16.02.2022
В многочисленных книгах, посвященных И. М. Поддубному, содержатся описания американских гастролей «Чемпиона чемпионов». Однако, их авторы рассказывают преимущественно о самых известных поединках спортсмена, не раскрывая мотивы, почему богатырь решил отправиться за океан. В этой статье мы решили восполнить пробел, проанализировать причины и повод к отъезду на гастроли в США, показать ранее неизвестные факты из жизни нашего земляка. Эта публикация – первая из цикла, посвященного гастролям борца в Соединенных Штатах Америки.
Пик популярности французской (ныне греко-римской) борьбы в Европе и России приходится на начало ХХ века. В то время ежегодно проводились чемпионаты Европы и мира, а также многочисленные коммерческие турниры. Программы цирковых представлений было сложно представить без выступлений борцов. Благодаря виртуозной технике и красочным афишам их поединки привлекали внимание большого количества людей. Турниры могли длиться неделями или даже месяцами, при этом интерес публики не снижался. Борцов любили, борцов обожали, борцам подражали. В альбоме «Борцы» 1910 года (издание журнала «Русский спорт») указан 221 борец из Российской империи и 156 – зарубежных. Заниматься борьбой, тяжелой атлетикой в то время было модно. Одним из самых знаменитых и титулованных атлетов того времени был Иван Максимович Поддубный.
Однако после Первой мировой войны и революционных событий популярность этого вида спорта снизилась. Прежде всего, кардинально поменялись сами цирки. Если в Российской империи они были частными, то после публикации декрета Совета Народных Комиссаров РСФСР от 26.08.1919 года «Об объединении театрального дела» советской властью была проведена их национализация. Цирк Саламонских стал Первым государственным цирком, а цирк Никитиных - Вторым государственным цирком. Их репертуар существенно поменялся, борьба в них отошла на второй план. Сначала они подчинялись театральному отделу Наркомпроса, а в 1922 году было создано Центральное управление государственными цирками.
Количество крупных борцовских турниров в те годы значительно уменьшилось. Так, в России больших соревнований не было почти 7 лет - первый чемпионат СССР по борьбе был проведен лишь в 1924 году. Поредели и ряды силачей – кто-то постарел, кто-то умер, кто-то уехал, а кто-то сменил вид деятельности. Приведем лишь несколько примеров. Николай Вахтуров погиб в автокатастрофе в Тифлисе в 1917 году. Георг Лурих и Алекс Аберг умерли от сыпного тифа во время гастролей в Армавире в 1920 году. Георг Гаккеншмидт эмигрировал во Францию. Борцы, которые продолжали свою спортивную и артистическую деятельность, уже не зарабатывали таких баснословных гонораров. Так, И. М. Поддубный в своих письмах И. М. Заикину в 1924-1925 годах рассуждал о незавидном положении борьбы во Франции и Германии – в частности, низком интересе публики, слабом уровне борцов, высоких налогах.
В таких условиях все больше и больше атлетов отправлялись выступать в США. Первопроходцем из борцов Российской империи был Георг Гаккеншмидт, который отправился за океан в 1908 году. Его примеру последовали Георг Лурих (1912 год), и Алекса Аберг (1913 год). Из европейских атлетов в Америку приезжали, например, Эрнст Зигфрид и Иесс Педерсен; туда же эмигрировали братья Станислав и Владислав Збышко-Цыганевичи. А незадолго до Поддубного в Соединенных Штатах побывал с гастролями и его друг Иван Заикин. Правда, «Волжский богатырь» не снискал большой славы – он потерпел крупное поражение и не получил часть заработанных денег.
Второй причиной отъезда Поддубного в США стала активная деятельность антрепренера Джека (Якова Исаака) Пфефера (1894-1974). Он родился под Варшавой Царства Польского, которое тогда входило в состав Российской империи, происходил из семьи раввина. Работал гастрольным менеджером русской театрально-танцевальной группы (по другим данным, простым сценическим работником). С началом революции он уехал за границу, а в 1921 году перебрался в США. Там Джек заинтересовался индустрией реслинга и борьбы. В 1924 году Пфефер стал серьезной фигурой среди американских антрепренеров. Он работа преимущественно в Чикаго и Нью-Йорке. За невысокий рост и большие амбиции импресарио получил прозвище «Маленький Наполеон». У него были помощники, которые телеграфировали Пфеферу, если встречали в Европе сильного борца, а далее уже агент убеждал спортсмена поехать на гастроли в США. Первым его крупным клиентом стал украинец Александр Гаркавенко, а вторым – Иван Поддубный. Стоит сказать, что для американской публики европейские борцы тогда были в диковинку, к ним был большой интерес, поэтому Пфефер добился значительных успехов в своей деятельности.
Непосредственным поводом к отъезду в США для Поддубного стали неудачные гастроли в Германии. Несмотря на помощь в организации поединков своего старого знакомого, борца из Вены Георга Рисбахера и выступления в ряде крупных немецких городов (Берлин, Дортмунд, Брауншвейг), дела у Ивана Максимовича сложились не лучшим образом. Около 2 месяцев он восстанавливался от повреждения руки. Еще 2 месяца богатырь не выступал из-за проблем с желудком. Кроме того, гастроли оказались не очень выгодными с финансовой точки зрения. В своих «Воспоминаниях» атлет писал об этом так: «…Общество профессиональных борцов «Фербанд» вынесло постановление об устройстве чемпионских матчей. Согласно ему, устроители матчей должны были выплачивать 20 процентов средств в пользу «Фербанда». Естественно, после этого постановления не находилось желающих устраивать матчевые борьбы, и мне приходилось работать в обыкновенных чемпионатах».
Для изучения обстоятельств отъезда Поддубного на гастроли в США большой интерес представляют письма богатыря к Джеку Пфеферу. Примечательно, что они написаны на русском языке. Из писем видно, что Поддубный не сразу согласился на предложение антрепренера выступать перед американской публикой. В письме от 12 сентября 1925 года «Чемпион чемпионов» писал Пфеферу: «Я не думаю, что в Америке для меня был бы интерес, так как года мои солидные. Правду сказать, что (во) французскую борьбу я еще хороший… Что касается скеческеч, вольно-американской борьбы, то я ее мало знаю и снова себя ломать в такие годы нахожу лишним. И в Америке не бог знает сколько можно заработать…». Добавим сюда также горький опыт выступлений Ивана Заикина и жестокие нравы американской публики, описанные в рассказе «Цирк» другим знакомым Поддубного, Александром Куприным. Однако в итоге чемпион мира дал согласие выступать в США. А в письме от 13 ноября богатырь признался Пфеферу - если бы не 50 долларов аванса, присланные антрепренером, и не советы друзей, он бы вернулся в Ленинград.
Процесс оформления необходимых документов для гастролей длился около 2 месяцев, с сентября по ноябрь 1925 года. Сначала Иван Максимович запросил у менеджера контракт и билет на пароход. После этого он обратился в американское консульство в Берлине для оформления визы на въезд в США. Этот процесс затянулся и Пфефер даже забеспокоился, почему Поддубный задерживается в Германии. На это в письме 11 ноября богатырь ответил следующее: «Консульство американское вручило мне готовую отпечатанную телеграмму, чтобы я Вам послал, где Вы должны (Берлинскому – С. В.) эмиграционному комитету дать обязательство, что я не останусь в Америке. … Если это будет сделано, то я сейчас получаю визу и буду стараться, чтобы попасть на 1-е декабря к Вам обязательно». Также Пфефер просил Поддубного захватить с собой медали, ленты и пояса. Борец с горечью ответил, что «все это было и настоящее, но оно все в России погибло в 20-м году».
После получения Поддубным визы Пфефер организовал в американской прессе широкую рекламную кампанию о приезде «величайшего силача всех времен». Так, в заметке эмигрантской газеты «Новое русское слово» от 27 ноября 1925 года опубликованы громкие утверждения, что импресарио якобы вел переговоры с борцом 9 месяцев, а переманить Поддубного в Америку стоило 10 тысяч долларов. Такую сумму отступных он выплатил берлинскому менеджеру. На самом деле, к сентябрю Поддубный получил лишь 2 письма от Пфефера, и в их переписке нет упоминаний ни о менеджере из Берлина, ни об отступных.
20 ноября 1925 года Иван Поддубный выехал в США из Гамбурга на пароходе «Дойчланд» и спустя 9 дней богатырь прибыл в Нью-Йорк.
Подводя итоги, мы можем выделить две причины выезда И. Поддубного в США для гастролей – это снижение популярности борьбы в России и Европе и активная деятельность Джека Пфефера по приглашению европейских атлетов. Непосредственным поводом для выезда стали неудачные гастроли Ивана Максимовича в Германии.
При подготовке данной статьи использованы материалы:
1. Фонды Ейского-историко-краеведческого музея имени В. В. Самсонова.
2. Письма И. М. Поддубного к И. М. Заикину (Российский государственный архив литературы и искусств, фонд 2347, опись 1, дело 40).
3. Grag Oliver, Steven Johnson. The Pro Wrestling Hall of Fame: The Storytellers (From the Terrible Turk to Twitter). – Toronto: ECW Press, 2019. – 304 с.
4. Письма И. М. Поддубного к Джеку Пфеферу (Отдел редких книг и специальных коллекций Библиотеки Хесбурга Университета Нотр-Дам (штат Индиана, США), Коллекция борьбы Джека Пфефера, коробка 221, папка 7826, 850-10-48).
Сергей Вербицкий,
научный сотрудник Мемориального музея И. М. Поддубного