11.09.2023
Из истории Ейского городского комитета попечительства о народной трезвости.
Ежегодно 11 сентября проводится Всероссийский день трезвости, а 3 октября наша страна присоединяется к Международному дню. Его цель – агитация за жизнь и досуг без алкоголя, популяризация трезвого образа жизни в целом. Пьянство издавна считалось одной из главных бед России. Еще в 1880-е годы священник Т. Стефанов писал о Ейске: «Воды здесь вообще пьют мало; некоторые пьют чай, пиво, квас, а больше всего водку. Высшие классы потребляют спиртные напитки в форме разных вин, наливок и т.п.; средние – в виде «очищенной», а низшие тянут простую сивуху. Многие доходят в этом отношении до излишества, оттого в городе в настоящее время насчитывается 70 мест питейной торговли, т.е. 1 на 400 жителей, тогда как во всей России считается 1 на 1200 жителей. Всего по-требляется в Ейске водки до 60 000 ведер или 6 000 000 шкаликов, или 12 000 000 рюмок в год. Т.е. по 215 шкаликов на 1 жителя, по 1⅓ рюмки в день, а считая всех мужчин 20-75 лет по 3 ¾ рюмки в сутки на каждого, тогда как во всей России по 1 ¼ рюмки. Больше всего выходит водки зи-мой и в большие праздники. Карты и вино две главные привычки ейцев и имеет с тем две главные язвы, отнимающие время от деятельности более благородной и разумной; интересы более достойные человека, заменяются соображениями о карточных комбинациях, о плане новой попойки и т. д.»
Правительство в меру сил и возможностей пыталось бороться с по-роком, хотя и осознавало тщетность своих усилий. Настоятель Спасо-Преображенского храма города Харькова, протоиерей П. Фомин по пово-ду открытия при этой церкви общества трезвости, более 100 лет тому назад, сказал слова, которые и до сегодняшнего дня являются очень актуальными: «Нет нужды говорить, насколько велико пьянство в городском населении, особенно ремесленном. Это бедствие нашей народной жизни у всех пред глазами, а страшные цифры статистики, словно зловещий колокол, всюду разносит весть о тяжком недуге народном, все разрастающемся».
Первые общества трезвости появились в России в 1858 г. После офи-циального утверждения устава обществ трезвости в 1874 году, вновь началось движение за трезвость, однако оно оставалось малочисленным. В конце XIX в. по инициативе министра финансов С.Ю. Витте началась оче-редная компания борьбы с «зеленым змием». Опорой в этой борьбе на ме-стах должны были стать губернские и областные комитеты Попечительства о народной трезвости. Устав их был утвержден ещё в 1894 г. Но повсе-местно они стали создаваться с января 1901 г. в связи с введением в действие в июле 1901 г. «Положения о казенной продаже питий» (винной монополии). Новое положение решило вопрос о финансировании деятельно-сти попечительств, предусмотрев передачу части вырученных казною де-нег на эти цели.
В течение января-февраля 1901 г. были открыты уездные комитеты. Кубанское попечительство о народной трезвости было создано в Екатери-нодаре в 1902 г. и вскоре имело около сотни филиалов в городах и станицах Кубанской области. Вся работа строилась по преимуществу на общественных началах.
По состоявшемуся между Министерствами Финансов и Военному соглашению, в 1907 г. был образован Ейский городской комитет попечи-тельства о народной трезвости. Главное Управление неокладных сборов и казенной продажи питей уведомило об этом председателя Кубанского об-ластного комитета попечительства о народной трезвости. В состав Ейского комитета вошли: председатель - городской голова В.В.Ненашев, члены: мировые судьи Ульянов, Прждепельский, Шультецкий, почетные мировые судьи: Россето, Качаунов, Щелкунов, полицмейстер города, помощник акцизного надзирателя Щедрин, инспектор городского училища Жиленко, товарищ прокурора окружного суда, инспектор ремесленного училища, купцы: Бондарев и Бойченко, члены Ейской городской управы: Подушко и Клешнев, Ейский городской секретарь Мельников.
Обществами Трезвости была создана система, которая включала в себя: чайные; народные столовые; читальни, библиотеки и склады книг; народные чтения и музыкальные занятия; народные театры и гулянья.
У части либеральной общественности России того периода существовала надежда снизить масштабы алкоголизации общества, в том числе, при помощи чая, а Чайные виделись важным элементом продвижения трезвости в массы.
В начале XX века в чайных и столовых можно было за небольшую плату получить хороший чай, недорогую, но здоровую еду. Однако, нуж-но было чем-нибудь привлечь туда народ. В этих заведениях устраивали читальни с выпиской газет, приобретали для развлечения граммофоны. Попечительства о трезвости проводили народные чтения с туманными картинками, давали народные спектакли по доступным для всех ценам.
В Ейске городской комитет открыл такую чайную по ул. Нахичеванской (ул. Победы) недалеко от Гостиного двора (точное место неизвестно). Чайную всегда старались держать в порядке и чистоте. На стенах были расклеены картинки, в которых ярко представлялся вред пьянства. Чай-ные должна была стать своего рода трактиром для трезвенников, в своем ассортименте она не имела ничего спиртного. В чайной общества трезвости подавали: за две копейки порцию чая и за одну копейку два куска са-хара, чуть позже чай с сахаром для одного стоил 5 копеек и 7 копеек в более чистой комнате, для двоих – 10 и 12, троих – 12 и 15. Молоко: один стакан – 5 копеек, 0,5 стакана – 3 копейки; квас клюквенный – 10 копеек, яблочный и другие – 12 копеек за бутылку.
Рабочий человек вполне мог позволить себе посидеть в чайной, ведь цены на водку были значительно выше. Бутылка «красноголовки» (с крас-ной крышкой) – эту водку звали в народе еще «казёнкой» – емкостью 0,61 л в начале XX века стоила 40 копеек; бутылка «белоголовки» (с белой крышкой) – водки двойной очистки – обходилась в 60 копеек. Продавались также бутылки в плетеных корзинках емкостью в четверть (¼ ведра), то есть в 3 литра. Самые маленькие бутылочки были емкостью в 1/10 часть от обычной бутылки, то есть в 0,061 л (их в народе еще тогда прозвали «мерзавчиком»), они стоили в казенном винном магазине 6 копеек. Выдержанное «Мартовское» пиво продавалось за 2 рубля за ведро, «Пильзенское» - 1 рубль 70 копеек, «Чёрное» - 1 рубль 60 копеек. «Столовое» - 1 рубль 50 копеек. Бутылочное пиво из-за стоимости тары стоило дороже – от 20 копеек за бутылку. Емкость бутылки для вина в дореволюционные годы была 0,75 литра. При этом за дешевое разливное вино в разных губерниях России нужно было заплатить 5–20 копеек за литр. Коньяки стоили от 3 рублей и заканчивались ценами до 100 рублей за бутылку. Чайная была для трезвенников своеобразной заменой трактира, ведь в нем они могли не удержаться от соблазна выпить, да еще и оказаться высмеянными своими нетрезвыми товарищами.
Помимо чая можно было заказать сахар, сливочное масло, сливки и молоко, баранки, бублики, пышки. Чай подавался в двух чайниках с заваркой и кипятком отдельно, один располагался над другим. Некоторое время потребитель получал порцию чая в запечатанном бандеролью попечительства о народной трезвости пакетике и высыпал чай в подаваемый с кипятком чайник. Чайная эта предназначена преимущественно для город-ской бедноты. Несмотря на низкие цены и достаточно большое помещение, публики в народной чайной, в сравнении частными чайными, бывало не много, хотя плата в последних выше.
Отличительной чертой чайной были длинные общие столы, за которыми сидели посетители и могли обсуждать новости, читать газеты. Чайную облюбовали для своей деятельности представители различных политических партий, в них, в частности, распространялась нелегальная лите-ратура. Просуществовала такая чайная в Ейске недолго.
Ейским комитетом Общества попечения о народной трезвости были открыты Народные библиотеки. Одной из первых такая библиотека была создана в городском начальном училище на «Балочке». На ее содержание расходовали 300 рублей в год. Вторую такую библиотеку комитет предполагал открыть в «Рогу», дабы отвлечь от пьянства, «кулачных боев и кукареканья на заборах» молодежь окраин. Областной комитет для Народных библиотек Ейска в 1914 г. выписал несколько изданий: «Зем-ский вестник», «Дружеские речи», «Хуторянин», «В трезвости» и «Трезвая жизнь», «Отдых христианина», «Кубанский край» и «Кубанские областные ведомости», «Нива», «Природа и люди», «Вестник Европы», «Русская мысль».
Чайные и библиотеки непременно входили в состав Народных домов, которые стали появляться во многих городах России особенно широко после революции 1905 года.
Народные дома - общедоступные негосударственные просветительские учреждения клубного типа. Финансировались местными промышленниками, частными благотворителями, муниципальными управами, обществами трезвости, а так же по линии государства финансирование домов трезвости из министерства финансов. Инициатива постройки Народного дома в нашем городе исходила от местного комитета попечения о народной трезвости, председателем которого был городской голова В.В. Ненашев. Ейская Городская дума всемерно поддержала этот проект, и выдели-ла под строительство большой участок земли в центре города.
Строительство началось в конце 1909 года. К сентябрю 1912 года уже заканчивалось строительство Народного дома. Оставалась покраска незначительной части стен, которую должны были завершить за неделю. Декорации были написаны художником-декоратором А.П. Смирновым. Театр при Народном доме стал бы первым в Ейске, кто имел такую богатую декорационную обстановку. Была создана масса декораций на современные мотивы, из исторической жизни, дренеклассических пьес.
Двухэтажный большой особняк был сдан в эксплуатацию в 1912 го-ду. Торжественная церемония освящения состоялась 30 сентября. Это было одно из самых больших, современных зданий. Сооружение, выполненное в кирпиче, выглядело монументальным и достаточно парадным. В стилистическом отношении оно эклектично. Симметричная композиция здания была характерна для общественных зданий. Народный дом — двухэтажный с большими полуподвальными помещениями и одноэтажными крыльями прямоугольный в плане особняк. Парадные входы были с чётной стороны Воронцовского проспекта (ныне ул. К. Маркса). Внешний декор здания составляли лопатки с геометрическим классическим рисунком и гирлянд.
Постройка обладала театральным залом на 600 мест и библиотекой, репетиционными и служебными помещениями. В Народном доме часто выступали гастролирующие труппы, давались любительские спектакли.
Для детей организовывались Рождественские ёлки. Буфет был пере-движной, на время балов или концертов. Спиртные напитки не продавались. Здесь устраивались духовно - религиозные, исторические, биографические, географические, литературные чтения. Народный дом посещало много народа. Работало несколько кружков: музыкальный, драматический и др. Вся деятельность Народного дома была направлена на активное отвлечение населения от пьянства и дурных привычек. Ейский Народный дом получил наименование Романовский.
Некоторое время в Народном доме была частная антреприза Бестужева. Репертуар ее состоял из оперетт. В помещении Народного дома Ейское общество «Просвещение» устраивало научно-популярные лекции. Весьма успешно прошли вечерние благотворительные лекции профессора Варшавского университета нашего земляка А.М. Евлахова.
Несколько сезонов успешно гастролировала труппа П. В. Прохоровича, репертуар которой составляли малороссийские пьесы. Общество вспомоществования недостаточным ученикам в Народном доме устраива-ло спектакли и концерты, сбор с которых поступал на нужды учеников и учителей. Местный комитет попечительства о народной трезвости в конце декабря 1913 года, стремясь «отвлечь детей от развращающего влияния улицы, открыл при Народном доме школьный биограф. Перед открытием молебствие, на котором присутствовали члены комитета во главе с председателем В.В. Ненашевым, представители общественных учреждений и другие лица».
Общество считало, что прививать здоровые привычки надо с детско-го возраста. Первый Всероссийский съезд по борьбе с пьянством, который проходил в Петербурге в 1909 году, принял постановление о введении обязательного преподавания начал трезвости в низшей и средней школе.
Большое внимание Ейский городской комитет попечения о народной трезвости уделял организации культурного досуга, который должен был стать альтернативой праздничной выпивке. С этой целью уже в Народном доме открылась чайная, библиотека, проводились публичные чтения, дру-гие мероприятия. Чайная работала совсем недолго, ее функции взял на себя буфет. Библиотека Народного дома обладала неплохим набором книг. Популярностью у читателей пользовалась историческая, биографическая, географическая и художественная литература. В библиотеке работал читальный зал и абонемент.
Основные проблемы, с которым сталкивалось общество трезвости, было связано с ограниченностью их материальных средств, сопротивлением торговцев алкоголем и бюрократическими препонами.
При этом «Попечительство…» мало занималось реальной борьбой с пьянством и алкоголизмом. В 1913 году Ейский уездный комитет попечительства констатировал неудовлетворительное качество своей работы. Отмечалось, что народ не проявляет интереса к лекциям и спектаклям.
Местные журналисты сетовали на то, что комитет Попечительства о народной трезвости ограничил свою деятельность получением арендной платы за сдаваемые помещения театра и чайной, а библиотека посещалась нечасто и не теми слоями ейского общества, на которые рассчитывали в Комитете. На лекции, да и на спектакли тоже, ходила совсем не та публика, о просвещении которой заботились борцы с пьянством.
Правительство было вынуждено принять решение о введении «сухого закона». Торговля алкоголем была прекращена с 19 июля 1914 года. Были закрыты винокуренные заводы, склады с алкоголем опечатаны. За самогоноварение следовало наказание – 5 лет тюрьмы и 1 год поражения в правах. Местные газеты публиковали материалы о пресечении ейской полицией незаконной торговли.
Общество попечения о народной трезвости и Ейский комитет прекратили свою деятельность в годы Гражданской войны.
В годы существования СССР проводился ряд антиалкогольных кампаний, включавших в себя правительственные меры по снижению потребления алкоголя. Общественные организации, связанные с пропагандой трезвого образа жизни пережили несколько этапов: от массовых до полного запрета.
В 1928 г. был создан Всесоюзный Совет Противоалкогольных Обществ СССР. Начали издавать ряд трезвеннических журналов. Стали раз-рабатывать проекты постановлений правительства по ограничению торговли спиртными изделиями и мерах по борьбе с алкоголизмом, уделяли внимание вопросам антиалкогольного воспитания детей и подростков, подготовке квалифицированных кадров пропагандистов трезвого образа жизни, проведению антиалкогольных «недель» и «месячников», организации выставок, конкурсов, походов, клубов трезвости.
Но уже в начале 1930-х гг. по инициативе ряда членов Политбюро ВКП(б) деятельность Общества была свернута, закрыты все издания. В 1937-1938 гг. были репрессированы многие активисты трезвеннического движения. Возрождение движения началось в 1960-е гг., в 1970-80-е гг. его становление и развитие.
Заведующая научно-экспозиционного отдела музея И.А. Найденова
Примечания
1.Стефанов Т. Город Ейск: Статистико-этнографическое описание // Кубанский сборник. – Екатеринодар, 1883. – Т. 1.
2.Григорьев Н. И. Русские общества трезвости, их организация и дея-тельность в 1892–1893 гг. СПб.: Тип. П. П. Сойкина, 1894. — 79 с.
3.«Ейский вестник» №63 от 23.06.1907 г.
4.Прядышев Д. Цены и жалования в Царской России // http://www.kirovklad.ru/article/56.
5.«Приазовская жизнь» от 16.01.1914 г.
6.«Кубанская речь» от 8.09.1912 г.
7.«Приазовская жизнь» от 25.12.1913 г.
8.Фонды МБУК ЕГПЕР «Ейский историко-краеведческий музей им. В.В.Самсонова».
9.ГАКК. ф. 465. оп. 1. д. 35. л. 19.