Доходный дом Алексеенко.

27.04.2020

    В самом центре Ейска, напротив корпуса Гостиного двора по улице Таганрогской (Свердлова) вторым от угла улицы Черноморской (Ленина)  скромно стоит двухэтажный дом. Сегодня за летней террасой кафе, за многочисленными входами в подвальное помещение и первый этаж, множеством пестрых вывесок, подросшими деревьями уже сложно разглядеть очарование этой постройки XIX века.

    Напротив Гостиного двора на плановом месте №37, вытянувшемся вдоль улицы Таганрогской (Свердлова)  к 1851 году первый одноэтажный жилой дом возвел Семен Рыкалов. Через три десятилетия на этом участке построили два двухэтажных доходных дома. В 1881 году было построено здание с довольно интересным архитектурным решением главного фасада. Возводилось оно из местного темно-красного кирпича  с выделением пилонами и простым геометричным межэтажным поясом, с отделкой  между окнами второго этажа полуколоннами из керченского камня (известняка.). Зрительно делил на части здание и трехчастный парапет. В центре он более фигурный  и высокий. В верхней части парапета находится дата постройки. А ниже инициалы: слева АП, справа АЛ. Они принадлежали первым владельцам этого дома. Расшифровать, кому они принадлежали, пока не удалось. Части парапета связывала кованая решетка. Несомненным украшением этого дома был балкон, выступающий на всю ширину тротуара. Его поддерживали чугунные столбы, верх ограждения был в виде кованой сетки. Такие, только больше, были балконы дома Агабабова и Тохова, Муковнина, у гостиницы «Гранд-отель». Окна первого этажа были  более высокие, с многочастным переплетом. Окна второго этажа трехчастные, чуть меньше по величине. В боковых крыльях окна были парные  и более узкие. По главному фасаду шли два входа на первый этаж и по центру под балконом был вход на второй этаж.  Симметрию здания несколько нарушал дополнительный вход в подвальное помещение, которое имело 4 окна на главном фасаде. 

    Автором проекта, скорее всего, был городской архитектор Ейска не-классный художник  Владимир Ильич Гущин. Он дважды становился городовым архитектором. Крайне противоречива информация об этом человеке. Предположительно родился он в 1850-е  годы в семье мещанина г. Таганрога. Затем была учеба, по окончании которой получил звание неклассного художника. Это звание приравнивалось к коллежскому регистратору – чиновнику 14 класса. Оно присуждалось окончившим курс академии художеств, сдавшим научные предметы с общим баллом "З" и получившим за художественные работы малую серебряную медаль. Звание неклассного художника могли получить не столько за творческие работы, сколько за демонстрацию ремесленной художественной грамотности. Впервые на  должность городского архитектора Ейска Владимир Гущин был выбран в 1880 году. И это здание стало одним из первых крупных проектов Гущина в Ейске. Через год с небольшим его сменил Николай Яковлевич Шляков. Но уже в 1883 г. он вновь приступает к обязанностям ейского архитектора. За семь лет пребывания в должности он будет принимать участие в строительстве многих зданий. Пожалуй, самыми запоминающимися и интересными станут здание ейского отделения Азово-Донского коммерческого банка (Советов, 97) и правое крыло дома купца Петра Муковнина (1888-1890). 

    А ейчанам Владимир Ильич Гущин запомнился не только своими архитектурными творениями, но музыкальными способностями. Он неоднократно услаждал слух горожан превосходной игрой на скрипке, вокальными партиями в благотворительных концертах. О его успехе неоднократно писали «Кубанские областные ведомости».

    Еще одной интересной страницей в жизни Владимира Ильича было то, что он не только строил или надзирал за правильностью стройки, но и заботился о сохранности домов. Ведь он являлся по совместительству агентом крупнейшего страхового общества «Россия», занимавшегося,  прежде всего, страхованием от пожаров. И на этом здании долгие десятилетия сохранялась табличка страхового общества.

    Доходный дом переходил от одного владельца к другому. Несколько лет он был собственностью ейского купца Марка Никитича Познякова, и в этот период в доме находилась ейская почта. В нем открыл свой аптекарский магазин Вильгельм  Михайлович Семке, а в соседнем здании была одна из первых вольных аптек нашего города, содержателем который был Тобиас Семке. 

    В аптекарском магазине Семке торговали готовыми лекарствами в оригинальной фабричной, лабораторной или аптечной упаковке, перевязочными материалами, парфюмерией и косметикой, минеральной водой и прочими товарами. Иногда, нарушая правила, даже готовили лекарства или отпускали их по рецепту. На стойке были выставлены тысячи разных баночек, коробочек, флаконов и склянок, футляров — чего только у них не было.

    К 1903 году домовладение стало собственностью  Марии  Ивановны Алексеенко и Якова Алексеевича Алексеенко. Мария Ивановна вдова вла-дельца рыбного завода на берегу Ейского лимана Павла Алексеевича Алексеенко. Яков Алексеевич был его братом. Завод и часть дома перешли в ее собственность после смерти супруга. В 1906 году здание оценивалось в 14 тысяч рублей. К примеру, почти столько же стоил дом купца Козлова (Маркса,27) и еще меньше, около 10 тысяч, стоил дом купца Лопаты (Ленина,62). Фамилию владельцев частенько изменяли. Указывая, что дом принадлежит то Алексеенковым, то Алексеевым.

    Первый этаж арендовали торговые заведения или мастерские с боль-шим потоком посетителей. Почтовое отделение или аптекарский магазин, мастерская портного или гравёрная. Рядом с магазином Давидова зазывала наполненными интересными вещами витрина ювелирно-гравёрной и часовой мастерской Н.И. Михнова. Здесь можно было приобрести самые разнообразные часы – настенные, напольные, карманные, будильники, золотые и серебряные аксессуары: цепи, брелоки, медальоны, починить часы и заказать памятную надпись гравёру.

    А мужской портной С.И.Ярмоленко «окончивший Санкт-Петербургские академические курсы» обещал по доступным ценам из имеющегося у него отечественного и заграничного материала пошить любую военную или гражданскую мужскую одежду качественно и точно к указанному сроку. Кроме этого он давал уроки по кройке.

    Аптекой и аптекарским магазином Семке стали управлять его наслед-ники. А позже здесь обосновалась аптека П.П. Лепарского. Место было выгодное и буквально за год доходы аптеки с 3770 рублей в 1915 году увеличиваются до 6000 рублей, владельцу пришлось взять еще одного работника. Хотя с аптекой Лепарского есть вопрос. В доме ли Алексеенко она была? Ведь рядом было две аптеки Семке. И возможно, она располагалась в угловом доме, тоже двухэтажном. Помогает с этим определиться объявления о работе одного зубного врача.  В «Приазовской речи» сообщалось, что  над аптекой Лепарского разместился зуболечебный кабинет М.О. Гречишкиной, предлагавший лечение зубов и десен, пломбирование фарфором, золотом, платиной, серебром и цементом. Предлагалось удаление зубов без боли, установка искусственных зубов на каучуке и золоте новейших систем, протезы без неба, золотые коронки. Вход в кабинет был со стороны ул. Черноморской (Ленина).

    Второй же этаж доходного дома Алексеенко точно облюбовали медики. Здесь вел прием городовой врач  Гинцберг. Об этой личности в нашем городе сложены легенды и есть пока неразрешенные загадки жизненных перипетий. Краевед Н.В. Бельцев утверждал даже, что его из столицы в Ейск  вызвал городской голова В.В. Ненашев специально для строящейся городской больницы.

     В «Кубанских календарях» врача Гинцберга постоянно именовали то Семеном Аркадиевичем, то Семеном Владимировичем. В 1903 году из Темрюка в Ейск на должность городового врача приезжает Семен  Аркадьевич Гинцберг, бывший с 1898 года городовым врачом Темрюка, врачом Темрюкского городского училища, Темрюкского трехклассного училища, Почетным мировым судьей.

    В Ейске с 1904 года городовой врач коллежский асессор,  затем над-ворный советник Гинцберг, работает врачом в богадельне и в реальном училище, врачом уездного воинского присутствия, является Почетным мировым судьей и директором Ейского отделения Кубанского попечительного о тюрьмах комитета. Частный прием он вел в доме Алексеенко в специально арендованном кабинете, а жил на пересечении улиц Елизаветинской (Р. Люксембург) и Нахичеванской (Победы).

    Одной из заслуг врача Гинцберга  для ейского здравоохранения было строительство и оборудование новой больницы. Он же организовал работу больницы в первые годы, хотя там был свой персонал и старший врач.

    Особенно трудным временем для врачей стали годы первой мировой войны. Большинство врачей были призваны на службу в армию. Оставшиеся значительно обременены работой в лазаретах и частной практикой. Вот что писала о медиках Ейская газета «Приазовская речь»: «Надо отдать справедливость и должное местным врачам: Гостеву, Гинцбергу и Пласкову. Они взвалили на свои плечи огромную работу…

   Их всего трое на весь город…У  г. Гостева на плечах больница и в мирное время непосильная для одного врача…И что же…Наших три врача отказались от необходимого отдыха и исполняют свой гражданский долг с мужеством и долготерпением». 

    По воспоминаниям старожилов города после революции Семен Ар-кадьевич Гинцберг остался в Ейске и много лет работал детским врачом. А в его собственном доме потом открыли детскую поликлинику.

    Рядом с кабинетом Гинцберга вел прием зубной врач Павел Петрович Дурач. А потом квартиру Дурач занял другой врач, тоже зубной - представитель хорошо знакомой ейчанам фамилии – Елизавета Петровна Подушко. По газетным объявлениям можно даже проследить, как долго шел процесс  открытия кабинета в новом помещении от сообщения о намерениях переезда до начала работы.

    Но не только стоматологам приглянулся этот дом. Софья Ивановна Пасютевич принимала по внутренним, женским болезням и акушерству ежедневно всего два часа от 5 до 7 вечера пополудни.

    После революции здание национализировали. В первом этаже разме-щались почта и торговые точки, в подвальном помещении склады, второй этаж отвели под квартиры. На одном из снимков 1930-х годов можно даже рассмотреть фикусы и вещи на балконе. Даже на фотографии военной поры балкон был еще цел. На снимках  1970-х годов его уже нет и в помине. Скорее всего, его разобрали, как и балкон на доме Муковнина-Малины в конце 1960-х годов. Со временем исчезли практически все полуколонны и прочие декоративные детали, решетка парапета, деревянные двери и старые оконные переплеты.

    Сегодня дом, как и сто лет назад, остается «доходным». Его обитатели меняются так часто, что уследить очень сложно. Только и замечаешь, как появилась новая кричащая вывеска или пристройка по лицевому фасаду. Очень жаль, что они скрывают одну из немногих сохранившихся в Ейске построек последней четверти XIX века.

                                                Заведующая научно-экспозиционным отделом музея Ирина Найденова.