Ейчанки в начале XX века: от швачки до покорительницы воздушного океана.

05.03.2021

Статья подготовлена к Международному женскому дню.    

    В самом начале XX века Ейск был сравнительно небольшим провинциальным городом с населением около 40 тысяч человек. Но в противоположность центральным русским губерниям мужского населения было несколько больше, чем женского. На 1000 мужчин приходилось 942 женщины. Представьте: вы женщина и родились в Ейске в  последней четверти XIX века. Вы из довольно простой семьи, и вариантов жизнь для вас подготовила не так много. 

    Первый и самый распространённый – замужество.

    В российском обществе управление семьей и зарабатывание средств к существованию были возложены на мужчину, женщине же отводилось хранение семейного очага. Главной добродетелью женщины считалось «духовное воспроизводство человека» и «благословенное рождение и воспитание ребёнка», которое она могла главным образом реализовать в кругу своей или новой семьи. Женщины почитались скромные, застенчивые, смиренные, великодушные, добрые, обладающие терпением, трудолюбием, расторопностью, бодрые и религиозные. Одной из главных задач для женщины считалось способность воспитать детей так, чтобы они были благосклонны, терпеливы, трудолюбивы и достойно могли продолжать традиции. Ейские семьи в основном были многочисленны и ейчанки большую часть времени отдавали заботе о детях. Современники отмечали, что обязанность родителей считалась выполненной, если удалось ребенка вспоить, вскормить, одеть, обуть и на ноги поставить. 

    В Кубанской области процент состоящих в браке был значительным и показатели разведенных минимальные. К 30 годам уже свыше 80% горожан состояли в браке. Социальные роли женщины, как правило, ограничивались ролями жены, матери, хозяйки. 

    Ограниченный круг ролей женщин подтверждает показатель доли самостоятельных хозяев. Среди женщин этот показатель составлял менее 10%, а у мужчин превышал 40%. Самостоятель¬ное участие женщин в труде или получении доходов и средств существова¬ния, по сравнению с мужчинами, было значительно в таких группах, как частная деятельность и прислуга, доход и средства от казны, прочие и неопределен¬ные профессии.

    Множество простых ейчанок было занято не только домашним хозяйством, но и сельскохозяйственным трудом. В начале века многим женщинам даже приходилось бросать летом детей без присмотра, уходя на полевые работы. Именно для присмотра таких детей пожертвовал свой четырёхкомнатный дом купец Атаров и там открыли первые «Ясли» в нашем городе. А летом открывалась площадка Обществом пособия бедным для детей из малоимущих семей. 

    Можно было заняться уличной или рыночной торговлей, стать прачкой, наняться в прислуги. Эти занятия не требовали особенной профессиональной подготовки или образования.

    Какие существовали ещё жизненные пути для независимой женщины в нашем городе начала прошлого века? Можно было стать швеёй. В этой профессии существовал свой «табель о рангах». Занятых простыми пошивочными работами (шитье мешков, постельного белья) с невысокой зарплатой в Ейске называли швачками. Стать белошвейкой было не так просто. Надо было получить начальное ремесленное образование – например, окончить Ейскую рукодельную школу. «Модистки» и портнихи изготавливали женское нижнее и верхнее платье,  имея ремесленное свидетельство. Были еще шляпницы и специалистки по корсетному делу.

    «Чистую» работу можно было получить, заняв должность кассира в театре или билетёрши в биографе (кинотеатре). Весьма модной и престижной стала профессия телефонистки. В Ейске первые телефоны  затрезвонили в 1906 году. Желающих работать телефонистками было много. Отбор осуществлялся весьма тщательно. Брали девушку ростом не менее 150 см и с размахом рук 154 см, что вызывалось необходи¬мостью обслуживания коммутатора сидя. Требовалось, чтобы телефонистка не была замужем, «дабы лишние думы и заботы не приводили к лишним ошибкам при соединении». 

    Набор телефонисток производился «из числа необеспеченных лиц, окончивших не менее курса гимназии». Девушки проходили двухмесячный курс обучения, в течение этого времени зарплаты они не получали.  Выходить замуж они имели право только за работников почтово-телеграфного ведомства. 

    В качестве проверки при поступлении на работу им предлагали выучить список абонентов. В нём были номер и фамилия горожанина, а также адрес и даже род занятий.

    Старшая ейская телефонистка Елена Сигарева и Агафья Яворская, Вера Экелик, Наталья Лесик, Нина Безумова и помощницы телефонисток Клавдия Ветрова, Мария Ермилова, Анна Дедешко, Евдокия Грабижева за свою шумную работу получали от 35 до 20 рублей в месяц.

    Образование было преимущественно уделом мужчин. В Кубанской области грамотных обоего пола насчитывалось среди горожан — 29,16%. Существенным фактором, определявшим долю грамотных женщин, была сословная принадлежность. Среди дворян и чиновников процент грамотных женщин достигал 60,67%. Еще выше эти показатели были у женщин, принадлежавших семьям лиц духовного звания всех христианских вероисповеданий - 65,63%. Значительно ниже доля грамотных женщин в таких группах, как почетные граждане, купцы, мещане  - 14%. 

    Многие новые для женщин занятия требовали хорошего образования. Окончив 8-й дополнительный класс гимназии можно было стать домашней учительницей или преподавать в начальном городском училище. При наличии средств можно было открыть и свою частную школу. Так, окончив Ейскую Ксенинскую женскую гимназию стали учительницами представительницы купеческих фамилий Кутра, Прокопенко, Ямпольских, Чаленко и других. Дочь купца Атарова открыла частное начальное училище и преподавала в нём. Учительницами в школе служили и супруги преподавателей, дочери чиновников. Вдова врача Фаина Погребецкая открыла в Ейске частную женскую прогимназию, а дочь Вера вела в ней уроки. Высшей ступенькой в карьере учительницы могла быть должность начальницы гимназии. Заметной фигурой ейского общества была начальница гимназии Евдокия Львовна Цитович. А вот дочь директора гимназии Андрея Анастасьевича Карамоско Татьяна, окончив гимназию с золотой медалью и с отличием 8-й дополнительный класс, проработав очень недолго учительницей, поменяла профессию. Окончив Одесский медицинский институт, стала детским врачом.

    В XIX веке, если вы грезили о врачебной карьере, шансов продвинуться дальше сестры милосердия или акушерки не было. В начале прошлого века в городской больнице и частным образом работали акушерки Е.С. Волобуева, Е.Н. Сергеева, М. Бельцева и другие.

    В 1854 году в Петербурге открылось первое фельдшерское училище, куда принимали до 20 девушек 15–18 лет из Петербургского воспитательного дома; по желанию туда могли поступить и другие девушки. А в 1872 году при Рождественской барачной больнице появилась школа фельдшериц под началом доктора И. В. Бертенсона. Квалификация фельдшерицы куда выше, чем у обычной сестры милосердия.

    Настоящая борьба женщин за право на высшее образование началась именно с желания учиться на врачей. К началу 1890-х в России уже больше 500 женщин-врачей. Одной из первых ступеней на этом пути стала возможность получить специальность зубного врача. Уже в начале XX века в Ейске оказывали стоматологическую помощь Е.П. Подушко, М.О. Гречишкина, Ф.Е. Жигалова, Н.Т. Погребецкая, А.Б. Софер.

    В 1897 году на частные средства в Петербурге открыли Женский медицинский институт. Правда, принимали туда только тех, кто окончил гимназию с медалью или отличием, и стоило обучение дорого. Зато выпускницы могли занимать врачебные должности в женских отделениях больниц. Они пока не имели права проводить судмедэкспертизу, не могли получить степень доктора медицины и, соответственно, стать профессорами. Но уже в 1904-м институт уравняли в правах с медицинскими факультетами университетов.

    После революции 1905 года женщин вообще начали принимать чуть ли не во все университеты, но в 1907-м опять отчислили. И, тем не менее, в 1906–1910 годах медицинские отделения открыли на многих женских курсах. Правда, специально указывалось, что приём ведёт женщина-врач. Даже в справочниках врачей России, женщины медики стояли в отдельном списке. В Ейске свою медицинскую карьеру начинала врачи Е.Р. Сологуб, С. И. Посютевич и Э.С. Кейльсон.

    Довольно значительная часть ейчанок обрела собственное дело. Времена, когда большинство российских предпринимательниц были наследственными или вдовыми купчихами, ушли в прошлое. Все больше предприимчивых ейчанок из крестьян, мещанства и женщин из семей служащих открывали магазины и лавки, мастерские. Успешно торговали одеждой Воронина М.И. и Родионова Е., галантереей занимались Шубина А.Е., Кулакова М.Ф., Сорокина М.В., обувь продавала Цыкова У.Г., бакалею Сосюрина М.Д., Анохина Е.Ф., Соколова Т.Е. Цыганковы М.И. и Е.Д., Горбанёва Д.А. и Карнаухова Т.С. Процветали большая кондитерская Богачёвой А.И. и скромная чайная Сосюриной Н.П. И это далеко не полный перечень женщин – предпринимательниц нашего города начала прошлого века. 

    Часть женского сообщества Ейска активно занималась благотворительностью и просвещением. 

    Совершенно новым и революционным явлением стала авиация. В России женщины-пилоты появились в 1911 году. Именно тогда их стали называть авиатрисами. В 1890 году в армянской купеческой семье в г. Ейске родилась Софья Георгиевна Аджемова (правда, по некоторым данным в г. Нахичевани - на - Дону). Она стала одной из первых отважных женщин авиаторов. С юношеских лет она интересовалась авиацией. В 1912 году в ноябре месяце она в районе Батайска на аэроплане поднялась на высоту 2400 метров и этим установила мировой рекорд по высоте полета для женщин. Авиатор Попов Н. Е. в 1913 году повторил подвиг Нестерова и на своем самолете в Ростове-на-Дону сделал мертвую петлю, но уже вдвоем вместе с Аджемовой С. Г., которая считается также и первой женщиной совершившей этот манёвр.

    Кардинальные изменения в жизнь ейчанок внесла Первая мировая война. В 1915 году женщины были допущены на должность почтальонов, стали действовать мастерские по пошиву белья для фронта, открылись курсы сестер милосердия.

    Ейчанки, поступившие в сестры милосердия или имеющие медицинское образование отправились как на передовые позиции в полевые лазареты, так и попали работать в санитарные поезда. Выпускницы ейской Ксенинской гимназии получили необходимую подготовку на специальных курсах в Москве, Екатеринодаре. На фронт ушли К. А. Лахно, К.Е. Волошина и другие. Так, сразу после курсов в Москве попала на фронт П.Е Никонова, ее сестра Евдокия работала в Екатеринодарских госпиталях, затем стала сестрой милосердия и Татьяна Никонова. В ейских лазаретах №54,55,56,57.64,65,66,67, железнодорожном лазарете, заразном бараке сестрами милосердия самоотверженно работали многие ейчанки. В Ейске «сестрили» Катунина, Шведова, Фогель, Малевинская, Прянишникова, Новикова, Савченко, Черня и другие.

    Ейчанка К.Е. Волошина служила в 478 полевом подвижном госпитале. Однажды, будучи в родном городе, она согласилась передать в свой госпиталь пожертвования для воинов от служащих Ейской железной дороги. Это 21 пара белья, 20 пудов сахара (320 кг), 20 фунтов чая (8,18 кг), 10 пуд. сала (160 кг). 6 пуд. махорки с бумагой,4 пуда кожевенного товара, 10 пуд. мыла, 1 ящик столовых ложек, 15 пудов муки от ейских мукомолов.

    В Ейске были созданы и активно работали Дамский комитет под руководством жены городского головы М.Г. Ненашевой  и Дамский кружок во главе с супругой полицмейстера А.Д. Ромащук. Они развили бурную деятельность по сбору средств и одежды для эвакуирующихся и раненых воинов, подбору персонала в лазареты.  

    Они были такими разными – ейчанки начала прошлого века – богатыми и бедными, бойкими и тихими, смелыми и боязливыми, решительными и спокойными, добрыми и строгими, настоящими красавицами и обаятельными простушками. Они были Женщинами, проложившими путь последующим поколениям прекрасного пола в нашем городе к достижению равенства полов.

 

                              Заведующая научно-экспозиционным отделом музея Ирина Александровна Найденова.