Часть 21. Жизнь свою посвятил авиации.

    Обновляя экспозицию музея «Ейск в годы Великой Отечественной войны» размышлял над тем, как бы дополнить в ней материалы о начальном периоде войны, о ейчанах – участниках Курской битвы. Буквально на следующий день в музей приходит сестра погибшего на Курской дуге рядового Ивана Мокроноса – Мая Михайловна. Через несколько дней с нами связывается постоянная дарительница музея Коломийцева Елена Николаевна. Вот так Ейский историко-краеведческий музей им. В.В. Самсонова пополнился ценнейшими экспонатами. 

    Очень хотелось разместить на выставке «Крылья Победы», которая открылась в музее в начале февраля, лётную книжку времён Великой Отечественной войны. Но где её найти? Неожиданно, в музей приходит Николай Дмитриевич Сахаров. Он – сын выпускника Ейского военно-морского авиационного училища им. Сталина 1939 г., лётчика-истребителя, ейчанина, участника Великой Отечественной войны Дмитрия Ивановича Сахарова. 

    Николай Дмитриевич Сахаров принёс в музей документы, фотографии своего отца. На вопрос о лётной книжке и о возможности её демонстрации на выставке дал положительный ответ. И поведал биографию Дмитрия Ивановича. 

    Сахаров Дмитрий Иванович родился 25 октября 1916 года в д. Тёплое Венёвского уезда Тульской губернии (ныне Венёвского района Тульской области). В восемь лет отец пошёл в школу, после седьмого класса поступил в Сталиногорский техникум, по окончанию которого получил специальность «химик-технолог». 

    Но не химия стала делом всей жизни Дмитрия Сахарова, а авиация.

    В 1936 г. Дмитрий Иванович Сахаров поступил в аэроклуб, который с декабря этого же года стал называться Сталиногорским аэроклубом ОСОАВИАХИМа им. Героя Советского Союза М. С. Бабушкина.   

    1 сентября 1937 г. Сталиногорским ГВК Сахаров Д.И. в числе других аэроклубников был призван в РККА и прибыл в Ейское военно-морское авиационное училище им. тов. Сталина (фото 1). 

    В 1938 г. курсант Сахаров проходил морскую практику на лидере «Москва», вошедшем в августе в боевой строй Черноморского флота (фото 2). 

    В ноябре 1938 г. корабль был использован для выполнения дипломатической миссии. 10 ноября группе курсантов Ейского Военно-морского авиационного училища им. тов. Сталина, проходящих морскую практику на лидере «Москва» был зачитан приказ о следовании в Стамбул. Сразу же была выдана парадная форма одежды.

    16 ноября корабль под флагом командующего Черноморским флотом флагмана 2-го ранга И.С. Юмашева вышел из Севастополя. На корабле находилась советская делегация, прибывшая в Турцию для участия в похоронах президента Мустафы Кемаля (Ататюрка). В составе делегации были заместитель Народного комиссара иностранных дел СССР Владимир Петрович Потёмкин, Полномочный представитель СССР в Турции Алексей Васильевич Терентьев.

    18 ноября прибыл в Стамбул. При проходе через Босфор эсминец «Москва» произвёл 21 выстрел «салюта наций». В ответ турецкая артиллерия с берега приветствовала советский эсминец 21 выстрелом. 

    После прибытия корабля в Стамбул, курсантов поездом доставили в столицу Турции – Анкару. 

    19 ноября советская делегация, включая 40 краснофлотцев и командный состав лидера «Москва» возложила венок и отдала воинские почести основателю Турецкой Республики Мустафе Кемалю (Ататюрку). 

    21 ноября парадный расчёт советских военных моряков, в числе которых были ейские курсанты, прошёл строем с винтовками по площади перед гробом первого президента Турецкой республики М.К. Ататюрка. 

    В Российском государственном архиве ВМФ есть отчёт советского военно-морского атташе в Турции об этих событиях. Он отмечал: «В целом всё пребывание здесь нашего корабля прошло весьма хорошо… Отличное впечатление своей выправкой, дисциплинированностью и чётким прохождением на похоронах Ататюрка (с винтовками на руку) произвел отряд краснофлотцев, ездивший в Анкару. Отношение турецких властей к нашему кораблю и краснофлотцам было весьма предупредительное. Так, например, отряд краснофлотцев, прибывший в Анкару, в отличие от других иностранных отрядов, помещённых большей частью в казармах, был размещён в двухместных палатах офицерского госпиталя.».

    21 декабря 1938 г. Наркомом ВМФ СССР командармом 1-го ранга М.П. Фриновским за отличное выполнение правительственного задания была объявлена благодарность личному составу корабля, в т.ч. курсантам Ейского ВМАУ им. Сталина, проходивших на нём морскую практику.

    По прибытию в Ейск учёба была продолжена и в октябре 1939 г.  состоялся выпуск из училища. 

    Лейтенант Сахаров был направлен на должность лётчика в 32-й истребительный авиаполк Черноморского флота. В части пилотировал четыре типа самолёта: УТ-2, У-2, И-5 и И-15. 

    Войну Сахаров Д.И. встретил командиром звена 93-й отдельной истребительной авиаэскадрильи, которая находилась в подчинении Керченской ВМБ.

    Первой боевой наградой Дмитрия Ивановича был орден Красного Знамени. Командир 101-й отдельной авиационной эскадрильи капитан Давид Ефимович Нихамин, описывая подвиг Дмитрия Ивановича Сахарова, дал краткую, но ёмкую характеристику своему командиру звена: «отважный и решительный лётчик-истребитель». Это была наивысшая похвала из уст командира, лётчика с большой буквы. Нихамин Д.Е. обучался в Ейской школе морских лётчиков и лётчиков-наблюдателей РККА ВВС, в послевоенные годы преподавал тактику в Ейском военном авиационном училище лётчиков. Неоднократно представлялся к званию Героя Советского Союза (1943, 1991), к званию Героя России (1995) и Героя Украины (2020), но заслуженной по праву награды так и не получил.   

    Сахаров Дмитрий Иванович за время боевых действий в составе 101-й авиационной эскадрильи имел 108 боевых вылетов. С 20 августа 1941 г. произвёл 102 боевых вылета, из них на штурмовку живой силы и мотомеханизированных частей противника 26 вылетов, в результате чего уничтожил 16 грузовых автомашин, 2 артиллерийские упряжки, боевой расчёт батареи и до 500 офицеров и солдат противника.

    В воздушных боях 12 октября 1941 г. в районе Ишунь сбил самолёт противника Ме-109. Лётчик сбитого самолёта был взят в плен наземными войсками. 

    В конце 1941 г. старший лейтенант Д.И. Сахаров переводится командиром звена в 3-й истребительный авиационный полк.

    В лётной книжке Дмитрия Ивановича Сахарова, начиная с ноября 1939 г., велись записи всех полётов лётчика. На её страницах все воздушные победы, боевые и тренировочные полёты, записи о премиях.

    Остановлюсь на нескольких записях, сделанных в лётной книжке Сахарова Д.И.: 

    - 29 апреля 1942 г. были произведены тренировочные полёты на самолётах МиГ-3, поступивших на вооружение полка;

    - 9 мая 1942 г. командиром звена 101-й отдельной авиаэскадрильи ВВС ЧФ Дмитрием Ивановичем Сахаровым в паре с пилотом мл. лейтенантом Никитой Панфиловичем Хаткевичем на самолётах МиГ-3 над Чёрным морем был сбит немецкий Ме-110. 

    Кстати, на выставке «Крылья Победы» лётная книжка Сахарова открыта на этих записях.

    Ещё один полёт, отмеченный в лётной книжке Дмитрия Ивановича. По заданию командования фронтом им была произведена авиаразведка с фотографированием линии фронта западнее Таганрога.  Вылет был выполнен из Ейска. За успешно выполненное боевое задание лично Главнокомандующий Северо-Кавказского направления Маршал Советского Союза С.М. Будённый вручил старшему лейтенанту Сахарову золотые часы. Эта награда стала семейной реликвией семьи. 

    С декабря 1942 г. заместителю командира эскадрильи 7-го истребительного авиаполка ВВС Черноморского флота Д.И. Сахарову была поставлена задача по перегонке самолётов МиГ-3 для Северного флота. 

    Дмитрий Иванович Сахаров вспоминал в кругу семьи несколько случаев, когда его жизни мог прийти конец, а на лётной карьере можно было поставить точку. 

    Перегоняя МиГ-3, в связи с поломкой самолёта, совершил вынужденную посадку в районе Сталинграда. Сделал это умело, сохранил материальную часть. Но… сажая неисправный МиГ, пересёк курс самолёта Ли-2 командующего ВВС РККА генерал-лейтенанта авиации А.А. Новикова (впоследствии Главного маршала авиации). Командующий, не разбираясь, приказал арестовать лётчика со всеми вытекающими из этого последствиями. Благо, что арестовывать Дмитрия Ивановича приехал авиационный инженер (к сожалению, фамилия неизвестна). Он разобрался в причине подобного «лихачества» Сахарова. В двигателе самолёта лопнул маслопроводник и он просто заглох.

    Ещё один неприятный случай произошёл в Сталинграде. На Сахарова напал дезертир. Дмитрий Иванович был без личного оружия, и обороняться пришлось кулаками. Отбившись, он сдал дезертира появившемуся военному патрулю. 

    В марте 1943 г. перед Сахаровым поставлена новая задача – перегонка американских самолётов из Ирана в боевые части Черноморского флота. Следует отметить, что в ноябре 1942 г. ответственность за трансиранский маршрут поставок вооружения, продовольствия и других грузов для Советского Союза полностью легла на США. Американцами в Иране были построены авиасборочные заводы. В портовом городе Абадан был подготовлен аэродром. Собранные на заводах самолёты облётывались американскими лётчиками и передавались советским пилотам для перегонки в боевые части. 

    В мае 1943 г. капитан Сахаров вернулся в 7-й истребительный авиаполк ВВС Черноморского флота (фото 3). Командовал полком Герой Советского Союза капитан Константин Дмитриевич Денисов (выпускник Ейской военно-морской авиационной школы 1936 г.) Стал летать на американском самолёте «Киттихаук». 

    В лётной книжке имеются записи о сбитых Сахаровым Д.И. на этом самолёте в групповом воздушном бою в мае 1944 г. немецких гидросамолётов НА-140 и ГМ-140, 20 августа 1944 г. вражеского гидросамолёта ГА-140. 

    Стоит добавить, что последние потери на Чёрном море гидроавиация Люфтваффе понесла 20-21 августа 1944 г. Через несколько дней флот Германии на Черном море прекратил своё существование, части морской авиации противника поменяли место своей дислокации. 

    С ноября 1944 г. и до окончания Великой Отечественной войны Дмитрий Иванович Сахаров служил в 62-м истребительном авиационном полку. Этот полк ещё 16 сентября 1944 г. был исключён из состава действующей армии. 

    День Победы 9 мая 1945 г. Сахаров Д.И. встретил под Новороссийском на аэродроме Мысхако.

    После окончания Великой Отечественной войны полк выполнял задачу противовоздушной обороны главной базы (ПВО ГБ) Севастополь дежурством на земле. 28 июня 1945 г. вместе с полком старший лейтенант Сахаров прибыл на аэродром Аджи-Булат (ныне с. Угловое, Республика Крым) и в составе полка выполнял задачу ПВО ГБ ЧФ Севастополь. 

    С августа 1945 г. капитан Д.И. Сахаров назначается штурманом 63-го истребительного авиаполка Черноморского флота (фото 4), с 1947 по 1949 гг. –  штурманом 326-го истребительного авиаполка Черноморского флота.

    Слушатель Краснодарской высшей офицерской школы штурманов ВВС с декабря 1949 по декабрь 1950 г. Окончив курсы, майор Сахаров, на несколько месяцев вернулся в 326-й истребительный авиаполк. 

    В начале 1951 г. вместе с семьёй поехал к новому месту службы. На Дальний Восток, где приступил к выполнению обязанностей штурмана 58-го истребительного авиаполка 7-го Военно-Морского флота Тихоокеанского флота. В 1952 г. личный состав авиаполка стали готовить для боевых действий в Корее. Летали на новой технике – на истребителях МиГ-15, на которые полк перевооружился в 1951 г. Один только факт, свидетельствующий о серьёзнейшей боевой подготовке лётчиков и высочайшем напряжении всех сил. За один год в полку сожгли керосина, как за три года. 

    После командировки в Корею ещё пять лет Сахаров прослужил на Дальнем Востоке. В 1957-1958 гг. – начальник штаба 41-го истребительного авиаполка (фото 5). 

    В июне 1958 г. подполковник Д.И. Сахаров уволился в запас и переехал в родной Ейск.

    Продолжал работать на протяжении ряда лет – бригадиром фабрикатного цеха на консервном заводе, счётчиком кожевенных товаров материального склада на обувной фабрике, слесарем по ремонту двигателей, контрольным мастером в войсковой части 13823 (570-й авиационный ремонтный завод). Вышел на пенсию в январе 1974 г.

    Умер Дмитрий Иванович Сахаров 8 октября 1994 г. Похоронен в Ейске.

    Подполковник Д.И. Сахаров был награждён двумя орденами Красного Знамени (1942, 1956), орденом Александра Невского (1946), орденами Отечественной войны II степени (1985), Красной Звезды (1952), медалями «За боевые заслуги» (1947), «За оборону Кавказа» (1945), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946), юбилейными медалями.

    Дмитрий Иванович Сахаров – один из многих миллионов советских граждан, отстоявших свободу и независимость своей Родины. Из подвигов, самопожертвования, мужества, стойкости духа и любви к Родине, таких людей как лётчик-истребитель Сахаров, сложилась Великая Победа 1945 года.  

 

    Фостийчук В.В., ведущий научный сотрудник НЭО Ейского историко-краеведческого музея им. В.В. Самсонова, кандидат политических наук, доцент.