14.08.2020
У косы, омываемой водами Азовского моря и лимана, на земле Черноморского казачьего войска возник новый портовый город Ейск. Современники, особенно те, кто содействовал его появлению, считали, что в нём таятся все условия блистательной будущности, и при неусыпном содействии правительства, юный этот порт станет безсомненно в ряду с значительнейшими торговыми пунктами на юге нашего Отечества».
Основание Ейска связано с деятельностью наместника на Кавказе светлейшего князя М.С. Воронцова. Из нескольких предложений о размещении нового порта было выбрано не только самое удобное с географической точки зрения место, но и максимально обеспечивающее независимость черноморцев. Планировалось сделать Ейск главным торговым портом Северного Кавказа, через который осуществлялись бы связи с российскими и зарубежными рынками.
Указ императора Николая I правительствующему сенату от 6 марта 1848 года об открытии у Ейской косы порта и об учреждении города, позволил селиться в нём всем сословиям, с соблюдением общих правил.
О первых вехах на пути созидания в новом городе поведали не только первые отчеты начальника портового города Ейска, но и «Летопись Покровской церкви города Ейска», написанная священником Максимом Прозоровским, опубликованная на страницах «Кавказских епархиальных ведомостей» в 1877 году.
Сотни переселенцев задолго до открытия города начали съезжаться с разных концов России, с каждым днем все более и более пополняя число людей, явившихся для заселения г. Ейска. Табор новых поселенцев представлял собой поразительное разнообразие одежд и лиц, наречий, званий и положений. Двадцать две губернии России внесли свою лепту в будущее ейское общество. Тут были армяне, греки, немцы и евреи. Однако, несмотря на усиленные просьбы, вначале не один из евреев не был принят в городские обыватели.
«Высоко нагромождённые телеги разной хозяйственной рухляди, земледельческих орудий, мастерских припасов и принадлежностей, красовались под открытым небом. Лошади, рогатый скот, овцы, птица – всё это браталось в степном пространстве, … мешалось в хаотическую кучу своеобразных типов и образцов. То была картина самых разнообразных живых красок, видов и форм».
Торжественное открытие нового порта и города прошло соответствующим чином: с молебном, освящением места будущего города, короткими речами, под оглушительное «ура», гром пушек и барабанов. На официальной церемонии присутствовали: командование Черноморского казачьего войска, делегации Бердянска, Таганрога, Тифлиса, Нахичевани, Москвы и Ставрополя. Наместник Кавказский князь М.С. Воронцов выразил надежды относительно будущего города и дал обещание принимать в нём живое участие.
По открытии города и порта была начата приписка поселенцев. С выработкою правил и плана для заселения города, началась и нарезка плановых мест для поселения. Новый город-порт мог ожидать гостей из любой страны и поэтому должен был радовать глаз чистотой и порядком, совершенством форм и завершённостью архитектурных ансамблей. В октябре и ноябре 1848 года произвели «распланировку портового города», нарезав 1034 двора. В центре города запланировали Михайловскую (Соборную) площадь. Севернее — городской сад. Ближе к концу Михайловской улицы — полукруглую в плане площадь (ныне — сквер им. Пушкина). Не забыли отвести место и под рыночную площадь. Две площади должны были появиться на Греческой улице (в наши дни — ул. Калинина): первая на половине её длины, вторая — через два квартала, если идти по улице вверх. Ещё одну площадь — Николаевскую — предусмотрели на середине Николаевской улицы (впоследствии эту площадь чаще называли Рыбной, нежели Николаевской; сейчас она именуется Первомайской). В квартале, образованном улицами Бердянской, Керченской (теперь — ул. Советов), Михайловской и Степановской (улицы Либкнехта и Энгельса), предполагались почта и почтовая станция. На углу Бердянской и Елизаветинской (ул. Р. Люксембург) — полиция и тюрьма. На ул. Военной (ныне — ул. Шевченко) должны были расположиться казармы.
В апреле 1849 года М. С. Воронцов утвердил «Генеральный план портового города Ейска», по которому начали застраивать город.
Много было желающих поселиться в город Ейск: кроме явившихся лично, посылались сотни прошений, из разных концов России. Ейск населялся людьми всех податных сословий (за исключением крепостных крестьян). К августу съехалось первопоселенцев 2452 человека. С сентября 1848 по январь 1849 года в состав ейского купечества и мещанства было причислено 850 семейств: крестьянских – 771, мещан – 40, купечества – 23, казачьих – 166.
Для привлечения переселенцев новоселам бесплатно отводились в личную собственность плановые места и давались льготы от податей и повинностей на 15 лет. В итоге стал происходить быстрый рост населения города, особенно его торгово-промышленных слоев. Только за первые три года существования Ейска число его жителей возросло почти в семь раз – с 1309 человек в 1849 до 9043 человек в 1852 году.
В своих сундуках переселенцы привезли одежду, которая оказалась весьма разнообразной. Ведь в заселении города участвовали жители: Полтавской, Харьковской, Черниговской, Екатеринославской, Курской, Орловской, Воронежской, Тамбовской, Саратовской, Самарской и других губерний.
С момента зачисления крестьянина в городские жители, он становился мещанином. Однако, долго еще крестьянский уклад жизни был ведущим началом быта ейского горожанина. Безусловно, переселенцы из различных губерний сохраняли свои традиции в костюмах. Особенно пестрой была картина женской одежды, ведь не только каждая губерния или уезд, но и отдельный населенный пункт имели различия в костюмах. Модную же одежду привезли переселенцы, прежде всего купеческого звания, из Таганрога и Ростова, Курска и Старобельска, Воронежа и Острогожска, Ставрополя и Нахичевани.
25 июня 1849 года прибыл на должность начальника города полковник, князь Александр Сергеевич Голицын. С начала июля он окунулся в новую сферу деятельности - градостроительство. По рекомендации временного начальника портового города Ейска есаула Литевского князь поселился в доме купца 3 гильдии Ефима Булаткина по улице Елизаветинской №20 (ныне Р. Люксембург). Хотя к этому времени у самого Литевского на Черноморской улице (ныне Ленина) было отстроено 2 дома, да на Бердянкой ещё один.
Голицыну приходилось налаживать ведение обширной переписки, которая была необходима для решения вопроса о зачислении желающих в ейские мещане. С места прежнего жительства надо было получить рекомендации о добропорядочности поселенца, отсутствии у него долгов и прочие документы. Только после этого отводили участок для дворового места и зачисляли в мещане. До этого поселенцы жили в шатрах или землянках за чертой города.
Какие проблемы заботили начальника портового города можно понять из его письму Атаману Рашпилю в феврале 1850 года:
«Милостивый государь, Григорий Антонович!
...Ездил в Ростов, Таганрог, Бердянск, Мариуполь и станицу Аксайскую. Ознакомился, лично виделся со всеми коммерческими домами насчет торговли и промышленности в г. Ейске, говорил с торгующим сословием по вопросу обеспечения Ейска строительными материалами. По моим расчетам, если хоть половина обещанного удастся, то и этого уже будет достаточно. Обещали прислать агентов, открыть конторы, лесные биржи и кирпичные заводы. 50 тысяч пудов угля будет доставлено в Ейск на вольную продажу и будет выслан печной мастер...»
Поездок было много. Во время пребывания в Севастополе, Главный командир Черноморского флота России адмирал Лазарев Михаил Петрович передал молодому городу списанный корабль. Из него была построена первая в Ейске православная церковь - Покровская.
В середине 1849 года ейчане ходатайствовали перед епископом Кавказским Иеремией об устройстве в Ейске храма по проекту городового архитектора И.А. Жуковского, скреплённого подписью начальника города полковника князя А. С. Голицына. Уже 1 сентября того же года было освящено место под храм. Скромный Покровский молитвенный дом строился быстро. Об этом князь Голицын докладывал Атаману Рашпилю накануне Нового 1850 года. Первой 3 января 1850 года в новой церкви окрестили Меланью Леонтьевну Маслову, появившуюся на свет накануне, а 6 января был крещён Иван Петрович Глебов, родившийся 4 января. Таинство крещения совершили священник Павел Васильевич Ярошевич и дьякон Тимофей Пантелеевич Колесников.
1 октября 1850 года молитвенный Покровский дом был освящён. В нём хранилась икона святителя Николая Мирликийского Чудотворца, которую прислал в благословенье новооткрытому городу епископ Кавказский Иеремия. Икона академической живописи в серебряно-вызолоченной ризе 30,8 на 26,4 см. На тумбе киота была надпись: «в благословение новооткрытому в православном христианском войске Черноморском городу Ейску с пастырскою любовью препослана икона Св. Николая, 6 октября 1848 года» .
Нужно отметить, что А. С. Голицын был одним из усердных и заботливых прихожан в построении и снабжении молитвенного дома всем необходимым. В день освящения он передал в него киот с иконами, которые были завещаны ему и сестре Варваре, чтобы они передали их в храм. Это две иконы древней живописи – икона Рождества Пресвятой Богородицы в серебряной ризе 35,2 на 30,8 см и Покрова Пресвятой Богородицы в такой же ризе чуть меньше по размеру. На тумбе киота была надпись: «храму Покрова Пресвятой Богородицы. 1 октября 1850 г. К.З. А.Г.». Кроме этих икон князь передал храму иконы: Владимирской Божьей Матери, св. Дмитрия Ростовского, св. Николая, св пр. Илии, св. Иоанна воина, св. Афиногена, Харлампия, Власия, Трифона, Иллариона, Пр. Захария и Елизаветы, св.м. Андриана и Наталии, иконы Богоматери и «обета страждущих».
Немало для храма сделал первый староста купец Яков Михайлович Дедешко, который и строил его, и с честью выполнял свои обязанности первые три года.
При Покровской церкви было открыто и первое учебное заведение Ейска - смешанное двухклассное приходское училище, открытое в 1853 году по указанию наместника на Кавказе князя М. С. Воронцова. В училище было 105 учеников и четверо «учащих». Известна фамилия одного из учителей — Шинкаренко. Преподавал в училище и священник П. В. Ярошевич.
Значение порта в жизни Ейска огромно. С первых лет существования города через порт проходило множество грузов. Уже в 1850 году иностранные суда вывезли из Ейска в Англию 414 тонн зерна, в Италию — 174 тонны, во Францию — 412.
В 1849-м было налажено регулярное пароходное сообщение между Ейском и портами Азовского моря. Через год после открытия города — в течение навигации, длившейся с 29 мая по 7 ноября, — пароход «Таганрог» совершил 28 пассажирских рейсов по маршруту Ейск — Ростов. Первыми пассажирскими пароходами, регулярно курсировавшими между Таганрогом и Ростовом, стали «Донец», принадлежавший горному ведомству, и «Ростов», хозяином которого был подполковник Литуновский. Между Таганрогом, Мариуполем, Бердянском, Ейском и Керчью курсировал пароход «Митридат».
Первую городскую деревянную пристань — длиной 55,8 метра — построили осенью 1850 года в Ейском лимане. Архитектором Жуковским было подготовлено 2 проекта строительства пристаней на Ейском лимане. Сразу же по прибытию в Ейск Голицын принял деятельное участие в их строительстве. Деньги на эти цели (тысяча рублей серебром) были заимообразно, под залог будущих поступлений в городскую казну, получены от войскового правления. Уже в отчете за 1850 год Голицын указывал, что за навигацию пристань обслужила 89 судов (в том числе 1 иностранный корабль). Товарооборот составил более 72000 рублей (при преобладании вывоза).
В 1851 году в связи с увеличением населения была организована городская ратуша с сиротским и словесным судом, и большая часть управленческих дел перешла от канцелярии к ратуше.
Первые шаги Голицына по строительству нового города были по достоинству оценены начальством. Инспектировавший область наказной атаман Г.А. Рашпиль так доносил Воронцову о своем пребывании в Ейске: «1 числа наступившего ноября (1849 г.) я посетил Ейск и с изумлением нашел жизнь и деятельность на месте недавно мёртвой пустыни. Всё пространство… занято или строениями, или складами строительных материалов. На этой обширной площади в полгода явилось до 80 домов и 15 лавок. … Благодаря неустанному вниманию князя Александра Сергеевича Голицына и похвальному трудолюбию архитектора Жуковского, плановые дома в Ейске возводятся по новейшей городской архитектуре. Самые небольшие домики как нельзя более правильны, благородны, с явственным вкусом… Я позволяю себе быть уверенным, что… если осчастливите Ейск своим посещением в будущем, то будете иметь квартиру уже не в казачьем поселке, а в городе… Ейск является на горизонте Черномории светлой звездой».
Первый архитектор Ейска И.А. Жуковский приступил к работе в начале 1849 г. Возможно, Ейск стал первым городом в его карьере. Первый градостроитель города отличался требовательностью и неподкупностью. Он разработал 20 типовых проектов домов и 24 образца ворот. Любое жилое строение должно было соответствовать одному из них, строго следили за тем, «чтобы жители фасадные заборы и ворота, сообразуясь с домами, дабы в постройках не терялся вид и общность архитектуры». Деятельность И. Жуковского получила весьма высокую оценку: «..Умеющий из самых дешевых материалов и при самых ограниченных способах создавать красивые и приличные городу здания и соединяющий с усердием к должности похвальную любовь к искусству».
Город застраивался не только домами обывателей, которые прослужили владельцам более полувека, но и зданиями ставшими гордостью Ейска. Первая церковь, гостиный двор, первые пристани Ейска построены по проектам И.А. Жуковского.
Новому городу требовалось огромное количество строительных материалов, прочных и качественных. Началось строительство кирпичных и черепичных заводов с одной - двумя печами. Первые кирпичные заводы, поставлявших строительный материал, были открыты к 1 января 1851 г. ейскими мещанами Д. Прилуцким, Д. Сафоновым, М. Грошевым. К маю уже работало 9 заводов, принадлежавших братьям Сафоновым, Дмитрию Прилуцкому, Григорию Зайцеву, Якову Шошину, Василию Морозенко, Мартыну Грошеву, Давиду Марасину, Ивану Грибанову.
4 сентября 1851 года князь Голицын получил новое назначение, и на должность Главы города прибыл полковник Генерального штаба Иван Васильевич Чередеев. Уже 13 сентября 1852 года М.С. Воронцов писал из Ейска генерал-майору князю А.И. Барятинкому: «Здесь в Ейске я был удивлен преуспеванием этого города …» В письме он пишет, что фамилию начальника портового города Ейска полковника Ивана Васильевича Чередеева, следовало бы писать Чародеев, так как «действительно нужна была его сила воли, чтобы достигнуть такого успеха».
Население молодого города быстро росло. Для строительства требовалось много кирпича и черепицы. Если до 1852 года кирпичных и черепичных заводиков насчитывалось до десятка, то только за 1853 открылось шесть заводов. В 1854 году трудами градоначальника И.В. Чередеева достроили торговый центр – Гостиный двор. Вместе с городом быстро рос и развивался морской порт. У временной пристани не хватало места для прибывавших кораблей. Только в 1853 году сюда пришло 163 судна, в т.ч. семь иностранных. Товарооборот в этот год достиг миллиона рублей. Развивалось и пассажирское пароходство. На долю Чередеева выпали тяготы в годы Крымской войны и восстановление города по её окончании. Отстраивались не только жилые дома, но и магазины, лавки, трактиры и постоялые дворы. Строили кирпичные, черепичные, гончарные, кожевенные, салотопенные, свечные заводики, возводились ветряные мельницы. Город разрастался. В 1855 году на одной из важных площадей города – Сенной, где шла торговля хлебом, фуражом, дровами и скотом, городские власти разрешили строить амбары и склады для зерна.
Полковник Чередеев оставался начальником портового города вплоть до ухода в отставку в 1858 году. Также как и его предшественник, князь А.С. Голицын, он прослужил в этой должности пять лет. За труды в строительстве, благоустройстве города и порта Ейска его производят в чин генерал-майора.
В первые десять лет своей жизни город стремительно развивался. Этому способствовали и многочисленные льготы, заложенные в указе об основании города, и внимание покровителя Ейска наместника на Кавказе св. князя М.С. Воронцова. К 1856 году в Ейске проживало 17500 жителей, в Бердянске около 10000, в Ставрополе -17300 человек, в Ростове-на-Дону - 12 600, в Таганроге -18500, в Екатеринодаре - 8919 жителей.
Одной из причин столь быстрого роста Ейска было осуществление через ейский порт внутренней и внешней торговли Черномории и Ставропольской губернии. За восемь-десять лет город стал в череду крупных населённых пунктов юга России.
Заведующая научно-экспозиционным отделом музея Ирина Найденова.