Из истории ейской электростанции. К Дню энергетика.

21.12.2022

    На пересечении улицы Ленина и Азовского переулка стоит полуразрушенное здание электростанции. В начале ХХ века в России все чаще стали говорить о преимуществах электрической энергии. В Ейске уже в 1909 году городская дума обсуждала вопрос о водопроводе с электрической подкачкой воды и освещением улиц дуговыми фонарями. 

    Станции кроме выработки энергии для электрического освещения города требовалось доставлять энергию для электродвигателей, установленных в различных местах города. Поэтому она должна была производить энергии в 2 раза больше, чем это необходимо для освещения города. В среднем потребление воды в сутки в городе, не имеющем канализации, на 1 человека равнялось 2 ведрам. Следовательно, городу в сутки нужно 8 600 ведер воды. Для того, чтобы прокачать ее необходимо 410 кВт энергии - в сутки, 147 600 кВт - в год. Для освещения улиц дуговыми фонарями требовалось в год 30 000 кВч энергии в год, зданий - 9 000 кВт. Дума рассматривала вопрос об устройстве электрического освещения, городской голова В.В. Ненашев озвучил сумму необходимую для его устройства - 90 тысяч рублей.

    По проекту электростанцию предполагали построить на углу улиц Степановской (ныне Энгельса) и Ставропольской (ныне Мира). Место выбрали удачно, поскольку станция находилась бы почти в самом центре города.

    Встал вопрос о выборе типа двигателя. Если бы для выработки электрической энергии приобрели газогенераторный двигатель, то чистая прибыль от него составила бы 6 710 руб. Кроме того город имел бы возможность бесплатного освещения зданий и улиц 25 фонарями. Если поставить двигатели на электростанции нефтяной системы «Дизель», то чистая прибыль составила бы 5 680 рублей в год. Представитель фирмы «Нобель» заявил, что если город купит двигатели системы «Дизель», то он гарантирует приобретение нефти не по 55 коп., а по 33 коп за пуд. В таком случае чистая прибыль города возрастала до 8 060 руб. Причём двигатели «Дизель» были менее громоздкими, чем газогенераторные.

    Наиболее удобный способ передачи энергии был 3-х фазовый ток. Наладка такой системы требовала больших затрат. Более рациональной являлась система снабжения постоянным электрическим током по трехпроводной системе с напряжением 220 V. Руководство города должно было выбрать какой двигатель установить на электростанции. Для этого вначале собрали справки о работе электростанции на станциях Рязанско-Уральской железной дороги, Москва Уральская, Саратов, Ртищев. Весь материал был детально изучен. В связи с разницей нагрузок станции в различное время года признали наиболее рациональным поставить на электростанции в г. Ейске два газогенераторных двигателя или 2 двигателя «Дизель». 

    Проект станции был рассмотрен профессором Дмитриевым, были внесены изменения согласно его рекомендациям. Размеры станции были таковы, что туда могли поместиться 2 комплекта газогенераторных двигателей, каждый соединенный с динамо-машиной либо 3 комплекта двигателя «Дизель», соединенные с динамо-машиной; распределительная доска. Сеть проводов состояла из отдельных независимых друг от друга цепей, идущих в разные концы города. Проектируемая мощность станции составляла 143 кВт в сутки. Расходы на строительство, устройство станции предположительно равнялись 61 250 рублям, эксплуатацию - 13000 руб. ежегодно. Доход от абонентов ожидалось получать в размере 18 750 руб. ежегодно.

    В июле 1909 г. инженер-технолог Яков Фельдман подал в городскую управу заявление с предложением построить за свой счет в городе электростанцию и эксплуатировать ее. При этом он выдвинул несколько условий: городская управа безвозмездно на все время договора отводила место под станцию размером 780 кв. сажень; управа предоставляла ему право расставлять по улицам, площадям деревянные столбы и вешать на них электрические провода; управа должна была предоставить ему право взимать плату с частных лиц - не дороже 30 коп. за киловатт-час, для технических и промышленных целей не дороже 20 коп. за киловатт-час; срок договора - 25 лет. За предоставление этих условий Я. Фельдман готов был организовать освещение в течение 25 лет до 10 дуговых фонарей в 840 свечей каждый бесплатно. На нужды городской управы Я. Фельдман предлагал отпускать электроэнергию с 25 % скидкой и после 25-летнего срока эксплуатации станция безвозмездно передавалась бы городу.

    11 августа 1909 г. в городскую управу г. Ейска поступило подобное заявление от членов Таганрогского общества электроосвещения: техника путей сообщения Ф. Гирсанова и присяжного поверенного К. Адабашева. Это общество выдвигало те же условия, что и Я. Фельдман, кроме следующих: плата для частных лиц должна быть 30 копеек за киловатт-час, для промышленных целей не более 17 копеек за киловатт-час, для освещения дуговых фонарей не более 26 копеек за киловатт-час; срок договора - 20 лет, после этого станция безвозмездно переходит городу; за предоставление условий лица брали на себя обязательство бесплатно в течение 20 лет давать энергию для 20 дуговых фонарей; для нужд города отпускать энергию со скидкой 30%. 

    Для рассмотрения предложений по организации электроосвещения города состоялись собрания Ейской городской думы с присутствием комиссии из гласных думы 13 августа и 23 сентября 1909 г. На первое заседание был приглашен консультант электротехник инженер М. Щелкунов из Саратова. После длительных консультаций и дискуссий дума вынесла постановление, что все проекты для города пригодны только с внесением в них изменений. Дума предложила выяснить, может городу самому целесообразно будет заняться строительством и эксплуатацией электростанции.

    Второе заседание думы, вынесло постановление об отказе всем частным лицам заниматься устройством электроосвещения в городе. Городская управа предложила всю проектно-сметную документацию на организацию электроосвещения в городе составить М. Щелкунову. 

    В конце апреля 1910 года прибыл в Ейск приглашенный управой инженер-техник Иан Мартынович Ксенжопольский, который должен был наблюдать за сооружением артезианского колодца, постройкой будущей электростанции, других строений. Приглашенный ейской городской управой на 4 месяца архитектор Ксенжопольский был уволен ввиду полной некомпетентности, хотя носил звание инженера-технолога. Управа вела спор по поводу уплаты содержания, несмотря на несоответствие занимаемой должности.

    17 марта 1911 г. под председательством В.В. Ненашева комиссия из гласных думы  по устройству в городе электроосвещения совместно с городской управой провела заседание, на котором постановили: назначить соревнование по вопросу устройства в городе электроосвещения. К 28 апреля 1911 г. приглашенные и желающие фирмы заняться этим вопросом должны подать документы в Ейскую городскую управу. Комиссия рассмотрела 40 предложений различных фирм оборудовать электрическое освещение в городе. Было выбрано 5 наиболее солидных фирм. Комиссия решила назначить торги на 28 апреля 1911 года. К соревнованиям приглашались: Всеобщая компания электричества; Компания Сименс и Гальске; Русское электрическое общество Вельстингауза; Электрический завод Вольта в Ревеле; Ростовская артель инженеров.

    После переговоров с каждой из означенных фирм было отдано предпочтение Всеобщей компании электричества, с которой и был заключен договор. По этому документу компания электричества брала на себя обязательства поставить и установить оборудование для электроосвещения города. Все работы Всеобщей компании электричества были проведены в срок, и качественно. В 1912 г. начинает эксплуатироваться построенная Ейской городской управой электростанция мощностью в 100 лошадиных сил. 

    Здание электростанции построили на незастроенном участке пересечения улицы Черноморской (ныне Ленина) и переулка без названия (сегодня Азовского переулка) на неофициально называемой Армянкой площади, напротив армяно-григорианской церкви. Об этом месте в брошюре «Ейск-город курорт...» в 1917 г.  доктор И.М. Пласков писал: «…черноморские казаки в 1792 г. в «Ханском городке» нашли «четыре пушки и полуразрушенный ханский дворец; этот дворец находился приблизительно в той местности, где устроено ванное здание, о чем свидетельствовал так называемый каменный или турецкий колодезь, существовавший… на той площади, где построена электрическая станция».

    Помещение для электростанции спроектировали так, что конторы там не было, она находилась в городской думе. При станции расположились мастерская, кладовая, лаборатория для проверки и регулирования приборов. Пол электростанции сделали плиточный с бетонным основанием, в генераторной и кладовой из кирпича на ребро, в лаборатории и мастерской - плиточный. Потолки, как и следовало по проекту, сделали деревянными, окрашенными белой масляной краской, в лаборатории и кладовой - оштукатуренными. 

    5 апреля 1912 года городская дума единогласно утвердила в должности заведующего электрической станцией инженер-электрика И.Д. Муратова с годовым окладом 2 тысячи рублей с установкой бесплатного телефона у него на квартире.

    Заведующий по постройке электрической станции с 15 июня приступил к разбивке для постановки столбов для электрической сети. С 18 числа подрядчик Песенко приступил к установке столбов.

    К началу сентября городская электрическая станция была уже совершенно готова к началу работы. Установлено все оборудование, развешены провода и т.д. Задержка была в прибытии монтера от завода, который первым должен запустить двигатели и вообще всю станцию в пробный ход. До времени проверочного хода станции никто из абонентов не был подключен к сети освещения. 

    В связи с готовностью к работе электростанции и покупкой 240-сильных двигателей и динамо машин ейская пресса уверенно заявляла, что вскоре будет приступлено к предварительным изысканиям и заказу материалов для постройки в Ейске электрического трамвая. Предполагалось, что трамвай будет обслуживать порт, вокзал и все наиболее подходящие и многолюдные улицы города. «Из тех же верных источников» передавали, что вагонов будет не менее десяти. А при хороших оборотах их количество будет увеличено. Заведывание и постройку брало на себя известное «Бельгийское общество электрических трамваев и освещения».  

    11 сентября прибыл монтер от Коломенского машиностроительного завода и приступил к пробному запуску машин электростанции. К этому времени был закончен сбор всех частей машин и исправлена маленькая течь в баках для охлаждения согреваемых частей двигателя. Первая проба не увенчалась успехом, так как при монтаже не убрали из трубы запорный брусок и нефть не поступала. Разобрав машину и устранив неполадки, вновь запустили двигатели. В последующие дни, следуя инструкциям главного монтера, исправляли недочеты. А после этого машины будут ежедневно подвергаться пробе. Заказанные новые 2 двигателя в 240-сил, динамо-машины, измерительные приборы будут установлены не ранее конца зимы или весной. 

    Вечером 19 сентября 1912 года была проведена проба машин электрической станции. Опробовали не только двигатели, но и динамо-машины, которые дали энергию, чтобы осветить народный дом, городскую управу и другие здания, где была закончена проводка электрического освещения. Замеченные упущения предполагалось устранить в ближайшее время. 

    Городской управой были разосланы приглашения гласным городской думы и некоторым видным жителям города на молебен по случаю освящения электрической станции, который состоится 30 сентября. После этого последовать на освящение Народного дома. 

    23 июня 1914 года состоялись торги о проведении электрической проводки в городской управе. В первое время освещение коснулось в основном лишь центральных улиц, городских учреждений, учебных заведений, гостиного двора с базарной площадью – центра торговой жизни города и домов очень состоятельных людей. Стоимость энергии составляла 33 коп. за кВч в 1916 г. 

    К 1921 общая длина электрической сети, обслуживаемой электростанцией (воздушных проводов) - 21 верста, всего 860 абонентов, электрифицировано 383 квартиры.  Из-за отсутствия счетчиков подсчет отпущенной энергии до 1921 году не велся. Всего в 1922 году действовало в городе 36 фонарей.

    С момента постройки электростанции территория порта освещалась от энергии городской станции, а створные огни – керосиновыми лампами, так как городская электростанция подавала энергию только до 2 часов ночи. Управление порта решило построить собственную электростанцию. Проект и соображения порта были предоставлены Краевой Плановой Комиссии и Краевого портового комитета, окончательно были утверждены ЦУМОРом в конце 1922 года.

    В декабре 1922 года порт приступил к строительству, которое завершилось в 1923 году. Первый ток станция подала 1 сентября 1923 года. В качестве силовой установки был использован дизель генератор мощностью 50 лошадиных сил постоянного тока снятый с крейсера «Ястреб», который был оставлен в 1918 году в Ейском порту после Таганрогского десанта. Возглавил электростанцию начальник механических мастерских бывший военный моряк Домашевский Иван Константинович.

    В 1922 году ейская электростанция была отнесена ко 2-й категории. К 1932 году на коммунальной электростанции работало 3 дизеля Коломенского завода 2 по 100 НР, один 200 НР. Каждый дизель имел динамо-машину постоянного тока фирмы ВКЭ (Всеобщей компании электричества). Заведовал электростанцией Бобров.

    Так же остро, как и до революции, стоял вопрос об электрооснащенности промышленного производства и освещенности улиц. Потребность в электроснабжении увеличивалась, мощности старой электростанции не хватало. На заседании Ейского районного исполкома 19 октября 1933 года рассматривался вопрос о проблемах городского освещения. В принятом постановлении исполком обязал начальника станции Ткаченко не позднее 5-го ноября осветить город, установив не менее 50 световых точек. 19 февраля 1934 года исполком Ейского Горсовета принимает решение о строительстве новой электростанции: «Ввиду того, что Городская электростанция по своей мощности не обеспечивает ни производственных нужд промышленности, ни культурно-бытовых нужд населения, а так же не обеспечивает потребности Военведа - считать необходимым постройку в Ейске новой электростанции с мощностью от 4 до 5 тысяч киловатт». К строительству станции приступили в 1935 году, расширяя и пристраивая новые помещения к старому зданию. Так, возводится второй этаж в угловой части станции. В 1938 году в дворовой части электростанции (со стороны Азовского переулка) выстроили административное здание. К 1939 году имелась коммунальная электростанция мощностью 1246 кВт. Установленная мощность электростанции 1050 кВт. Потребность Ейска в 1939 году - 4000 кВт., с ростом к концу пятилетки до 5000 кВт. В этом году провели модернизацию, увеличивающую мощность на 440 кВт. Планировалось построить в Ейске ТЭЦ на 5000 кВт. На 1940 год было запланировано 470 тыс. руб. на завершение реконструкции электростанции и 650 тыс. руб.  на окончание проектирования и начало строительства новой ТЭЦ.

    Здание станции было разрушено при отступлении наших войск в 1942 г. Частично станция заработала в период оккупации. Часть здания с тремя окнами с полуциркульным сводом (ближе к коммунальному переулку) пристроена в советское время. 

    В целях восстановления разрушенного энергетического хозяйства Кубани и его дальнейшего развития приказом Наркома электростанций СССР от 14 марта 1944 года № 66 организовано Краснодарское районное энергетическое управление «Краснодарэнерго» (РЭУ). Основными видами деятельности РЭУ были производство, распределение и сбыт электрической и тепловой энергии, восстановление и развитие энергосистемы, контроль энергопотребления и надзор за эксплуатацией энергоустановок предприятий Кубани. В ведении РЭУ на правах самостоятельного хозрасчетного предприятия находилась ейская электростанция.

    В 1963 году, в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 14.05.1963, в состав РЭУ из Крайкомхоза переданы предприятия городских и сельских электросетей Кубани, в том числе и ейские. Электростанция работала до 1960-х годов. 

    (В статье использованы фотографии из фондов Ейского историко-краеведческого музея им. В.В. Самсонова и из открытых источников)

 

    Заведующая научно-экспозиционным отделом Ейского историко-краеведческого музея Найденова И.А.