Дмитрий Исидорович Митрохин.

23.04.2020

Дмитрий Исидорович Митрохин.

15 (27) мая 1883 (Ейск) – 7 ноября 1973 (Москва)

 

    Родился в Ейске в купеческой семье. После окончания Ейского реального училища занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1901–1903) у А.М.Васнецова и А.С.Степанова, а также в Строгановском художественно-промышленном училище. С 1903 года участвует в различных художественных выставках.

    С 1904 г. — член объединения «Мурава», занимался керамикой. В 1905–1906 жил в Париже, где посещал мастерскую Е.С.Кругликовой. Испытал влияние стиля Ар Нуво, искусства А. де Тулуз-Лотрека и японской гравюры. В 1908 г. с помощью С. Яремича в Петербурге стал заниматься оформлением книги, с 1910 г. участвовал в выставках «Мира искусства». В 1912-1913 гг. оформил свои знаменитые детские книжки в издательстве И. Кнебеля — пример необычайно яркого «кнебелевского» раннего митрохинского стиля. Среди источников этого стиля сам художник называл «русский лубок... набоечные доски... пряничные формы». Митрохинская графика соединила западную формальную культуру, традиции петербургских мирискусников с декоративностью русского народного творчества, сочностью и стихийной красочностью искусства московской школы. Позднее Митрохин столь же успешно открывал новые стилистические возможности ксилографии, штрихового офорта, резцовой гравюры на металле, рисунка и акварели, каждый раз удивляя свободой и непосредственностью исполнения, что позволило ему завоевать репутацию виртуоза книжно-журнального оформления.

    Жил в Петербурге/Ленинграде (1908–1942), Алма-Ате (1942–1944) и Москве (1906–1908 и с 1944). Работал хранителем отдела рисунков и гравюр Государственного Русского музея (1919–1923). 

    С 1904 сотрудничал в журналах «Сатирикон» и «Аполлон», а также в различных издательствах. После 1918 – во многих советских издательствах (Наркомпроса, «Земля и фабрика», «Красная новь», «Academia», Гослитиздат, Детгиз и др.). Оформив огромное число изданий, стал как бы живой историей русского книжного дизайна 20 в. 

    Рисовал в разных техниках, гравировал на дереве, на меди резцом и сухой иглой, обращался к акварели и цветному карандашу. В искусстве книги придавал особое значение не полосным иллюстрациям, а всему орнаментально-ритмическому комплексу обложки, форзаца, титула, заставок и т.д., тщательно вырисовывая каждую деталь. Среди украшенных им книг – Золотой жук Э.По (1922), сочинения Н.В.Гоголя (1930), Эфиопика Гелиодора (1932), Комедии Аристофана (1934). 

    В каждой из осваиваемых им техник он показал себя как талантливый и уверенный мастер. Сначала это была гравюра на дереве, потом литография и, наконец, гравюра на металле (резцом и сухой иглой) - утонченная и ставшая довольно редкой в XX в. техника. В ней он добился самых впечатляющих результатов и вырос в одного из наиболее крупных и своеобразных мастеров станковой гравюры. В своих маленьких камерных пейзажах, изображавших обычно тихие уголки Ленинграда и старого парка на Елагином острове, он выступил в новом качестве - как внимательный и лиричный наблюдатель, способный опоэтизировать непритязательные жизненные мотивы и поднять их до уровня высокого искусства. Его станковая графика поначалу достаточно сложна по композициям: романтичные пейзажи и многолюдные жанры – северодвинский (1927) и ейские (1930-е) циклы рисунков и гравюр; серия акварелей Ленинград в дни Великой Отечественной войны(1941); последняя серия – в Русском музее и московском Музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. В поздний период она становилась все более простой и по-своему аскетичной (отражая сюжетный «минимализм» «тихого искусства» в целом). В рисунках 1960-х годов Митрохину достаточно было пары плодов, нескольких цветов или даже орехов, чтобы создать формально-совершенный и поэтически емкий образ. 

    В 1919–1931 Митрохин плодотворно работал как педагог. В 1919-1921 он - профессор Высшего института фотографии и фототехники. В 1924 – 1931 г.г. профессор Высшего художественно-технического института (ВХУТЕИН, бывшая Академия художеств). Заведовал отделением книги графического факультета. С 1932 по 1941 год член правления Ленинградского областного Союза Советских художников, председатель графической секции. 

    В первые годы войны Дмитрий Исидорович в блокадном Ленинграде. В 1942 году он эвакуирован в Алма-Ату, где в 1942-1944 годах много работает, рисует с натуры. Является членом правления Союза советских художников Казахской ССР, председателем бюро графической секции. 

    Возвратившись после эвакуации в Москву, Митрохин продолжает активно работать. 

    В конце 1940-х гг. ему, теряющему силы, пришлось расстаться с гравюрой, а десять лет спустя - и с книжной графикой. Все более сковываемый преклонным возрастом и болезнями, замкнутый пределами своей квартиры, но по-прежнему обуреваемый неукротимой жаждой творчества, он нашел выход в том, что еще пока было доступно, - в простом карандашном рисунке, часто слегка подцвеченном акварелью. Сотни этих небольших (обычно не более открытки) рисунков стали свидетельством феноменальной творческой молодости художника, вошли в классику отечественного искусства XX в. 

    Талант Д.И.Митрохина был отмечен званием Заслуженного деятеля искусств РСФСР, медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», «За оборону Ленинграда».

    Ейск занимает значительное место в жизни и творчестве Дмитрия Исидоровича Митрохина. Здесь он родился и вырос, здесь в типографии своего деда Наума Чаги он впервые соприкоснулся с таинством рождения Печатного Слова. И эти детские впечатления определили всю дальнейшую судьбу Мастера. 

    Приезды Митрохина в Ейск после учебы и стажировки в Париже были непродолжительны, но чрезвычайно плодотворны. Рисунки, сделанные в Ейске в последующие годы стали основой его графических работ (Ейские циклы гравюр конца 1920 - 1930-х годов). По некоторым сведениям именно Митрохин выполнил в 1918 году эскизы ейских денежных знаков (бонов), имевших широкое хождение в период до 1920 года.

    Письма  Дмитрия Исидоровича родным наполнены ностальгией по родному городу. «…Если б ты знала, как тосковал я (первое время особенно) по Ейску и тоскую сейчас! …», - пишет он сестре Марии 30 мая 1920 г.  «… Выдержал тягостные два года только благодаря здоровью, приобретенному в Ейске…», «Мне так хочется в Ейск», - читаем мы в других письмах Митрохина. Интересные сведения содержит письмо сестре Марии от 21 июня 1920 г. В нем Митрохин пишет: «У меня же интерес к прошлому Ейска все время жив; я собираю здесь, где могу, библиографию города; нашел ряд статей о прошлом его. Например, узнал, что собор строился по плану кн. Г.Г.Гагарина, бывшего тогда адъютантом к. М.С.Воронцова. Рисунки Гагарина в большом количестве хранятся в Русском музее, может быть удастся найти среди них относящиеся к ейскому (кавказскому) его периоду. Времени только заниматься этим, совсем нет. Но, надеюсь когда-нибудь осуществить давно задуманное: исторический очерк Ейска с моими рисунками. Но до тех пор в Ейске, возможно, и ни одной старой церкви, улицы, домишек и не останется». К сожалению, этот замысел Митрохина не воплотился в жизнь.

    Митрохин трепетно относится к книге. За годы своего творчества он проиллюстрировал несколько сотен книг, альбомов, каталогов выставок. В своем письме в Ейск в 1943 году он с горечью пишет: «Как мне горько, что библиотеку в Ейске разграбили и уничтожили проклятые немцы.  Ведь она для меня в молодости была источником знания. И я все о ней вспоминал, думая о возвращении в Ейск в старости». 

    Дмитрий Исидорович Митрохин достиг подлинных вершин графического искусства, при жизни став классиком книжной и станковой графики. Его произведения украсили собрания крупнейших художественных музеев России и стран СНГ.  

    В составе коллекции живописи и графики Ейского историко-краеведческого музея имени В.В.Самсонова находится и 70 графических работ Д.И.Митрохина. Коллекция начала формироваться еще 1920-е годы. В своем письме от 23 января 1927 года он пишет: «… Получил письмо от заведующего Ейским районным музеем. Сообщая об устраивающемся там отделе искусства и о предполагаемой весною выставке, просят участвовать. Я послал в дар несколько своих рисунков». К сожалению, эти рисунки были утрачены, вместе с другими коллекциями музея в годы Великой Отечественной войны. 

    Современная коллекция начала формироваться в 1947 году, когда Д.И.Митрохиным были переданы в дар музею несколько гравюр и макетов обложек книг. В мае 1963 года Дмитрий Исидорович передал в дар музею 41 графический лист. Остальная часть собрания была куплена у сестры Дмитрия Исидоровича Таисии Исидоровны Митрохиной-Побегайло в 1991 году. В числе приобретенных работ – ранние рисунки Митрохина, книги о нем и каталоги его выставок разных лет. Помимо этого Таисией Исидоровной передано в дар музею личные вещи брата, коллекция фотографий, сделанных в Ейске в начале ХХ века Митрохиным и членами его семьи, а так же 216 писем и открыток, написанных Митрохиным родным в разные годы.

                                                                                   Директор Ейского историко-краеведческого музея А.Ф. Иванов.