27.10.2023
К 175-летию г. Ейска и 160-летию Г.А. Котелевца
В фондах ейского историко-краеведческого музея находятся живописные и графические портреты ейского художника Г.А.Котелевца. Всматриваясь в лица людей, запечатленных на портретах, невольно задумываешься: кто они? Чем занимались? Какую жизнь прожили? Иногда их судьба оказывается удивительной. У каждого из них был свой жизненный путь, свои мысли, чувства, поступки. Каждый оставил свой неповторимый след на земле.
Г.А. Котелевец. "Автопортрет". Холст/масло.
С автопортрета внимательным взглядом смотрит на нас Г.А. Котелевец. Лицо интеллигента чеховской эпохи конца XIX – начала ХХ века. "Тихий, скромный художник", - так называл Григория Абрамовича наш знаменитый земляк, известный художник - график Д.И. Митрохин, который поддерживал с Г.А. Котелевцом дружеские отношения и считал его этюды "прелестными и замечательными".
Г.А. Котелевец родился в Ейске в 1863 году в мещанской семье. Окончил Ейское реальное училище. В 1885 году поступил вольным слушателем в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где преподавали знаменитые художники: Перов, Саврасов, Прянишников, Поленов. В годы учения Григорий Абрамович был дружен с известными художниками, - братьями Сергеем и Константином Коровиными, с которыми поддерживал отношения и после учебы.
В конце 90-х годов ХХ века художник часто бывал в Ростове-на-Дону, ездил на этюды в Крым. Здесь он плодотворно работал: писал пейзажи и портреты отдыхающих, активно участвовал в культурной и общественной жизни Ялты. В Ейском архиве хранится театральная программа городского театра Ялты к благотворительному любительскому спектаклю "Евгений Онегин". Автор рисунка титульного листа программы - Г.А. Котелевец, о чем свидетельствует его подпись в нижнем правом углу. В апреле 1893 года в городском театре Ялты дважды была поставлена опера П. Чайковского "Евгений Онегин". На одном из представлений присутствовали Их Императорские Высочества: наследник цесаревич Николай Александрович и Великий князь Георгий Александрович. Дирижером и режиссером была Фанни Карловна Татаринова, — выпускница Московской консерватории, преподавательница музыки и пения Ялтинской женской гимназии, активная участница музыкальной жизни Ялты начала XX века, ялтинская знакомая А.П. Чехова. На рояле аккомпанировала преподаватель музыки Вера Ефимовна Голубинина, выпускница Московской консерватории. Главную партию исполняла дочь генерала Витмера, Софья. В составе хора пел ейский художник Г.А. Котелевец. Успех этого благотворительного спектакля был выдающийся. Блестящий сбор - 778 рублей, а с пожертвованиями Высочайших Особ и других лиц, продажей цветов сумма достигла 2226 рублей 30 копеек, — пошёл в пользу женской гимназии, которая нуждалась в строительстве нового здания, оснащении учебных кабинетов, приобретении книг для библиотеки. Благодаря хлопотам начальницы гимназии Варвары Харкеевич и деятельному участию активистов культурной жизни Ялты, актеров-любителей, среди которых был и Г.А. Котелевец, к осени 1893 года было построено здание новой гимназии, которое существует в Ялте до сих пор и является памятником культуры и охраняется государством.
В 1900 году Г.А.Котелевец оканчивает Петербургскую Императорскую Академию Художеств по классу рисунка. Решением Совета Академии ему предоставлено право преподавания рисования в народных училищах. В Кубанских календарях начала ХХ века есть сведения о том, что Г.А. Котелевец преподавал рисование и французский язык в Старощербиновском высшем народном училище. В Ейске Григорий Абрамович организовал курсы рисования и живописи, где обучал желающих рисованию с натуры углем, карандашом и акварелью с предметов обихода, цветов, плодов и человеческих фигур; и живописи масляными красками, – портреты и пейзажи с натуры, о чем сообщалось в газете "Ейский телеграф" № 19 от 24 ноября 1909 г.
Кроме активной педагогической деятельности, в 1906-1917 годах Г.А Котелевец выставляет свои работы в художественной галерее в Екатеринодаре. Ф.А. Коваленко, - учредитель периодических художественных выставок при созданной им первой на Северном Кавказе картинной галерее, активно привлекал к участию в выставках ейского художника Г.А. Котелевца. Газета "Ейский вестник" № 31 от 11 мая 1907 г. сообщала: «г. Екатеринодар. Благодаря энергии и сравнительно крупному пожертвованию весьма скромного обывателя, занимающего места не более как приказчика бакалейного магазина, но всеми лично знающими его глубоко уважаемого Федора Акимовича Коваленка, г. Екатеринодар имеет в настоящее время довольно видную картинную галерею с археологическим маленьким музеем и с хорошо подобранной библиотекой. Галерея принадлежит городу и весьма усердно посещается публикой. Быть в г. Екатеринодаре и не посетить дорогое детище г. Коваленко, просто – грешно (помещается в городском доме, по Красной улице). Благодаря стараниями того же Коваленко, в устроенной им картинной галерее два раза в год устраиваются выставки столичных и провинциальных художников. Такую выставку можно видеть и сейчас (до 25 мая). На эту выставку представит свои художественные работы (всего 3) и наш земляк г. Котелевец. К выставкам понемногу привыкают екатеринодарцы и интересуются ими.».
За годы творческого сотрудничества между Г.А. Котелевцом и Ф.А. Коваленко велась частная переписка. Среди почтовых карточек Григория Абрамовича, хранящихся в Ейском Архиве, обращает на себя внимание открытка с поздравлением по случаю Светлого Христова Воскресения, отправленная по почте из Екатеринодара и подписанная, предположительно, самим Федором Акимовичем.
"Портрет Афониной – Башкатовой". Холст/масло. 1908 г.
В Ейске на улице Таманской, в нескольких кварталах от моря стоит дом, где жила семья художника Г.А. Котелевца. В августе 1908 г. в дом господина Котелевца на Таманской улице почтальон принес почтовую открытку из Ялты от П. Афониной:
"Здравствуйте Григорий Абрамович! Простите меня за свинство. Я к Томашевскому не обращалась. Хотя говорят, что он живет в Ялте. Приеду, тогда порасскажу о Ялте, а то всего не опишешь. Привет Мане. Уважающая Вас П. Афонина. 7 августа 1908 г".
По стилю письма можно понять, что оно написано женщиной, которая была хорошо знакома и с Григорием Абрамовичем, и с его женой. В фондах Ейского историко-краеведческого музея хранятся два портрета П. Афониной. Один выполнен маслом, второй - углем. Вглядываясь в лицо молодой женщины, невольно задумываешься: кто она? Как сложилась её судьба?
7 октября 1879 года в семье мещанина Родиона Георгиевича Афонина и его законной жены Параскевы Ивановны родилась дочь Пелагея, о чем свидетельствует запись в метрической книге Николаевской церкви г. Ейска. В семье было еще двое детей: Иван и Ефросинья. Родион Егорович, купец второй гильдии, был человеком состоятельным. На окраине Ейска имел лабаз, построил дом на Щербиновской улице (современная ул. Б. Хмельницкого, в настоящее время там находится Банк), владел двухэтажным домом на ул. Николаевской (Первомайской). В родословной семьи Афониных, составленной Башкатовой Елизаветой Ивановной, сообщается: "Когда моей матери, Пелагее Родионовне было примерно пять лет, умирает её мать. Дедушка горюет о ней, у него трое детей. Через некоторое время он женится на Марфе Ивановне и у них рождаются два сына и две дочери. Примерно в это же время Родион Егорович обанкротился". Дела разладились, но все дети получили хорошее образование. Сын Иван, очень талантливый и способный юноша, учился в Ейском реальном училище. Ейская городская Дума приняла решение отправить его на учебу на стипендию Ейска в Санкт-Петербургский институт инженеров путей сообщения. В будущем он сыграет важную роль в истории строительства Транссибирской железнодорожной магистрали.
Сестры, Пелагея и Ефросинья Афонины, учились в очень престижном учебном заведении, - Ейской женской гимназии, срок обучения в которой длился семь лет. Затем, желая получить педагогическое образование, девушки продолжили обучение в специальном восьмом классе, после окончания которого выдержали экзамены и получили специальность учителя начальных классов. В Кубанских календарях сохранились сведения, что Пелагея Родионовна Афонина преподавала в Старощербиновском станичном одноклассном женском училище. Карьера учительницы складывалась удачно. В газете "Ейский вестник" № 44 от 26 мая 1907 г. сообщалось, что "От заведующей Старощербиновским женским училищем учительницы П. Афониной поступило 5 руб. 80 коп., собранных среди учащихся этого училища в пользу голодающих". Восемнадцать лет П. Р. Афонина проработала учительницей в станице Старощербиновской, потом она уехала во Владивосток, где встретила свою судьбу, - Башкатова Ивана Федоровича. Муж Пелагеи Родионовны был инженером, прокладывал дороги и мосты через Уссурийскую тайгу. В браке у них родилось трое детей. Семье приходилось часто разъезжать по Дальнему Востоку. Природные и материальные условия были очень тяжелыми. В 1928 г. Пелагея Родионовна уговорила мужа вернуться на родную Кубань, в Ейск.
Григорий Абрамович был хорошо знаком с Пелагеей Романовной, с которой написал два портрета: один -маслом, другой - углем. Можно предположить, что познакомились они в доме у сестры Пелагеи Родионовны, - Марии. Дочь Афонина Родиона Егоровича от второго брака, Мария Родионовна, была образованной, интеллигентной женщиной. Вышла замуж за врача Мозгалевского. Семья общалась с людьми, связанными с искусством: поэтами, писателями, художниками. Друзьями дома были поэт И.П. Подушко и художник Г.А. Котелевец.
П.Р. Афонина прожила долгую жизнь в окружении детей и внуков. Она умерла в Ейске в возрасте 84 лет.
"Портрет сына". Холст/масло.
26 июня 1903 года в семье Г.А. Котелевца произошло важное и радостное событие, о чем повествует запись в Метрической книге Михайло - Архангельского Собора. У мещанина Григория Авраамовича Котелевца и законной жены его Марии Никоновны родился сын Владимир. Воспреемниками были Ейские мещане Петр Трофимович Чага и Александр Романович Фисенко. В коллекции ейского музея хранятся три детских портрета Володи, - сына Григория Абрамовича Котелевца. Все произведения созданы с особой теплотой, потому что они написаны с любимого и дорогого художнику человека. На одном из портретов изображен читающий мальчик, которому около 12 лет. Ребенок, сидящий у окна, сосредоточенно смотрит в раскрытую книгу, не замечая, что в этот момент отец пишет его портрет. Возможно, художник решил запечатлеть сына – гимназиста, занятого подготовкой домашнего задания. Сын художника учился в Ейской мужской гимназии, о чем свидетельствует тетрадь для самостоятельных работ по географии ученика 2 класса В. Котелевца, хранящаяся в фондах Ейского историко-краеведческого музея.
Из немногих дошедших до нас писем Г.А. Котелевца, имеющихся в Ейском Архиве, мы узнаем, что художник был любящим и заботливым отцом. В своих письмах жене, Марии Никоновне, он пишет:
"Святые Горы, 18 июня 1904 г.
…Как твое и Володино здоровье? Жалею, что не все мы вместе. Как ты поживаешь, что делаешь, что Володя? Вообще, все ли хорошо и благополучно? Часто, милая, смотрю на карточку вашу. Милый мой Володя, как он поживает?".
"Ялта. 21 июля 1909 г.
…Работаю, пишу этюды. Очень здесь жарко. Как вы там поживаете с Володей? Купайтесь с Володей непременно, пусть он у моря бегает на солнце и роется в песке, - это очень полезно…".
Обычно дети на картинах художников олицетворяют собой будущее. Каким оно будет для Володи? Кем станет, когда вырастет, единственный сын художника? По воспоминаниям Валерия Владимировича Силова, правнука Г.А. Котелевца, его дедушка, Владимир Григорьевич Котелевец был слесарем высокого разряда, работал в Ейском морском порту. Жил с женой в родительском доме на Таманской улице. В 1924 году у них родилась дочь Ирина. В 1948 году она вышла замуж за летчика-инструктора ЕОЛВАУЛ, - В.Е. Силова. В 1950 году у них родился сын Валерий. Валерий окончил аэрокосмический факультет МАИ. Весной 2013 г. правнук Григория Котелевца, - Валерий Владимирович Силов, проживающий ныне в Москве, подарил Ейскому историко-краеведческому музею портрет своего знаменитого прадеда кисти известного русского живописца, педагога, Сергея Алексеевича Коровина.
В 2023г. исполняется 160 лет со дня рождения Григория Абрамовича Котелевца. Судьба отмерила ему лишь 56 лет жизни, но художник оставил свой добрый след на Земле. И.Н. Крамской считал, что в самой природе портретного жанра есть задача увековечивания, преодоление угрозы небытия, победы над временем. Каждый день жители и гости нашего города, приходя в Художественный музей, могут знакомиться с графическими и живописными произведениями Григория Абрамовича и, рассматривая портреты ейчан ушедшего столетия, видеть в их судьбах историю нашего города.
(в качестве приложений к статье использованы произведения Г.А. Котелевца из фондов Ейского историко-краеведческого музея им. В.В. Самсонова и документы Ейского Архива).
Заведующая художественным музеем Е.А. Лындина
Использованная литература:
1. Башкатова Е.И – автор-составитель. Родословная Афониных. (Семейный архив Башкатова Р.Н.) МКУ Ейский архив.
2. Большая Ялтинская энциклопедия. Л. Розанова-Свердловская. "Дамы Ялты". 13.08.2022 г.
3. Газета "Ейский телеграф" № 19 от 24 ноября 1909 г.
4. Газета "Ейский вестник" № 31 от 11 мая 1907
5. Газета "Ейский вестник" № 44 от 26 мая 1907 г.
6. Газета "Крымские известия" от 12.02.2019 г. Л. Иванова. "Это было у моря, где ажурная пена".
7. Кубанский календарь на 1911год. Екатеринодар. с. 230.
8. Кубанский календарь на 1913 год. Екатеринодар. с. 587.
9. Кубанский календарь на 1914 год. Екатеринодар. с. 215.
10. Кубанский календарь на 1915 год. Екатеринодар. с. 337
11. Метрическая книга Николаевской церкви г. Ейска 1879 г. МКУ Ейский архив.
12. Метрическая книга Михайло - Архангельского Собора г. Ейска 1903 г. МКУ Ейский архив.
13. Письмо Г.А. Котелевца жене в Ейск на почтовой открытке от 18 июня 1904 г. МКУ Ейский архив. ФР. – 602., Оп.1., Д.306.
14. Письмо Г.А. Котелевца жене в Ейск на почтовой открытке от 21 июля 1909 г. МКУ Ейский архив. ФР. – 602., Оп.1., Д.306.
15. Письмо П.Р. Афониной в Ейск Г.А. Котелевцу на почтовой открытке от 7 августа 1908 г. МКУ Ейский архив. ФР. – 602., Оп.1., Д.306.
16. Почтовая открытка Ф.А Коваленко из Екатеринодара с поздравлением с Пасхой в Ейск Г.А. Котелевцу от 22 апреля 1907 г. МКУ Ейский архив. ФР. – 602., Оп.1., Д.306.
17. Программа любительского спектакля "Евгений Онегин". Ялта, апрель 1893 г. МКУ Ейский архив. ФР. – 602., Оп.1.,Д – 227.
18. Сахань Т.В. Инженер путей сообщения Иван Родионович Афонин. Судьба на переломе эпох (конец XIX - начало XX вв.). Культурный ландшафт регионов 2019. Том. 1. № 1. С. 30-42.