Имя в истории блокадного Ленинграда.

27.01.2022

    27 января вся страна отмечает 78 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Это день не только воинской славы, но и горькой памяти об одной из самых страшных страниц Великой Отечественной войны.  Сегодня мы хотим вспомнить об Алисе Яковлевне Брускетти, талантливом скульпторе - керамисте, художнице, выдающемся педагоге, которая умерла 1 января 1942 года в осажденном Ленинграде, не пережив первую блокадную зиму. Она была женой, другом и помощницей нашего знаменитого земляка, известного художника-графика Д.И. Митрохина. Так сложилась судьба Алисы Яковлевны, что она оставалась в тени своего знаменитого мужа, и ее творчество, как правило, обходили вниманием. Нам хотелось бы не только рассказать о ее творческом пути, но и показать ее человеческие качества, обратившись к письмам Алисы Брускетти и Дмитрия Митрохина, хранящимся в фондах Ейского историко-краеведческого музея.

    Алиса (Александра) Яковлевна родилась 16 марта 1872 года в городе Ромны Полтавской губернии. От отца-итальянца, работавшего в России инженером-путейцем, ей достались звучная фамилия Брускетти и яркая внешность. Она была красива и всегда хорошо одета. У нее был чудесный цвет лица: «персиковый» румянец на смуглых щеках. Черные волосы и синие глаза. В нее влюблялись, ею увлекались. По воспоминаниям учащихся Московского училища живописи, ваяния и зодчества, в которое Алиса Брускетти поступила в 1892 году, почти все молодые люди должны были переболеть особой болезнью- «алисоманией». Художественное образование Алиса Яковлевна получала сразу на двух отделениях: скульптурном у С.М. Волнухина и П.П. Трубецкого и живописном — у И.И. Левитана, а после его скоропостижной смерти — у В.А. Серова и К.А. Коровина.  Серов раскрыл в ней дар портретиста, от Левитана она приобрела исключительное чувство цвета. С Волнухина началась «Новая кривая русской скульптуры»-работа исключительно с живой моделью натурных этюдов.  П. Трубецкой, который считал Алису своей лучшей ученицей, передал умение видеть в текучих и живописно-аморфных композициях изменчивость натуры. Отсюда в творчестве Брускетти не только пластичность и изящество, но и портретность и психологическая глубина в изображении лиц и образов.   Одновременно с учебой в Строгановке молодая скульптор работала в керамической мастерской С.И. Мамонтова «Абрамцево».  Здесь она создала первые самостоятельные работы, которые всегда отличались тонкостью и изяществом. Наибольшую известность получила ее фарфоровая скульптура «Аленушка».

    В «Абрамцево» Алиса Яковлевна создала в майолике подставку для часов «Будда», приписываемую ранее Врубелю. В те годы Брускетти находилась под сильным влиянием великого художника и всегда считала его своим учителем.

    В 1904 году А.Я. Брускетти уезжает в Тверь, где начинает преподавать в Коммерческом училище рисование.   По ее инициативе в 1909 году состоялась 1-ая Тверская художественная и промышленная выставка. В этом же году Алиса Яковлевна переезжает в Санкт-Петербург, чтобы совершенствоваться как скульптор. Она продолжает свое образование на отделении керамики Рисовальной школы Общества поощрения художеств. Неоднократно награждалась премиями за пластику, исполненную в фарфоре, майолике, керамике. В дальнейшем работала в керамической мастерской школы, сотрудничала с художественно-керамической мастерской П.К. Ваулина в Кикерине под Петербургом.  В 1910 году Алиса Яковлевна выходит замуж за нашего знаменитого земляка, художника-графика Д.И. Митрохина.

    В 1914 году Е.А. Лансере, заведовавший в то время художественной частью Императорского фарфорового завода, пригласил А. Брускетти-Митрохину на завод. На первых порах Лансере поручал ей выполнять скульптурные рельефы для своих ваз. Эта, по своей сути, ученическая работа, не устраивала художницу и вскоре она покинула завод. 

    Сложные материальные обстоятельства, появившиеся в семье Митрохиных, заставили Алису Яковлевну переехать в Псков, где она с 1915 по 1919 год преподавала в Псковской художественно-промышленной школе.

    В фондах Ейского историко-краеведческого музея хранится письмо, написанное Алисой Яковлевной 16 декабря 1915 года сестре Д.И. Митрохина, Марии: «Я рада, что сегодня заканчиваются занятия, я могу поехать в Петроград, где я не была уже полгода. Учительство - не мое призвание, но что же делать, я должна добывать деньги и не желаю рассчитывать на заработок Дмитрия Исидоровича, которому он так трудно дается, особенно сейчас, в военное время. В Пскове я вот скучаю в одиночестве, но все же стараюсь развлечься. Рисую по памяти псковских мужиков, баб, всяких встречных, теперь их очень много — летчики, солдаты, офицеры — в разнообразных костюмах — все это интересно. Кроме того, я люблю учеников, которые очень милы, хотя также все почти деревенские или дети бедных псковичей. Они очень все послушные и много работают и делают громадные успехи. Мне с ними легко заниматься) (Фото письма)

    Алиса Яковлевна в своем письме пишет, что «Учительство — не ее призвание», но следует отметить, что руководство Псковской художественно-промышленной школы самым тщательным образом подбирало   преподавателей и практических инструкторов с опытом службы на заводах Европы.  И среди преподавателей основных специальностей особенно выделялась А.Я. Брускетти-Митрохина, руководитель керамического отделения, преподававшая также композицию и скульптуру.

    По воспоминаниям учеников, главным требованием были самостоятельность, нежелательность копирования, творческий подход к осмыслению и решению ставившихся задач». По мнению ее ученицы, А.А. Лепорской, (впоследствии известного мастера фарфора, заслуженного художника РСФСР, лауреата премии И.Е. Репина): «Брускетти обладала выдающимися педагогическими способностями, давала связь искусства, истории и жизни... стремилась научить пониманию природных выразительных средств, заключенных в самом материале, подвести к самостоятельным профессиональным открытиям — таким, например, как удовольствие «тянуть» форму кувшина на гончарном круге».

    1918 год застал Алису Яковлевну в оккупированном немцами Пскове. Где, по словам Таисии Митрохиной, Алиса Яковлевна, помимо преподавания в художественном училище, зарабатывала как «большая мастерица иголки». Чинила монастырские покрывала и ризы. Дмитрий Исидорович Митрохин был в это время в родном Ейске. В этот приезд в Ейск Митрохин привез в подарок матери фарфоровую статуэтку Алисы Брускетти «Русская красавица». В настоящее время именно эта статуэтка хранится в фондах Ейского историко-краеведческого музея.

    Встретиться вновь Алиса Яковлевна и Дмитрий Исидорович смогли в Петрограде, где их новой квартирой стал дом «Общины художников». Первые послереволюционные годы были голодными и холодными, художественная жизнь Петрограда была активной, как никогда. Митрохин много и успешно занимался книжной графикой, а Алиса Яковлевна начала снова работать на фарфоровом заводе, художественную часть которого по-прежнему возглавлял Лансере. Художница сделала серию фигурок-персонажей того времени, в частности, фарфоровая «Буржуйка, продающая вещи», которая пользовалась популярностью и многократно тиражировалась. К сожалению, только эта фарфоровая фигурка и была принята заводом к производству.

    Отношения на заводе у Брускетти не складывались, ее упрекали в том, что революция не дала ей ничего нового ни в смысле содержания, ни в смысле формы. Алиса Яковлевна покинула завод и стала работать исключительно дома. Лепила для себя, но не имела возможности из-за отсутствия специальных печей, обжигать свои фигурки. Она много помогала мужу, занималась домашним хозяйством, какое-то время работала в детском доме, занимаясь художественным оформлением, а дома по-прежнему расписывала фарфор, выбирая в качестве мотивов пустынные уголки Петроградской стороны, где жила.

    Д.И. Митрохин пишет сестре в Ейск: «Большая мне помощница Алиса Яковлевна. Она, кроме домашних работ, служит в детском клубе инструктором... Помогала очень Алиса Яковлевна. Работница она чудесная: и стирает, и стряпает, и продукты на себе таскает в шестой этаж. Одному было бы невыносимо...»

    В 1925 году Алиса Брускетти приезжала в Ейск, чтобы поправить свое здоровье. Д.И. Митрохин пишет сестре Марусе в почтовой карточке: «Милая моя Маруся, Алиса Яковлевна должна поехать к вам 15-го июля. За лето надо поправиться и отдохнуть, для этого я и решаюсь отправить к вам Алису Яковлевну. Мне ехать с нею вместе не позволяет отсутствие денег». 

    Это была единственная поездка Алисы Яковлевны   в наш город. Но в своих письмах к сестрам Дмитрия Исидоровича она часто тепло вспоминала о Ейске и среди ее графических работ, хранящихся в Псковском историко-художественном музее, можно узнать знакомые каждому ейчанину уголки Ейска.

    В конце 30-х годов скульптор Брускетти создает серии фигур: «Народности России», «Балерины», «Физкультурницы». Серия «Балерины» стала воплощением любви к театру. Увлечения, затронувшего всех, кто когда-либо был связан с абрамцевским кружком, с мирискусниками, ко второму поколению которых принадлежал ее муж, Д.И. Митрохин. Балетная серия Алисы Брускетти, увлеченной красотой человеческого тела, ее пластической выразительностью, была названа «иконографией русского балета».

    Произведения Брускетти-Митрохиной находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А.С. Пушкина.

    (В статье использованы фотографии из открытых источников и фондов Ейского музея)

    Заведующая художественным музеем им. И.А. Арзамасцева Е.А. Лындина