Женская городская мода конца XIX-начала ХХ века в живописи и графике Г.А. Котелевца.

                                                                                             

19.07.2023

К 175-летию Ейска и

160-летию Г.А. Котелевца

     В этом году Ейск отмечает свой 175-летний юбилей. Уникальный облик  нашего города со дня  основания создавался его жителями.  Какими были ейчане в к. XIX – начале ХХ века? Как они выглядели, о чем думали и мечтали, во что одевались, что было модным в то время? В художественном собрании Ейского историко-краеведческого музея находятся живописные и графические работы ейского художника Г.А. Котелевца, выпускника Санкт- Петербургской Академии художеств, который создал целую галерею портретов современниц, прекрасно передающих атмосферу удивительной эпохи самого конца XIX и первых десятилетий XX века. В мировой истории этот период ознаменован началом эпохи модерна -  времени бурного развития промышленности и искусства. Этот период включает в себя два десятилетия: с 1890 по 1910 год. Это было время, когда люди еще не знали, что такое Мировая война, не знали массовых разрушений, танковых и химических атак, голода и революций.  Это был мир, в котором царили прекрасные женщины. Женщины, посвятившие жизнь только своей семье. Они музицировали, рисовали,  блистали на балах. И при этом они не готовили, не убирали,  не мыли посуду, на все это была прислуга. Это мода богатых женщин из высших слоев общества — аристократок, жен предпринимателей, зажиточного купечества, модных адвокатов.

    Мир моды начала ХХ века, так называемая Прекрасная эпоха или мода Серебряного века   -  это мир нежных красок и приглушенных тонов: серебристо - серых, лавандовых, бледно-зеленых, голубых.  Для модерна характерны плавные формы, изогнутые и волнообразные линии.  Женщина представлялась как очень нежное, воздушное и неземное создание: женщина – цветок, женщина – нимфа, женщина – ундина. Такой предстает перед нами дама, изображенная на «Портрете женщины» Г.А. Котелевца (к. XIX- н. ХХ в).  Художник  передает «воздушную легкость» тела  и изображает свою героиню в  невесомом голубом платье из  прозрачной ткани.  Плечи и грудь  женщины будто растворяются в струящейся драпировке, а  фигура модели превращается в парящее белое облако или  легкую морскую пену. В период с 1900 по 1908 гг. в женский костюм приходит тема морской стихии: волнообразные очертания силуэта, обилие мягких складок, использование полупрозрачных тканей. Тема костюма  поддерживалась украшениями, которые дополняли костюм, завершали его стилевое оформление и усиливали цветовое звучание. На шее дамы художник изобразил  изящную подвеску в виде Пасхального яйца, выполненную в виде мозаики. Подвеска подобрана в тон платью и подчеркивает красоту  голубых  глаз женщины. В ювелирных украшениях этого времени часто использовали многоцветные эмали, полудрагоценные и поделочные камни, мозаику, перламутр и фарфор.

    Украшения, платье и прическа были тщательно продуманы и гармонично сочетались между собой, создавая утонченный образ. Блестящие каштановые волосы дамы в голубом наряде  уложены в модную прическу "Марсельская волна», которую придумал французский парикмахер Марсель Грато. С помощью горячих щипцов, разогретых на газовой плите, делалась аккуратная волна на волосах. Щипцы имели вогнутую часть внизу и цельную выпуклую сторону сверху, благодаря чему максимально подчеркивали форму локонов. В течение 15 лет Марсель Грато держал свою технику укладки волос в тайне. Только он знал, как пользоваться своими щипцами, и обслуживал дам лично сам в запертой комнате. Поскольку такие щипцы были доступны не всем, укладку начали делать пальцами при помощи сильного фиксатора, приготовленного из отвара льняного семени. Он придавал волосам не только нужную форму, но и блеск.  Судя по внешнему облику героини портрета  можно сказать, что наши горожанки не отставали от моды. В Ейске дамы выписывали зарубежные и отечественные журналы мод, привлекали самых одаренных портных и мастеров парикмахерского дела,  чтобы задавать тон провинциальному окружению. Фотографии и портреты того времени свидетельствуют, что ейчанки были действительно красивыми женщинами: модные наряды, с изысканным  вкусом подобранные  украшения, красиво убранные волосы.

    К началу ХХ века оставались те же особенности моды, что и в конце XIX века. Женская одежда была не совсем удобна. К этому времени носили платья в пол, в  моде были еще высокие шляпки и прически. Дамы до начала века еще носили  неудобные корсеты, которые могли достигать обхвата 45- 50 сантиметров в талии и тем самым губили здоровье, что являлось последней каплей перед полным отказом от данного атрибута одежды. Требовалось что-то менять, и к тому времени как раз начали происходить многие изменения в моде.

    На рубеже XIX-ХХ веков в Европе и России поднимаются и обсуждаются вопросы предоставления женщинам равноправия в общественной, трудовой и семейной жизни, в том числе права женщины на образование, на участие в выборах, право на труд.  Женщины начинают чувствовать себя свободнее, увереннее, и это находит  отражение в моде.

    В начале XX века всё больше женщин, получив образование и профессию, втягивается в трудовую и общественную жизнь России. Возникает потребность иметь строгий, деловой внешний облик, что вызвало появление рациональной и практичной одежды. Сдержанностью отделки, скромностью и простотой отличалось наглухо закрытое, строгое по силуэту платье просвещённой интеллигенции и служащих.

   «Портрет девушки» 1910 г. не только прекрасно иллюстрирует особенности женского костюма начала ХХ века, но и показывает портрет представительницы нового типа человека, появившегося в то время и в Европе, и в России: интеллектуального, делового и успешного, идущего в ногу со временем и интересующегося современной культурой. 

Первое, что сразу привлекает внимание в этом портрете - взгляд   молодой ейчанки, в котором заключена и энергия человека новой эпохи, и магнетическое женское обаяние. Девушка держится очень уверенно. Спокойно, прямо и с чувством достоинства смотрит на зрителя. Героиня одета в строгое элегантное платье с высоким воротником-стойкой, который полностью скрывает шею. Чтобы такой воротник не сминался, в него вставляли косточки из китового уса или целлулоида, иногда из проволоки. Такой воротник обычно  застегивался сзади или  слева на  металлические крючки. Характерная для стиля модерн ассиметричная линия застёжки на лифе напоминает изогнутый стебель растения и украшена обтяжными пуговицами. Рукава типа «жиго», длинные, вшивные, пышные, по окату густосборенные.  Поперёк плеч нашиты стилизованные «крылышки» из широкой полосы основного материала. Платье сшито по моде того времени, и следует отметить, что это платье со сложным лифом требовало мастерства опытного закройщика. Прическа девушки завершает  элегантный образ. Модные прически той поры были соответствующими: с пышными валиками, начесами, которые обрамляли лицо и укладывались волнами вокруг головы. В большинстве случаев для придания объема  использовались еще и дополнительные проволочные, картонные и роговые каркасы,  специальные валики и подушечки из конского волоса или шиньоны. Для того чтобы скрепить всю эту прическу, нужны были шпильки, которые были сделаны из кости, металла или целлулоида. Очень часто для украшения или скрепления прически использовали гребни.  Среди популярных фасонов причёсок начала XX века были «Тюрбан», «Эглон»  -  «Крыло орлёнка», «Шлем».  На портрете Г. А Котелевца волосы девушки собраны в модную прическу «Крыло орленка» и скреплены широким бантом на затылке. 

    Модницы "Серебряного века" еще не ведали, что их мир скоро изменится неузнаваемо.   Первая мировая война направит развитие моды XX века в другое русло. Вся нарядная и вычурная  одежда вдруг окажется неуместной и  невостребованной. Необходимыми станут удобные и практичные модели.  Старая мода уйдет вместе со старым миром. Модельеры дерзнут позаимствовать фасоны из мужского гардероба, упростят  крой дамского костюма и укоротят подол юбки. Широкое распространение получит одежда  с застежкой спереди, появятся небольшие шляпки на манер пилоток и блузки с матросским воротником.

   На портрете девушки, выполненном Г.А. Котелевцом в 1915 году, изображена молодая особа в очень популярном в то время костюме с матросским воротничком. На барышне свободная блуза со сборенной на полочках кокеткой и застежкой спереди. Отложной матросский воротник обработан тесьмой. Второе десятилетие ХХ века по праву можно назвать золотым веком морского стиля, так как в то время он был ведущим направлением модных тенденций. Были созданы комплекты одежды, состоящие из плиссированной юбки и блузки либо платья с отложным воротником. При этом главной чертой женского костюма в 1915 году  была свобода силуэта, когда блузки навыпуск свободно висели на плечах, а их баски и широкие пояса не облегали стан. 

   Как ни странно, но морской стиль с его белым цветом, синими полосками и гюйсом проник в женский костюм из детской моды. 

   Начиная с 1870-х, матроска становится в Европе одним из самых модных вариантов детского костюма, причем не только для мальчиков, но и для девочек. Блузы, главной отличительной деталью которых стал большой матросский воротник, были схожих фасонов, только мальчики носили их с широкими брюками, а девочки — с плиссированными юбками. Чаще всего полосы на матросках были голубыми или синими, но иногда использовались и другие цвета, например, темно-красный. Прародителем морского стиля в одежде стала обычная форма моряка. При этом в качестве прообраза выступало два варианта – изящная и элегантная капитанская форма и более простая и практичная форма рядовых матросов. Историки моды склонны предполагать, что корни морской тематики находятся на берегах Туманного Альбиона, флот которого в конце XIX века был самым могущественным и сильным во всем мире. Популяризация элементов морской одежды началась с королевской семьи, а именно с самого маленького ее члена, принца Альберта Эдуарда, которому по приказу королевы Виктории была сшита миниатюрная форма моряка специально для прогулок на яхте. Глядя на венценосного отпрыска, каждая обеспеченная семья стала считать своим долгом наличие аналогичной одежды для своих детей. В высших слоях общества Российской империи следовали европейской моде, и мода на матроску не стала исключением. Сын и дочери последнего российского императора Николая II носили матроски, о чем свидетельствуют сохранившиеся фотографии царской семьи. В нашем провинциальном Ейске начала ХХ века маленькие ейчане тоже были одеты по последней моде. Их матросские костюмчики в 1900-е гг. представляли собой копию морской формы в уменьшенном виде. 

    На портрете, выполненном в 1909 году, Григорий Абрамович изобразил своего сына в матроске. На мальчике матросская рубаха, застегнутая на пуговицы.  Края широкого отложного воротника и манжеты на длинных рукавах обработаны двумя рядами белой тесьмы. Под матроской надета тельняшка. Костюм ребенка дополнен короткими штанишками, которые застегиваются на пуговицы под коленом и длинными гетрами. В то время длина штанов играла важную возрастную роль: маленькие мальчики носили исключительно шорты до колен. Длинные штаны начинали носить ориентировочно с 12 лет, они были символом взросления. Портрет сына Григорий Абрамович окончил 24 декабря 1909 года, о чем свидетельствует авторская надпись на рисунке. Всего неделя остается до нового года и ещё целых семь лет -  до 1917 года.  

    Октябрьская революция и гражданская война потрясли страну и весь мир.  Почти 10 миллионов россиян разных сословий покинули Россию. Прекратили работать заводы и фабрики, рабочие ушли на фронт. В стране началась разруха. Ткани, хранившиеся в магазинах и на складах, были экспроприированы, все дома моды и частные магазины - закрыты. Одежда перешивалась, перелицовывалась и изнашивалась до дыр. В журналах мод давались рекомендации, как сшить платье или пиджак из одеял, скатертей, штор, полотенец, платков, остатков материи. Очень популярен был полосатый матрасный тик, как впрочем, и любые другие ткани, использовавшиеся в домашнем обиходе. Был запрещен модный в те годы крой "по косой", оборки, отделки - все то, что требовало дополнительного расхода ткани. После революции 1917 года женский образ стремительно меняется: большевики объявляют моду буржуазным пережитком. В тот же период обращаются к русскому стилю. На портрете Бондаревой, выполненном пастелью в 1917 г., мы видим молодую женщину в легкой белой блузке, надетой под синий сарафан, украшенный тесьмой и вышивкой. В подстриженных волосах -  красный бант. В то время увлечение красным цветом было модной новинкой. Красные банты, цветы, кокарды, букеты и ленты замелькали в костюмах горожан самого разного социального положения и материального достатка и становились символом перемен и новой эпохи.

    Портреты, написанные Г.А. Котелевцом, -  это отражение времени, в которое они создавались. Вглядываясь в лица людей ушедшего столетия, рассматривая детали костюмов, аксессуары и прически, мы не только получаем представление о том, как выглядел городской костюм в конце XIX- начале ХХ века.  Мы  понимаем, что каждый образ, запечатленный художником, индивидуален и неповторим,  а каждая судьба  и жизнь неразрывно связана с Ейском и вливается в его общую историю.  

   (в качестве приложений к статье использованы произведения Г.А. Котелевца из фондов Ейского историко-краеведческого музея им. В.В. Самсонова).

 

      Заведующая художественным музеем    Е.А. Лындина

Использованная литература:

1. И. В. Блохина. Всемирная история костюма, моды и стиля. – Минск: Харвест, 2007. – 400с.: ил.

2. Зелинг Ш. Мода: Век модельеров: 1900 – 1999: Энциклопедический словарь / Ш. Зелинг. – Konemann, 2000. – 656 с.: ил.

3. А. Васильев. Этюды о моде и стиле. 2015 г. изд-во Альпина нон- фикшн. 592 с.

4. А. Васильев. Я сегодня в моде. 100 ответов о моде и о себе. 2008 г. изд-во Энтерна. 360 с.