Доходные дома Тютюновых.

12.05.2020

    История города в целом складывается из истории отдельной его частички. Из истории ейских улиц и отдельных домов можно составить настоящую энциклопедию жизни приморского города. 

    Сегодня мы окунемся в историю дома, который стоит на пересечении улиц Свердлова и Московской. Наместником Кавказским светлейшим князем генерал-фельдмаршалом М.С. Воронцовым, основателем Ейска в апреле 1849 года был утвержден первый план застройки города. Улица Таганрогская, ныне Свердлова, была одной из первых центральных улиц. 

    На первом плане улицы Московской еще не было. Граница города проходила по земляным валам крепости Ханский городок. Они в этой части города были там, где проходит улица Одесская. Она в начале истории Ейска была крайней. 

    Желающих стать жителями города было очень много. Уже через несколько лет были разбиты улицы и кварталы до улицы Щербиновской               (Б. Хмельницкого).

    Улица Московская получила название в честь города Москвы, скорее даже в честь московских жителей, которые хотели стать ейчанами и пользоваться льготами первых жителей. Улица  ни разу не меняла своего названия. На ней стали строить дома зажиточные горожане. Открылись мастерские по изготовлению приспособлений для сельскохозяйственных работ. Было 4 мастерские, где делали веялки, пользующиеся спросом у местных жителей. 

    Перекрёсток Таганрогской и Московской был от Гостиного двора, где сосредотачивалась основная торговая жизнь Ейска. В этом районе строили дома зажиточные мещане, торговцы и чиновники.  

    В 1877-78 годах на пересечении улиц Московской и Ставропольской (Мира) построили здание для пожарной части, через десять лет к ней достроили башню с площадкой. В начале прошлого века на улице построили несколько больших кирпичных особняков. Самым интересным был дом купца Г. Тохова прямо напротив пожарной части.

    Среди имён жителей Ейска в разных документах упоминаются имена братьев Тютюновых  -  Василия и Сергея Нестеровича, был еще третий брат Устин (по церковному Иустин). Василий и Сергей были причислены к ейским купцам, имя Устина среди горожан не встречалось. Торгово-промышленные заведения всех братьев были не в городе, а в ближайших станицах. В Ейске они имели недвижимость, в документах речь шла только о жилых владениях.

   В 69 квартале на плановом участке №66 вытянувшемся вдоль Таганрогской улицы в 1890 году был построен новый каменный (т.е. кирпичный) 1,5 этажный дом. На угловом домовладении, на парапете со стороны Московской дата постройки «1890», со стороны Таганрогской инициалы «ВНТ».

    Эта аббревиатура расшифровывается как Василий Нестерович Тютюнов. Василий Нестерович имел склад-магазин земледельческих орудий, смешанной торговли и мануфактуры в ст. Новоминской.

    Скончался он к 1906 году, и его имущество перешло к наследникам. В том числе и кирпичный дом стоимостью 5000 рублей, дом который и сегодня служит людям. Здание довольно внушительное по объемам. Дом имел три окна по фасаду и парадный вход  со стороны улицы Таганрогской, по фасаду со стороны Московской было по 4 окна. Полутора и двухэтажные здания использовались либо как доходные дома, либо для размещения в них торгового заведения и квартиры владельца. Помещения в этом доме сдавались внаём, сам хозяин проживал на втором этаже. Въездная группа  – ворота и две калики по бокам были со стороны парадного входа, а просто калитка со стороны Московской.

    Парадный вход в соответствии с традициями украшало крыльцо с фигурным надкрылечным зонтом, кованым ажурным основанием и боковинами. И сегодня на кладке видны его очертания. Сохранились закрепленные в кладке кольца креплений. Высокая резная дверь вела в коридор, из которого был вход в комнаты верхнего этажа. Вход в нижний этаж был со двора.

    Со временем парадный вход заложили, со двора были сделаны пристройки, вместо железа на крыше появился шифер. Дом претерпел внешние изменения и в начале этого века. Были заложены окна в нижнем этаже: одно со стороны улицы Свердлова, два оконных проема по Московской. Глухие деревянные ставни нижнего этажа были заменены на металлические. Появились «украшения» в виде сплит-систем, антенн, проводов. Но, ни время, ни человек не смогли разрушить красоту и добротность этого дома.

    Сергей Нестерович, ейский купец владел в начале прошлого века в ст. Копанской духаном (трактир с продажей вин в сельских местностях, постоялый двор, мелочная лавка), бакалейной, галантерейной, мануфактурной лавками.

    В ст. Новодеревянковской бакалейной лавкой, галантерейной, мануфактурной,  ссыпкой (зерновым складом), маслобойным заводиком и механической мельницей.

    К 1906 году  он имел в городе дом, оценённый в 26500 рублей. Эти сведения были опубликованы в газете «Кубанские областные ведомости». Скорее всего, в текст закралась опечатка, и в ряду цифр появился лишний ноль.

    Дом Сергея Нестеровича, достаточно скромный по сравнению с домом брата, сохранился и сегодня. Расположен он тоже на Московской улице. Это дом №79. И его стоимость действительно была около 2, 5 тысяч рублей в начале прошлого века.

    Здание было построено между улицами Ставропольской (Мира) и   Екатеринодарской  (Краснодарской) в квартале № 71 на плановом месте №10 по сетке 1898 - 1913 годов в начале XX в.  Справа к зданию примыкала воротная арка, соответствующая проектам, предложенным первым архитектором Ейска И. Жуковским. Ворота изначально были железные с ажурной решеткой в верхней части, с калиткой.

    Здание одноэтажное кирпичное на невысоком цоколе. Вход со двора.  Плоскость стен декорирована кладкой. Крыша была крыта железом. Фасад был прорезан четырьмя прямоугольными трехчастными окнами, обрамленными оштукатуренными наличниками. Окна закрывались наружными деревянными ставнями-жалюзи, окрашенными, как и входная дверь в традиционный зеленый цвет. Затем ставни заменили по лицевому фасаду роллставнями коричневого и белого цвета.

    В доме с лета 1908 года снимал жилье ростовский мещанин Федор Поликарпович  Маханьков, открывший фотоателье в доме И.Ф. Морозова по улице Таганрогской (Свердлова). В Государственном архиве Краснодарского края сохранилось его прошение об открытии фотоателье в нашем городе, где он указал и адрес своего фактического проживания. Принадлежащее ему фотоателье в Ростове-на-Дону было на центральной улице – Большой Садовой,63. Работало оно вполне успешно, и полностью связывать себя с Ейском Маханьков не предполагал. Дело было открыто в нашем городе по его свидетельству. На вывеске и паспарту заведение именовалось как «Ростовская фотография Маханькова».  Адрес Таганрогский проспект дом И.Ф. Морозова против Аджемова. Здание, где была «фотография Маханькова» сохранилось и сегодня. Больше же до нашего времени дошло фотографий с указанием принадлежности ателье Е.Ф. Маханьковой, возможно дочери фотографа. Превосходные снимки горожан были еще и украшены изображением на обороте паспарту видом дома Морозова, где располагалось ателье.

    Сам же Федор Поликарпович отметился на страницах местных газет не по поводу своего профессионализма или шикарных витрин фотомастерской, а из-за своих хулиганских выходок. В одной из заметок был рассказ о его «выдворении из клуба в сильном подпитии». Чуть позже пресса написала о том, что извозчик (фаэтон №24) ейский мещанин Л.Ф. Прокопенко, подъехав к 1 полицейскому участку, заявил приставу, что «фотограф Маханьков Ф.П. неизвестно отчего рассвирепев едучи после ужина в клубе, где изрядно выпил, выстрелил ему в спину». Раненого доставили в больницу. Чем дело закончилось, и какое наказание понёс фотограф, к сожалению, «Ейский телеграф» читателям не поведал.

    Третий из братьев Тютюновых - Устин Нестерович имел ссыпку (зерновой склад), лавку смешанной торговли, лесной склад, магазин земледельческих орудий в  ст. Новоминской. Были ли у него дома в Ейске, мы не знаем.

    Судьбу братьев Тютюновых после установления советской власти в марте 1920 года проследить не удалось. После инвентаризации городских строений в 1920-1921 годах здания были муниципализированы и переданы в ведение горкомхоза. Дома использовались как жилые помещения, неоднократно меняя жильцов. 

                                                            Заведующая научно-экспозиционным отделом музея Ирина Найденова.