Ейские мастерские «художественного оформления фигуры».

07.05.2020

    Провинциальный Ейск, как и многие маленькие города Российской империи, ни в чем не хотел уступать столицам. Особенно это касалось сфер доступных, в частности одежды. Дамы были более склонны к соблюдению требований модных тенденций. Об этом свидетельствуют и сохранившиеся счета, рекламы магазинов и портных, как петербургских, так и местных, да и сами предметы дамского гардероба ейчанок, дошедшие до наших дней.

    Костюм ейчанки в XIX – начале XX века не был одинаков для разных слоев населения. Десятилетиями костюм горожанки был представлен традиционным (народным) и типично городским. Женскую городскую моду диктовали французы. Ейчанки старательно копировали модные модели из дамских журналов, костюмов гостей из крупных городов империи.

    Журнал «Модный свет» старался привить горожанкам определенную культуру одежды. Вот что полагалось иметь в дамском гардеробе: костюм для утренних прогулок, серьезное скромное платье для утренних визитов, шелковое или бархатное платье для официальных визитов, платья для званых обедов (обязательно декольте), бальные платья, платья для приемов у себя, множество летних платьев.

    Средние слои одевались значительно скромнее и дешевле. Одежда основной массы горожан была более постоянна, так как на ней сказывалось влияние традиционного народного костюма. 

    Женский костюм отличался большим разнообразием тканей, живописностью отделки. Он был перегружен деталями. Были очень любимы шали модных серо – желтых и лилово – палевых цветов, кашемировые шали из Франции. Шляпы из плюша, бархата, шелка, итальянской соломки с высокими донышками, тюрбаны. Появилась тяга к элегантному костюму, стремление противопоставить простоту и благородство роскоши.

    Как же  одевались ейчанки?  Современники (например, Т.Т.Стефанов) отмечал, что зимой богатые одеваются  слишком тепло, детей кутают, горло увязывают шарфами, о ногах же заботятся меньше, летом одеваются в платье задерживающее испарение. Отмечено (М.А.Харламовым) что невестам платья шились по последней моде, гости на торжество являлись сильно разодетыми, дамы декольтированы.

    Ейчанки приобретали одежду в магазинах готового платья, заказывали по каталогам, шили у портных. В Ейске в начале ХХ века было более десятка мануфактурных и галантерейных магазинов, где приобретались  модные ткани и отделка. Самыми крупными из них были: торговый дом Агабабова и Тохова на ул. Таганрогской (Свердлова) и Михайловский (К.Либкнехта), Наследников Магдесиева на Таганрогской, бр. Аджемовых Т. и К. – ул. Черноморской (Ленина) и Нихичеванской (Победы), Бондаря В.М. в Гостином дворе.

    Сезонные распродажи и поступления модных моделей позволяли ейчанкам купить готовое платье в магазинах Агабабова и Тохова, Атаровой Г.М., Черчопова А.С. и др. Шапки и шляпки  можно было приобрести или заказать в магазине – мастерской  Харьковщенко П.М., Лапшиной С.М.

    Обшивали ейчанок дамские портные Бабенко, Боброва и др. Иногда платья шились в домашних условиях.

    Под платьем присутствовали довольно сложные по конструкции предметы, например, корсет. Довольно интересное приспособление для коррекции  женской фигуры. Корсет - специальное устройство из плотных или эластичных материалов на шнуровке, крючках, служащее для стягивания фигуры и придания ей очертания, диктуемого модой. 

    Так, в 1880 году появился «помпадур»  - короткий, выше бедер, спереди и сзади острый угол.  В конце  80-х годов ХIХ века использование полос из нержавеющей  стали, позволило выгибать  корсет соответственно формам тела: по талии вовнутрь, по бедрам – кнаружи. Такой корсет позволял сидеть платью на фигуре идеально. Вероятно, такую модель носила и дочь купца Васса Наумовна Чага (в замужестве Митрохина) под платьем, которое хранится в ейском музее. Хотя ее изящная худощавая фигура и не требовала столь радикального утягивания.

    Со временем форма корсета поменялась, к 1910 году корсет опустился, иногда доходя до колен. Появился резиновый пояс, закрывавший бедра и доходивший до талии (чулки на резинках, а не на подвязках).

    На протяжении столетий корсет был приспособлением для коррекции фигуры, орудием соблазнения, источником подлинных физических страданий и невидимых посторонним слез, фетишем, символом самовоспитания и самодисциплины, способом достижения физического идеала.

    Его сложная конструкция свидетельствовала о развитии портновского искусства, а разнообразие видов характеризовало смену мод, норм общественной морали и этикета. В нашем городе этот предмет дамского гардероба можно было приобрести и готовый, и заказать в мастерской. Готовыми моделями разного фасона торговал Григорий Петрович Шилтов. Стоимость одного такого изделия, купленного у него в 1899 году К. Н. Атаровым, была 3 рубля 50 копеек. С начала прошлого века за разнообразием фасонов в магазине Магдесиевых следили лично Гульбике и Розалия  Эммануиловна Магдесиевы,  владелицы универсального магазина. Спросом пользовались изящные произведения петербургской фабрики корсетов Маркуса Закса, новинки его продукции - вязаные корсеты «Пластик».

    Изготовить столь деликатный предмет можно было по индивидуальным меркам и в двух корсетных мастерских. Для Ейска это было даже очень много. Так, в Минске в котором проживало в два раза больше жителей, чем в нашем городе, тоже было 2 мастерские. «Волшебными» словами, которые должны были привлечь заказчиц, было упоминание столицы. В случае с владелицами ейских мастерских О.Ф. Коссобудской -  Варшавы, а Кожуховой -  Санкт-Петербурга.

    Мадам Коссобудская, приехав в Ейск из Варшавы, открыла мастерскую по пошиву пальто, платья и белья. Но самым главным продуктом её мастерской были корсеты из шёлковых и батистовых тканей. Её метод кройки был удостоен медали. Мастерская могла изготовить 250 моделей корсетов, регулярно получая из Парижа модные новинки фасонов. Кроме обычных корсетов  в мастерской шили самые разные лечебные бандажи. Часть своей продукции реализовывала через магазины готового платья.

    Кроме мастерской она открыла и школу кройки. Здесь она обучала не только закройщиц для мастерских с ремесленными свидетельствами, но и готовила учительниц для рукодельных школ и гимназий, где преподавали домоводство и рукоделие. Своих учениц она обеспечивала учебными пособиями, книгами и программами. Могла взять учениц и на квартиру.

    Для того чтобы обеспечить необходимые площади для мастерской и школы, да еще и иметь возможность поселить на квартире несколько учениц  она несколько раз меняла свой адрес.

    Мастерская и школа О.Ф. Коссобудской была некоторое время в доме Аджемова на Черноморской улице (Ленина. 49), соседство с Реальным училищем сказывалось не самым лучшим образом на ходе торговли. Мастерская перебралась в дом Алексея Онуфриевич Пригородова, бывший дом Лахнова, тоже на Черноморской улице. О перемене своего адреса или об открытии рукодельной мастерской по возвращении из отпуска Коссобудская регулярно сообщала на страницах местных газет.

    После дома Пригородова адрес мастерской был дом Чечина. Афанасию и Алексею Чечиным принадлежало домовладение из двух домов на углу улиц Черноморской и Бердянской (Ленина и Бердянской, 39/127). Оба дома обладали приличной жилой площадью 123 кв. метра. В каком-то из них и была мастерская, просуществовавшая до начала гражданской войны. О.Ф. Коссобудская покинула Ейск и дальнейшая судьба её неизвестна.

    Её конкурент Кожухова открывала свою мастерскую в Ейске несколько раз. Первый адрес нам не известен, а для повторного открытия она выбрала доходный дом Ильяшовой на улице Таганрогской,43 (Свердлова), между улицами Одесской и Московской. Ильяшова сдавала свой дом под мастерские или квартиры, предоставляя за дополнительную плату и обеды. 

    Мастерская Кожуховой принимала заказы на изготовление разных  видов корсетов, бандажей, бюсто- и спинодержателей. Петербургская мастерская Кожуховой предлагала заказчицам «корсеты гигиенические и обыкновенные, всех новейших элегантных фасонов, корсеты скрадывающие полноту и здоровью не вредящие».

    Ритм жизни значительно изменился уже к концу XIX века, и сами женщины становились активнее, занимая свое время не только вышиванием и бальными танцами. Поэтому все сложнее им было носить многослойное нижнее белье: панталоны, сорочку, корсет, скрывающую ноги длинную «юбку приличия», кофточку на корсет, подушечку для турнюра, нижнюю юбку, чулки. Кроме того, врачебные круги были озабочены проблемой вреда здоровью, который наносил корсет. И в 1896 году было создано «Общество борьбы по упрощению женской одежды» - с 2-3 килограммами нижнего белья на теле женщины было покончено.

    Пришли новые облегченные формы нижнего белья. В 1889 году Эрмине Кадолль в своей корсетной мастерской впервые представила прототип современного бюстгальтера: две ленты, на которых держались чашечки, и все это крепилось к корсету.

    В 1903 году врач Гош Саро пошла дальше и решила упразднить опасный для здоровья корсет: разрезав его на две части, из верхней она сделала бюстгальтер, из нижней – пояс, к которому пришивались чулкодержатели.

    В 1915 г. в Америке свет увидел патент на так называемый «бесспинный лифчик», изготовленный Мэри Фелпс Джекобс. 

    Но в даже в XX веке бюстгальтер все ещё называли мягким корсетом и изготавливали из корсетных тканей. Такие бюстодержатели лучше формировали и поддерживали грудь, чем прямой корсет и носились в комплекте с поясами. Именно такие новомодные изделия можно было приобрести или заказать в мастерских Кожуховой и Коссобудской. Заказы обещали выполнить быстро и аккуратно. Готовые корсеты в 1910-е годы стоили от 1 рубля 25 копеек, на заказ от 2 рублей 50 копеек. Принимались  заказы и на «поправку старых корсетов».

    Мастерские в маленьком Ейске, стараясь не отставать от крупных производителей и модных веяний, помогали ейчанкам чувствовать себя прекрасными. Хотя такую деталь туалета как корсет имели и носили представительницы только части женского населения города.

 

                                                                                                    Заведующая научно-экспозиционным отделом музея Ирина Найденова.