06.08.2021
Начало XX века ознаменовалось строительным бумом по всей России и в провинциальном Ейске. В нашем городе этому способствовало наличие собственного производства строительных материалов. Ейские кирпичные заводы не только обеспечивали нужды города, но и продавали продукцию в близлежащие населённые пункты. Устойчивым спросом пользовался местный кирпич. Весьма неплоха была черепица заводов Марасиных и Ольховского. Но наступала эра нового, глину вытеснял цемент. Цемент стал наиболее–прогрессивным и распространенным видом строительного материала, его еще называли «хлебом» строительной промышленности.
Немалую роль в распространении цемента в России сыграл и самый авторитетный из отечественных химиков того времени профессор Д. И. Менделеев, который убеждал соотечественников: «Цемент составляет драгоценнейший строительный материал, уже ныне играющий громадную роль, с течением же времени долженствующий вытеснить почти всех других соперников, потому что при его помощи зерна песка скрепляются в камни, в сплошные стены, в целые полы, потолки и своды, имеющие крепость прочнейших камней, недоступных влиянию воды и огня. Примерно тремя частями песка, одною частью цемента и надлежащим количеством воды образуют тестообразную массу, которая после некоторого уплотнения (поколачиванием, давлением и т. д.) чрез короткий промежуток времени, считающийся часами или много что днями (смотря по свойству цемента и песка), превращается в крепкий монолит, на который вода, даже морская, не действует и только содействует еще большему укреплению. Из такой массы не только возводятся громадные сооружения (портов, гаваней, зданий, сводов, мостов и т. д.), но изготовляются и более мелкие, напр. трубы для стока вод, плитки для полов, резервуары для воды, ступени, кормушки для скота и т. д. Совершенно несгораемые дома легче всего сооружаются из цемента, причем потолки и полы требуют меньшего, чем при кирпиче, количества дорогостоящих массивных железных балок, потому что комбинация с железными прутьями и проволокою оказалась по опыту способною прочнейшим образом покрывать значительные пролеты. Стены из цементной массы, конечно, при соблюдении должных условий строительного дела могут быть в несколько раз тоньше кирпичных и др. каменных. Песок и вода находятся всюду; следовательно, там, где легко получить цемент, легко строить всевозможные сооружения, а их цены, кроме ценности работы, определятся исключительно ценою цемента, тем более что правильно сооруженный цементный потолок не потребует и никакой кровли; вода и огонь на него не подействуют». Во многих городах начался поиск подходящих мест для строительства цементных заводов.
Ейский купец Варваров на личные капиталы построил недалеко от Ейска (на Ейской косе) цементно-алебастровый завод «Пионер». Варваров старался использовать благоприятное рыночное положение и, располагал капиталами, полученными в результате торговли зерном, скобяными товарами и сдачи в аренду собственных домов. Вложил их в цементное предприятие. По некоторым сведениям его компаньоном в производстве стал один из ейских предпринимателей. Построенный очень быстро в период цементного ажиотажа завод «Пионер» относился к предприятиям, от которых ожидали быстрого возвращения затрат и извлечение прибыли. На арендованной им территории мергелей не было. Ища пути выходы из неблагополучного экономического положения, он даже пытался использовать в качестве основного сырья морской песок и истолченную ракушку, что сказалось на качестве выпускаемого им цемента. Предпринимателю по условиям арендного договора с Ейской городской управой разрешалось использовать в качестве сырья морской песок («ракушку»). Он пытался даже привозить баржами из Новороссийска мергель, который он закупал у своего конкурента «Цементкруга».
Варваров, стараясь получить кредит, в заявлении Петербургской конторе Госбанка, высоко оценивал свое предприятие и качество его продукции. «На всем земном шаре существует пока только 2 таких цементных завода: Ейский и на острове Цейлон. Качество цемента превосходит все лучшие известные до сих пор цементы в России», - писал он 16 августа 1912 года.
Цемент завода Варварова использовали и в Ейске. В качестве рекламного шага купец подарил городу несколько афишных тумб или колонн, которые установили во многих местах, одна из них красовалась прямо напротив его дома по Таганрогской улице (ул. Свердлова,79). Цемент реализовывали местные торговцы, в том числе, и склад технической конторы А. Газенко и Н. Пустовойт. Варваровскую продукцию использовала мастерская по производству плитку и черепицы Порфирия Ефимовича Молчанова, затем фирма Молчанов и сыновья. По некоторым данным самому Варварову и Кипору (неизвестно Никите или Михаилу) принадлежал черепичный завод, для производства использовавший продукцию завода.
Не выдержав конкурентной борьбы с «Цементкругом» (три крупнейших завода региона — «Геленджик», «Цепь» и «Черноморский» объединились в крупнейший синдикат «Главная контора по продаже портланд-цемента Юга России в Санкт-Петербурге» («Цементкруг»).
и банками, И.И. Варваров вынужден был продать завод. 8 мая 1913 г. его купили отставной есаул Т.Ф. Камянский и дворянин Ф.К. Приймак. Новым владельцам удалось образовать товарищество «Азово-Кубанский портланд-цементный завод «Пионер», но их попытка поднять производство не увенчалась успехом.
Ейские промышленники не оставляли идею развивать производство строительных материалов. В мае 1914 года городская дума рассматривала вопрос о выделении места на берегу Ейского лимана для строительства известково-алебастрового завода. Кипор и Доненко предполагали его строительство рядом с лесной биржей Пишкова, но им решено было выделить участок между Бычковским мостом и городской скотобойней. Воплощению планов в жизнь помешала начавшаяся война.
А что же с Варваровским заводом? После окончания гражданской войны одним из первых был обследован ейский цементно-алебастровый завод «Пионер». В начале мая 1920 г. комиссия составила протокол осмотра этого предприятия и предоставила обстоятельный доклад о его состоянии. К этому времени завод был полуразрушен, над несколькими зданиями не было крыши, торчали деревянные стропила, оконные рамы и двери отсутствовали, железные балки межэтажных перекрытий сильно погнулись, две печи были совершенно разрушены. Ейский горисполком принял решение перевезти оставшееся пригодным оборудование на склад местного СНХ, а большинство зданий и всю территорию предприятия площадью около 8 десятин (8,72 га) передать здравотделу для устройства курорта.
Были и другие причины для полного закрытия предприятия. Завод «Пионер» был построен наспех. При строительстве печей были допущены крупные ошибки, которые впоследствии не могли исправить. Кроме того, основное сырье привозилось из Новороссийска. Все это увеличивало себестоимость ейского цемента. Более двух лет завод бездействовал. Восстанавливать предприятие было нерентабельно. И о первом ейском «гиганте» местной строительной индустрии ещё долго напоминали живописные развалины, ставшие фоном для пляжных фото.
Заведующая научно-экспозиционным отделом И.А. Найденова