Театр - это незабываемая атмосфера, яркая игра актеров, слияние разных эмоций. О театре в XIX веке мечтал даже самый крупный город, не то что провинциальный Ейск. И никто не предполагал, что маленький портовый городок сможет начать местную летопись истории театрального искусства и принимать величайших артистов.
Все начиналось с актёров-любителей. Спустя некоторое время Ейск стали посещать гастролирующие профессиональные труппы.
В 1915 году наш город принял антрепризу Павла Николаевича Орленева, актера театра и кино, гастролирующую по России и Европе. У артиста была мечта, когда-нибудь поделиться своим искусством с простым провинциальным народом. Выступить в деревне, в амбаре, под открытым небом. Подарить хоть немного радости крестьянским людям, а самое главное доставить радость самому себе. Имя артиста у ейчан было на слуху. В газете «Приазовская речь» писали, что Орленев вызывает неоднозначные эмоции у жителей Ейска, одни им восхищаются, другие спорят, некоторые разочаровываются. Вокруг легендарного имени создалась смесь суждений и разнообразных мнений. Но мало кто из зрителей догадывался, что за уверенностью, публичностью и известностью стояли тяжелые годы юношества.
Павел родился в Москве, в семье небогатого московского купца Николая Тихоновича Орлова, рано начал работать в магазине Пелецкого, на 20 году своей жизни женился на его племяннице. Орлов был театралом, любил ходить на спектакли с известными артистами М.С. Щепкиным, П.М. Садовским. Он мечтал поступить в театральную школу, но отец был против. Из одной гимназии Орлова исключили из за написанного монолога в тетради по русскому языку, из другой гимназии Орлов сбежал с товарищем на смотр в театральную школу. На экзамене присутствовал великий драматург А.Н. Островский, он и сказал, что Павла надо взять. Орлов видел Островского один раз, но запомнил это на всю жизнь. Просуществовала школа недолго, была закрыта сразу после смерти драматурга.
Павел ушел от отца, скитался по России, пока его, спящим на скамье, не заметил актер Жариков, который и обеспечил его работой в Вологодском театре. Это и стало отправной точкой в карьере актера. Однажды Орлов прочитал в каком-то романе о герое Орленеве, он очень понравился ему, и с того момента на сцене Павел стал играть под его фамилией.
Уже под псевдонимом Павел смог покорить московский театр Корша, затем Петербургский малый театр. Опыт игры на большой сцене принес Орленеву не только славу, но и талантливых товарищей.
Любимым местом пребывания у актера была Ялта. Там он любил встречаться с известными людьми: М. Горьким, И. Буниным, С. Рахманиным и своим другом А. Чеховым, с которым чувствовал себя легко и свободно, несмотря на восхищение и преклонение перед ним.
Звал актера в свою труппу и К. Станиславский, но Орленев боялся к нему идти, боялся его гениальности.
В 1905 годах Павел собрал собственную труппу, с которой отправился на гастроли по Европе для заработка, но денежное состояние труппы тур не поправил. В Лондоне Орленев встретился с русским посланником, который предложил ему материальную поддержку, для отправления труппы в Нью-Йорк с запасом денег на каждого актера. Спектакли проходили с аншлагами, расходы были небольшие, а заработок хороший. Весь сезон труппа Орленева играла в Нью-Йорке любимые пьесы - «Царя Федора», «Преступление и наказание», «Братьев Карамазовых» и «Приведение».
Спустя несколько лет, Павел решается открыть собственный театр -«Орленевский театр для народа» под открытым небом. На Домодедовской земле он купил небольшой хуторок с одним домом, когда театр был готов, приглашен декоратор, исправник запретил открывать театр в селе. Даже чиновники не смогли помочь Павлу. По совету киноадминистратора Дранкова, Орленев сообщает жителям о том, что в павильоне будет проходить бесплатная киносъемка. Для такого мероприятия разрешение было дано незамедлительно. В назначенный день весь павильон был заполнен, начали крутить огромный фальшивый киноаппарат, а на сцене показывали спектакль. Таким образом Орленев провел местные власти и затем на собственный страх и риск ставил пьесы для народа.
Театр существовал до 1915 года, после, Орленев снова отправился с гастролями по городам России, в числе которых был и Ейск. Павел прибыл с его любимыми двумя пьесами: «Приведение» и «Царь Федор Иоаннович».
Орленев вызывал неоднозначное впечатление у публики. Многие мечтали посетить его спектакли из-за превосходной актерской игры, некоторые, под маской глубокого понимания сценического искусства настаивали, что игра совсем плоха. Одним словом, вокруг Павла создалась яркая смесь разнообразных мнений.
Несмотря на это, Орленев был в силах находить в себе вдохновение для новых выступлений. Он не играл. Он каждый раз жил и перевоплощался в героя. Когда артист играл Освальда или Федора Иоанновича, он забывал о том, что он Орленев, до того была тонка и глубока его игра. Это чувствовалось в каждом его движении, в каждой интонации голоса. Бытовало мнение, что перед началом спектакля Орленев никого к себе не подпускает, ему нужно время, чтобы воплотится в героя. И каждый раз у него это получалось. Зритель чувствовал и переживал каждый монолог, каждую отдельную эмоцию его души. Орленев давал «потрогать» биение страдающего сердца персонажа Люди совершенно забывали, что сидят в театре и видят на сцене действующее лицо.
Спустя десяток лет, Орленеву на праздновании его сорокалетнего творческого пути было присуждено звание Народного артиста республики, он стал получать государственную пенсию и был окружен почетом. Это помогло ему, после скитаний и безработицы вести спокойную и обеспеченную жизнь.
Необычная актерская игра, основанная на острых переживаниях, трагизме, двойственности помогла Павлу войти в историю русского театра и надолго запомниться ейчанам. А для местных актеров-любителей Павел стал настоящим примером драматического актера.
Осенцова Е.Э., ведущий научный сотрудник научно-экспозиционного отдела Ейского историко-краеведческого музея им. В.В. Самсонова