по различным вопросам: бдительности, воинской дисциплины, внутреннего распорядка, повседневного быта, охраны стоянок самолётов, организации политических занятий и марксистско-ленинской подготовки и т.д. В ней начерчены схема организации стреловой дивизии и организационная схема люфтваффе гитлеровской Германии.

    Приведу несколько заметок из рабочей тетради Коломийцева. Одна из них была сделана в ходе совещания с комиссарами авиаполка, проводимого военкомом Енковым 4 июня 1941 г. Тема совещания: «О партполитработе и о планах». Военкомом обращалось внимание на то, что «говорить, что германская армия непобедима – это неправильно. Наша задача – разъяснять это личному составу, повышать политико-моральное состояние личного состава». На совещании поднимался вопрос: «С кем Германия ведёт войну и кого она победила?», была показана агрессивность германского фашизма. Речь велась о завоевании некоторых стран Германией и установлении ею господства. Также в этот день изучались вопросы: «Отношения СССР с Германией: война возможна. Положение во Франции и ряде стран, которые оккупированы». Был затронут вопрос, касающийся вступления в войну с Германией Америки. Разъяснялось использование германским фашизмом пропаганды против нашей армии, исходя из опыта войны с финнами. Обращалось внимание на то, что «наша внешняя политика не агрессивная, но наступательная. Нам надо помнить, что германскую армию шапками не закидать». 

    Читая эти строки, написанные простым карандашом, осознаёшь, насколько перед войной была накалена международная обстановка и понимаешь, что Советский Союз, понимая агрессивность германского фашизма, готовился к войне. 

    Рядом с тетрадью Коломийцева Н.И. находится брошюра с Указом Президиума Верховного Совета СССР «О реорганизации органов политической пропаганды и введении института военных комиссаров» от 16 июля 1941 г. и Положением о военных комиссарах Рабоче-Крестьянской Красной Армии. Этим документом была значительно повышена роль и ответственность политработников – подобно тому, как это имело место в период гражданской войны против иностранной военной интервенции. Эта брошюра хранилась в семье Коломийцевых более 77 лет.

    В дар музею Еленой Николаевной, наряду с вышеперечисленными документами, были переданы фотографии, интереснейшие для каждого лётчика «шпаргалки» – лётно-тактические данные самолётов Германии, таблица магнитных путевых углов и расстояния штилевого времени полёта от гор. Хаапсалу, «немая» карта в радиусе 300 километров от г. Таллинн. 

    Не успел Коломийцев Н.И. приступить к выполнению своих должностных обязанностей на новом месте службы в 5-ой военной авиационной школе пилотов первичного обучения в г. Алатырь Чувашской АССР, как 9 ноября 1941 г. она была расформирована. Вместе с личным составом школы он был направлен в формируемый в том же населённом пункте 29-го запасной авиаполк. В мае 1942 г. был назначен комиссаром эскадрильи 103-го транспортного авиаполка (с 28.07.1942 г. – 103-го авиаполка дальнего действия) 1-ой авиадивизии Центрального фронта. Этот полк на вооружении имел самолёты Ли-2 и С-47. До июня 1942 г. лётчики полка действовали с аэродрома Хвойное, доставляя боеприпасы, продовольствие и медикаменты, окружённой в районе Новой Керести за рекой Волхов 2-й ударной армии. В январе 1943 г. переведён на должность заместителя командира эскадрильи по политической части в 101-й авиаполк дальнего действия в составе 1-й авиадивизии Центрального фронта. Командиром этого полка была полковник В.С. Гризодубова, первая женщина, удостоенная звания Героя Советского Союза. В составе этого полка Николай Ильич на самолёте Ли-2 доставлял боеприпасы и военные грузы на передовую, поддерживал связь с партизанскими отрядами. С августа по октябрь 1943 г. – командир корабля 12-го гв. авиаполка дальней действия (до 26.03.1943 г. – 103-й авиаполк дальнего действия) 1-й авиадивизии 3-го Украинского фронта (фото 3. Капитан Н.И. Коломийцев (первый справа) среди боевых товарищей. 1943 г.).

    За участие в обеспечении победы наших войск в Сталинградской битве старший политрук Коломийцев Н.И. был награждён медалью «За оборону Сталинграда». 

    В октябре 1943 г. убывает на курсы высшей лётной подготовки Гражданского Воздушного Флота в Ташкент, после прохождения которых в апреле 1944 г. становится пилотом 1-го транспортного авиационного полка Московского военного округа, базирующегося на аэродроме Внуково. Эта авиачасть выполняла самые разнообразные задания: по доставке грузов, боеприпасов и продовольствия партизанам, по переброске парашютных десантов в глубокий тыл противника. Отмечу, что гв. капитан Н.И. Коломийцев приказом штаба белорусского партизанского движения №315/н от 24.04.1945 г. был награждён медалью «Партизану Отечественной войны». 

    Будучи лётчиком 1-го авиатранспортного Херсонского полка 10-й гв. авиатранспортной дивизии ГВФ, приказом Военно-Воздушным Силам Красной Армии №56/н от 23.06.1945 г. был награждён орденом Отечественной войны 2 степени. В наградном листе отмечалось, что с начала войны он «совершил 191 боевой вылет, из них 30 вылетов в глубокий тыл противника ночью. Ночные задания выполнялись преимущественно от Разведотделов фронтов Красной Армии и НКГБ. Все задания были выполнены отлично. …Участвовал в операциях по обслуживанию наступающих войск 1-го, 2-го и 3-го Украинских фронтов, доставляя десятки тонн боеприпасов и горючее для пехоты и танков. Большое мастерство, отвагу и мужество лётчик Коломийцев проявил на Оперативной точке «Одесса», откуда выполнял задания от Развед. Управления 3-го Украинского фронта, где цели находились в непосредственной близости от вражеских городов с большим насыщением зенитных средств и ночных истребителей противника. Владеет хорошей техникой пилотирования, материальную часть самолётов ЛИ-2 и С-47 знает хорошо». 

    Гв. капитан Коломийцев, лётчик 1-го авиатранспортного Херсонского полка был награждён медалью «За взятие Кенигсберга» за участие в обеспечении взятия г. Кенигсберга с 25 января по 10 апреля 1945 г.

    В 1946 году ушёл в запас. Вернулся домой – в Ейск. Но это уже совсем другая – мирная история. 

    В 1985 г., в год 40-летия Великой Победы, Николай Ильич был награждён орденом Отечественной войны 2-й степени. Этот юбилейный год Победы стал для гв. капитана Н.И. Коломийцева, участника Великой Отечественной войны, коммуниста, политработника, военного лётчика, пилота Гражданского Воздушного Флота последним в его жизни. 

    Хочется высказать слова благодарности его дочери за то, что она сохранила память о своём отце, герое Великой Отечественной войны, которая будет жить вечно в памяти настоящего и будущих поколений.

 

    Ведущий научный сотрудник научно-экспозиционного отдела Ейского историко-краеведческого музея им. В.В. Самсонова, кандидат политических наук, доцент Фостийчук В.В.