Биограф, иллюзион, синематограф… Рубрика "Праздник в экспонатах". Часть 6.

29.08.2020

    27 августа отмечается День российского кино. С 2002 года по инициативе Службы кинематографии Министерства культуры РФ он стал самостоятельным праздником. Это праздник не только кинематографистов, но и любителей кино всей нашей страны. О нём нам напомнили программки киносеансов и фото первых ейских кинотеатров из фондов нашего музея.

    Мало кто знает сегодня, что с момента первого синематографического сеанса в нашем городе прошло, трудно поверить, более 110 лет. Интересно, что тогда он в ейских справочниках и газетах назывался по-разному: биограф, иллюзион, синематограф, электробиограф, электротеатр, кинематограф.

    Любили ейчане разные «увеселения и зрелища». В Ейске на заре прошлого века проводилось концерты местных и заезжих артистов, театральные спектакли, цирковые представления. Для их устройства сдавали свои помещения зал купеческого собрания, общественный клуб и клуб приказчиков. Но самым популярным стало кино. Это новое изобретение вызывало удивление у взрослых и полный восторг у детей. Южный город нуждался в новинках, жаждал необычного.

    Точное время открытия в Ейске первого кинозаведения пока не установлено, ейские историки ещё ведут поиск документов. Известно, что в 1909 году отечественные и зарубежные киносюжеты демонстрировал электробиограф «Экспресс». В это же время конкуренцию ему составлял Французский электробиограф Гонтаревой. 29 октября 1909 года открылся новый биограф - «Театр Био» Кузнецова. К 1914 году добавился театр «Заря». Эти кинотеатры имели зимнее и летнее помещение. Российский журнал«Сине-Фоно»,издававшийся с 1907 года и  посвящённый кинематографу,упоминал на своих страницах кинематографические события в Майкопе, Армавире, Анапе, Джанхоте, Ейске, станице Хадыженской.

    Тогда для просмотра сеансов, как правило, не строили специальных залов, а приспосабливали первые этажи жилых и торговых зданий. «Экспресс» был в здании Торгового дома братьев Аджемовых, в подвальном помещении по ул. Таганрогской (Свердлова, ранее там находился бар «Абсолют»). Французский электробиограф находился вначале в доме Позднякова (Поздняковой) угол Нахичеванской и Черноморской (Победы и Ленина), затем в помещении клуба Общества вспомоществования приказчиков с 1910 года. «Театр Био» разместился в доме Малины (Дом офицеров, ныне Досуговый центр),«Заря» – в бывшем магазине и складе в доме Грибанова (киноцентр «Премьер»). 

    Современному зрителю трудно представить себе атмосферу тех первых киносеансов. Войдя в зрительный зал, можно было увидеть ряды венских стульев, небольшой белый экран, рядом с которым стояло фортепиано.

    Как писал актёр Иван Перестиани, звезда немого кино, знакомый ейчанам и по театральной сцене: «...артистки раздвигали тюлевые драпри, появлялись в кружевах, цветах и мехах, скользили между колоннами, сидели на сверкающих  парчой диванах и обольщали коварных и простодушных мужчин». Каждая сцена сопровождалась короткой пояснительной надписью или фрагментами диалога и дребезжащими звуками фортепиано.

    Как и у каждого солидного заведения, была у ейских кинотеатров реклама, конечно же, в газетах. «Электротеатр «Экспресс» доводит до сведения уважаемой публики нижеследующую программу картин, имеющую быть продемонстрированной за время с 25 по 29 текущего сентября: 1. «Дело Дрейфуса» (картина, имеющая исключительный интерес) – повторяется. 2. «Выставка собак и кошек (с натуры)» – картина имела в Москве большой успех. 3. «Рождественская елка» (драма). 4. «Ныряющие лошади» (эффектная картина). 5. «Пьянство» (очень комично). 6. «Маленький Жюль-Верн» (содержательная, не лишенная комизма красивая феерия). После сеансов и продолжительного, не менее 30 минут, антракта сеанс картин исключительно парижского жанра, за особую плату 75 коп. Билеты учащимся и несовершеннолетним на этот сеанс не продаются. С почтением, дирекция».

    Перед началом демонстрации какого-либо фильма по городу развешивались афиши, как их тогда называли «анонсы», приблизительно такого содержания: «В электротеатре «Био» картина о любви с участием артистов Мозжухина и Лысенко». Иногда афиша делалась с затеями, дразнила воображение. «Бой быков в Испании» – на белых плакатах – смертельно раненный матадор, разъяренный окровавленный бык и огромная лужа крови. Кровь, конечно же, изображалась красной краской. Надпись внизу плаката гласила: «Нервных людей просят не приходить». После такого обращения билеты на фильм были нарасхват. Некоторые местные газеты критиковали афиши биографа «Экспресс», называя их «антихудожественными плакатами сенсационных новинок», которые, по их мнению, обезображивали вид Таганрогской улицы.

    Когда в Ейске появились первые стационарные кинотеатры, установилась и жесткая такса на билеты. Стоили они от 15 до 35 копеек в зависимости от ряда, на детские и ученические места – 10 копеек, ложа на 3 персоны – 1 руб. 20 коп. Компании из 5 человек разрешалось брать 4 билета, одного человека пропускали бесплатно.

    К каждому билету прилагалось краткое содержание кинокартины, отпечатанное в одной из ейских типографий, ведь кинофильм был немым и в лучшем случае сопровождался игрой на пианино. Тапер играл общеизвестные музыкальные пьесы, но иногда позволял себе импровизацию, нагнетая страсти, имитируя звуками разговор. Иногда от игры пианиста зависел успех фильма. В некоторых кинотеатрах тапер заменялся музыкальным автоматом – пианомелодикой. Такое отсутствие живой музыки зрителям обычно не нравилось.

    Сеанс длился от 40 до 60 минут, а иногда и 1 час 30 минут, и за это время показывалось семь – девять фильмов. Если за полтора часа демонстрировалось всего 5 картин, зрители негодовали, считали, что это слишком мало по назначенным за зрелище ценам. Утомительны были антракты между картинами. Впечатление сглаживал буфет, на что даже у детворы уходило 15-20 коп. Интересно, что вход в зрительный зал и выход из него разрешался в любое время.

    «В лапах развратника», «Обнаженная наложница», «Дочь падшей», «В когтях негодяя», «В западне», «Мужья на летнем положении» – это названия художественных фильмов, которые демонстрировались в ейских кинотеатрах. Были ленты документального характера: «Пожар на Подоле», «Полеты воздухоплавателя», «Крестный ход 15 июня». Большим успехом у публики пользовались (здесь и цены были невысокими) познавательные фильмы, снятые за границей: «Париж весной», «Африканское сафари», «Японская чайная церемония».

    Как-то в Ейске в течение шести дней демонстрировался фильм из 76 серий. Это была авантюрная интерпретация классического романа Гюго «Отверженные». Билеты раскупались на несколько дней вперед. Залы были переполнены. Фильм смотрели рабочие и интеллигенция, студенты и чиновники. Город перестал спокойно спать: все ейчане переживали за судьбу симпатичного героя Жана Вальжана.

    Особенным успехом в Ейске пользовались: «Жизнь шансонетной певицы», «Приключения Шерлока Холмса», «Теща в дом — все вверх дном», «Понизовая вольница» («Степан Разин»). Понравился ейчанам и первый русский полнометражный фильм о героической обороне Севастополя во время Крымской войны 1853-1856 годов «Оборона Севастополя» («Воскресший Севастополь»), который демонстрировался в 1911 году.

    Была ли конкуренция между ейскими кинотеатрами сто лет назад? Каждый кинотеатр старался занять свою нишу. Так, «Заря» распространял контрамарки и абонементы, устраивал скидки на отдельные картины или воскресные сеансы для учащихся, до 7 часов вечера. Иногда перед сеансом выступали «ясновидящие», «мнемотехники», «антиспиритисы». Кинотеатр «Био» пытался внедрить настоящие просветительские сеансы с лекциями.

    Дирекция театра «Экспресс» заключала договоры «с самыми лучшими мировыми фабриками на исключительное строгое монопольное право эксплуатации картин из сенсаций и боевиков кинематографического рынка». «Экспресс» с самого начала позиционировал себя единственным синематографом «без всякого мелькания» на экране. В программках-анонсах дирекция уведомляла своих зрителей, что «не жалея затрат установила новый усовершенствованный аппарат с предохранителем от вспыхивания ленты – последнего выпуска братьев Патэ, первых в мире известных изобретателей в синематографическом искусстве, работающий совершенно без шума, который устраняет мигания на экране». Только в этом кинотеатре играл оркестр, зрителям раздавали бесплатные программки, а в кассе можно было приобрести фотопортреты звезд отечественного и мирового кино. Так, известное ейскоесемейство Митрохиных собрало целую коллекцию фотооткрыток. В 1915 году с 28 по 30 января в нём после каждого сеанса картин проходили оригинальные концерты Петра Невского.Под этим псевдонимом выступал Пётр Елисеевич Емельянов  — русский музыкант-виртуоз игры на гармониях, певец песен собственного сочинения, народных «песен-скороговорок», чтец-рассказчик, танцор, балалаечник. Он записывал свои выступления на грампластинки, выходившие миллионными тиражами. Аккомпанировал специально приглашенный для концертного турне итальянский пианист Миланской консерватории Жозеф Ричарди.

    Уже в 1910 году в рекламе каждого кинотеатра стали содержаться сведения о «роскошном вновь отделанном зрительном зале». Иллюзионы ремонтировались и совершенствовались: там устраивали наклонные полы, устанавливались удобные кресла, достаточное количество выходов с красным светом, эфирно-кислородные лампы в проекторах заменяли на электрические, старые серые холсты — на новые модные рефлексные экраны. Да и кино уже не было немым и черно-белым, театры-синематографы демонстрировали цветные картины: «Тюльпаны, в красках», «Рейнский водопад, в красках», «Цивилизация веков, в красках», «Япония и гейши, в красках», «Цветок молодости, в красках», «Погибший в песках на острове Михайла, потрясающая драма в красках». Конечно, цвет был еще некачественный, пленку красили почти вручную, тем не менее, кинотеатры с радостью брали ленты, чтобы удовлетворить своего зрителя.

    Он, зритель, был главным в системе синематографа. Потому владельцы кинотеатров лезли на небо, под землю, в ад, куда угодно, лишь бы зритель был удовлетворен. Будет зритель — будет касса — будет доход. Летний французский театр «Заря» в помещении общественного клуба предлагая  к просмотру картину «Песня горя» уведомлял, что «за картину заплачены большие деньги, дабы датьпублике полное удовольствие. Картина из трёх частей. Сопровождается квартетом». Один из сотрудников кинотеатра вспоминал: «Было обязанностью постоянно собирать информацию об откликах зрителей у обслуживающего персонала, от администраторов вплоть до швейцаров». 

    Из Ростова-на-Дону в Ейск привозили фильмы общественного содержания, такие, например, как лента В.П. Вишневского «Крестьянские богатства юга России». 

    Несколько лент представил Н.Л. Минервин - «Последствия урагана в Приморско-Ахтырской станице и на Азовском море», «Ужасный ураган на Азовском море, во время которого погибло 300 человек», «Бомбардировка Новороссийска турецким крейсером «Гамидие», «Бреслау». Николай Львович Минервин основал в 1911 году  в Екатеринодаре товарищества «Эльбрус» и «Минерва», выпускавшие документальные и художественные фильмы. Уроженец Екатеринодара, он обучался в Петербургском университете. В 1909 году снял свои первые фильмы. Летом 1911 года на выставке в Риме Н. Л. Миневрин получил Большую золотую медаль за свои киноработы. Позже он работал в отделе научных фильмов у Ханжонкова, где вышло семь его выпусков «Северный Кавказ». После революции Минервин уехал в Москву. В 1925 году он был заведующим кинолабораторией «Аиз», затем оператором-хроникёром в Совкино. Разработал способ покрытия старой плёнки новой эмульсией. Умер в конце 1950-х годов.

    В июле 1914 года на экраны Ростова вышел фильм «Кровавое столкновение в Ейске полицейских чинов с преступниками и расстрел последних» (оператор Петр Васильевич Ермолов). События произошли 5 июля, погиб пристав 1-й части г. ЕйскаЛ.А. Кирин и его помощник И.В. Журавель.Фильм был вскоре запрещён цензурой и снят с экранов.  В этом же году кроме ейского сюжета Ермолов как оператор снимал «Местный гимнастический праздник ростовского Петровского реального училища и женской гимназии Берберовой» и «Мобилизация автомобилей в Ростове-на-Дону». Они с успехом прошли и в нашем  городе. Ермолов— оператор игрового, документального и научно-популярного кино. Один из первых русских военных операторов. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1940). Награжден орденами Трудового Красного Знамени (1939), «Знак Почета» (1939) и Красной Звезды (1943).

    Местный комитет попечительства о народной трезвости в конце декабря 1913 года, стремясь «отвлечь детей от развращающего влияния улицы, открыл при народном доме школьный биограф. Перед открытием молебствие, на котором присутствовали члены комитета во главе с председателем В.В. Ненашевым, представители общественных учреждений и другие лица». Священник в своём слове упомянул «о развращающем влиянии промышленных биографов и разъяснил значение школьного кинематографа, имеющего воспитательный характер». За первые дни его посетили свыше 2 тысяч учащихся, не считая взрослых. Помимо хорошо подобранной программы большую роль в этом сыграла низкая стоимость входной платы. Всего 3 коп. если приходила группа не менее 20 человек в сопровождении учителя, с детей и учащихся по 10 коп. в 1-й ряд, 5 коп. во 2 и 3-й ряды. Взрослые покупали билет в 1-й ряд за 20 коп., во 2-й за 15, в 3-й за 10 коп.

    Кино расширило узкие рамки замкнутого мира провинции. Благодаря хронике ейчане становились свидетелями эпохальныхсобытий, а персонажи художественных фильмов заставляли их плакать и смеяться вместе с ними. Кино стало органичной и необходимой частью культуры, неотъемлемым атрибутом городской жизни ХХ столетия. Благодаря великим мастерам и энтузиастам, среди которых естьи кубанцы, кинематограф стал искусством, вот уже более ста лет покоряющим умы и сердца миллионов зрителей.

                                 Заведующая научно-экспозиционным отделом музея Ирина Найденова.