15.04.2022
«Все лето в Ейске работает цирк…», «Рядом с парком Поддубного цирк-шапито приглашает жителей и гостей Ейска на грандиозную цирковую программу…» Привычные заголовки афиш последних десятилетий привлекали зрителей посмотреть представление, вызывающее восторг у самых маленьких и незабываемые, захватывающие впечатления, нереальные эмоции у взрослых.
А какими зрелищами баловали ейчан сто с лишним лет назад, когда и где выступали цирковые артисты? О развлечениях в нашем городе в конце XIX в. писал священник Т. Стефанов: «Музеев здесь нет, выставки не в моде. Кое-когда наезжают временные зверинцы, то больше со львами, птицами и змеями, то маленькие с каким-нибудь крокодилом, или другим каким-нибудь редким животным».
А еще радовали горожан бродячие ярмарочные актёры в балаганах на ярмарках в мае и сентябре. Жанры и стиль этих представлений были разнообразны. В них исполняли смешные сценки, выступали жонглёры, фокусники, гимнасты, акробаты, танцоры, силачи. Порой среди балаганных артистов встречались настоящие таланты.
С начала XX века появились в городе передвижные и разборные цирки «шапито». В это время цирки принадлежали частным хозяевам - людям, зачастую далеким от искусства вообще, режиссёров не было. Процветание и возможность содержать цирк полностью зависели от мастерства и способностей артистов - сумеют ли они своим талантом покорить публику. Ейчанам было на что посмотреть, хотя гастролёры не всегда оправдывали ожидания.
В апреле 1907 г. в Ейске побывал цирк г. Сладкевича. Программа, судя по рекламе, состояла из «самых отборных цирковых номеров», но на самом деле не отличалась ничем особенным. Шутки паяцев-клоунов были лишены остроты, подчас неприличны, не привлекали и «торжественные выходы г. Боцвы». Хотя сборы составили 500 рублей. 9 мая публика переполнила цирк. Обещали розыгрыш приза в 100 рублей. Публика с замиранием сердца ждала конца представления и раздачи «подарков». Счастливицей оказалась бедная девушка из галерных зрителей. Зрители как шальные бросились на арену, чтобы поближе разглядеть удачливую обладательницу сторублёвого кредитного билета. Практикуемая во многих цирках «бесплатная раздача подарков» была не что иное, как лотерея-аллегри (мгновенная лотерея) порой «разжигала дурные страсти», поэтому во многих местах была запрещена. К тому же частенько «выигравшие» были подставными. Поправив своё финансовое положение заключительным представлением, цирк отбыл в станицу Уманскую.
В 1909 году гастроли передвижного цирка были мало успешны. От финансового краха цирк не спас даже чемпионат борцов. Ейской публике совершенно не понравился клоун Яцуг. Его «остроумие» только раздражало зрителей.
На следующий год в Ейск приехал цирк Соболевского. Зрители могли насладиться представлениями уже сразу после рождественских праздников, так как приехавший накануне представитель цирковладельца не только провёл переговоры о найме усадьбы на ул. Бердянской (на месте ныне школа №3), но и закупил стройматериалы, нанял подрядчика и рабочих для постройки цирка. Процесс затормозила Ейская железная дорога. По ней уже открылось движение и подрядчик Брайкевич, сдавший полотно комиссии хоть и с недоделками, уже осуществлял перевозки. Дорога выставила неприемлемые условия перевозки циркового имущества: высокая такса за перевозку «живого инвентаря», отсутствие гарантии за целость, сохранность и своевременную доставку груза. Из-за этого приезд цирка был отложен до открытия навигации.
Василий Трофимович Соболевский, знаменитый наездник, премьер в цирках С. Чинизелли, Никитиных, А. Саламонсксго. Его имя хорошо известно знатокам цирка не только у нас, но и за рубежом по нашумевшим гастролям в Европе, когда газеты взахлёб писали о «сумасшедших русских жокеях».
В цирке-шапито все было проще, не было натянутости. Труппа подобралась замечательная. Почти все артисты были от Чинизелли. Сам Соболевский и Паша Федосеевский были наездниками, Клара Гамсакурдия — наездницей. Из акробатов приглашены были Жаколино. Скоро в цирк Соболевского приехал и приглашенный им клоун Щербаков. Это был соло-клоун. Он читал стихи, выступал с репризами на злободневные темы. Как соло-клоун он был очень хорош, только, к несчастью, сильно пил.
Вообще, пьянство артистов было весьма частым явлением. Местная пресса писала о происшествии, случившемся с одним из артистов цирка Соболевского во время гастролей в нашем городе. Артист Лексинский провожая 20 сентября свою даму (тоже артистку цирка) в порту, после отхода парохода от пристани, бросился в воду и скоро стал захлёбываться. Публика вытащила его из воды. Будучи под хмельком, артист опять попытался броситься в воду, причину из-за плача разобрать было нельзя.
Эти гастроли были омрачены еще одним неприятным инцидентом. Однажды во двор цирка зашла 14-летняя девочка с подругами и у конюшни, встретив одного из артистов, стала расспрашивать о лошадях, их породе, какие у них имена и т.п. Это заметила жена отвечающего, и с бешенством набросилась на неё, обвиняя в заигрывании с мужем. Девочка ушла и направилась к бульвару против цирка. Взбешённая ревностью жена догнала её и «нанесла оскорбление действием». Возмущённый её поведением хозяин цирка Соболевский предложил ей оставить службу вместе с мужем.
Затем приехали борцы, и открылся чемпионат французской борьбы. Сначала борьба не делала сборов. Несмотря на борьбу, его посещали очень плохо. Цирк почти пустовал, и предполагалось, что он завершит свои гастроли и переберётся в Керчь, куда уже в конце сентября выехал управляющий Майтоп.
Цирк закончил свои представления в воскресенье 3 октября. За время гастролей дал 23 представления и собрал валового сбора 3 с половиной тысячи рублей. Гастроли продолжил в станице Уманской, затем предполагал отправиться в Екатеринодар, далее в Керчь.
В истории цирка сплелись истории большой семьи, объединяющей сразу несколько знаменитых цирковых фамилий - Королевых-Лапиадо, Сур, Соболевских, Папазовых и Авьерино.
В 1914 г. в Ейске гастролировал «1-й в России Эллинский цирк А.В. Лапиадо». Под псевдонимом Лапиадо работал на арене Александр Васильевич Королев. Он выбрал себе имя, звучащее на греческий манер. Начинал свою карьеру как атлет в балаганах, как силовой акробат выступал с партнёром В. Милашевичем – братья Лапиадо. Вскоре, обладавший фигурой античного героя, Лапиадо был замечен и приглашен на арену крупнейших цирков. Начал сольные выступления - появлялся на манеже в римском костюме с золотым венцом на голове и мастерски работал с гирями, а в финале, приняв положение «мост», держал на себе платформу с оркестром. Коронным номером атлета был эффектный трюк с лошадьми. Артист вставал в центре манежа, надевал на предплечья кожаные постромки и так сплетал кисти рук, что две лошади, отчаянно погоняемые кучерами в разные стороны, не могли разорвать стального захвата.
Впоследствии Александр Васильевич перешел на дрессировку лошадей и верблюдов и в этом качестве выделялся изобретательностью и безукоризненной подготовкой животных. Обзавёлся собственной конюшней и содержал цирки в провинции.
Для гастролей в Ейске было арендовано подворье Рыбина на Воронцовском проспекте напротив городской думы (сразу за кафе «КрейZZи кухня»). Постройка здания была закончена к концу апреля.
Цирк прибыл в последние дни апреля из Таганрога, и 1 мая состоялось «первое парадное представление при участии известных русских и заграничных артистов и артисток циркового жанра посещающие г. Ейск в первый раз под личным управлением и участии директора цирка А.В. Лапиадо». К началу представления все места, в том числе и ложи, были заняты. Из номеров пресса отмечала г. Отто (берлинский комик), Васильямса (жонглёр), В. Эйжена (соло-клоун), гг. Отосони (акробаты), гг. Травелли (музыкальные эксцентрики) и Назарова (дрессировщик). Лапиадо были выведены 25 прекрасно дрессированных лошадей и им были заслужены дружные аплодисменты. Не меньше аплодировали Назарову с его собаками, кошками, козлами, зайцами, свиньями и крысами.
4 мая в программе еще были «последние новинки мира модный настоящий аргентинский танец «Танго» и танец «Апашей» в исполнении мадмуазель Надин и В. Эйжена».
Эйжен начал свою карьеру акробатом. Сломав ногу, он переменил амплуа и стал рыжим клоуном. Он очень рано начал толстеть, это был первый толстый рыжий. Несмотря на полноту, он был очень ловок. Он обладал прекрасным голосом и хорошо пел. Интонации его, ломаная немецко-русская речь так к нему шли, что только он откроет рот, в публике сразу начинается смех. Он был редкостным мимистом. Все вместе делало его фигуру незабываемой.
6 мая при полном сборе публики открылся чемпионат борьбы. Перед началом «профессор атлетики Алеев» познакомил зрителей с историей атлетического спорта. В течение 7 дней борьба проходила очень интересно в спортивном отношении, имея победителями Шмарковского, Ялова, Хорунжего, Келлера, маску «Танго», Дубровина и Чёрную маску. Публика делала ставки на борцов, как на лошадей в тотализаторе. Леонид Шмарковский — сильный и опытный тяжеловес, в послужном списке которого имелся целый ряд побед над лучшими чемпионами. Его имя стояло в одном ряду с Иваном Поддубным, Георгом Лурихом и другими.
Последние дни борьбы цирк был переполнен. Цены на билеты были настолько повышены, что галерка стоила пятьдесят копеек. Сборы были всё время хорошие. На память о необыкновенных впечатлениях, полученных в цирке, ейчане покупали открытки с изображениями артистов.
Иногда артисты выступали не на арене цирка-шапито, а в качестве приглашенных «звёзд» в помещении кинотеатра. «Заря» специализировалась на почти цирковых номерах. Так здесь выступала «Первая в России женщина-юморист Е.А. Арно-Дусина». Куплетистка имела очень сильный голос и выразительную мимику, выступала в костюме апаша. Большим успехом пользовались номера «Смех», «Бон-Виван», «Босовик» и её несколько раз вызывали на бис.
«Ейский листок» в июле 1917 г. писал о молодом атлете, борце Антоше Ключке, который выступал с гирями, цепями и кандалами.
В августе Ейск посетил чудо-мальчик Володя Зубрицкий. Он родился в 1905 г. в Екатеринодаре. Цирковой гимнаст Степан Александрович Зубрицкий работал в провинциальных балаганах. Мать – Маргарита выступала как танцовщица на проволоке. Вместе с отцом в акробатическом номере участвовали и его сыновья Володя и Жорж. Пятилетний Володя исполнял с завязанными глазами по десять задних сальто подряд, каждый раз приходя на подстеленный на арене носовой платок.
Обнаружилось почти случайно, что у младшего сына необычайный дар быстро считать в уме. Когда Володе было лет пять, отец заметил: маленький сын удивительно легко справлялся с арифметическими задачами, которые с трудом решал его старший брат – школьник. Степан Александрович протестировал сына и был просто поражён его недюжинной памятью и сообразительностью. Наняли репетитора, составили программу выступлений, и судьба Володи была решена окончательно. «Продажу» феномена начали летом 1912 г. в волжских городах, Саратове и Нижнем Новгороде. В сентябре 1912 г. Володю привезли на гастроли в Москву, где они прошли на ура в цирке Никитиных, а в конце октября юный феномен прибыл в Петербург. Он выступал в столице на арене знаменитого цирка Чинизелли. Гастроли вундеркинда в Петербурге продолжались большую часть ноября. В Ейске он выступал совсем немного, на память об исполнителе номера «Живая счетная машина», мальчике который по памяти цитировал по желанию публики любой абзац на любой странице учебника российской истории остались рекламные объявления и фото с автографом юного циркового артиста. Его цирковую карьеру прервала гражданская война, он сбежал на фронт и больше не возвращался на арену. А вот сын и внук выбрали цирк.
Мы перелистали лишь первые страницы истории цирка и Ейска. А впереди нас ждёт ещё много интересного.
1. Стефанов Т. Город Ейск. Статистико-этнографическое описание. / священник, Д.чл. Куб. обл. статист. комитета Т. Стефанов. - .- ( 222 - 320) с.
2. Ейский вестник. №32 от 12.05.1907.
3. Таганрогский вестник. №232 от 5.09.1909.
4. Кубанская речь. От 19.01. 1910.
5. Ейский курьер. От 17.09.1910.
6. Кубанская речь. От 30.09.1910.
7. Ейские новости. От 24.04. 1914.
8. Альперов Д.С. На арене старого цирка. – Москва, Ленинград.1936 – 95 с.
9. Ейские новости. №14 от 15.05. 1914.
10. Фонды МБУК ЕГП ЕР «Ейский историко-краеведческий музей им. В.В. Самсонова».
11. Фонды МБУК ЕГП ЕР «Ейский историко-краеведческий музей им. В.В. Самсонова».