Герой Советского Союза
Родился Сергей Георгиевич Курзенков 7 июля 1911 г. в городе Омске Омского уезда Акмолинской области Российской империи (ныне г. Омск Омской области). В 1916-1921 гг. Курзенковы проживали в с. Зима Балаганского уезда Иркутской губернии (ныне г. Зима Иркутской области). В 1922 г. семья Курзенковых переехала на родину отца в с. Наро-Фоминское Московской губернии (ныне г. Наро-Фоминск Московской области). Сергей хотел стать железнодорожником, но пересилила семейная традиция – пошёл в ткачи. В 1927 г. закончив семилетку, поступил в школу ФЗУ. В 1929-1930 гг. работал ткацким подмастерьем на Наро-Фоминской прядильно-ткацкой фабрике. В октябре 1931 г. окончил 1-е Всесоюзные курсы по подготовке специалистов текстильной промышленности при Ленинградском текстильном институте. Работал мастером, заведующим производственным обучением прядильно-ткацкой фабрики в городе Наро-Фоминском. Судьба Сергея Георгиевича круто изменилась, когда молодёжь массово пошла в авиацию. Сергей увлёкся небом и оно стала его жизнью. Путь Сергея выбрали и его младшие братья – Александр (выпускник Ейского военно-морского авиационного училища им. Сталина 1940 г., впоследствии Герой Советского Союза, погиб 8 мая 1945 г.) и Николай.
В августе 1933 г. Сергей Георгиевич Курзенков становится курсантом школы морских лётчиков и лётчиков-наблюдателей ВВС РККА им. тов. Сталина в Ейске. В декабре 1935 г., после окончания школы с отличием, оставлен в ней инструктором-лётчиком. В музее ЕВВАУЛ имеется фотография 1935 г., на которой запечатлена группа курсантов, зачисленных для обучения к молодому инструктору-лётчику С.Г. Курзенкову. В январе 1939 г. был переведён на должность инструктора-лётчика в военно-морское авиационное училище им. С.А. Леваневского в г. Николаев. Через год получил повышение по службе – стал командиром звена.
Участник Великой Отечественной войны. Воевал в составе ВВС Северного флота. С 18 октября 1941 г. старший лейтенант С. Г. Курзенков командир звена 72-го смешанного авиационного полка. С ноября 1941 г. – пилот 2-й эскадрильи 78-го истребительного авиационного полка. Летал на «Харрикейне». Искусству ведения воздушного боя, лётному мастерству Сергей Георгиевич Курзенков учился у Бориса Феоктистовича Сафонова, лучшего лётчика-истребителя 1941-1942 гг., первого дважды Героя Советского Союза, заслужившего это звания в ходе Великой Отечественной войны. С апреля по июнь 1942 г. – командир звена, заместитель командира 3-й эскадрильи 2-го гв. Краснознамённого истребительного авиационного полка. В ноябре 1942 г. возвращается в 78-й истребительный авиационный полк на должность помощника командира полка по лётной подготовке и воздушному бою. В этом полку Сергей Георгиевич стал Героем Советского Союза.
Случай с Курзенковым 28 февраля 1943 г. описан в воспоминаниях бывшего командующего Северным флотом адмирала Арсения Григорьевича Головко «Вместе с флотом». По его мнению, он навсегда останется в истории Северного флота: «Меня так встряхнуло, - вспоминал Сергей Георгиевич, – что ноги подбросило к самому лицу, но... без унтов – их сорвало... И, о ужас! Парашют оборвался. Силовые лямки, перебитые осколками зенитного снаряда, не выдержали динамического рывка. Падение продолжалось, а потом удар!.. И все оборвалось...».
«28 февраля 1943 года, то есть полярной ночью, самолёт Курзенкова был подбит над вражеским аэродромом и загорелся. Раненный осколком при разрыве снаряда, лётчик сумел довести горящий самолёт до нашей территории, почти до своего аэродрома, после чего выбросился, не раскрывая парашюта, чтобы не попасть под удар падавшего следом самолёта, представлявшего пылающий факел. Пролетев около двух тысяч метров, Курзенков открыл парашют, ощутил сильный рывок, сорвавший унты и меховую перчатку (на земле в это время было около тридцати градусов мороза), но не почувствовал, что скорость падения замедлилась. Иссечённые осколками ремни парашюта не выдержали рывка и оторвались вместе с парашютом. Короче говоря, Курзенков достиг земли с непогашенной парашютом скоростью падения. Спасло его только то, что при падении он попал в глубокое ущелье, занесённое снегом. Тем не менее, у него от удара были травмированы внутренние органы, выбита из сустава рука, повреждена нога, разорвана почка. И всё-таки он нашёл в себе силы достать пистолет и дважды выстрелил в воздух, чтобы привлечь внимание. Его нашли, доставили в госпиталь и доложили мне. Узнав, что произошло, я обратился к Д.А. Арапову, который находился в Полярном. Торпедный катер тут же доставил главного хирурга флота в госпиталь, куда был перевезён Курзенков.
Четырнадцать суток Дмитрий Алексеевич Арапов дрался со смертью за жизнь Курзенкова и сделал почти невозможное и победил».
Сергей Георгиевич Курзенков остался жив. Он до 28 февраля 1943 г., ставшего его вторым днём рождения, совершил 209 боевых вылетов с общим налётом 213 часов 44 минуты. Провёл 20 воздушных боёв, в которых лично сбил 9 самолётов противника и ещё 4 повредил. Провёл 7 успешных вылетов на штурмовку, в результате которых уничтожил капонир с самолётом, домик с лётным составом врага (12 человек), повредил один самолёт противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 июля 1943 г. капитан С.Г. Курзенков удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Президент США в 1943 г. за особо выдающийся героизм отметил С. Г. Курзенкова высшей военной наградой ВМС США – Военно-морским крестом. Сергей Георгиевич – один из 19-ти иностранных граждан, удостоенных этой награды в годы второй мировой войны.
После лечения в госпитале был списан с лётной работы.
С августа 1943 г. по апрель 1946 г. майор С. Г. Курзенков – начальник 2-го отделения 1-го отдела Учебно-боевой подготовки и ВУЗов ВВС ВМФ, старший офицер Главного управления ВВС ВМФ. За время работы в Главном Управлении ВВС ВМФ проделал большую работу по обобщению опыта войны. С апреля 1946 г. по июнь 1949 г. – старший офицер Управления ПВО ВМС. С июня 1949 г. по сентябрь 1950 г. – в той же должности при штабе авиации ВМС. В 1950 г. полковник С. Г. Курзенков уволен в запас.
Жил в Москве. В 1956 г. окончил Московский литературный институт имени Горького. В 1957-1958 гг. в течение шести месяцев участвовал в советско-китайской киноэкспедиции. На автомобиле ГАЗ-69, водителем которого он устроился, преодолел путь от Алма-Аты до Пекина (более 10 тыс. километров). Занимался литературной деятельностью, написал ряд книг: «Под нами – земля и море», «Воздушной ас», «Рассказы о лётчиках», «Особое задание». Активно участвовал в военно-патриотическим воспитанием молодёжи.
Умер 18 ноября 1981 г. Похоронен в закрытом колумбарии Ваганьковского кладбища в Москве.
Награждён орденом Ленина (1943), двумя орденами Красного Знамени (1942, 1942), орденами Отечественной войны I степени, Красной Звезды (1949), медалями, в т.ч. медалями «За боевые заслуги», «За оборону Советского Заполярья», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За победу над Японией».
Бюст Сергея Георгиевича Курзенкова, в числе 53-х лётчиков-североморцев, удостоенных звания Героя Советского Союза, установлен на Аллее героев-авиаторов Северного флота, открытой 29 октября 1968 г. на улице Преображенского в посёлке Сафоново ЗАТО город Североморск Мурманской области.
Имя Героя Советского Союза С.Г. Курзенкова было присвоено самолёту МиГ-31 (бортовой номер 85) 174-го гв. Краснознамённого Печенгского истребительного авиаполка имени Б.Ф. Сафонова (в 2001 г. полк был расформирован, самолёт передан на 514 авиаремонтный завод).
В Наро-Фоминске в 1987 г. улица Александра Курзенкова была переименована в улицу братьев Александра и Сергея Курзенковых. На пересечении улиц маршала бронетанковых войск П.П. Полубоярова и братьев Александра и Сергея Курзенковых установлена памятная стела. 24 декабря 2014 г. в Наро-Фоминске была открыта Аллея славы героев-нарофоминцев. На одном из обелисков Аллеи выбито имя Героя Советского Союза Сергея Георгиевича Курзенкова, на другом, рядом – имя Героя Советского Союза Александра Георгиевича Курзенкова.