С.Ф. Бондарчук. Художник должен быть ищущим.

25.09.2025

     С.Ф. Бондарчук. Художник должен быть ищущим.

     25 сентября  кинематографический мир отмечает сто пять лет со дня рождения великого советского и российского режиссера, артиста, педагога и сценариста Сергея Бондарчука, лауреата Государственных премий, народного артиста СССР, обладателя премии «Оскар». Сергей Бондарчук  исполнил более сорока ролей в кино, однако наибольшую известность ему принесли его режиссёрские работы. Бондарчук снял такие культовые ленты, как «Судьба человека», «Они сражались за Родину», «Борис Годунов», «Тихий Дон», «Война и мир», «Красные колокола». Его фильмы до сих пор любят и смотрят зрители по всему миру, а ейчане  гордятся тем, что творческий путь Мастера начинался в Ейске.  Его актерский талант проявился еще в школьном театральном кружке. А на большую сцену Сергей Бондарчук впервые вышел в спектакле «Сын народа», который поставил Ейский драмтеатр в 1937 году.  Сочетание блестящего актерского мастерства и особенного дара постановщика сделали личность этого человека поистине уникальной.  Но не все даже  самые преданные  почитатели творчества Сергея Федоровича знают об  еще одной грани его таланта. Сильнейшим увлечением С. Бондарчука на протяжении всей его жизни была живопись.  Журналист Ирина Кравченко после беседы с  Сергеем Федоровичем  писала: «Его любовь к живописи началась с того, что подарили ему, еще ребенку, краски. Он понюхал. И чуть с ума не сошел от запаха, показавшегося ему волшебным. Нарисованного Бондарчуком оказалось гораздо больше, чем мог вместить их дом, и это притом, что времени на рисование у него оставалось  совсем немного. Просыпался в шесть утра, ставил мольберт, и, как настоящий «Дон Хуан быстрый» начинал рисовать «наживую», без эскизов и предварительных подготовок».  Ирина Константиновна Скобцева  рассказывала, откуда у Сергея Федоровича способность художника – живописца: «Вся родня считала: от дяди Саши.  Еще в школьные годы Сергей прошел неофициальные, домашние студии у своего дяди.  В ейской квартире, где долгие годы жила мать Сергея - Татьяна Васильевна, на стенах висели первые  ученические работы сына – акварели и масло, соседствуя с полотнами дяди Саши. По- детски наивные пробы кисти были очень дороги матери. Она дорожила ими, пожалуй, больше, чем уверенными работами Александра, умевшего передавать настроение. Собственных работ у дяди было мало, больше хорошо сделанные копии». 

       С.Ф. Бондарчук   любил рисовать и лепить на досуге, прекрасно разбирался в живописи. И.К. Скобцева вспоминала: «Дети наши росли, слушая, как отец читает им стихи. Правда, это нечасто случалось. Сергей Федорович был энциклопедически образованным человеком и приучил детей к чтению, к изучению живописи. Как и его отец, Сергей был мастеровитым человеком и любил работу с деревом. В мастерской на даче были удивительные инструменты - всякие стамески, лобзики, шурупчики. Когда Федор подрос, они строгали вместе. К нам приходила Наташа, увлеченная разными философиями, Рерихом. И Сергей Федорович всегда знал ответы на ее вопросы».  Дочь Сергея Федоровича, Наталья Бондарчук, делилась своими детскими воспоминаниями об отце: «Я вообще любила оставаться с отцом, потому что именно с ним обретала полную свободу действий, следовательно проказам моим не было конца…  В свободное время отец писал картины и, по моей просьбе, рисовал мне парусники и жаркие страны.  Отец замечательно рисовал. Но никогда не выставлял свои полотна, потому что вершиной в живописи для него был Леонардо да Винчи. Где Леонардо и где Бондарчук? – считал он. Но в нем поистине кипела увлеченность миром художника, например, тем, как гений постигает, что есть краска. Он накладывал краску осторожно, пристально вглядываясь в объект, который писал. Работал он в основном маслом. Однажды я приехала к нему на дачу в Барвиху. Он был с мольбертом в руках и работал над удивительной картиной. Объект, который он писал, я могла рассмотреть. Это был кусок древесины без корней, часть ствола вишни, но самым удивительным было то, что от отрубленного ствола шла ветка, и она…цвела! Картина была пронзительно печальна». 

       Умение рисовать очень пригодилось Бондарчуку – режиссеру: все сцены и кадры своих будущих фильмов он прорисовывал, делая раскадровку, иногда отдельные сцены выполнял акварелью и даже масляными красками. В фондах нашего музея хранятся эскизы, раскадровки к фильмам, живописные работы С.Ф. Бондарчука. Сергей Федорович был глубоко убежден в том, что кинорежиссер должен обязательно выработать в себе  способность увидеть свою картину еще до начала съемок. И не просто вольно пофантазировать на тему будущего фильма, но увидеть его в кадрах, воочию. Бондарчук работал над сценарием в разных условиях и в любое свободное время, на любой бумаге, многие из этих рисунков набрасывались перед очередными съемками, порой ночью, где-то в гостинице, поезде, самолете.  В фондах Ейского музея хранятся  совершенно уникальные рисунки С. Ф. Бондарчука  к фильму «Степь». Режиссер  был глубоко убежден, что «Степь» А.П. Чехова - настоящий клад для экрана: « Здесь что ни характер, то открытие. Каждый персонаж у Чехова несет в себе целый мир мыслей и чувств. Моя задача режиссера и состояла в том, чтобы вслед за автором, а вовсе не вопреки ему, раскрыть этот сложный мир, рожденный писательским талантом, призвав на помощь весь арсенал нынешних кинематографических средств». На рисунках Бондарчука, - эскизах  грима к фильму «Степь», представленных в экспозиции выставки, гости  ейского художественного музея не только с первого взгляда узнают актера Николая Трофимова, исполнившего роль чудаковатого, словоохотливого, прямодушного отца Христофора, но  и  вслед за чеховским Егорушкой  удивятся, что под рясой священника спрятан обыкновенный мужичок, который  прожил свою длинную, более семи десятков лет жизнь так, же, как проехал через степь, - не ощутил ее прелести, красоты, великодушия и гармонии. 

      Сергей Федорович  в своем увлечении живописью неоднократно  обращался к религиозным сюжетам. Он читал книги по технике иконописи и  иногда пытался ее воспроизвести: сам наносил левкас на деревянную, правильно подготовленную доску, потом – красочные слои, соблюдая их очередность. Это была уже кропотливая работа, в чем-то эксперимент, из-за чего на некоторых картинах краски потом стали осыпаться. Но Бондарчуку было важно самому погрузиться в стихию этой живописи, удовлетворяя свое любопытство исследователя. В ейском художественном музее можно увидеть его неоконченную живописную работу «Христос» и эскиз к иконе «Чудо Георгия о змие» - один из самых популярных сюжетов русской иконописи.  Бондарчука – актера, художника, патриота  русской земли   волнует тема победы  добра над злом, божественной силы над  тьмой и спасение мира от разрушения через веру.

       Увлечение религиозной живописью повлияло на эстетику фильма «Борис Годунов». Экранизация трагедии Пушкина, повествующая о русской смуте начала XVII века, была дорогостоящей и масштабной. Постановка отличалась размахом, сильным акцентом на исторические реалии того времени. Бондарчук неслучайно в годы «перестройки» обратился к пушкинскому тексту. Режиссер  готовился к съемкам фильма «Борис Годунов» очень серьезно,  работая над сценарием и создавая раскадровки, эскизы декораций, костюмов и персонажей. Сам он сыграл царя Бориса, о чем мечтал много лет.  Автопортрет в роли Бориса  Годунова можно увидеть на выставке в художественном музее.  Перед зрителями предстает образ сильного человека, измученного душевными терзаниями, болезнями и дворцовыми переворотами, но взгляд его проникает в самую душу. Художник Александр Шилов писал: «Я считаю, что трагедию царя Бориса Бондарчук сыграл прежде всего глазами своими. Глубина в его глазах бездонная». 

       С.Ф. Бондарчук - самобытный Мастер с большой буквы, своим творчеством воспевший  Россию.  Он очень любил Москву и в своей творческой работе  дважды обращался к ее истории. Сначала во время съемок фильма «Война и мир», это была Москва периода Отечественной войны 1812 года. Второй раз – во время работы над фильмом «Борис Годунов». На выставке можно увидеть эскиз декорации «Старая Москва»,  где Сергей Федорович воссоздал Москву времен  царствования Бориса Годунова. Вдохновением  для этой живописной работы  послужила английская гравюра Джеймса Хартфилда Кернота «Москва. Вид на Васильевский спуск и собор Василия Блаженного».  Рисунок для этой гравюры  был  выполнен с натуры Альфредом Джорджем Викерсом во время его путешествия по Российской империи с 1827 по 1829 г.  В работе над фильмом С. Бондарчук   консультировался с историками, брал реквизит из музеев, перелистал сотни   страниц старых иллюстрированных журналов, пересмотрел множество рисунков.  Во время такого творческого поиска Сергей Федорович  и обнаружил старинную гравюру,  датируемую 1845 годом и, как истинный художник,  смог разглядеть в ней черты более древнего облика  Москвы. 

       С. Ф. Бондарчук –  художник  многогранный. Его творчество стало народным достоянием и составляет целую эпоху в отечественном кинематографе.  В съёмочной группе «Война и мир»   на стене висел лист бумаги со словами Л.Н.Толстого:  «Художник для того, чтобы действовать на других, должен быть ищущим, чтоб его произведение было исканием. Если он всё нашёл и всё знает и учит, или нарочно потешает, он не действует. Только если он ищет, зритель, слушатель, читатель сливается с ним в поисках».

Е.А. Лындина  - заведующая Ейским художественным музеем им. И.А. Арзамасцева