05.05.2022
5 мая исполняется 70 лет со дня рождения Заслуженного художника РФ, члена Творческого союза художников России, профессора Сергея Георгиевича Галеты.
Сергей Галета - уроженец Ейска, известный тольяттинский художник, признанный на международном уровне. Работает как график и живописец, прикладник и дизайнер, занимается проектированием и художественной фотографией, успешно сочетает творчество с педагогической и общественной деятельностью. С 1979 г. и по настоящее время он принял участие более чем в 100 выставках по всей России и за рубежом. Его творческая, педагогическая, административная деятельность отмечена на общественном уровне.
С. Г. Галета родился 5 мая 1952 года в Ейске. Родители Сергея Георгиевича познакомились в Ейске. Мама, Ольга Лазаревна, - работала в ейском госпитале медсестрой. Здесь она и встретила своего будущего мужа, - Галету Георгия Прокофьевича, курсанта Ейского авиационного училища, который после неудачного катапультирования проходил лечение в госпитале. Сергей Георгиевич вспоминает, что его отец был очень хорошим художником - любителем, создал более пятидесяти работ, некоторые из которых сейчас находятся в коллекции Тольяттинского художественного музея. Он рисовал с детства, где бы ни был; рисовал и с натуры, и по воображению, а работы дарил своим родным и близким. Рисовал на конвертах во время войны, уже подходящей к концу, рисовал копии с репродукций старых мастеров: натюрморты Хруцкого, пейзажи Шишкина, Айвазовского, Куинджи, Поленова, которые оказали большое влияние на его творческий рост. Рисовал портреты своих друзей - курсантов по Высшему военно-морскому авиационному училищу в Ейске. Сегодня в семейном архиве Сергея Георгиевича бережно хранятся эти бесценные реликвии - военные и послевоенные письма отца. Следует сказать, что и по отцовской, и по материнской линии в семье будущего художника было много талантливых личностей. Дед по отцу, Прокофий Макарович, был образованным человеком, играл на разных музыкальных инструментах, для детей лепил из глины скульптурки и обжигал их в печи. Бабушка по отцу, Мария Каземировна, была искусной рукодельницей, прекрасно шила и вышивала. Фетисов Лазарь Макарович, дед по материнской линии, был кузнецом. Мог и лошадь подковать, и красивые ручки для дверей выковать, и ажурные кованые оградки получались у него, как произведения искусства.
Маленький Сергей, с детства окруженный атмосферой творчества, с ранних лет проявлял способности к рисованию. И уже тогда понял, что для художника очень важно иметь свою индивидуальность, не быть похожим ни на кого: «В детстве я сильно боролся с холстом, не мог смотреть на него временами, ломал кисточки, мешал краски, нервничал. А потом расслабился и не стал требовать от себя чего-то конкретного. Понял, что не надо равняться ни на Пикассо, ни на Дали, иначе развития в живописи никакого не будет». Талант, труд и желание сказать что-то свое с помощью кисти и красок помогли двенадцатилетнему Сергею Галете в 1964 году стать лауреатом международного конкурса детского рисунка «Омск-Гавана» на Кубе, заняв II место. После окончания школы Сергей Галета поступил в Омский государственный педагогический институт им. Горького на художественно-графическое отделение, где обучался с 1969-1974 г. Его педагогами были Штабнов Г.А., Белов С.А. и Слободин М.И. С 1974 года Сергей Георгиевич живет в Тольятти. В 1988 г. становится членом Союза дизайнеров России. С 2002 г. С.Г. Галета - доцент кафедры изобразительного искусства ТГУ и член Творческого союза художников России. В 2012 г. Указом Президента РФ С.Г. Галете присвоено звание Заслуженный художник Российской Федерации. С 1975 года Сергей Георгиевич активно участвует в выставках, является организатором многих художественных проектов, самые известные из которых - «Артблюз» и «Радужка». В 2010 году «Радужка», - образ-бренд конкурса детского художественного творчества, автором которого является С. Галета, стал финалистом Всероссийского конкурса идей талисманов Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи.
Картины Сергея Георгиевича Галеты находятся в собраниях Министерства культуры России, художественного мемориального музея им. Репина, Тольяттинского художественного музея, Краеведческого музея г. Бугуруслан, в коллекциях предприятий и организаций города: «АвтоВАЗа», «ФИА-банка», «Тольятти-банка», «Газбанка», ОАО «КуйбышевАзот», в частных коллекциях России и за рубежом.
Живописные и графические работы художника разделяются на 30 тем, вот лишь некоторые из них:
- «Четыре стихии»,
- «Зеркала»,
- «Времена года»,
- «Фальцеты»,
- «Сны»,
- «Русская тема»,
- «Акварельная геометрия»,
- «Легкие цветы».
С. Галета творчески интерпретирует темы своих работ. Они не имеют четких границ, а в своей кульминации даже противостоят друг другу. То, что кажется уже завершенным, получает отзвуки и продолжение в других темах. «Я люблю экспериментировать в творчестве, а иначе зачем оно? Мне необходима многогранность гармонии мира, вот я и пробую разные темы развивать», - говорит о своих творческих поисках мастер кисти. Его интерпретации только подчеркивают неисчерпаемость выбранных мотивов, усиливают нюансы, играющие основную роль в создании образа картины. Сергей Георгиевич Галета обладает ярко выраженной творческой индивидуальностью. Интерпретируя образы реальной природы, он преображает ее в своих произведениях, продолжая традиции русского пейзажа рубежа девятнадцатого и двадцатого веков.
Соприкасаясь с творчеством Сергея Георгиевича, понимаешь, что это не только одаренный художник, а еще и писатель, философ, мыслитель. Внутренний мир этого человека - целая Вселенная. И эта реальная и загадочная, такая понятная и одновременно неизведанная Вселенная ведет разговор со своим зрителем на языке, который можно услышать только сердцем. Диалог начинается, когда человек оказывается наедине с картинами Сергея Георгиевича. С. Галета эмоционально воспринимает и философски осмысливает постоянно преображающийся реальный мир. У художника, уходящего за пределы видимого, мечтающего и размышляющего, каждое его художественное произведение - это философская беседа со зрителем о прошлом и будущем, о добре и зле, о смысле жизни, произнесенное на языке цвета, света и ритма. Картины его очень разные по настроению, но многим работам присущи яркие цвета: голубые, оранжевые, фиолетовые. Художник говорит, что человек - это радуга: на протяжении всей жизни он стремится пройти путь от красного до фиолетового, - только тогда можно познать истинную философию жизни. С. Галета считает, что цвет для человека - это краски мира, в котором он обитает, и краски нас с вами учат и воспитывают. Краски человека у нас внутри и снаружи, вся палитра цветов, просто человек пока неумело ими пользуется, принимая их как данность, а не как драгоценность и божественный дар.
Помимо картин Сергей Георгиевич пишет полные глубокого смысла сказки, легенды, философские эссе. В этом - продолжение беседы мастера со своим зрителем. В его архиве около двухсот сказочных историй, но изданы лишь единицы. Они порой трагичны и смешны, иногда и вовсе непонятны. «Песни летящего оркестра» - сборник сказок Галеты, рассказывает читателю то о вселенском разуме, то о космическом ветерке, то о трёхмерных, глазастых, болтливых картах.
Тольяттинский художник Сергей Галета, излагая свои мысли на бумаге, убежден, что мы сейчас находимся на пути к новому шагу, человечество скоро изменится, и изменится в лучшую сторону. Сейчас магазины переполнены вещами, а культурных всплесков, таких, что были в Серебряном веке, нет. Это говорит о том, что в культурном плане сейчас везде затишье. А скоро нас ждет кризис, после которого всегда наступает победа творчества - вспомните любую из войн. Уже в скором времени произойдет переоценка ценностей. Материальное отойдет на задний план, уступив место духовным качествам. Начнется период Возрождения.
На каком бы языке ни говорил со своим зрителем Сергей Георгиевич, будь то язык кисти и красок или художественной язык слова, - в каждом его произведении воплощается живое чувство, отрицание убивающих душу благ цивилизации, всплески радости и надежды. О своем творчестве он говорит так: «Пишу так, как могу, за новым знанием ныряю в иное пространство, как ныряльщик за жемчугом. Просто не люблю повторы и одни и те же входы и выходы. Обычно повторы делает определенная часть художников, плодя их и свои эмоции - ходят туда-сюда обратно... что в мыслях, что в темах, это их выбор, мне это не интересно. А для меня это - смерть… другого слова не знаю... повторы - это нечто вроде граблей для меня - уж очень больно бьют. И еще.. Каждая новая дверь, куда ты заходишь (ныряешь), будь то белый лист бумаги, будь то белый холст - все это для меня, вроде, как портал (порт), вот и путешествую по мирам, как странник. Раз ты туда вошел, в порт, в дверь, в лист, в холст, я так думаю, значит оттуда, из того мира, возьми светлое знание и принеси в этот мир, нечего зря, праздно шататься по мирам. Почему светлое, потому что оно несет в себе цвет (свет), непознанное - тьма, свет скрывает».
Накануне своего юбилея Сергей Георгиевич поделился своими мыслями о том, что является для него главным в жизни: «Сейчас публичность меня почти совсем не интересует. Для меня главное - творчество, а время забирает разного рода суета. Я не боюсь трудностей, и вообще, мало чего боюсь. Направление всей моей жизни есть труд и творчество. Направление моей творческой деятельности: живопись, графика, художественное фото, дизайн и проектирование.
Задачи - просвещение, образование, культура и история – поля, на которых я работаю, в жизни и творчестве. Цель - развитие мира, в котором живу, развитие моей Родины России».
Уважаемый Сергей Георгиевич!
От лица всех сотрудников Ейского историко-краеведческого музея и его филиалов поздравляем вас с юбилеем! От всей души желаем Вам крепкого здоровья, вдохновения и успехов во всех делах и начинаниях! Счастья, гармонии и достижения всех намеченных целей!
В статье использованы материалы из открытых источнтков и личного архива С.Г. Галеты.
Мы благодарим Сергея Георгиевича Галету за документы и фотографии, предоставленные из личного архива.
Примечания.
1. Сайт «Записки о художниках» статья «Галета Сергей». 21.01.2013 г.
2. Статья Лариса Москвитина «Коллекция произведений художников г. Тольятти в фондах Тольяттинского художественного музея.
3. А.В. Павельева «Творчество Галеты. Образы и символы»