Сухомлин Иван Моисеевич.

    Герой Советского Союза 

    Родился Иван Моисеевич Сухомлин 19 мая 1911 г. в местечке Малая Виска Маловисковской волости Елисаветградского уезда Херсонской губернии Российской империи (ныне город Малая Виска Новоукраинского района Кировоградской области Украины). 

    В 1918 г. был отдан в школу, которую окончил в 1928 г. Иван Сухомлин начал работать с 1926 г. – на сахарном заводе, на железной дороге. После окончания школы по путёвке комсомола поехал поступать в Военно-теоретическую школу лётчиков ВВС РККА в Ленинград. Все письменные математические экзамены сдал на отлично и был зачислен курсантом школы. После её окончания в декабре 1929 г. курсант Сухомлин был направлен во 2-ю Военную школу лётчиков им. Осоавиахима СССР в Борисоглебск. 

    Окончив программу лётной подготовки 8 декабря 1930 г. прибыл в Севастополь – в Школу морских лётчиков и лётчиков-наблюдателей ВВС РККА им. тов. Сталина. Выпуск из школы состоялся в апреле 1931 г. Ивану Моисеевичу было предложено остаться в ней младшим лётчиком. В 1931 г. школа была перебазирована из Севастополя в Ейск, вместе с ней к новому месту службы едет Иван Сухомлин. С сентября 1932 г. он – инструктор-лётчик Ейской авиационной школы. Более пяти лет Иван добросовестно занимался инструкторской деятельностью, обучением курсантов школы лётному делу. За годы инструкторской работы им были освоены самолёты «Авро-504-к», Р-5, Р-1, МР-1, МБР-2, «Савойя-16», «Савойя-62», МБР-4, Р-6, И-5, И-7.

    Большим увлечением Ивана Моисеевича был планеризм. В нашем городе планеры изготавливались в мастерских Ейской авиашколы им. Сталина. В 1934-35 гг. Сухомлиным был установлен ряд всесоюзных рекордов продолжительности полёта на планере, превышающих мировые достижения. Все его рекорды были зафиксированы как всесоюзные, т.к. СССР тогда не входил в систему ФАИ. 14 октября 1934 г. в Коктебеле планеристами войсковой части 2150 (до июля 1936 г. условное наименование Военной школы лётчиков и лётнабов сухопутной и морской авиации им. Сталина) лётчиком-планеристом Иваном Моисеевичем Сухомлиным и вторым членом экипажа планера Александром Давыдовичем Венусом (помощник начальника штаба училища) на планере «Сталинец-2» был установлен мировой рекорд продолжительности полёта на двухместном планере (14 час. 12 мин.), а 18-19 ноября 1934 г. ими установлен новый мировой рекорд – уже 24 час. 10 мин. 2-3 октября 1935 г. Сухомлиным на одноместном пилотажно-тренировочном планере «Сталинец-4» был установлен мировой рекорд продолжительности полёта для одноместного планера – 38 часов 10 минут.

    Постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР «О награждении лётчиков Военно-воздушных сил РККА» от 25 мая 1936 г. за высокие личные успехи по овладению боевой техникой и умелое руководство политической подготовкой ВВС РККА старший лейтенант Иван Моисеевич Сухомлин был награждён орденом Ленина. Он – один из первых инструкторов училища, удостоенных высшей награды Родины – ордена Ленина.

    С ноября 1937 г. Сухомлин переходит на лётно-испытательскую работу в НИИ Морской авиации РККА в г. Севастополь. На должностях командира звена и лётчика-испытателя в научно-исследовательском институте он находился до февраля 1943 г. Провёл испытания ряда самолётов, среди них: МБР-2, ДБ-3ПТ, АНТ-44 бис (МТБ-2), Че-2 (МДР-6), летающая лодка П.Д. Самсонова (МДР-7), МБР-7, Бе-4 (КОР-2). В 1938 г. три месяца готовил женский экипаж в составе Полины Осипенко, Веры Ломако, Марины Расковой, который на гидросамолете пролетал 10 часов 33 минуты и побил мировой рекорд. 

    Участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 г. Самолёт МТБ-2 («Черноморская чайка») капитана Сухомлина базировался в Северной бухте Севастопольского рейда. Командир корабля 80-й авиаэскадрильи выполнил на нём 21 боевой вылет по уничтожению вражеских объектов в промышленных центрах Румынии – Бухаресте и Констанце, по уничтожению техники и живой силы противника в районе Одессы, Николаева, Херсона, Перекопа и Севастополя. Иван Моисеевич за отличное выполнение боевых заданий, за большую эффективность бомбардировочных ударов был награждён первым боевым орденом. В составе ВВС Черноморского флота Иван Моисеевич Сухомлин воевал до 15 мая 1943 г. С 28 мая 1943 г. проходил службу во 2-м гвардейском истребительном Краснознамённом авиационном полку имени Б.Ф. Сафонова 6-й истребительной авиадивизии ВВС Северного флота. За хорошую подготовку молодого лётного состава, за личное участие в боевых операциях помощник командира полка по лётной подготовке и воздушному бою гвардии майор Иван Моисеевич Сухомлин был награждён орденом Красной Звезды. К 8 сентябрю 1944 г. им на самолётах Р-39 «Аэрокобра» было введено в строй свыше 50 молодых лётчиков. Он лично участвовал в боевых операциях по разгрому немецких захватчиков, им было совершено 56 боевых вылетов на «Аэрокобрах» и Як-1. 

    После окончания Великой Отечественной войны, с июля 1945 г., Иван Моисеевич Сухомлин работал в НИИ авиации ВМФ в г. Рига. Уже в 1945 г. помощником начальника отдела Лётно-испытательного института ВВС ВМФ майором Сухомлиным были проведены испытания МДР-6 (Б-4), в октябре 1947 г. поднят в небо первый серийный МиГ-13 (И-250). В 1948 г. Иван Моисеевич был переведён в Феодосию заместителем начальника лётно-испытательной станции НИИ авиации ВМС. Испытывал самолёты Т.М. Бериева (Бе-6 и Бе-6М), первую советскую реактивную летающую лодку Р-1. С 1954 г. Иван Моисеевич Сухомлин переводится на лётно-испытательную работу в ОКБ А.Н. Туполева. Проживал в городе Жуковский Московской области. 

    16 февраля 1955 г. Сухомлиным И.М. (второй пилот) в составе экипажа Нюхтикова М.А. были проведены испытания самолёта 95/2. Экипаж Сухомлина 23 января 1962 г. выполнил первый полёт на Ту-126. Им проведены испытания Ту-95, Ту-95 К, Ту-96 (второй пилот), первого серийного Ту-114 Куйбышевского авиазавода (1958). Иван Моисеевич Сухомлин принимал участие в испытаниях Ту-16, Ту-104, Ту-116 и других самолётов. 

    В общей сложности у Ивана Моисеевича Сухомлина было сорок два мировых рекорда (из них 5 – вторым пилотом). Тридцать один из них был связан с самолётом Ту-114, причём двадцати четыре из них были установлены в 1960 Почётных званий «Заслуженный лётчик-испытатель СССР» и «Заслуженный мастер спорта СССР» Иван Моисеевич Сухомлин был удостоен в 1960 г. 

    Летчику-испытателю полковнику Сухомлину И.М. за испытание и освоение новой военной техники и проявленные при этом мужество и героизм 26 апреля 1971 г. было присвоено звание Героя Советского Союза.

    С 28 ноября 1973 г. Иван Моисеевич Сухомлин – в отставке. Жил в посёлках Кратово и Родники Раменского района (ныне Раменского городского округа) Московской области.

    Умер Иван Моисеевич Сухомлин 28 августа 1993 г. Похоронен на кладбище посёлка Родники Раменского городского округа Московской области.

    Награждён тремя орденами Ленина (1936, 1955, 1971), тремя орденами Красного Знамени (1943, 1949, 1966), двумя орденами Отечественной войны I степени (1945, 1985), двумя орденами Красной Звезды (1944, 1957), медалями, в том числе медалями «За оборону Одессы» (1942), «За оборону Севастополя» (1942), «За оборону Кавказа» (1944), «За оборону Советского Заполярья» (1945), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946).