Генерал родом из Ейска.

05.12.2021

(К 100-летию со дня рождения генерал-майора авиации Николая Герасимовича Голодникова)

 

    Земля Ейская богата на людей, прославивших наш город, известных в нашей стране и мире. Среди них почти четыреста генералов и адмиралов. Это генералы армии Колесников М.Н., Михайлов В.С., маршал авиации Борзов И.И., генерал-полковники авиации Борсук А.Ф., Ёлкин А.П., Корзунов И.Е., Мироненко А.А., Москвителев Н.И., Стрельников В.П., Томашевский А.Н., Хрюкин Т.Т., Цоколаев Э.В., адмирал Абанькин П.С., генерал-лейтенанты Лукьянченко Г.С., Хижняк И.Л., генерал-лейтенанты авиации Андреев А.Х., Канарёв В.П., Наумов Н.А., контр-адмиралы Дроздов Н.М., Ильин А.С., генерал-майоры авиации Борисюк С.К., Джанибеков В.А., Кругликов Е.Н., Ляпидевский А.В., Милеев В.Д., Челноков Н.В., генерал-майоры Алферов А.Ф., Зинченко Ж.Ф.  и многие другие. 

    В их число без сомнения входит уроженец Ейска, один из организаторов и первый начальник Ставропольского высшего военного авиационного училища лётчиков и штурманов ПВО имени маршала авиации В.А. Судца, заслуженный военный лётчик СССР генерал-майор авиации Николай Герасимович Голодников.

    Родился Николай Герасимович 5 декабря 1921 г. в Ейске в семье приказчика одного из крупных зерноторговцев Герасима Даниловича Голодникова. Отец будущего генерала был уважаемым человеком в городе и за его пределами. Мама Николая - Неонила занималась домашним хозяйством, воспитанием детей. Младший брат Георгий родился в 1924 г. (в годы Великой Отечественной войны погиб в боях за Кубань под хутором Свистельников 31 марта 1943 г.). Семья проживала в Ейске на ул. Энгельса, позже на ул. Янышева.

    Одним из детских увлечений Николая был футбол. В городе расположенном на берегу Азовского моря мальчик не мог не заняться рыбалкой. Ею он увлёкся, она захватила его на всю жизнь. 

    Николай Голодников учился в Ейской железнодорожной средней школе №51 г. Сидел за одной партой с отличницей Людой, которая вскоре стала его подругой, а после окончания Великой Отечественной войны, в 1946 г. и женой. 

    Окончив девять классов школы, поступил в ФЗУ завода №347 в Таганроге. В этом учебном заведении стал специалистом по двигателям внутреннего сгорания. На заводе «Красный Гидропресс им. Молотова» поощряли учёбу в аэроклубе. Николай, ещё в Ейске  увлёкшийся небом - всегда с восторгом смотрел на взлетающие с суши и моря и исчезающие в бездне воздушного океана самолёты Ейского военно-морского авиационного училища лётчиков им. И.В. Сталина, в числе первых учащихся ФЗУ стал курсантом Таганрогского городского аэроклуба. Управление, учебные классы городского аэроклуба находились в центре Таганрога, на пересечении улицы Ленина (ныне Петровская) и переулка Антона Глушко, а аэродром клуба был за станцией Марцево. В одном из своих интервью Николай Герасимович Голодников отмечал, что в аэроклубе налетал около 60 часов на У-2, там же на УТ-1 и УТ-2 по 5-6 полётов. В 1940 г. он в числе других курсантов аэроклуба сдал экзамены специальной комиссии и получил право поступить в лётное училище. Этим училищем стало военно-морское авиационное училище лётчиков с 1931 г. дислоцировавшееся в его родном Ейске. Ещё до откомандирования в Ейск Николай в т.н. «тренотряде» изучил матчасть самолёта-разведчика Р-5 и выполнил несколько полётов.

    Курсант Голодников 12 января 1941 г. принял военную присягу в Ейском ВМАУ им. Сталина. Летал на УТИ-4, на И-16 десятого типа (налёт 45 часов). Кроме того, в 1941 г. в училище им был изучен и освоен ЛаГГ-3, которые в количестве нескольких штук поступили в Ейск за месяц до войны. Сначала были освоены ЛаГГ-3 Таганрогского завода (пятибачные), затем Тбилисского завода (трехбачные).

    В газете Ейского ВМАУ им. Сталина «Лётчик-Сталинец» от 21 июня 1941 г. отмечалось: «Подавляющее большинство комсомольцев, сдавших экзамены, училище окончили по первому разряду. Остались считанные дни до окончания выпускных экзаменов. Дело чести каждого комсомольца – закончить авиационное училище имени товарища Сталина с отличными показателями». 

    Среди отлично сдавших экзамены был сержант Николай Голодников. К его большому разочарованию, в соответствии с приказом Народного Комиссара Обороны СССР Маршала Советского Союза Тимошенко всем выпускникам училища 1941 г. присваивалось звание сержант, т.е. то, которое он уже заслужил. Мечта одеть парадную форму с погонами младшего лейтенанта в своём родном городе Ейске и пройтись по его улицам вместе со своей любимой так и осталась мечтой. 

    22 июня 1941 г. в училище состоялся митинг. На нём выступил начальник училища генерал-майор авиации Александр Харитонович Андреев. Каждый присутствующий на митинге поклялся бороться с врагом до последней капли крови, до полной Победы. Сразу же после окончания митинга Николаем Голодниковым был подан рапорт с просьбой об отправке на фронт. Он был отклонён, как впрочем, и рапорта других курсантов.

    Сержант Голодников был оставлен в училище инструктором-лётчиком. В соответствии с приказом НК ВМФ №0913 от 22 сентября 1941 г. Ейское ВМАУ в связи с приближением линии фронта и в полном составе было перебазировано в город Моздок, где дислоцировалось на нескольких аэродромах, в т.ч. Моздок, Ново-Осетиновка, Балтрабочий, Екатериноградская. Кстати, перебазирование было произведено в период с 22 сентября по 15 октября 1941 г. 

    За время прошедшее с момента выпуска и до марта 1942 г. Николаем был написан не один рапорт о направлении в действующую армию. На все рапорта один ответ - ты нужен здесь. Помог случай. Один из генералов, посетивших училище в марте 1942 г. спросил у сержанта Голодникова, а не отец ли его Герасим Данилович. Был получен утвердительный ответ.

    В одном из своих интервью Николай Герасимович Голодников вспоминал: «На фронт-то попал со своей последней группой. Выпустил в марте 10 человек и с 5-ю из них пошёл на фронт старшим. Вначале «Дугласом» в Москву, потом «Дугласом» в Архангельск, а оттуда, в бомболюке СБ (прим. авт. - скоростной бомбардировщик), в Североморск». 

    Сержант Голодников был назначен лётчиком во 2-й гвардейский смешанный авиаполк ВВС Северного флота, которым командовал Герой Советского Союза гвардии майор Б.Ф. Сафонов. 

    Возле землянки, где располагался командный пункт полка, на холмике, сидел командир полка. В воспоминаниях Героя Советского Союза генерал-майора авиации Василия Ивановича Минакова вот так описан момент встречи Голодникова с командиром: «Возле землянки КП, на холмике, сидел, подперев подбородок рукой, и наблюдал за посадкой истребителей загорелый майор в чёрной кожанке и собачьих унтах. Рядом валялся лётный меховой шлем.

    - Товарищ майор, пилот-инструктор Ейского училища сержант Голодников прибыл в ваше распоряжение для прохождения дальнейшей службы, - чётко доложил Николай.

    Сафонов неторопливо поднялся, внимательно оглядел русоволосого, невысокого, худощавого сержанта. Правильный профиль, черты резковаты, широкий подбородок с ямочкой. Красивый парень, плечистый, добрый. В спокойных серо-голубых глазах Сафонова проскользнула удовлетворённость.

    - Значит, инструктор из Ейского, говоришь? Хорошо! - протянул Борис Феоктистович. — Нам такие орлы нужны. — Затем, повернувшись вправо, -командир показал на самолёт в крайнем капонире, сказал Голодникову: - Вот на  этой машине будешь летать. Заграничная птица, именуемая «хаукер-харрикейн». Требует внимания. Изучи её как следует и начинай. Да, ещё запомни - здесь не юг. Сопки, скалы, ущелья… Любая вынужденная посадка грозит гибелью. А нам надо не погибать, а побеждать».

    Искусству побеждать Голодниковнаучился быстро. По-другому и быть не могло. Рядом с ним были настоящие воздушные асы. Примером для него стало высокое лётное мастерство старших товарищей. Их советы, наставления, тёплое слово способствовали его становлению настоящим мастером воздушного боя и разведки. 

    Воевал Николай Герасимович Голодников на разных самолётах: И-16 (на 28-м, 29-м типах, с «63-м» двигателем), «Харрикейне», Р-40 «Киттихауке», Р-40 «Томагавке», Р-39 «Аэрокобре».

    В 1943 г. пилот 2-й истребительной авиаэскадрильи 2-го гв. истребительного авиаполка им. Сафонова (6-я истребительная авиадивизия, ВВС Северного Флота) гвардии младший лейтенант Голодников был награждён первой боевой наградой - орденом «Красное Знамя». Среди начальников, подписавших наградной лист был командующий ВВС Северного флота генерал-майор А.Х. Андреев. Александр Харитонович хорошо знал воспитанников Ейского училища, он в 1938-1942 гг. был начальником Ейского ВМАУ им. Сталина. Ему было интересно, как осваиваются воспитанники училища в авиачастях Северного Флота, как они изучают новую матчасть, умеют ли воевать. Он внимательно следил за их боевыми победами. 

    Наградной лист к ордену на Голодникова писался, когда им было выполнено 97 боевых вылетов - на сопровождение наших бомбардировщиков, на перехват противника.  Первая воздушная победа была одержана 18 июля 1942 г. - был сбит немецкий самолёт «Ме-109» в районе озера Арно.

    Гвардии старший лейтенант Голодников первым из лётного состава полка стал летать на аэрофотосъёмку. Лично сам предложил дооборудовать самолёт «Аэрокобра» фотоаппаратом АФА-3с, что раньше все считали невозможным.

    15 сентября 1944 г. заместитель командира 2-й эскадрильи 2-го гв. истребительного авиационного полка Николай Герасимович Голодниковсбил два Ме-109. Один южнее Хейне-Саари, другой - западнее полуострова Рыбачий. Этими немецкими самолётами был закончен боевой счёт нашего земляка. С ноября 1944 г. полк боевой работы не вёл, занимаясь учебно-боевой подготовкой и командирской учёбой личного состава. Замкомэска проводил с молодыми лётчиками занятия по тактике ведения воздушного боя. В газете ВВС Северного флота «Североморский лётчик» №24 от 9 февраля 1945 г. была размещена статья старшего лейтенанта Н.Г. Голодникова «Четвёрка - крепкая тактическая единица». В ней «лучший ведомый полка» из своего собственного опыта приводил положительный и отрицательный пример ведения воздушного боя, соответственно 28 июля и 15 сентября 1944 г., с превосходящими силами противника. 

    За годы войны Голодников Николай Герасимович был награждён двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, орденом Красной Звезды, медалями «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

    Гвардии старшим лейтенантом Голодниковым за период боевых действий, которые вёл авиаполк в годы Великой Отечественной войны, было совершено 212 боевых вылетов, из них тридцать на авиаразведку, лично сбито 7 самолётов противника, танкер водоизмещением 4000 тонн. По его собственному признанию, лётчики полка и он, в том числе,  сбили вражеских самолётов больше, чем это отражено в статистике их боевых побед. Объяснение этому такое - со второй половины 1943 г. счёт воздушных побед лётчиком рос только после того, как её подтвердят фотоконтроль, посты ВНОС, разведывательные, агентурные и другие источники. Свидетельства ведомых, лётчиков, видевших победу своего товарища, во внимание не принимались.

    Бок о бок с нашими лётчиками на аэродроме Ваенга воевали английские лётчики - мужественные, смелые, охочие до побед в воздушных боях. Один из них лётчик 151 авиакрыла ВВС Великобритании лорд Элькенстон в память о совместной борьбе против фашистской Германии подарил памятный герб своего рода. 

    После окончания Великой Отечественной войны, в 1946 г. Николай Герасимович женился на своей однокласснице по Ейской железнодорожной школе №51 Людмиле Леонидовне. Уже через год у семейной пары появился первенец - Юрий, несколько лет спустя - сын Николай.

    В 1948 г. капитан Голодников - командир эскадрильи своего родного сафоновского полка. Затем получает назначение в штаб ВВС Северного Флота - начальник воздушно-стрелковой подготовки. Для того, чтобы поступить в академию ему пришлось окончить вечернюю школу. В 1952 г. с должности старшего инспектора по технике пилотирования и теории полёта ВВС Северного Флота поступил в Военно-морскую ордена Ленина академию им. К.Е. Ворошилова, находящуюся в г. Ленинград (ныне Санкт-Петербург). 

    После окончания академии в 1955 г. Николай Герасимович Голодников служил в авиации ВМФ и ПВО страны на разных командных должностях. Был командиром 572-го истребительного авиационного полка Балтийского Флота, дислоцировавшегося на аэродроме Кейла-Йоа в Эстонской ССР (с февраля 1957 г. полк передан в состав ПВО). Этот полк летал на МиГ-15 бис, имел славные боевые традиции (до октября 1947 г. - 47-й штурмовой Феодосийский ордена Ушакова авиационный полк ВВС Черноморского Флота /Балтийского Флота. Его командиром в апреле-декабре 1944 г. был дважды Герой Советского Союза подполковник Н.Г. Степанян, тоже выпускник нашего авиаучилища). В ноябре 1957 г. полковник Голодников стал военным лётчиком первого класса. Новой ступенью карьерного роста стала должность заместителя командира Балтийской дивизии ПВО. Затем очередное повышение по службе - заместитель командира 21-го корпуса ПВО. Семья постоянно следует за Николаем Герасимовичем, на этот раз переезжает из Прибалтики в Североморск. Через несколько лет назначение в г. Горький (ныне Нижний Новгород) заместителем командира 16-го корпуса ПВО. 16 августа 1968 г. ему было присвоено почётное звание «Заслуженный военный лётчик СССР».

    В 1969 г. полковнику Голодникову поступило предложение возглавить Ставропольское высшее военное авиационное училище лётчиков и штурманов ПВО, которое он сразу же принял. Училище создавалось под непосредственным руководством Николая Герасимовича Голодникова, он вкладывал в ставшее для него родным учебное заведение всю душу и качество его деятельности на посту начальника училища было очень высоким. В 1970 г. состоялся первый выпуск штурманов наведения, в 1972 г. - первый выпуск лётчиков. Учебное заведение стало одним из первых авиационных училищ страны, где лётный и курсантский состав приступили к переучиванию на новый учебный самолёт Л-39. 

    Генерал-майор авиации Голодников (генеральское звание было присвоено Постановлением Совета Министров СССР №910 от 6 ноября 1970 г.) возглавлял училище почти десять лет, до 1978 г. 

    За годы послевоенной службы Николай Герасимович Голодников освоил десятки типов самолётов. Был награждён орденом Трудового Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, многочисленными медалями, в т.ч. медалью «За боевые заслуги».

    После ухода в запас руководил Ставропольской краевой организацией ДОСААФ. С 1987 г. - первый заместитель, а с декабря 2003 г. - председатель Ставропольской краевой общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооружённых Сил и правоохранительных органов. Уже после выхода на пенсию Голодников Н.Г. был награждён орденом Отечественной войны I степени, орденом Дружбы, орденом Почёта. За большой вклад в военно-патриотическое воспитание молодёжи города Ставрополя решением Ставропольской городской Думы 13 сентября 1995 г. ему было присвоено почётное звание «Почётный гражданин города Ставрополя». За большой вклад в экономическое, социальное и культурное развитие Ставрополья постановлением губернатора Ставропольского края от 7 июля 2007 г. присвоено почётное звание «Почётный гражданин Ставропольского края». За выдающийся вклад в развитие ветеранского движения, активную работу по защите социально-экономических, гражданских и трудовых прав ветеранов, военно-патриотическое воспитание молодёжи постановлением губернатора Ставропольского края от 28 мая 2009 г. Николаю Герасимовичу Голодникову было присвоено звание Героя труда Ставрополья.

    С болью в сердце им было воспринято известие о закрытии Ставропольского авиационного училища в 2009 г. Он был категорически против перевода училища в Воронеж. Не смог наш знаменитый земляк пережить уничтожение своего любимого детища. Через несколько месяцев после закрытия училища Николая Герасимовича Голодникова не стало. Он умер 25 мая 2010 г. Похоронен в Ставрополе на Игнатьевском кладбище.

    Имя генерал-майора авиации Н.Г. Голодникова 28 июля 2015 г. решением Ставропольской городской Думы было присвоено лицею №8 г. Ставрополь.

 

Фостийчук В.В. - ведущий научный сотрудник научно-экспозиционного отдела Ейского историко-краеведческого музея им. В.В. Самсонова, кандидат политических наук, доцент