01.04.2024
В апреле 2024 года мы отмечаем 50–летие строительства БАМа и подводим итоги. Сегодня вновь актуальной и востребованной для России становится Байкало-Амурская магистраль (БАМ), построенная героическим трудом русского народа. Это пример подвига еще и потому, что люди ехали туда абсолютно не ради денег, а ради идеи – сделать благо для своей страны, и ради этого работали и жили в тяжелейших условиях.
История БАМа тесно связана с историей России. Проект тихоокеанской железной дороги начал разрабатывать ещё в конце XIX века, но в то время это оказалось невыполнимой задачей. Так что вплотную к этому вопросу подошли только в 1926 году, когда началась топографическая разведка местности.
В 1942 г., во время Великой Отечественной войны, эта дорога сыграла важную роль в битве за Сталинград: часть уже построенных путей участка БАМа — Тында, рельсы с которой и станут частью знаменитой Волжской рокады в связи с нехваткой металла в стране (строительство Волжской рокады).
Затем было тяжелое восстановление страны после войны, и в 1958 году строительство остановилось практически на 10 лет.
Подъем строительства начался в 1974—1984 годы, когда на стройку БАМа была привлечена молодёжь и комсомольцы. Работали бригады из разных регионов: из республик СССР, отряды добровольцев из Болгарии, Венгрии, Монголии. Например, Тынду (столицу БАМа) строили москвичи, Улькан и Ангою — азербайджанцы, станции Кюхельбекерскую и Звездную — армяне, Северобайкальск — ленинградцы, Алонку — молдаване.
БАМ – это молодежная стройка, но много было и военных. Несмотря на все тяготы, молодые люди создавали семьи, строили планы на будущее, умели жить мечтой, порою довольствуясь малым. Огромное количество настоящих и мужественных людей поехало в то время на БАМ, и нам сегодняшним интересно послушать воспоминания о том, как они покоряли стихию, любили, росли, закалялись характером и в то же время умели по-настоящему дружить. Несколько людей, живущих сейчас в г. Ейске, трудились тогда на БАМе.
Среди них Акопов Варужан Ванушевич. Он родился 2 февраля 1951 г. в станице Черниговской Апшеронского района. После окончания «Серафимовичского техникума сельского хозяйства» в п. Катричев Волгоградской области был призван на срочную службу в ВС СССР. Затем он стал профессиональным военным и посвятил свою жизнь служению родине. Сначала был танковый полк Забайкальского военного округа, позднее – в 70-й отдельная автодорожная бригада, где он остался на сверхсрочную службу. В 1981 году Варужан Ванушевич стал участником строительства Байкало-Амурской магистрали. Восемь лет он служил в п. Февральске Амурской области командиром взвода обеспечения, заместителем командира взвода 39-й отдельной железнодорожной бригады. Его жена - Тамара Рассуловна родилась в г. Черемхово Иркутской области. В п. Февральском она работала медицинской сестрой в хирургическом отделении военного госпиталя, а затем старшей медсестрой детского сада №36. Затем в 1988 году вместе с мужем переехала на Север, куда его отправили служить на флот. Сейчас семья Акоповых живет в г. Ейске. Тамара Рассуловна и Варужан Ванушевич награждены медалями «За строительство Байкало-Амурской магистрали». На месте, где они жили в п. Февральске Амурской области, установлен памятник бригаде железнодорожных войск, в которой трудился Варужан Ванушевич Акопов.
Байкало-Амурская железная дорога имени Ленинского комсомола (с 1985 года)— дорога, проходящая через Восточную Сибирь и Дальний Восток России, протяжённостью 4324 км. Это одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире, идущая примерно в 610—770 км к северу от Транссибирской магистрали и параллельная ей. Большая часть магистрали проложена в зоне вечной мерзлоты. БАМ пересекает 11 полноводных рек и проходит через 7 крупных горных хребтов.
С помощью строительства БАМа планировали освоить богатства Иркутской области, Бурятии, Забайкалья, Якутии, Амурской области и Хабаровского края. Именно здесь имеются крупнейшие в мире неразработанные месторождения большей части таблицы Менделеева.
БАМ – уникальный проект, в который входит большое количество разных элементов – дорог, мостов, тоннелей и прочих технических сооружений. Строили магистраль века в местах со сложным рельефом, суровым климатом, сейсмической активностью до 9 баллов. Это было крайне тяжело, поэтому бамовцы совершили настоящий подвиг.
Строительство БАМа поражает своими масштабами: на трассе дороги пробито 8 тоннелей, построено 142 моста (длиной более 100 метров), более 200 железнодорожных станций и разъездов, свыше 60 городов и поселков. Мосты, тоннели, виадуки, противолавинные стены и другие инженерные сооружения составляют треть протяженности БАМа и поражают своей грандиозностью.
Но не только климатические условия и тяжелая работа осложняла жизнь бамовцев. Люди приезжали в необжитый край, где поначалу не было элементарных условий, случались вспышки заболеваний. Всё это не понаслышке знает Виктор Михайлович Яблонских, военный врач, живущий сейчас в г. Ейске. Виктор Михайлович был главным эпидемиологом контингента железнодорожных войск Дальневосточного региона, от него зависело санитарно-эпидемиологическое благополучие участников строительства Восточного участка Байкало-Амурской магистрали. Там пригодились его знания во многих областях, когда порою не было времени на раздумья. Слушая его рассказы о жизни на БАМе, о том, как он тонул в таежной речке зимой, или как в их палатке неожиданно оказался огромный медведь-шатун, осознаешь, насколько опасной и трудной она была.
Виктор Михайлович родился 15 января 1946 г. Закончив военно-медицинский факультет (Ленинградский филиал ВМА) в г. Томске, служил в рядах Советской Армии, на территории Туркменского военного округа и в ГДР. Будучи военным врачом, специализировался сразу в нескольких областях медицины (терапия, эпидемиология). С 1977 по 1983 его отправили служить на Восточный участок Байкало-Амурской магистрали (Хабаровский край, Приморский край). В.М. Яблонских с восхищением в голосе рассказывает о великолепных инженерных решениях, о могучей силе и организованности людей, в большей части военных, сумевших воплотить задуманное. За строительство Байкало-Амурской магистрали он награжден медалью. После БАМа Виктор Михайлович служил в Северо-Кавказском военном округе, побывал в горячих точках Афганистана, Карачаево-Черкессии, был участником боевых действий.
Еще одна семья, проживающая сейчас в г. Ейске, трудились на стройке века – это Виктор Николаевич и Нина Николаевна Юношевы. Виктор Николаевич родился 9 января 1953 г., окончил военное училище ЛВКУ ЖДВ и ВАСО в г. Ленинграде. С 1976 по 1989 год служил на БАМе, где осуществлял строительство дорожного полотна на участке от г. Тынды до разъезда «484 км им. Мирошниченко» (стыковка Восточного и Центрального участка Байкало-Амурской магистрали). Его жена, Нина Николаевна Юношева, окончила Ставропольский институт бухгалтеров. В апреле 1979 года вышла замуж и поехала к месту службы мужа в пос. Дипкун, где до 1989 г. работала заместителем главного бухгалтера военной части. За свой труд они имеют медали «За строительство Байкало-Амурской магистрали».
Западный и Центральный участки (от Тайшета до Тынды) сооружали гражданские строители, Восточный участок (от Тынды до Ванино), самый тяжёлый - железнодорожные войска (два железнодорожных корпуса железнодорожных войск Вооружённых сил СССР), так как требовалась бóльшая организованность и упорство.
29 сентября 1984 г. состоялась «золотая» стыковка на разъезде Балбухта в Каларском район Читинской области. Встретились восточное и западное направления строителей БАМ, продвигающиеся навстречу друг другу 10 лет. 1 октября состоялась укладка «золотых» звеньев БАМ на станции Куанда - Каларский район Читинской области.
Строительство центральной части железной дороги, проходившее в сложных геологических и климатических условиях, заняло около 12 лет. Один из самых сложных участков — Северо-Муйской тоннель — был введён в постоянную эксплуатацию только в 2003 году.
Менялось время, и менялись люди. Сначала это были романтики, палатки и песни у костра, а через пару лет перед тобой - рационалисты, практичные и хозяйственные люди, думающие о благе для страны. Многие молодые строители становились семейными, взрослели, и в реальной жизни своё естественно воплощалось и «общественное», и «личное». Строители БАМа ставили перед собой глобальные цели по развитию родной страны, что достойно уважения. Легендарный БАМ - символ народной силы и упорства - стал символом этого поколения. А ведь из каждых пяти бамовцев четверо были в возрасте до 30 лет. Не смотря на все сложность и тяжесть их жизненного пути, они оставили свой след в истории России. И теперь мы тоже знаем: будущее нашей страны в северных и восточных территориях. То, что сделали бамовцы в своё время бесценно!
Сегодня значение магистрали вновь набирает обороты. Интерес к ней проявляет государство, крупный бизнес, в том числе из-за роста экспорта угля через порты Дальнего Востока в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Объемы перевозок по БАМу растут, дорога работает на пределе пропускной способности. Потому строительство БАМа продолжается и сегодня. В 2012 году был закончен новый Кузнецовский тоннель.
Ведущий научный сотрудник Вейн В.В.
при подготовке статьи использованы фотографии из открытых источников и фотографии, предоставленные В.М. Яблонским.
Литература:
Байкало-Амурская магистраль: легендарная стройка XX века М. Резник/ эл.ист.: https://kraevushka.livejournal.com/750816.html
Блог библиотекарей Государственной универсальной научной библиотеки Красноярского края /День за днем, книга за книгой // Байкало-Амурская магистраль-легендарная стройка ХХ века//эл.источник: https://kraevushka.livejournal.com/750816.html
Навстречу 50-летию БАМа: 1974-2024 гг. Без пафоса /Рассказы о БАМе: 1974-1994/ / эл.ист.: https://dzen.ru/a/YjcOgjwU9GwI9dQr
Тоннели БАМа. Первый инновационный тоннель под Байкальским хребтом /Рассказы о БАМе: 1974-1994/ / эл.ист: https://dzen.ru/a/YjcOgjwU9GwI9dQr
Какой была Байкало-Амурская железная дорога до 1996 года? /Рассказы о БАМе: 1974-1994/ / эл.ист: https://dzen.ru/a/YjcOgjwU9GwI9dQr