Герой Советского Союза
Родился 23 января 1907 г. в деревне Рамешки Селищенской волости Бежецкого уезда Тверской губернии Российской империи (ныне Молоковского района Тверской области) в семье крестьянина.
В 1920-е гг. с родителями переехал в село Красное на Волге, под городом Рыбинском. Организовал в селе комсомольскую ячейку, был её секретарём. Закончил девятилетнюю школу имени А.В. Луначарского в г. Рыбинск. В 1927 г. уехал в Ленинград поступать в мореходное училище, но опоздал. Устроился работать в порту, в управлении «Севзаплес» на сортировке древесины.
В декабре 1927 г. призван в Красную Армию. В 1929 г. окончил Военную теоретическую школу ВВС РККА в Ленинграде, в 1930 г. – Школу морских лётчиков и лётчиков-наблюдателей ВВС РККА имени тов. Сталина в Севастополе. Был оставлен в школе инструктором-лётчиком. В 1931 г. школа перебазирована в Ейск, где Иван Филиппович Балашов продолжил обучение курсантов.
В 1933 г. был переведён из Ейска в Монино в 91-ю авиационную эскадрилью 23-й авиационной бригады. В 1937 г. прошёл переподготовку с тяжёлого бомбардировщика ТБ-3 на новый самолет ДБ-3. С апреля 1938 г. – командир 2-й эскадрильи 21-го авиаполка 1-й Армии особого назначения. Участвовал в воздушных парадах в Москве.
В январе 1939 г. назначен помощником командира 6-го дальнебомбардировочного авиационного полка (г. Иваново). Был депутатом Ивановского городского совета. В ноябре 1939 г. полк был передислоцирован в Крецевицы Новгородской области.
Участник советско-финской войны 1939-1940 гг. Майор Балашов с декабря 1939 г. по февраль 1940 г. совершил 13 боевых вылетов, бомбил военные объекты, железнодорожные узлы, мосты и промышленные объекты противника, укрепления «линии Маннергейма», воинские эшелоны. В январе 1940 г. награждён орденом Красного Знамени. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1940 г. за образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом отвагу и геройство майору Балашову Ивану Филипповичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
В июне 1940 г. Балашову И.Ф. было присвоено воинское звание подполковника, и он был направлен в Орловский военный округ на должность командира 100-го дальнебомбардировочного авиационного полка 35-й авиационной дивизии ВВС.
Участник Великой Отечественной войны. Полк под командованием подполковника И.Ф. Балашова наносил удары по немецким войскам под Луцком, Витебском, Белой Церковью, Житомиром, Смоленском и Брянском. В конце августа 1941 г. самолёты полка, гружёные тремя сотнями ампул с зажигательной смесью «КС» атаковали вражескую колонну юго-западнее Брянска, сорвав попытку прорваться в тыл наших войск.
В 1941-1942 гг. Балашов обучался на курсах усовершенствования командного состава при Военно-воздушной академии командного и штурманского состава ВВС Красной Армии, после окончания которых в апреле 1942 г. получил назначение на Юго-Западном фронт командиром 818-го дальнебомбардировочного авиационного полка. Полк летал на бомбардировщиках Ил-4, наносил удары по аэродромам Сталино, Мариуполь, Таганрог, Запорожье, Рогань, Чугуев, Основа, Полтава, бомбил военные объекты на подступах к Сталинграду.
В сентябре 1942 г. подполковник Балашов вступил в командование 2-м гв. авиаполком дальнего действия – старейшим полком Авиации дальнего действия. Вновь аэродром Монино, который хорошо знаком Ивану Филипповичу ещё с довоенных лет. Полк принимал участие в борьбе с немецкими захватчиками на всём протяжении советско-германского фронта – от Ленинграда и до полуострова Крым. С аэродрома велась интенсивная боевая работа – Ил-4 совершали ночные боевые вылеты по аэродромам противника Дно (под Ленинградом), Сеща, Олсуфьево, Брянск, Орёл. Работал полк по железнодорожным станциям Смоленск, Жуковка, Унеча, Гомель. Командир полка в 1942 г. лично возглавил ночной налёт 55-ти бомбардировщиков Ил-4 на скопление вражеских эшелонов на одной из станций. Удар был успешным — несколько часов на станции бушевало пламя.
Полк осенью 1943 г. сменил место дислокации, перелетел на аэродром у села Новодугино в Смоленской области (который за несколько месяцев до перебазирования был целью для лётчиков Балашова), летал бомбить вражеские объекты в Минске, Барановичах, в Прибалтике и в Восточной Пруссии. В сентябре 1943 г. полк под командованием гв. полковника И.Ф. Балашова получил почётное наименование «Смоленский», перевооружился на американские самолёты В-25 «Mitchell».
27 ноября 1943 г. гв. полковник И.Ф. Балашов назначен командиром 1-й гв. авиационной дивизии дальнего действия (в декабре 1944 г. преобразована в 11-ю гв. бомбардировочную авиадивизию18-й воздушной армии). Дивизия перебазировалась на аэродром в районе Бологое. В канун 1944 г. лётчики дивизии осуществили блестящую операцию по уничтожению аэродрома противника в Пскове, на котором было сосредоточено более 200 бомбардировщиков. Во главе дивизии И.Ф. Балашов участвовал в Ленинградско-Новгородской, Белорусской, Прибалтийской, Будапештской, Восточно-Померанской, Берлинской наступательных операциях. Были в числе целей авиадивизии дальние цели. За период с 1 января по 10 апреля 1944 г. лётный состав дивизии совершил 947 ночных боевых вылетов, из которых на Хельсинки 7 и 27 февраля было произведено 93 боевых вылета.
В 1945 г. авиадивизия гв. генерал-майора авиации И.Ф. Балашова содействовала войскам в захвате и удержании Кюстринского плацдарма, в штурме города-крепости Кёнигсберга. Дивизия получила почётное наименование «Берлинская» и была награждена орденом Красного Знамени.
За годы Великой Отечественной войны И.Ф. Балашов совершил лично 18 боевых вылетов на самолетах Ил-4 и B-25.
Отвечая на письмо ветерана ЕВВАУЛ Коропа Тихона Карповича, Балашов И.Ф. 6 января 1977 г. писал о полётах в годы Великой Отечественной войны: «Днём водил звенья и группы по пять девяток. Ночью – одиночно. Девятки летали кильватерной колонной и иногда с небольшим уступом».
После войны генерал-майор авиации И.Ф. Балашов продолжал службу в ВВС. Командовал той же дивизией. Летал на Ту-4. В 1947 г. окончил курсы усовершенствования командиров и начальников штабов авиадивизий при Военно-воздушной академии. С августа 1948 г. по декабрь 1949 г. командовал 4-м гв. бомбардировочным авиационным корпусом (в январе 1949 г. переименован в 81-й гв. бомбардировочный авиационный корпус). В 1951 г. окончил Высшую военную академию имени К. Е. Ворошилова. С декабря 1951 г. гв. генерал-майор авиации И.Ф. Балашов – командир 81-го гв. бомбардировочного авиационного корпуса. В связи с сокращением ВВС в августе 1953 г. был назначен командиром 326-й тяжелой бомбардировочной авиационной дивизии. В мае 1954 г. уволился в запасе.
Иван Филиппович Балашов жил в Ленинграде, вёл большую военно-патриотическую и общественную работу.
Умер 5 января 1984 г. Похоронен в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) на Серафимовском кладбище.
Награждён двумя орденами Ленина (1940, 1954), тремя орденами Красного Знамени (1940, 1943, 1949), двумя орденами Суворова II степени (1945, 1945), орденами Кутузова II степени (1944), Красной Звезды (1944), медалями.
Имя Героя Советского Союза генерал-майора авиации Балашова Ивана Филипповича высечено на памятнике в Рыбинске на Аллее Славы.