21.04.2022
В ходе проведения реформ императором Александром II было изменено городское самоуправление. По «Городовому положению» от 16 июня 1870 года упразднялась распорядительная Городская управа. Все функции местного самоуправления передавались всесословной Городской Думе и ее исполнительному органу - Городской управе во главе с городским головой. Голова и члены управы избирались на заседании Думы. Закон гласил: «Всякий городской обыватель, к какому бы сословию он не принадлежал, имеет право голоса в избрании гласных…».
Хотя выборы были всесословными, к участию в них допускались только «русскоподанные», достигшие 25 лет. Устанавливался не только возрастной, но и имущественный ценз: к участию в выборах допускались только владеющие в городской черте недвижимостью, облагаемой городскими налогами; либо владельцы торговых или промышленных заведений по купеческому свидетельству, или уплачивающие городу сбор со свидетельств купеческого, промыслового или приказчичьего по первому разряду, в тех случаях, если за ними нет недоимок. Не получали права голоса женщины, неплательщики местных налогов и сборов, должники, душевнобольные. Не участвовали в выборах чины полиции (до тех пор, пока находились на должности). Рабочие, мелкие служащие, учителя, не имевшие недвижимости и не платившие налоги, так же устранялись от выборов.
Горожане, имевшие право избирать гласных, приглашались на выборы специальными повестками - «Именными объявлениями». Все городские избиратели разделялись на 3 неравных разряда. К первому относились крупные налогоплательщики, ко второму – средние, к третьему – все остальные. Каждый разряд избирал равное число гласных.
Члены Думы выбирались на 4 года. Количественный состав «гласных членов» Думы в разное время колебался от 30 до 72 чел. Управа состояла из 2-3 членов под председательством городского головы, который одновременно являлся и председателем Думы. Управа ежегодно представляла Думе отчеты о своей деятельности.
Гласные никакого денежного вознаграждения не получали. Члены управы и городской голова получали жалование из местного бюджета. Размер жалования устанавливался думой.
Городская дума подчинялась только Сенату, а не местной администрации. Начальник области имел право надзора за законностью ее постановлений.
В конце XIX века права местного самоуправления были значительно ограничены. В 1892 году было введено новое Городовое положение. Согласно этого закона был увеличен имущественный ценз, тем самым от выборов была отстранена не только мелкая, но и часть средней буржуазии. Вместе с тем допускалось деление на территориальные участки. Был усилен контроль за деятельностью городской думы. Начальник области или министр внутренних дел получали право приостановить, либо отменить любое ее решение.
Местное самоуправление имело большой потенциал. Сами депутаты определяли структуру управления, вырабатывали основные направления деятельности, ведали городским бюджетом, могли регулировать не только расходную, но и доходную его часть (путем введения налогов, сборов, получения займов под залог городского имущества и т.д.).
Но имелись и недостатки системы, которые отмечали и современники.
Система выборов обеспечивала решение всех городских вопросов в пользу наиболее состоятельных горожан, входивших, как правило, и в число членов городской управы. Как показал исторический опыт, из года в год шло неуклонное повышение расходов на содержание чинов городского самоуправления. Налоги и сборы распределялись неравномерно между жителями города. Соединение в лице городского головы и представительной, и исполнительной власти крайне затрудняли контроль городского самоуправления за своим исполнительным органом, что давало возможность для многочисленных злоупотреблений. Финансовые махинации городского головы Г. Капораки, полностью опустошившего городской бюджет, приобрели скандальную известность.
Не менее известна в истории Ейска и афера городского головы Наума Чаги со строительством так называемого «бычковского моста». По инициативе этого головы была построена постоянная пристань со стороны лимана для пассажирских судов и грузовых кораблей с небольшой осадкой. Место для ее строительства было выбрано без предварительных исследований и расчетов. В результате чего вскоре она была частично смыта течением и нагонной волной, а частично замыта песком. Ейчане любили ловить здесь бычков (откуда, по-видимому, и произошло народное название), а городской казне эта затея обошлась в 40 тысяч рублей золотом.
Другой проблемой были обязательные расходы местного самоуправления, утвержденные законом (содержание тюрем, сиротских домов, приютов и т.д.).
В Ейске городская реформа была проведена в 1874 году.
Первые выборы в Думу прошли в 1875 году. Состав гласных этой Думы: дворян - 5, купцов - 25, мещан - 21, духовных лиц - 1.
В ведении Думы был широкий круг вопросов: благоустройство и озеленение города, поддержание общественного порядка, противо-пожарная безопасность, снабжение города водой, организация народного образования и медицинской помощи, санитария, презрение бедных, устройство военного постоя и многое другое. На эти нужды со всех жителей Ейска взимались налоги. Кроме этого, налогом были обложены: недвижимость, трактиры и питейные заведения, извозный промысел. Дума собирала и сборы за право торговли. В отдельных случаях Дума имела право вводить и другие налоги и сборы. Как правило, бюджет города планировался с дефицитом в 12-15 тысяч рублей.
Так, доходная часть бюджета 1879 года была запланирована в размере 51816 рублей, а расходная - 66892 рубля.
Интересным представляется пропорции распределения расходной части городского бюджета.
• На содержание правоохранительных органов – 20527,77 рублей (30,7%), в том числе: суд – 3500 рублей, полиция – 15298,77 рублей, содержание тюрьмы – 1729 рублей.
• Городское управление и архитектура – 13030 рублей (19,5%)
• Народное образование -10650 рублей (15,9%)
• Пожарная команда – 6742,40 рубля (10,1%)
• Содержание порта – 4000 рублей (6%)
• На благоустройство и освещение города – 2262,18 (3,4%)
• Здравоохранение – 1920 рублей (2,9%).
На свои заседания Дума собиралась до 20 раз в год: для обсуждения городского бюджета, выборов городского головы и гласных и т.д.
В 1896 году старое здание думы снесли, и для нее было построено 2-х этажное здание из красного кирпича с башней. Это строительство обошлось городской казне в 60 тысяч рублей. Здесь же располагалась и городская управа. Окна кабинета городского головы выходили прямо на городской сад. Ныне это одно из зданий колледжа «Ейский». В годы Великой Отечественной войны здание пострадало от пожара и было частично перестроено.
Первым городским головой был единодушно избран Мордовцев. Его сменил на этом посту купец первой гильдии Г. Капораки.
С 1872 по 1920 гг. городскими головами были избраны:
Н.Л. Мордовцев - 1875-1879
Г. Капораки - 1879-1882
Н.Чага - 1882-1885
П. Болгов - 1894-1898
В.В. Ненашев - 1898-1915
Г. Черный - 1915-1917
Газенко – 1917
Ф.Н.Балала – ноябрь 1917-март 1918
Н.П. Невзоров - 1918
И.Н. Чистяков – 1919-1920
Основной проблемой, решаемой местным самоуправлением в конце 19 века, была проблема благоустройства города.
(Использованы материалы книги Иванов А. "История самоуправления в г. Ейске." – Ейск. Ейский историко-краеведческий музей имени В.В.Самсонова. 2007.)
А.Иванов
Заслуженный работник культуры Кубани