1.08.2024
Первая мировая война. Все для фронта…
Начавшаяся война потребовала напряжения сил и самоотдачи всего общества. 27-28 мая 1915 г. Всероссийский съезд представителей промышленности и торговли в Петрограде принял решение организовать Центральный военно-промышленный комитет и районные комитеты в провинции для объединения промышленников в целях обеспечения армии боеприпасами, военным снаряжением, довольствием путём планового распределения сырья и заказов, своевременного их исполнения и установления цен. В течение 2 месяцев были созданы 78 комитетов. Они привлекли к обслуживанию фронта 1300 предприятий и создали до 120 собственных заводов и мастерских.
В целях обеспечения армии боеприпасами и военным снаряжением 29 июля 1915 г. в Ейске на заседании Ейского Биржевого комитета и представителей торгово-промышленного класса был создан Ейский военно-промышленный комитет из 16 членов. Председателем был избран управляющий Ейской железной дорогой Н.Н. Кашкин. От военного ведомства в комитет входил капитан В.И. Котляров. Чуть позже из состава комитета были организованы Механическая и Промышленная секции.
Комитет привлек к обслуживанию фронта предприятия и мастерские города, создал свой склад железа на сумму в 32 тыс. руб. и угля в 3 тыс. пудов (48 т).
Почти все заказы были получены через Ростовский областной военно-промышленный комитет, кроме того были заказы от Всероссийского Земского Союза и от Управления сообщений Кавказской Армии. Ейским комитетом изготавливались следующие предметы. необходимые армии: повозки обозные, парные упряжи, колеса 48-дюймовые образца 1884 г., подковы, патронные двуколки, бомбометы и бомбы для них, ручные жестяные гранаты, седла, в том числе и казачьи, рессорные линейки, 3-дюймовые артиллерийские снаряды. Первые заказы были размещены в августе 1915 года, а именно на обозные повозки, сбруи, ручные жестяные гранаты и подковы.Заказы на предприятия и ремесленникам города были распределены до 1917 года.
Особенное одобрение армейских приемщиков заслужили предметы обозного снаряжения: повозки, упряжь, седла. Патронные двуколки образца 1883 г. выпускали мастерские Самойлова, Филатова, братьев Куприк, школы ремесленных учеников. Заказ на 1000 шт. был получен в декабре 1915 г., в мае был получен заказ еще на 380 шт. - его передали Самойлову и Филатову. Заказы на упряжь и хомуты были распределены между ремесленниками.
Изготовление четырехколёсных обозных повозок на железных осях началось в августе 1915 года. Производство порой достигло 100 штук в месяц, всего за год выпустили 464 штуки.
Парные упряжи изготавливались по 150 пар в месяц, за год изготовили 956 комплектов. В зависимости от наличия железа изготавливали до 27 000 только в феврале 1916 г., всего за год 134 тыс. подков. Было заказано и приобретено Ейским комитетом 62 четырёхместные рессорные не типовые линейки, в них по требованию заказчика были переделаны козлы для сидения кучера.
Фугасные 3-х дюймовые артиллерийские снаряды изготавливали мастерские Ейской железной дороги, чугунные бомбы для бомбометов делали в школе ремесленных учеников, ручные гранаты в мастерской П.П. Молчанова. Всего было изготовлено 5 тыс. штук ручных жестяных гранат системы Рдутловского.
В Ейске освоили и выпуск 9-см бомбомёта типа Г. Р. (Германо-русский) — вариант трофейного австрийского лёгкого миномёта 9 cm Minenwerfer M 14. По мощности бомбы (вес 3,3 кг) сравним с современным 81 мм минометом. К началу 1916 г. было выпущено 25 бомбомётов, каждый стоимостью 180 рублей.
Подковы и стремена выпускал завод «Молот» братьев Э. и Г. Магдесиевых, металлические основы для седел, подковы и части для колес выпускали чугунно-литейные заводы В.Я. Иванова и А.Н. Пишкова.
Первый заказ на сёдла поступил в ноябре 1915 года. Требовалось изготовить 200 штук. 130 комплектов принял Ростовский ВПК, а 70 Главный комитет Всероссийского Земского Союза, который сделал Ейскому комитету еще заказ. Всего за год было изготовлено 635 комплектов сёдел.
Колеса изготавливались с ноября 1915 г. по март 1916 г. Они поступали для изготовления в Ейске патронных двуколок, всего за год было изготовлено 2331 колесо.
Помимо этого, в Ейске изготавливали запасные гайки к колёсам бричек типа Бобрикова и гаечные ключи, деревянные ящики для ручных жестяных гранат. Кровати для лазаретов изготавливались и на ейском пожарном дворе. К середине октября 1914 г. их собрали уже 500 штук. Мастерские Ейской железной дороги изготавливали железные кровати для лазаретов Всероссийского Земского Союза. Только в ноябре 1914 г. было сделано 20 штук.
Ейский комитет Всероссийского Земского Союза занимался не только организацией и помощи лазаретам, но и проводил закупки продовольствия для армии.
Примечания.
1. «Приазовская речь» от 29.06.1915 г.
2. Фонды МБУК ЕГП ЕР «Ейский историко-краеведческий музей им. В. В. Самсонова». Краткий отчет Ейского военно-промышленного комитета с 1915 по 1.08.1916 г.
3. «Приазовская речь» от 15.10.1914 г.
4. «Приазовская речь» от 27.11.1914 г.