Учитель, фенолог, краевед Николай Попов.

    Ейский краеведческий музей, созданный 5 мая 1920 года, принял в свой состав коллекции музея наглядных пособий Ейского реального училища. Музей ЕРУ во многом своим созданием был обязан преподавателю естественных наук Николаю Васильевичу Попову.

    Родился Николай Васильевич 1 декабря 1883 года в станице Урюпинской Хопёрского округа области Войска Донского (ныне г.Урюпинск Волгоградской области) в казачьей семье. После окончания отделения естественных наук физико-математического факультета Одесского университета в 1909 году стал преподавать естествознание и географию в Ейском реальном училище. Не имеющий чина преподаватель естественных наук Николай Васильевич Попов выделялся в среде учителей и своей молодостью, и своим энтузиазмом. Его стараниями в реальном был создан уникальный кабинет естествознания и географии, для чего, как он сам писал: «постоянно требовалось проявление инициативы и находчивости», он увлечённо занимался фенологическими наблюдениями. Попов принял живейшее участие в создании музея наглядных пособий, который по воспоминаниям учеников занимал три большие комнаты. С 1915 года состоял действительным членом Ейского общества «Просвещение» и преподавал географию на курсах  в воскресной школе,  организованных обществом. С 1914 год выступал на лекциях, как для учеников, так и для учителей.

    Николай Васильевич вспоминал о своих новаторских учительских приемах: «… в реальном училище в 1918 году я по рисунку ископаемого динозавра в книге, где была указана числовая величина его уменьшения, задумал увечить с помощью чертёжного прибора (пантографа) заднюю стопу динозавра до натуральных размеров. Мне хотелось как можно конкретней создать у старшеклассников представление о размерах ископаемого зверя ... Хотелось, чтобы 15–16-летние подростки, слушая рассказ учителя и рассматривая рисунок стопы, изображённой в натуральную величину, как бы воочию увидели ископаемого гиганта.… И вот, сделав нужные расчёты, я со своим помощником, учеником шестого класса реального училища Петуховым, принялся за претворение замысла в реальность. Увеличив книжный рисунок в три раза и тщательно обведя карандашом полученный контур, мы этот контур, в свою очередь, увеличивали соответствующее число раз, и так поступали до тех пор, пока не получили вычисленных размеров стопы. «Натура», как мы ни были готовы к её восприятию, оказалась столь диковинных размеров, что не верилось глазам. И вот, наконец, перед нами стопа в натуральную величину (приблизительно 110 на 130 см). Хорошо владеющий карандашом, Петухов придал контуру живую объёмность. Откровенно говоря, я, взрослый, был изумлён чудовищными размерами стопы не менее, чем подросток Петухов. Когда на уроке геологии я рассказывал своим реалистам о динозавре, то этот рисунок помог учащимся, так же как и мне, заглянуть в далекое прошлое Земли.

    Это была не обычная иллюстрация учебного материала, а своеобразная демонстрация натуральных, в самом прямом смысле, размеров стопы ископаемого гиганта, что несравнимо ценнее».

    В Ейске Николай Васильевич приобрел не только педагогический опыт. Много перемен было в ейский период и в личной жизни. Здесь появились на свет его дети: сыновья Константин (1912) и Борис (1915), дочь Евгения (1917).

    Преподавательскую деятельность в реальном училище он продолжал и годы революций, и в тяжелую пору гражданской войны. Он вспоминал: «Мы, молодые учителя, демократически настроенные, пережившие бурные 1905–1907 годы, с огромной радостью встретили революцию… Власть в Ейске захватили меньшевики, кадеты, эсеры. Наступила разруха. Не хватало продовольствия и топлива. Реальное училище по инерции ещё кое-как существовало. Но когда в 1920 году в Ейске укрепилась, наконец, советская власть, реальное училище закрыли, а его столетнее здание по ветхости было до основания разрушено. Учителей реального училища и женской гимназии разбросали по школам города. В 1920 году работать в школе приходилось в самых тяжёлых бытовых условиях. В городе не было продовольствия и топлива. Семья голодала. Мы грызли макуху. С великим нетерпением ожидали весну, когда можно будет ловить рыбёшку…»

    Несмотря на трудные времена, Николай Васильевич с 1918 года вёл фенологические наблюдения над растениями и некоторыми животными. С 1920 г. возглавлял студенческий кружок любителей местной природы. В октябре 1921 года он перешёл на работу в семилетнюю железнодорожную школу при станции Ейск, жить семье стало легче. Школа обеспечила топливом и снабдила проездными билетами за провизией. Заведовал ею тогда опытный педагог М. А. Евдокимов, предоставивший широкую возможность проявления в работе личной инициативы, да и учительский состав подобрался дружный. 

    О краеведческой и музейной деятельности Попова в 1920-1922 годы рассказывает удостоверение, выданное ему 30 января 1923 г. Отделом народного образования Ейского отдела. В 1920 году по инициативе  органов ВЧК в городе был создан краеведческий музей. По решению ейского  отдела народного  образования  организация музея была  поручена  учителю В.И. Струтинскому. Выданное Попову удостоверение подтверждает его участие «в качестве организатора Ейского музея». В эти годы он устраивал выставки «Уголки местной природы». 

    В 1927  году  при  музее создается Ейское  краеведческое общество, одной  из  целей  которого было  «содействие  пополнению и  развитию местного  музея». Одним из организаторов и первым председателем  общества стал Николай Попов, хотя по его мнению, оно работало очень слабо. Краеведческую исследовательскую работу вел только он как ботаник и фенолог, а агрономы «вели опытническую работу на Ейской сельскохозяйственной станции. Зав. музеем Блажков был слабым музейным работником». В результате  проведенной в это время  реорганизации музея, в 1929  году в его  фондах  осталось 600 экспонатов. Блажков вскоре оставил свой пост, а Николай Васильевич принимал непосредственное участие в экспозиционной и исследовательской работе музея вплоть до своего отъезда  Ейска в 1929 году. 

    С 1923 года начал Николай Васильевич публиковать свои фенологические наблюдения. Фенологический Отдел Бюро научных наблюдений Русского общества мироведения в течение 1925 года проводил наблюдения из 223 пунктов. Участвовали 258 наблюдателей-фенологов из разных мест СССР, одним из них был учитель из Ейска Николай Васильевич Попов. В эти годы им составлен определитель, содержащий 50 видов широко распространённых трав. К нему был приложен схематический план прилегающей к школе местности, на котором цифрами были разбросанно обозначены местонахождения всех описанных растений. «Определитель» с помощью учеников был изготовлен в десяти экземплярах. Подготовлена большая работа «Пособие к ботаническим экскурсиям» в 300 страниц машинописи. В нём были приведены таблицы для определения 420 местных растений и подробные описания к ним биологического содержания

    Имея некоторый опыт в исследовательском методе обучения, Попов поделился им с педагогами на страницах журналов «Народный учитель» (Москва) и «Вопросы просвещения на Северном Кавказе» (Ростов-на-Дону). Чуть позже он составил для учащихся 4–5 классов определитель растений «На экскурсию», изданный в 1928 году Донпресснабом. «На экскурсию» была быстро распродана.

    Николай Васильевич  совершил несколько обследовательских поездок по степям Ейского района. Помогали ему в работе два девятиклассника. Тогда же Ейское курортное управление предложило обследовать прибрежную растительность грязелечебного Ханского озера. Попов считал, что «эти неоднократные двух-трёх дневные поездки были очень увлекательны и производительны». 

    Упорно продолжая гербаризировать, он собрал свыше 500 самостоятельно определённых видов растений. В поисках новых растений обследовал все ближайшие окрестности Ейска. Список Ейской флоры возрос до 700 с лишним видов. Приведя его в систематический порядок и написав несколько кратких очерков о местной растительности, он отправился в Новочеркасск, чтобы отдать их на строгий суд известному знатоку флоры Юго-Востока новочеркасскому профессору И. В. Новопокровскому. Тот одобрительно отозвался о них. Перед войной на основе своих ботанических материалов он защитил в Ростовском университете диссертацию на тему «Растительность Ейского района» и ему была присвоена научная степень кандидата биологических наук.

    В результате проведённой работы им были написаны работы, посвященные городу и району:

• «Обследование растительности Ханского озера, 1928 г.», 10 страниц машинописного текста;

• «Список растений Ейской косы, найденных при обследовании косы 26.06.1929 г.», 8 стр. рукописи с приложение геоботанической карты косы, приведено 105 видов растений;

• «Календарь природы г. Ейска и его окрестностей (1920-1929 гг.)», был опубликован в журнале «Советское краеведение в Азово-Черноморском крае» №3 за 1935 год. 

• «Флора г. Ейска и Ейского района», 1930 г., рукопись 65 страниц, указано 714 видов. 

• «Очерк растительности Ейского района», 27 стр. машинописного текста.

•  Диссертация «Растительность Ейского района», 180 страниц машинописи с геоботанической картой.

    С 1930 года он живет в Новочеркасске. Вначале преподавал в техникуме и одновременно работал ботаником в научно-исследовательском учреждении. Участвовал в качестве ботаника в двух геоботанических экспедициях по Манычским степям. 

    В 1933 году, работая научным сотрудником в Новочеркасском музее, организовал небольшую, но надёжную районную фенологическую сеть. От лица музея он провёл несколько феноанкет, охвативших весь тогдашний Азово-Черноморский край. На основании анкет составил интересные фенологические картосхемы. 

    Ему нравилась краеведческая работа в музее, и всё же он вынужден был из-за материальной необеспеченности перейти снова в школу. Во время немецкой оккупации Новочеркасска был директором музея, затем — вновь преподаватель. Ставропольский педагогический институт предложил ему преподавательскую работу в качестве географа-методиста. И Попов перешел на работу в Ставропольский, а затем Новочеркасский пединститут. В институте он имел более широкие возможности для краеведческой и творческой работы.

    В 1946 году институт командировал его в Москву на выставку учебных наглядных пособий, которая была организована Министерством просвещения в связи с проходившим Всероссийским совещанием директоров пединститутов. Николай Васильевич продемонстрировал около 20 приборов и 15 больших стенных таблиц по школьной фенологии.  Младший сын Борис вспоминал: «Отец работал в пединституте заведующим кафедрой географии…Ежедневно в 5 утра он уже сидел за столом и писал. Им был охвачен большой район наблюдений за растениями весной, летом, осенью. Мы получали массу писем. Он изучал их, систематизировал и составлял «фенологическое древо» растений. Так продолжалось более 20 лет». 

    Ушел Николай Васильевич на пенсию в 1952 году, а продолжал «держать руку на пульсе фенологии» до середины семидесятых годов. На основе своих многолетних наблюдений составил «Календарь природы Новочеркасска и его окрестностей». Этот календарь охватывает более четверти века.

    Отдал педагогике 42 года. За эти годы изготовил свыше 40 подвижных таблиц и приборов по географии и фенологии, получивших одобрение Наркомпроса или опубликованных в печати. На шесть приборов получил авторские свидетельства от Гостехники СССР. Кандидат биологических наук, доцент Учительского института Н.В. Попов, в общей сложности подготовил и опубликовал 11 научных книг и пособий. 

    Талантом старейшего фенолога, тонким ценителем и популяризатором природы отмечены его книги «Заметки фенолога» (1958 г.), «Сигналы природы» (1961 г.). «На охоту за растениями» (1964 г.). «Степные этюды» явились поэтическим рассказом о временах года на Дону. Другой труд Н.В. Попова — «Фенологические наблюдения в школе» выдержал два издания у нас в стране, а позже переведен на польский язык. Свою долгую жизнь фенолог закончил рукописью «Радости учителя». В ней он рассказал о своем многолетнем педагогическом труде. 

    Таким был зачинатель музейного и краеведческого дела в Ейске - Николай Васильевич Попов – «порядочный, благородный и доброжелательный человек, божественно любящий природу».

 

                            Заведующий научно-экспозиционного отдела Ейского историко-краеведческого музея И.А. Найденова.