Армянская община Ейска и благотворительность.

   12.04.2020

    Город Ейск основан в 1848 году. Армянская община Ейска начала складываться с первых дней существования города. Первый летописец Ейска Т.Т. Стефанов писал: «Табор новых поселенцев являл собою поразительное разнообразие одежд и лиц, наречий, званий и положений. 22 губернии России давали свой вклад  будущему ейскому обществу. Тут были армяне, греки, немцы и даже евреи». Община была невелика. В XIX веке насчитывала чуть более 100 человек, лишь в самом конце составляя 228-239 человек. 

    На первоначальных этапах развития нового города-порта, задумавшегося как центр приазовской торговли, нужны были люди, способные отвечать условиям поставленной задачи, обладавшие коммерческими способностями, энергией, умением наладить торговую деятельность повсюду и вопреки существовавшим объективным или субъективным препятствиям. Такими представителями торгового сословия в середине 40-х годов XIX века на Северном Кавказе были армяне. Нахичеванские купцы, чутко реагировавшие на изменения экономических условий, не оставили без внимания все выгоды от льгот, дававшихся в новообразованном приморском городе. В Ейске обосновались и вели торговлю нахичеванцы Н.А. Магдесиев, Р.В. Бабахов, К.А. Аттаров, М.Н. Мелконов, С.К. Мержанов, Г.В. Сариеви и др. Не случайно, одна из улиц Ейска названа была Нахичеванской (сегодня ул. Победы). Армянскую диаспору пополнили переселенцы из Екатеринодара, Моздока, Владикавказа.

    Известный донской публицист А.М. Греков писал о нахичеванских купцах: «Армян упрекают в скупости, но честное трудолюбие и должно предполагать известную ее дозу. У нахичеванцев, по крайней мере, заметны скорее какие-то крайности: бережливость, доходящая до скупости, с одной стороны, и внезапное бросание денег, граничащее с расточительностью, − с другой. Источник, впрочем, этих крайностей, скорее – дело темперамента, чем житейской невыдержанности или отсутствия правил».

    Капитал невозможно накопить без трудолюбия и деловитости, экономности. Армянским купцам для того, чтобы заработать, приходилось преодолевать огромные расстояния между городами и даже странами. Они рисковали и своим имуществом, а порой и жизнью. Они могли и много работать, и от души гулять, и помогать бедным, и создавать большие и прочные семьи. Но они не только зарабатывали деньги – многие после себя оставили яркий след. 

    Развитие меценатства и благотворительности в Ейске пришлось на начало расцвета данных явлений в общероссийском масштабе. Городская казна была не в состоянии систематически оказывать социальную помощь нуждающимся. Ейский краевед Т. Стефанов отмечал, что есть немало достойных примеров заботы о своих обездоленных согражданах и примером тому может служить Общество пособия бедным, открытое 8 ноября 1901 года. Главной заботой общества было «добывание средств на содержание детского приюта и для выдачи пособий нуждающимся».

    Ейские армяне не оставляли без внимания проблемы неимущих горожан и культуры. Первым свидетельством общественной деятельности общины и проявлений благотворительности стало открытие армяно-григорианской церкви. В мае 1868 года на поклонение святым местам в Турцию ездил Артем (Арутюн) Сергеевич Черчопов (сын известного в Ейске Почетного гражданина С.И. Черчопова). Ему вручили прошение верховному католикосу Кеворку, который способствовал разрешению всех проблем. 

    18 августа 1868 года в открытой армянской церкви во имя Успения Пресвятой Богородицы, впервые праздновался престольный праздник по армяно-григорианскому календарю. Церковь была открыта стараниями общества, которое наняло дом для церкви, временные ейские купцы 2 гильдии Харагилеев и О. Хачкурузов пригласили священника из Нахичевани, попечителем стал купец Эммануил Тарасович Субашиянц (Субашиев). Он способствовал появлению в церкви хороших икон, утвари и прочего. Были собраны в пожертвование 1500 рублей. Во многом открытию церкви способствовали пожертвования С.И. Черчопова и деятельность уполномоченного ейского армянского общества Иосифа (Овсена) Христофоровича Хачкурузова. 

    Значительную роль в координации усилий общины в благотворительных мероприятиях играл причт местной армянской церкви. Священники помогали с помощью наиболее обеспеченных прихожан поддержать малоимущих и сирот.

    Весьма активную позицию армяно-григорианские священнослужители Ейска заняли с началом первой мировой войны и, особенно, с открытием военных действий с Турцией на Кавказском фронте. Уже 25 июля 1914 года  в местном армяно-григорианском молитвенном доме был отслужен молебен о даровании победы русскому оружию и священник К. Абрамян обратился  к более зажиточным согражданам принять участие в ежемесячных взносах для оказания помощи семействам запасных и беженцев. Армянской колонией в доме священника был организован благотворительный рождественский ужин для больных и раненых воинов армян из ейского лазарета №54, во время которого пел церковный хор и присутствующим были вручены небольшие подарки.  Регулярно в церкви проводился кружечный сбор. Особенно щедрые пожертвования были после молебнов о взятии русской армией населенных пунктов в Армении, например Вана в мае 1915 года. Даже на именинах К. Абрамяна за столом между гостями собрали 18 рублей 50 копеек. Деньги передали ейскому армянскому комитету для передачи  в пользу армян-беженцев. 

    В годы первой мировой войны армянская община объединила усилия для оказания помощи стране и соплеменникам. Был создан Ейский армянский комитет во главе с председателем инспектором Ейского реального училища ст. сов. Аршаком Иосифовичем Казаровым, который собирал деньги на нужды войны. Комитет в составе: А.М. Акоева (Окоева), св. Абрамяна, А.П. Шилтова, А.М. Капикова, А. Читахянца, Г. Языкянца, Г.Л. Тохова, И.М. Аккерманцева, Х.М. Аккерманцева располагался в помещении редакции газеты «Приазовская речь», которая издавалась Г.Л. Тоховым. «Средства полились рекой», только за один этап был собран 3081 рубль. Пожертвования собирались не только в Ейске, но и в ближайших станицах, где проживали армяне. На нужды армян-добровольцев были переданы деньги в Тифлис епископу Месропу для Национального армянского Бюро. Ейский комитет поддерживал связи с бюро и принял участие в съезде всех армянских комитетов в Тифлисе, отправив своего делегата А.П. Шилтова. При комитете был создан Дамский кружок, который собирал и изготавливал теплые вещи и белье. Иногда, собранные вещи передавались адресно – например, 5 роте Шумахинского 205 полка, в котором служили земляки. 

    Комитет и отдельные представители диаспоры оказывали помощь армянам-военнопленным (воевавшим на стороне Турции), находившимся на лечении в ейских лазаретах. В целях сбора средств в пользу армянского комитета для помощи больным и раненым воинам ставились любительские спектакли и организовывались музыкальные вечера. 

    В истории благотворительной деятельности армянской общины хотелось бы отметить двух выдающихся представителей: Карпа Никитича (Керопа Мкртычевича)  Атарова и Георгия Лазаревича (Кеворка Хазаросовича) Тохова.

    Карп Никитич Атаров происходил он из мещан города Моздока Терской области. В середине 70-х годов XIX века приписался в купцы 2-й гильдии Ейска. На первых порах получил помощь от членов армянской колонии Ейска и «жительствовал в Ейске во 2-й части по Черноморской улице в магазине Керопа Чугаева». С первых лет жизни в Ейске купец состоял во многих общественных и благотворительных организациях. 

    В конце XIX века в доме на Воронцовском проспекте (ул. К. Маркса) работало частное училище 3-го разряда госпожи Атаровой, где учителем-содержателем выступала супруга г. Атарова. В училище бесплатно занимались дети из неимущих, в том числе и армянских семей. В 1907 году после смерти  К.Н. Атарова ейский ломбард, созданный купцом, по решению городской думы стал носить его имя. 90% чистой прибыли в конце года перед наступлением зимы раздавались жителям Ейска по усмотрению городской думы. К.Н. Атаровым был передан 4-х комнатный дом для Ейского общества пособия бедным. В нем в 1907 г.  обществом был организован детский приют «Ясли» для 20 детей в возрасте от 6 месяцев от 4 лет. Хорошей традицией стала передача средств этому приюту членами армянской колонии вместо пасхальных и рождественских визитов. 

    Георгий Лазаревич Тохов – младший брат крупнейшего представителя торгового сословия Ейска Эммануила Лазаревича Тохова. Именно о младшем Тохове писала областная газета – «смело и громко заявил о себе на общественной ниве». Григорий Лазаревич был почетным членом Ейского общества взаимного вспоможения приказчиков, которое активно начало работать с 1901 года. Тохов неоднократно помогал обществу: отвел помещение для клуба в своем торговом доме за минимальную арендную плату, помогал при строительстве летнего клуба, передал в библиотеку клуба приказчиков несколько сотен книг  и т.д. Служащим своего торгового дома и магазинов предоставлял 2-х недельный отпуск, выдавал денежное пособие, домашней прислуге подарки к отпуску и праздникам для всех членов семьи: ткань, сахар или табак. 

    Особенно активно он принимал участие в благотворительных акциях в годы первой мировой войны. С началом войны, он самообложился на 300 рублей ежемесячно до окончания войны в пользу раненых и больных воинов. Тохов Г. Л. пожертвовал 2 тысячи рублей на организацию госпиталя в клубе приказчиков, в своем жилом доме поставил 20 кроватей и взял на себя полное содержание больных. При этом не отказывал разовым сборщикам, отдавая по 5-10 рублей. Служащим своего магазина, ушедшим на фронт сохранил заработную плату, обеспечил семьи мобилизованных на зиму топливом, выдал пособие в 25 рублей. Он вошел в состав и активно работал   в Ейском городском комитете по оказанию помощи семьям призванных в армию граждан, а также больным и раненым воинам русской армии. 

    Таким образом, благотворительная деятельность представителей армянской общины г. Ейска проходила в русле общероссийских и ейских тенденций. Часть армянской общины была весьма активна  и проявляла себя в различных аспектах общественной жизни Ейска. Часть же была пассивна и служила лишь личным интересам. Благотворительностью занимались люди разные по уровню достатка, складу характера, роду деятельности, но всем им   был присущ истинный патриотизм, милосердие, что  проявлялось  в поддержке  культуры, просвещения, здравоохранения, опеке над сиротами, малоимущими. 

 

                                                                                 Заведующая научно-экспозиционного отдела музея Ирина Найденова.