Первый Герой Советского Союза, генерал-майор авиации, полярный лётчик, общественно-политический деятель, почётный авиастроитель.
Родился 23 марта 1908 г. в с. Белая Глина ныне Краснодарского края. В 1925 г. окончил девятилетнюю государственную школу города Ейска (ныне СОШ № 2). После окончания школы А.В. Ляпидевский работал на разных предприятиях города. В 1926 г. по рекомендации Ейского райкома комсомола он направляется в Ленинградскую военно-теоретическую школу, где после теории изучал материальную часть — самолёт У-1. Начиная с лета 1927 г. продолжал учёбу в Севастопольской школе морских лётчиков, которую окончил 2 июля 1929 г. А.В. Ляпидевский был направлен служить в ВВС Балтийского флота, в 62-ю отдельную авиационную эскадрилью. Летал на самолётах МР-1 и ЮГ-1.
В начале 1930-х гг. судьба вновь связала Ляпидевского с Ейском. Он проходил службу инструктором-лётчиком эскадрильи летчиков-наблюдателей Ейской военной школы морских лётчиков, лётчиков-наблюдателей, военных пилотов и авиатехников ВВС РККА им. т. Сталина. Летом-осенью 1932 г. выполнял задание командования школы по получению в Москве самолёта ТБ-1 (АНТ-4), стажировке на нём и перегонке его в Ейск. Проходя службу в Ейске, выполнил несколько дальних перелётов по маршрутам: Москва — Харьков — Ейск — Москва — Воронеж — Ейск.
В 1932 г. А.В. Ляпидевский был переведён в Учреждение Народного Комиссариата по военным и морским делам (почтовый ящик № 2150), дислоцированное в г. Ейске. 7 марта 1933 г. Анатолий Васильевич в возрасте неполных 25 лет был демобилизован.
В 1933—1934 гг. пилот Дальневосточного управления ГВФ. Участвовал в поиске и спасении экипажа и пассажиров парохода «Челюскин». Многократные попытки экипажа самолёта А.В. Ляпидевского в феврале — начале марта 1934 г. достичь лагеря О.Ю. Шмидта не достигали цели: непогода, пурга, нулевая видимость. 5 марта 1934 г. ясная солнечная погода установиласьна аэродроме Уэлен. Анатолием Ляпидевским было принято решение: снова лететь на поиски челюскинцев. Экипаж самолёта ТБ-1 в составе командира корабля А.В. Ляпидевского, второго пилота Е.М. Конкина, штурмана Л.В. Петрова и бортмеханика М.А. Руковского нашёл лагерь челюскинцев и вывез в Уэлен 10 женщин и двоих детей. За этот подвиг 20 апреля 1934 г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением звезды Героя № 1.
В 1939 г. с отличием окончил Военно-воздушную академию РККА им. профессора Н.Е. Жуковского. В 1939—1941 гг. работал в системе авиационной промышленности на должностях заместителя начальника Главной инспекции Народного комиссариата авиационной промышленности, начальника 8-го испытательного отдела ЦАГИ, директора заводов №156, №166 и №288. С апреля 1942 г. — начальник 4-го отдела НИИ ВВС.
На фронтах Великой Отечественной войны с октября 1942 г. Командир опытной группы пикирующих бомбардировщиков Ту-2 в составе 3-й воздушной армии, заместитель командующего ВВС 19-й армии по тылу, затем — помощник начальника и начальник отдела полевого ремонта 7-й воздушной армии.
За отличное выполнение и перевыполнение плана Государственного комитета обороны по полевому ремонту, за правильную организацию и расстановку сил подчинённого состава отдела и полевых ремонтных органов, за умелое руководство полевым ремонтом в период с января по август 1943 г., что дало возможность в полевых условиях отремонтировать до 3000 самолётов и добиться снижения неисправностей материальной части с 29,7 до 13,7% полковник А.В. Ляпидевский был награждён орденом Отечественной войны II степени.
С ноября 1943 г. — директор завода №156, с мая 1945 г. — главный контролёр Народного Комис-сариата Государственного контроля СССР. В 1946 г. Ляпидевскому А.В. присвоено звание генерал-майора авиации.
В 1949 г. назначен заместителем министра авиационной промышленности СССР. Затем работа на должности директора завода №25. С 1961 г. по состоянию здоровья вышел в отставку. До 1983 г. продолжал трудовую деятельность в конструкторском бюро А.И. Микояна.
Умер 29 апреля 1983 г. в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Награждён тремя орденами Ленина (1934, 1954, 1954), орденами Октябрьской Революции (1978), Красного Знамени (1946), Отечественной войны I (1944) и II (1943) степени, Трудового Красного Знамени (1956), двумя орденами Красной Звезды (1944, 1945), орденом «Знак Почёта» (1960) и тринадцатью медалями.
22 июня 1934 г. именем первого Героя Советского Союза А.В. Ляпидевского был назван Чебоксарский аэроклуб. Имя Анатолия Ляпидевского 3 августа 1983 г. присвоено Омскому лётно-техническому училищу гражданской авиации (ныне Омский лётно-технический колледж гражданской авиации). В 1986 г. установлен бюст перед зданием учебного заведения. Самолёт МЧС России «Ил-76 ТД», построенный в 1993 г., получил имя «Анатолий Ляпидевский».
В Москве, на Никитском бульваре, на «Доме Полярников», где с 1938 по 1983 г. проживал Анатолий Васильевич Ляпидевский, установлена мемориальная доска. На здании Всероссийского НИИ автоматики им. Н.Л. Духова в 2017 г. установлена мемориальная доска Первому среди Героев, Человеку, до остатка посвятившему себя служению авиации, своему народу, Родине. Во многих городах России, других республик бывшего Советского Союза, именем Анатолия Васильевича Ляпидевского названы улицы. Наш город не исключение — улица в пос. Краснофлотском г. Ейска носит его имя. Почётный гражданин Ейского района.
На малой Родине Героя в с. Белая Глина Краснодарского края открыт памятник А.В. Ляпидевскому. Средняя школа № 12 в с. Белая Глина, СШ № 1 в ст. Старощербиновской, СШ № 2 в г. Ейске носят имя первого Героя Советского Союза, на зданиях школ открыты мемориальные доски, во дворах установлены его бюсты.