Эпохи миг в зеркальном отражении.

 20.08.2024

     Зеркала на протяжении всей истории развития человечества влекли и манили, символизировали нечто загадочное и таинственное. 

     В Ейском художественном музее на выставке «Портрет как зеркало времени» можно увидеть старинные зеркала с более чем вековой историей.  Кажется, что в них застыло время, а потускневшее зеркальное стекло хранит память о своих бывших владельцах и знает истории жизни нескольких поколений ейчан. В провинциальном Ейске к.XIX-н.ХХв. зеркало считалось атрибутом роскоши, поэтому качественные зеркала были доступны в основном состоятельным людям и являлись не только полезным в хозяйстве предметом, но и изысканным украшением интерьера. Без зеркала невозможно было представить убранство гостиной богатого ейского дома. Обычно в двух простенках между окнами висели зеркала, а под ними – тумбочки или ломберные столы. Такое расположение зеркал расширяло пространство и несло в комнату дополнительный свет. Блеск зеркала эффектно дополняла и оттеняла рама.  Деревянные рамы для зеркал искусно украшались ажурной резьбой ручной работы, демонстрируя безграничную фантазию, мастерство и талант мастера.

    К началу ХХ века зеркала появились и в небогатых домах, но всё ещё оставались дорогими.  За комнатное зеркало небольшого размера нужно было отдать существенную часть рабочей зарплаты, поэтому к зеркалу относились бережно и трепетно. Меблировка жилых помещений тех лет была такова, что вдоль стен обычно стояли сундуки, сидя на которых можно было случайно разбить зеркало головой. Те, кому все же удавалось накопить достаточно средств на приобретение зеркала, оберегали дорогую вещь и старались располагать ее максимально высоко, чтобы случайно не повредить. Поэтому часто единственным безопасным местом для дорогого и хрупкого предмета из стекла было под потолком. А чтобы видеть себя в зеркале во весь рост, придумали вешать его наклонно. Кроме того, ниши, которые образовывались за зеркалами в результате их наклона, часто служили потайным местом для хранения денег или всевозможных бытовых мелочей. Многие до сих пор помнят, как их дедушки и бабушки любили прятать там документы и всевозможный скарб: спички, письма, газеты.

    Долгое время зеркала были объектом всевозможных мистических поверий и имели дурную славу: «Нельзя смотреть в разбитое зеркало», «нельзя вешать зеркало за спиной» и т. п. Суеверных людей, коих в былые времена было гораздо больше, чем сегодня, настораживала сама способность плоского предмета отражать. Считалось, что зеркала представляют собой своеобразный переход в потусторонний мир. Поэтому несмотря на то, что появлению зеркала в доме были рады, всё-таки почти всегда относились к нему настороженно. Подъем же зеркала выше горизонта зрения позволял не красоваться перед ним, каждый раз проходя мимо, а смотреться только тогда, когда это было необходимо. По этой же причине зеркала часто занавешивали рушником с вышитым орнаментом.

    В коллекции ейского музея есть уникальные настенные зеркала, обрамленные резной деревянной рамой с маленьким зеркалом на навершии. Расположено оно столь высоко, что обычный человек не может в него посмотреться. Интересно отметить, что эти маленькие зеркала всегда украшены более искусной резьбой, чем нижние. Считалось, что они не для людей, а для… ангела.  Православные ейчане верили, что у каждого человека есть ангел-хранитель, который сидит на правом плече. Именно для него и предназначалось маленькое верхнее зеркальце.  Такие двойные зеркала ручной работы – большая редкость, их можно увидеть не в каждом музее. 

    В дореволюционном Ейске богатые семьи включали большие зеркала в приданое. Такое зеркало было особым подарком дочери от родителей и долго хранилось в семье как реликвия. Зеркало также традиционно входило в состав подарков, преподносимых женихом невесте, что служило показателем зажиточности его семьи. Не обходился без зеркала и свадебный обряд. Например, широко было распространено совместное «глядение» молодых в зеркало после венчания, когда молодые супруги должны одновременно посмотреться в зеркало и на вопрос свахи: полюбились ли друг другу? – дать утвердительный ответ. Довольно часто сваха, заставляя молодых посмотреть в зеркало, тихонько предупреждала молодую смотреться после мужа, чтобы он больше любил и уважал свою жену. Множество поверий связано с зеркалами. Опытные свахи предупреждали невесту, что в ночь перед свадьбой она должна спать в вывернутой наизнанку ночной сорочке, чтобы свекровь любила, и с зеркалом под подушкой, чтобы всегда оставаться красивой.  А для того, чтобы не увели любимого, невеста не должна позволять подругам становиться перед собой у зеркала. Многие верили, что в зеркале отражается не только наш мир, но и потусторонний. Поэтому перед зеркалом нельзя было есть, считалось, что проешь свое счастье. Нельзя ругаться перед ним и смотреться в него во время болезни. В зеркало нельзя было смотреться беременным и показывать зеркало младенцам. Чтобы привлечь богатство и изобилие, зеркало надо было повесить напротив обеденного стола или комода с наградами. Зеркало никогда не вешали напротив кровати. Если зеркало разбивалось, это было плохим знаком и зеркало следовало…похоронить. Каким же образом это делали? Нужно было собрать все кусочки зеркала до самых маленьких осколков, положить в темную ткань, завернуть в узел и отнести подальше от дома, закопать под красивым ровным деревом. Все это нужно было проделать с хорошим настроением. Все эти народные премудрости обязательно соблюдались нашими бабушками и передавались из поколения в поколение. 

    Зеркало и женщины – это нерушимый тандем. Основная функция зеркал – угождать, служить красивым женщинам, мечта которых – затмить всех и вся великолепной прической, сияющей кожей или роскошным нарядом. В XIX веке зеркала появляются не только в парадных гостиных, но и в жилых комнатах, которые обычно были скрыты от посторонних глаз: в спальнях, кабинетах, будуарах. Зеркало должно было отражать грациозность и красоту женщины. Несомненно, любимым предметом в женской спальне было настенное зеркало. Вариаций его изготовления существовало огромное количество: это мог быть и 15 - сантиметровый вертикальный вариант или метровый горизонтальный, простой прямоугольник или замысловато выгнутое зеркало. Еще один фаворит женского будуара, его центр – зеркало с консолью. На удобном столике располагались пудреницы и коробочки с румянами, изящные флакончики с духами, – идеальное место, чтобы придать своему облику еще больше блеска и привлекательности.

    Особое место в женской комнате занимало зеркало-псише. Свое название (франц. psyche) этот предмет получил, как предполагается, от древнегреческой богини Психеи, раскачивающейся на качелях. Она считалась олицетворением души, дыхания и представлялась в образе бабочки или девушки с крыльями бабочки. Зеркала-псише имеют особую конструкцию: их овальная деревянная рама крепится на столике или на основании в виде небольшого мольберта при помощи двух стержней с шарнирами. Это позволяет придать зеркалу наклонное положение. Такая конструкция чрезвычайно удобна, поскольку позволяет изменить угол наклона зеркала и увидеть отражение в нужном ракурсе. Существовали и напольные зеркала-псише, внушительных размеров, и маленькие настольные псише. В экспозиции ейского художественного музея можно полюбоваться зеркалом-псише, которое когда-то украшало интерьер женской комнаты в Ейске к. XIX – н. ХХ вв.  Зеркало установлено на тумбе с двумя дверцами. В основании зеркала располагаются выдвижные ящички, которые являлись безмолвными хранителями женских секретов, важных деловых и любовных писем, милых безделушек и дорогих украшений. Прямоугольное зеркало-псише обрамлено деревянной рамой с  резьбой и шарнирно закреплено между двумя стойками с маленькими фигурными зеркалами неправильной формы.  В темное время суток в них особенно эффектно отражалось мерцающее пламя свечей, которые устанавливали на специальных подставках по обе стороны от рамы. Ещё одно небольшое округлое зеркало, богато декорированное резьбой, вставлено в нижней части навершия. Такие дополнительные зеркальные вставки не только украшали псише, превращая его в настоящее произведение искусства, но и визуально расширяли пространство помещения и разнообразили его освещенность. 

    В экспозиции выставки внимание гостей привлекает высокое напольное трюмо в деревянной раме с накладными пилястрами и точеными декоративными элементами. Слово «трюмо» имеет французское происхождение и в буквальном переводе означает «пристань», «простенок». Обычно такое зеркало размещали в простенках между окнами или дверьми. В дореволюционном Ейске это массивное трюмо стояло в фойе Ксенинской женской гимназии. В то время каждое уважающее себя учебное заведение должно было иметь такое зеркало, чтобы при входе в помещение и преподаватели, и воспитанники могли видеть себя с головы до ног. Это давало возможность оценить свой внешний вид и проконтролировать  осанку.  Однако, согласно правилам этикета, было непозволительно приводить себя в порядок в присутствии посторонних глаз. Для этого предназначались специальные помещения. Кроме того, считалось, что зеркало обучает этикету и служит посредником на уроках, на которых постигались правила приличий и вежливости. При взгляде в зеркало у гимназисток развивалось умение видеть себя со стороны и держаться достойно, представляя себя на суд общества и формируя умение подать себя.

    В нашем музее представлены зеркала, бывшие в пользовании у ейчан XIX-XX столетий. Зеркала завораживают людей. Так было во все времена. Приходите в ейский художественный музей! Вглядываясь в своё отражение в старинных зеркалах, вы невольно осознаете, что в эти же самые зеркала смотрелись люди, жившие 100-150 лет тому назад. Не случайно зеркала называют свидетелями прошлых эпох. 

Е.А. Лындина  - заведующая Ейским художественным музеем им. И.А. Арзамасцева