13 Часть. Защищая родные берега.

img277-mbyfy3qloys

    Чем дальше уходит во времени день Победы в Великой Отечественной войне, тем больше хочется, чтобы было известно все о родном городе в годы тяжелейших испытаний, не осталось забытых защитников нашей родины, чтобы имя каждого земляка, живого или павшего на полях сражений той войны, осталось в нашей памяти.

    По предложению главы города Ейска В.В. Кулькова в 2012 году началась реализация проекта «Живая память» - увековечивание имен ейчан не вернувшихся с фронтов Великой Отечественной войны.

    В средствах массовой информации был опубликован список ейчан, погибших (умерших от ран, пропавших без вести) в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Для его уточнения в музей обратились сотни горожан, чтобы имя их родных было увековечено на плитах у мемориала на площади Революции. Пришли запросы из других городов России, Латвии, Украины, Белоруссии. В это время к нам обратился исследователь истории боевых действий Азовской военной флотилии в годы войны Александр Геращенко. Его интересовал вопрос о захоронении в Ейске моряка, скончавшегося в ейском госпитале от ран в 1943 году.

    В ходе работы над списком ейчан не вернувшихся с фронтов Великой Отечественной войны, в том числе и похороненных в Ейске, было установлено, что во время налёта немецкой авиации на Ейск 26-27 апреля 1943 года пострадали экипажи ОДСКа АВФ (Отдельного дивизиона сторожевых катеров Азовской военной флотилии), катеров М-11, М-12, М-15. 

    История нашего города очень тесно связана с Азовской военной флотилией. 1 марта 1943 года оперативная группа штаба, политотдела, тыла, отделения связи и инженерного отделения АВФ прибыла в Ейск, а 5 марта сюда прибыл командующий флотилией контр-адмирал С.Г. Горшков. Корабли ещё не поступили, а флотилия уже начала воевать: самолёты авиагруппы летали над морем, вели разведку, нападали на вражеские корабли и конвои. С помощью ейских судоремонтников отремонтировали поднятые со дна сейнеры и мотоботы, которые вооружили пулемётами. На них и высаживались первые десантные группы.

    Вскоре началась доставка небольших кораблей с Волги, Чёрного и Каспийского морей. Первые пять сторожевых катеров («малых охотников») прибыли по железной дороге в Ейск 4 апреля и на следующий день были уже спущены на воду. В мае были доставлены 12 бронекатеров, 7 катеров-тральщиков, 2 торпедных катера с реактивными установками и 12 полуглиссеров.

    Для более быстрого спуска прибывших кораблей с платформ на воду ейские портовики предложили как бы «продлить» железную дорогу в воду, проложив рельсы по дну до глубины, когда корабли окажутся на плаву. Затем на корабли устанавливали снятое вооружение, грузили боезапас и готовили к боям.

    Немецкое командование многократно пыталось с помощью авиации разрушить важнейшие объекты города. В апреле и мае вражеская авиация нанесла несколько массированных ударов по Ейской ВМБ. В некоторых налётах участвовало до 50 самолётов, в том числе — до 30 бомбардировщиков Ю‑87 и Ю‑88. 25 апреля в Ейске от ударов авиации затонули 4 сейнера и катер-тральщик. Сильные бомбежки были 26-27 апреля. Среди  катерников было ранено 15 человек: на М-11 ранено 5 человек, на    М-12 пострадало 6 человек, на М-15 ранено 4 человека.

    История одного из малых охотников, участвовавших в этом бою  с фашистскими самолётами, связана с нашим городом особенно: и боевыми действиями и краснофлотцами, воевавшими на нем. 

    О событиях 26 и 27 апреля 1943 года рассказала заметка «Стойкость» в газете «Красный каспиец» в рубрике «Каспийцы в боях за Родину». Почему же каспийцы?

    Малый охотник М-11 (с 3.02.1943 г. СКА №0412, с 21.05.1944 г. «МО-412»). Катер с заводским номером 106, был заложен в начале 1939 года. Спущен на воду летом того же года. 2 декабря 1939 года вступил в строй и в этот же день был включен в состав Каспийской флотилии. В 1942 году М-11 в составе 3-го отдельного дивизиона сторожевых катеров конвоировал суда на Каспии и Нижней Волге, отражал атаки немецкой авиации.

    3 февраля 1943 года был переименован в СКА-0412 и 26 марта 1943 года был отправлен по железной дороге в Ейск вместе с 4 другими охотниками.

    4 апреля 1943 года прибыл в Ейск и вошёл состав 12-го дивизиона сторожевых катеров Азовской флотилии Черноморского флота. 5 апреля 1943 года СКА-0412 был спущен на воду в Ейске. 

    26 апреля 1943 года во время налёта 56 вражеских бомбардировщиков на город и порт Ейск СКА-0412 получил незначительные повреждения. Были ранены 2 человека экипажа (парторг - Азархин М.М., боцман - Казеннов Ф.Г.). 27 апреля 1943 года  во время налёта на Ейск вражеской авиации было ранено 3 человека экипажа (весовщик - Кирсанов М.М. (умер от ран 10.06.1943 г.), рулевой - Гайворонский П.Ф., кок - Чивиков А.И.)

    Один из раненых - Кирсанов Михаил Мартынович поступил 27 апреля со слепым осколочным ранением поясничной области с повреждением позвоночника в Ейскую городскую больницу. Позднее умер и был похоронен на городском кладбище Ейска согласно донесению о безвозвратных потерях и рапорта начальника военно-морского госпиталя № 48. 

    Захоронение погибших воинов и скончавшихся от ран в период войны производилось на кладбище, которое находилось на пересечении ул. Щербиновской и Андреева (ныне Б. Хмельницкого и Мичурина). После закрытия кладбища, часть братских могил была перенесена на площадь Революции, часть на новое (в настоящее время Старое кладбище). На площади Революции, среди имен погибших моряков, имени Кирсанова Михаила Мартыновича не было. В 2020 году на одной из плит появится имя краснофлотца Кирсанова, отдавшего жизнь за свою Родину и за наш Ейск.

    Кирсанов Михаил Мартынович родился в 1918 году в деревне Есиново Демянского района Ленинградской области. Призван был комсомолец (комсомольский билет № 10616443) Кирсанов в армию Смольненским РВК  г. Ленинграда. Извещение о его гибели получил отец Мартын Федорович. Михаил не был женат, но у него была родная сестра, детей и внуков которой удалось найти Александру Геращенко. Они считали Михаила пропавшим без вести, а уж тем более не знали, где он захоронен. Фотографий Кирсанова у них не сохранилось. 

    Устранив незначительные повреждения, СКА-0412 30 апреля – 1 мая 1943 года участвовал в высадке десанта у косы Вербяная. Под огнём врага около 03:00 местного времени 1 мая десант был высажен. Высадка производилась с двух сторожевых катеров. Катер также получил незначительные повреждения, но экипаж продолжил выполнять боевую задачу. Этот десант стал первой десантной операцией Азовской флотилии после её воссоздания в феврале 1943 года.

    5-6 июня 1943 года – набеговая операция на порт Темрюк, уничтожен был прожектор противника.

    4 июня 1943 года охотник М-11 (он же СКА-011, он же СКА №0412) на переходе из Ахтарей в Ейск в 04:55 в районе Должанской промоины был атакован одиночным Ме-110. Фашист сбросил 6 бомб и обстрелял катер пушечно-пулеметным огнем. В охотник попал 1 снаряд. Ответным огнем катер поджег Ме-110, который со снижением ушел на запад.

    25-26 июня 1943 года СКА-0412 участвовал в бою с 3 вражескими катерами (шнельботами S40, S42 и S45 с усиленным вооружением, специально для уничтожения наших катеров - 40-мм автомат Flak28) в районе Темрюка. Бой продолжался 37 минут. 

    18 июля 1943 года СКА-0412 участвовал в столкновении с артиллерийскими лихтерами. 27-29 июля 1943 года производил минные постановки у баз противника. 20 августа 1943 года СКА-0412, БКА-124 и 134 ставили мины у косы Беглицкой. 23 августа 1943 года СКА-0412, БКА-114 и 124 обстреляли Мариуполь. 28 августа 1943 года СКА-0412 и БКА-134 ставили мины у Мариуполя. 29-30 августа 1943 года СКА-0412 участвовал в высадке десанта у посёлка Безымянный («Таганрогский десант»). В 23-50 29 августа в районе село Безыменное — хутор Весёлый (западнее Таганрога) была высажена рота 384-го отдельного батальона морской пехоты. В отряд высадки были включены 4 бронекатера, 3 катера «морской охотник», в отряд прикрытия — 2 бронекатера, 1 катер «морской охотник», 1 торпедный катер. К утру 30 августа возникла угроза гибели малочисленного десанта. В этой обстановке командующий Азовской флотилией приказал кораблям срочно снять десант с берега и вернуть его в Ейск, не дожидаясь подхода к Безымянному вражеских подкреплений. Используя растерянность противника и задействовав всю имеющуюся авиацию, эту операцию удалось успешно произвести уже в светлое время суток без потерь в личном и корабельном составе.

    2 сентября 1943 года экипажем СКА-0412  были спасены два лётчика – экипажа, сбитого над морем у берега противника советского самолёта.7-8 сентября 1943 года СКА-0412 участвовал в высадке десанта у селения Ялта-Мариуполь («Мариупольский десант») в составе 1-го отряда старшего лейтенанта К. Ольшанского (157 человек) западнее посёлка Ялта, с двух катеров «морской охотник». 9-10 сентября 1943 года СКА-0412 участвовал в высадке десанта у селения Мелекино западнее Мариуполя («Мариупольский десант»). 24-25 сентября 1943 года СКА-0412 участвовал в высадке десанта у села Голубицкое-Темрюк («Темрюкский десант»). Для высадки десанта были выделены 2 сторожевых катера, 9 бронекатеров, 10 катеров-тральщиков, 6 полуглиссеров, 2 катера «морской охотник», 15 сейнеров.

    2 ноября 1943 года участвовал в Керченско-Эльтигенской (31.10 - 11.12.1943 г.) десантной операции в качестве флагмана 1-го отряда транспортных средств в составе: СКА-0412, КЭМТЩ-5, -6, ЭМТЩ-86, сейнеры № 266, «Бессемеровец», «Москва — Донбасс», всего 7 единиц. На переходе лишь СКА-0412 уклонился к мысу Ахиллеон и около 8 часов вечера подорвался на мине заграждения «К-13», оторвана корма, убиты 15 десантников из 2-го батальона 1-го гвардейского стрелкового полка, ранены 16 человек. Остался на плаву и был отбуксирован к Кордону Ильича. До конца операции в строй не введен. Переведен последовательно в Темрюк, Ахтари, Ейск.

    25 ноября 1943 года СКА-0412 числится в ремонте в Ростове. 21 мая 1944 года переименован в МО-412. 20 – 29 августа 1944 года участвовал в Ясско-Кишиневской операции, входил в 6-й дивизион малых охотников.

    Списан катера был в 1956 году.

    Среди экипажа катера были наши земляки. Мотористом катера был главстаршина  Катунин Алексей Иванович, он демобилизовался Ейск в 1948 году и жил здесь. А еще юнгой на нем служил юный ейчанин Александр Журбенко. Им мы посвятим отдельные публикации.

 

                                                       Заведующая научно-экспозиционным отделом музея Ирина Найденова.