3.06.2024
С 2018 года 3 июня отмечается Всемирный день велосипеда. В России велосипеды стали появляться в Петербурге во второй половине XIX века. Тогда они считались роскошью, и позволить их себе мог далеко не каждый: велосипед стоил от 250 до 400 рублей, это годовая зарплата квалифицированного рабочего. В 1880 году в городе на Неве было зарегистрировано сто велосипедистов.
Когда точно в Ейске по улицам покатились велосипеды, пока точно не знаем. Уже в начале XX века в городе было больше десятка машин, на которых катались в черте города. Путь велосипеда к популярности был весьма непрост.
Городское полицейское управление выдавало металлические знаки на велосипед и необходимо было приобрести ярлык на право езды. Таким образом, полиция облагала определенной суммой владельца велосипеда, причем все сборы шли на нужды города. Первый годовой сбор с велосипедов гласными Думы был назначен в 5 рублей и составлял по тем временам значительную сумму. К примеру, содержатели лошадей, занимавшиеся извозным промыслом, также облагались годовым налогом, который был на 1 рубль ниже.
Выдаваемое свидетельство на право езды было именное и давалось только тем, кто выдержал испытания в умении свободно управлять велосипедом. Срок действия свидетельства истекал ежегодно 31 декабря. Причем выдача свидетельств лицам, не достигшим 15 лет, запрещалась. Испытания проводил полицмейстер города совместно с лицами, приглашенными для этого городской Управой. Для получения прав, нужно было тронуться с места на велосипеде, сделать «восьмерку», а потом резко затормозить и спрыгнуть с транспорта. При получении свидетельства выдавался и металлический значок с номером, который крепился к велосипеду у седла таким образом, чтобы его было видно проходящим .
Каждый велосипедист при езде был обязан иметь при себе именное разрешение с напечатанными на нем правилами, номер, исправный тормоз, звонок, фонарь. Передача другому лицу свидетельства на право езды и номера не допускалась.
Первые велосипедисты мешали гуляющей публике и уличному движению. В Ейске было запрещено ездить по бульварам, в скверах, по тротуарам и пристаням. Городская дума издала постановление, по которому передвижение на велосипеде разрешалось только лицам, выдержавшим испытание на умение свободно им управлять. Воспрещалась быстрая езда по городу, езда без управления велосипеда руками, а также езда наперегонки.
Велосипедист был обязан держаться правой стороны проезжей части, как можно ближе к тротуару. Объезд пешеходов и едущих в экипажах допускался только с левой стороны. При обгоне пешехода или экипажа заблаговременно подавался звонок. Сбавив ход, велосипедист завершал маневр.
Были случаи, когда лошадей беспокоило появление велосипедиста, и тогда «последний был обязан остановиться, сойти с велосипеда, чтобы по возможности скрыть его от испуганной лошади». Огибать углы и пересекать улицу дозволялось лишь тихим ходом, давая знать о своем приближении звонком. В местах большого скопления публики и экипажей надлежало сойти с велосипеда и вести его в руках. Оговаривалось и то, как должен был одеваться велосипедист: «в городе гоночные «декольтированные» костюмы не допускались».
Виновные в нарушении правил подлежали привлечению к ответственности, причем в случае обнаружения неумелости пользования велосипедом свидетельство на право езды отбиралось. Страницы ейской прессы пестрели строками о «происшествиях»: испуганных дамах, отбивавшихся от велохулиганов зонтиками, об испуганных лошадях, о езде по бульварам…Печатались объявления о продаже или о вознаграждении при возвращении украденного велосипеда.
В последующие годы налог на велосипеды был снижен. Он составлял по постановлению Думы 1 руб. 50 коп., в том числе и за номерной знак. Снижение налога сыграло свою положительную роль, и число владельцев велосипедов продолжало расти из года в год, а езда на велосипедах становилась популярной.
Несмотря на понижение налога купить велосипед, содержать и ремонтировать его, было накладно для простых граждан. Поэтому первые велосипедисты нашего города были людьми состоятельными. В магазине наследников Магдесиева на Таганрогской улице (ныне ул. Свердлова) продавались изделия московского велозавода «Дукс» Ю.А. Меллера. Одной из самых дорогих моделей был «DUX» Империал. Желающие приобрести велосипед должны были бы выложить две сотни рублей, дамский «Империал» обошелся бы в 207 рублей 50 копеек. Предлагались модели, имеющие не только различия технические, но и цвет. Эмалировка именно этой модели была черной, бордо, оливковой. Имелись в продаже и более дешевые машины. Можно было приобрести мужской «Брок» за 140 рублей. Дамский за 150 рублей .
Техническая контора А. Газенко и Н. Пустовойт, расположившаяся на Черноморской улице (ул. Ленина), продавала велосипеды и запасные части к ним от различных фирм . Популярностью пользовались велосипеды Coventry Machinist's Company (Машиностроительная компания из Ковентри Англия), получившие название Swift. Здесь же продавали и продукцию слесарно-механического завода фирмы «Ж. Блок», принадлежавший братьям Жану и Юлию Блок. В 1900–1910 годах на делали велосипеды с использованием иностранных запчастей. Реализовывались в Ейске и веломашины Рижской фабрики «Россия» А. Лейтнера.
Мода на велосипед особенно была распространена среди молодежи. Популярности ему добавляло то, что это было личное транспортное сред-ство, которое могло проехать практически везде. Его использовали для спорта, отдыха, передвижения. Лихо передвигался по Ейску молодой техник городской Управы А.Е. Подушко, стараясь поспеть на все строящиеся объ-екты. К своему увлечению он даже пристрастил сестер, которые иногда со-вершали велопрогулки .
Растущая популярность велосипеда привела к открытию в Ейске не-скольких ремонтных мастерских. Самой технически оснащенной и имевший не только широкий выбор запчастей, но и опытного механика, кроме вла-дельца, была мастерская Ф.А. Петрова .
В 1910 году ейские велосипедисты объединились с поклонниками гимнастики, войдя в гимнастическое общество «Сокол». Общество проводило гонки вокруг городского сквера (Никольский парк) по Воронцовскому проспекту (ул. К. Маркса).
Велосипед три с лишним десятка лет был новинкой, будоражащей общественность. Однако велосипедный бум со временем утих. На улицах Ейска появились мотоциклы и автомобили.
Но ейчане всегда с большой любовью относились к велосипеду, взрослые и дети с наступлением теплых дней не представляли свою жизнь без езды на верном друге. В наши дни циклизм, то есть активный досуг с использованием велосипеда, переживает второе рождение.
Заведующая научно-экспозиционным отделом
И.А. Найденова
Примечания.
1.Ейский листок №23 от 20.04.1916
2.Ейский листок №6 от 29.03.1916
3. Приазовская речь. 1914
4.Фонды МБУК ЕГП ЕР «Ейский историко-краеведческий музей им. В. В. Самсонова»
5.Ейские новости №3 от 23.03.1914