22.05.2022
22 мая исполняется 65 лет Власову Владимиру Григорьевичу, Члену Союза художников России и Международной ассоциации искусств – АИАП ЮНЕСКО, Международного фонда московского объединения художников. Он постоянный участник городских, краевых, зональных и международных выставок России. В. Власов – живописец и график, дизайнер и керамист. Накануне юбилея мы встретились с художником в Ейском художественном музее им. И.А. Арзамасцева.
Владимир Григорьевич родился в г. Копейске Челябинской области. В детстве у него были разносторонние интересы: он вырезал из дерева самодельные мальчишеские игрушки, лепил из пластилина, играл в хоккей.
- Желание стать художником у вас появилось еще с ранних лет? Были ли ваши родители представителями творческих профессий?
- Никогда не хотел стать художником, я им родился, - с улыбкой отвечает Владимир Григорьевич, - хотя и не считаю себя художником. Мой отец был мастером на все руки: прекрасно изготавливал мебель, делал срубы. Отец баню строит – и я рядом наблюдаю, он погреб копает – я здесь же, присматриваюсь к его работе, сам учусь лопату в руках держать. Отец мастерит коромысло, а я, глядя на него, делаю лук. Все в нашей семье были рукастые. Отец мастерски владел не только топором, ножовкой, рубанком, он еще и вышивать умел. Мама прекрасно шила и вышивала. Наш дом украшали вышитые занавески и ажурные салфетки, созданные ее руками. У мамы от природы был тонкий вкус. Посмотрев на человека, на его фигуру и цвет глаз, она безошибочно понимала, какой фасон ему будет к лицу, и уже через несколько дней обновка радовала заказчика и сидела, как влитая. Я тоже немного шить умею. Мой дядя в молодости очень хорошо рисовал. Я сидел рядом, смотрел. Мой старший брат много читал и тоже хорошо рисовал, а я ему подражал. Потом у меня стало получатся лучше, чем у него. А в первом классе я получил «тройку» на уроке рисования. Спросил у учителя, за что? Он мне ответил, что я нарисовал слишком маленький рисунок. - Ачто, надо чтобы был большой? - Да! - ответил учитель. Я тут же все исправил и получил «пять». А потом у нас была другая учительница, Полина Ивановна. Она пришла в класс, прикрепила к доске репродукцию «Золотая осень» и сказала, что рисуем осень. Все приступили к работе. Я хотел посмотреть, что рисуют мои одноклассники. Посмотрел налево, направо, но они закрыли свои рисунки руками и сказали: «Рисуй сам! Нечего у нас срисовывать!». А репродукция на доске висела, никто ее руками не закрывал. Вот я на нее посмотрел и нарисовал. И мой рисунок оказался лучше всех в классе.
- В 1979 г. Вы с отличием окончили художественно-графический факультет педагогического института в Магнитогорске. Вашими педагогами были Б.Г. Гагарин, Г.П. Плахов, А.Ф. Аверин, Ю.А. Карпов. Вспоминаете ли вы своих педагогов? Какое влияние они оказали на вас?
- Они учили нас свои примером. Педагоги в институте были для нас, как Боги! Каждый из них был уникален! Мы учились на их работах, посещали их выставки, ездили на пленэры. И если преподаватель к тебе один раз подошел за семестр - это счастье! Сейчас нет такого благоговейного отношения к педагогу. А тогда, если педагог попросит что-то помочь, поднести, - с радостью спешили помочь. И мы понимали, что звали только лучших!
С 1979 по 1983 г. Владимир Григорьевич преподавал рисунок, живопись, композицию на художественном отделении педагогического училища, был завучем и педагогом в художественной школе г. Белово Кемеровской области. Многие его ученики окончили высшие и средние специальные учебные заведения по различным профессиям: учителя, архитекторы, дизайнеры, живописцы. И сейчас к Власову приходят на индивидуальные занятия ребята, мечтающие связать свою жизнь с изобразительным искусством, и художник передает им секреты своего мастерства. На этих уроках ученики не только постигают тайны передачи светотени, пластики мазка и науки композиции. Власов-педагог развивает умение всматриваться в окружающую жизнь, чтобы свое видение выразить в искреннем и свободном творчестве. Владимир Григорьевич считает, что у многих людей сейчас нет внутреннего стержня, идейной основы.
- Шли мы с другом и его сынишкой по городу, - продолжает беседу Владимир Григорьевич. Я увидел свежевыкрашенный покосившийся забор. - Видишь? - спросил я у мальчика. Краска свеженькая, новая, а фундамент плохой. Так и человек. У личности должен быть стержень, крепкий фундамент, основанный на законах, традициях отцов и дедов.
Понимая, как важно личное, живое общение между учеником и учителем, В. Г. Власов приучает учеников к постоянной эмоциональной и интеллектуальной работе. Он любит Гумилева и Блока, вместе с учениками смотрит фильмы Тарковского и заставляет их над этими фильмами размышлять.
В 1983 году Владимир Григорьевич переехал в Ейск. Наш город стал не только новым местом жительства, а еще и местом творчества художника. Ейчане сразу узнают на его картинах уютные уголки нашего приморского городка, чувствуют то особенное очарование старины и тихую прелесть провинциальной простоты, которые так точно удается передать мастеру в своих живописных и графических работах.
- Как к вам приходит замысел картины?
- От впечатлений, от образа. Ощущения, замысел накапливается. Не хожу, не мучаюсь. Накапливаются впечатления долго, а потом быстро выплескиваются на холст, на бумагу.
И тогда художник часами не отходит от мольберта, не замечая ни холода, ни жары, не чувствуя голода и жажды. Владимир Григорьевич вспоминает, как однажды на пленэре в летний знойный день, увлекшись, не мог оторваться от работы, пока к нему не подошел старичок с кружкой холодной воды: «На-ка, сынок, хоть попей немножко! Ведь с утра на ногах стоишь, солнце палит, а ты не ешь, не пьешь, только все рисуешь и рисуешь!».
- Владимир Григорьевич, что вас вдохновляет на работу?
- Красота, гармония, музыка, поэзия. Все переплетено. Красота везде: красота в весеннем букете цветов; красота в облаках, отражающихся в воде; красота под ногами, - в упавшем осеннем листочке, лежащем на земле. В простых предметах, стоящих на твоем кухонном столе, — кружке, ложке, случайно оставленном рядом с ними пакетике, - в этом гармония! Надо только это увидеть, заметить, и тогда сразу хочется рисовать!
- В вашей жизни много творческих поездок. После таких поездок появился цикл работ, на которых изображены соборы и церкви. Почему вас интересует эта тема? Вы верующий человек?
- Мы все верующие. Это наша богатая культура. Православные церкви и соборы на Руси по золотому сечению выстроены. Храмы писал мой педагог Аверин. Я изучал Библию, читал Коран, интересовался буддизмом. Все веры об одном.
- У вас есть графическая работа, где не совсем в обычной манере изображены церковные маковки, превращающиеся в острые мечи, пронзающие тьму. - Да, Идея - разбить полчища тьмы. «Рассея» - значит сеять свет, сеять знания, - поясняет Владимир Григорьевич.
Художника беспокоит то, что сейчас в обществе царит потребительская культура, а Россия должна остаться нетронутым островом правды, естественной красоты и душевности. - У нас в Ейске много интересных людей, - делится своими переживаниями художник, - но с мировоззрением в городе слабовато. Хочется настоящего, человеческого, а не отношений «купи-продай», когда людей волнуют только материальные ценности. Мало кто тянется к духовному, все тянутся к колбасному.
Особая тема в творчестве В. Власова - цветущая сирень. Художник говорит о том, что пишет сирень каждый «сиреневый год», но чем дальше от юности, тем меньше правды». Что означают эти слова? В юности острее воспринимается состояние обновления природы? Ответ неожиданно нашелся в его комментарии к другой графической работе, созданной мастером еще в юности. Под ночным небом, освещенным молодым месяцем, коты, забравшись на крышу дома, поют гимн весне. - Это было почти ночью, и это была весна. Я сам был молод и мяукал пером, как кот, на бумаге, - вносит ясность автор, - с опытом приходит понимание, что невозможно написать лучше, чем создала сама природа. Её творения совершенны, художник может только пытаться приблизиться к этому идеалу, постоянно повышая своё мастерство. Художник пишет через своё миропонимание, как преломление через кристалл.
- У вас есть графический рисунок, на котором изображено изуродованное цивилизацией дерево. Его ствол и ветви превратились в зловещие переплетения металлических труб, к которым прикреплены манометры. Вентили на кранах открыты на полную мощь, выкачивая из дерева последние жизненные силы. Только с одной стороны у него осталась живая веточка и с листочками.
- Проблема современного мира – урбанизация. Бетон и металл пытаются победить природу. Эти трубы я увидел в детстве. Спустился в подвал, а там трубы, трубы, трубы, манометры. И дерево такое тоже видел в детстве. С одной стороны у него зеленые ветки, а с другой – все засохшие.
Знакомясь с графическими и живописными работами В. Г. Власова, понимаешь, что деревья, изображенные в его работах, - будь то многообразие «Власовской сирени» или «Цветущее дерево абрикоса», - это всегда что-то большее, чем просто часть пейзажа. Это наглядный символ роста, сезонного умирания и возрождения, это Древо Жизни, с помощью которого человечество поднимается к духовному просветлению, спасению. Без крепких корней, без памяти прошлого, у человечества не будет ни будущего, ни самого себя. Графическая зарисовка, на которой у дерева веток больше, чем корней, созданная художником в 26 лет, прошедшая не одну выставку и не один худсовет, до сих пор вызывает споры среди художников и наталкивает на серьезные размышления. Власову советовали «Уравновесить композицию», говорили о том, что «автор сильно увлекся ветвями».
- Уравновешенность — это постоянство. А если наверху веток больше, чем корней? Через год дерево пало, как падают старые домики, - ответил художник своим оппонентам.
Дерево со слабыми корнями не выживет, так же, как и свежевыкрашенный забор на слабом фундаменте рухнет, не успев покрасоваться.
- С 1983 по 1996 г. вы были главным художником и заведующим постановочной частью Ейского театра оперетты. Вы работали над спектаклями: «Севастопольский вальс», «Цирк зажигает огни», "Гейша», «Левша», «Принцесса цирка», «Девичий переполох», «За двумя зайцами», «Мишка – Аристократ». Многие ейчане до сих пор вспоминают и эти спектакли, и очень живописные декорации к ним. Чем была интересна для вас эта работа в театре?
- Когда я начинал работу в театре оперетты, поначалу было трудно. Тогда я даже не совсем хорошо понимал значение слов: кулисы, колосники, падуга, штанкет. Нужно было многому научиться. Чтобы придумать декорации, изготовить бутафорию, придумать костюмы, необходимые для визуализации постановки, я должен был все знать о сюжете, характерах персонажей и локациях, где будет разворачиваться действие. Работа над спектаклем начиналась с чтения пьесы и поиска образа спектакля, затем приступал к эскизам декораций и костюмов, готовил рабочие макеты.
Когда мы работали над спектаклем «Гейша», - вспоминает Владимир Григорьевич, нам нужно было придумать костюмы, декорации, реквизит. Это сейчас можно найти в интернете любую информацию, а мы тогда материал искали повсюду: в библиотеках, в детских книжках с яркими картинками. В то время только появились видеосалоны и киоски, где можно было взять кассету с фильмом напрокат. В одном из таких киосков я нашел видеокассету. Сам фильм не представлял из себя никакой художественной ценности, но зато в этом «киношедевре» мы увидели и национальную одежду, и интерьер традиционного японского дома, что очень помогло в работе над спектаклем.
- А вообще, мне по духу ближе драматический театр, - задумавшись, говорит художник. Оперетта -это радость, это, как игристое шампанское, это фееричный праздник. А я больше люблю поразмышлять.
- Вы можете продолжить фразу: я никогда не нарисую…
- То, что мне не нравится
- А как бы вы продолжили фразу: Я люблю…
- Красоту. Красоту как открытие.
- Вашим работам дают оценку и специалисты-искусствоведы, и коллеги-художники, свое мнение высказывают и незнакомые люди. Владимир Григорьевич, чье мнение о вашем творчестве для Вас важно?
- Если людям нравится мое творчество, мне это приятно. А когда свое мнение о моих работах высказывают специалисты, - начинается общение, диалог, который выливается в разговор на профессиональные и философские темы. Это всегда интересно.
Материал подготовила заведующая Художественным музеем
им. И. А. Арзамасцева Лындина Е. А.
(В статье использованы фотографии, размещенные в социальной сети на странице Власова В. Г. в открытом доступе).
Уважаемый Владимир Григорьевич!
От лица всех сотрудников Ейского историко-краеведческого музея и его филиалов поздравляем Вас с юбилеем! От всей души желаем Вам крепкого здоровья, счастья, неиссякаемого вдохновения и творческих успехов!