30.08.2022
Сегодня отмечает свой 65-летний юбилей Трегуб Ирина Алексеевна, - художник – график, член Творческого Союза художников России, международной Федерации Художников, Заслуженный работник культуры Кубани, преподаватель художественного отделения школы искусств г. Ейска.
Ирина Алексеевна родилась в Свердловске 30 августа 1957 г. В 1981 г. окончила художественно-графический факультет педагогического института в Магнитогорске. Её педагогами были: Кузнецова Л.А., Сафиулин Р.А.(рисунок), Аверин А.Ф., Волков В.Н. (живопись), Киреева Л.И., Гильман Р.А. (история искусств, ДПИ).
В этом году Ирина Алексеевна отмечает 40-летие своей педагогической деятельности. Учащиеся Трегуб И.А. являются дипломантами международных, всероссийских, краевых выставок и конкурсов художественного мастерства. Выпускники Ирины Алексеевны поступают в средние специальные и высшие учебные заведения Краснодара, Ростова-на-Дону, Таганрога, Санкт-Петербурга и Москвы.
Трегуб И.А. - участник городских, краевых и международных выставок. Её работы находятся в музеях страны, а также в частных собраниях России и зарубежья.
Художественная одаренность Ирины Алексеевны сочетается с поэтическим талантом. Трегуб И.А. – автор поэтических сборников: «Прикосновения любви», - 2011г., « Нежности звучит кларнет» - 2015 г. и документально – лирической повести «Путешествие в детство» - 2008 г.
Накануне юбилея мы встретились с И.А. Трегуб в Ейском художественном музее им. И.А. Арзамасцева.
- Ирина Алексеевна, когда Вы поняли, что быть художником - Ваше призвание?
- Всё, чему я обязана ощущению красоты природы, своему восприятию мира, тому, что я - художник, - идёт из детства. У меня счастливое детство было, такое вообще бесподобное. Настолько чудесная семья у нас была, родители любили друг друга очень. И это чувствовали мы, и эта любовь на нас передавалась. Поэтому я до сих пор в душе ребенок.
- Любовь к литературе и поэзии у Вас возникла в детстве благодаря родителям: Трегуб Алексею Ивановичу и Трегуб Любови Максимовне. В одном из Ваших стихотворений есть такие строчки, посвященные папе:
…Был в душе поэт, труженик дорог.
Ты писал стихи, лучший из отцов…
- Папа писал маме стихи. Он не писал серьезно, для широкой публики. Это были объяснения в любви маме. А по поводу любви к стихам, к литературе, - у нас была очень большая библиотека. Я читала и «Божественную комедию», и «Ромео и Джульетта».
- Любовь к изобразительному искусству тоже передалась на генном уровне?
- Мама вышивала, рисовала. Бабушка лепила, рисовала. Уже в старости, когда ей было 93 года, она говорила, что ей скучно сидеть, она уже плохо ходила. Смотрю, она из пластилина птичек налепила. Я ей говорю: «Давай, я тебе глину принесу». Принесла ей такой большой кусок глины, думаю, что хватит ей надолго, на полгода точно. Прихожу через неделю, - она всю ее вылепила. На всех окнах – зверьки, птички. Ее никто не учил, это от природы у неё. Вообще простые люди очень тонко красоту чувствуют.
- В старших классах Вы посещали литературный кружок, занимались в театральном, учились в художественной школе. Спустя годы это как-то повлияло на Ваше творчество, в котором сливаются воедино рисунок и поэзия?
- Родители старались нам дать все. Но всегда спрашивали наше мнение, интересовались, что нам нравится. Рисовать нравилось. Брат с детства лепил, я тоже этим увлекалась, рисовала, и нас в художественную школу отдали. Писать стихи начала. Не знаю, откуда это,- я этот мир воспринимаю ярко и восторженно. А серьезно, вдумчиво уже начала писать в старших классах. У меня стихов было много, я писала на разные темы, что ни видела, что ни восхищало или удивляло, все откликалось в стихотворной форме. Так потом и по жизни пошло: стихотворение и параллельно - картина. Все, что выражалось в стихах, надо было еще и нарисовать. Меня всегда расстраивало то, что это движение, изменения, которые бывают в жизни, в снах или каких-то событиях, происходящих между людьми или вообще в мире, трудно передать только в картине. Поэтому рождались стихи как ещё одна возможность выражения. И был выбор у меня — поступать на литфак, или в художественный. Художественный перетянул, потому что старший брат поступил на худграф в Магнитогорске. Он был студентом первого курса и пригласил меня на Новый год к себе, а я училась в выпускном 10-ом классе. Мне тогда очень понравилось у брата в комнате: везде холсты, картины. Ребята-студенты понравились.
- После окончания школы Вы поступили на художественно-графический факультет. Какие преподаватели были в институте? Какое влияние они оказали на Вас?
- Акварель вел преподаватель Волков В.Н. Как педагог и человек очень добрый был. Сам акварелью прекрасно писал. А я настолько ярко видела мир, что он мне все время говорил: «Ирочка, ну что ты так ярко рисуешь цвета!». А у меня все было очень насыщенно.
Еще одному любимому учителю, Сафиулину Рашиту Асхатовичу я посвятила стихи. Рашит Асхатович - Заслуженный художник РФ. Он был председателем Уральского Союза художников. Талантливый живописец и замечательный педагог.
С моим педагогом по истории искусств, - Киреевой Людмилой Ивановной, мы дружим и общаемся уже много лет. Её лекции были яркими и интересными. Помимо учебной программы она знакомила нас с творчеством выдающихся режиссеров, актеров, музыкантов, писателей и поэтов. Учила понимать и ценить прекрасное. Лучшие спектакли, фильмы, книги с её подачи, - яркие и мудрые страницы худграфовской жизни. Поездки на искусствоведческую практику в Питер и по Золотому кольцу под руководством Людмилы Ивановны – это путешествие в мир прекрасного. Один пример: церковь Покрова на Нерли – шедевр мировой архитектуры, находилась в стороне от нашего маршрута. Февраль. Ночь. Луна в полнеба…и призыв Людмилы Ивановны: «Остановите автобус! Я не прощу себе, если не покажу вам эту красоту!». И мы, воодушевленные, в предвкушении таинства, по мокрому снегу идём к белеющей вдали церквушке. Мы трогали её прохладные стены, ощущая простоту и величие. Впечатления неизгладимые! Не пройти мимо, не пропустить яркое, ценное – это Людмила Ивановна, она не могла иначе. Прекрасной души человек!
- В Ваших черно-белых рисунках столько настроения и эмоций, как в целой палитре ярких цветов. Почему Вы любите графику?
- Черно-белая графика глубже и сложнее. Для меня важны ритм и красота линий. А цвет порой отвлекает от главного. Но не всегда. Вот если рисовать цветы, то какие-то цветы хороши в графике, где красота линий и силуэта. А такие нежные цветы как пионы и ирисы, - там лучше работать только цветом. Мой учитель, Рашит Асхатович, говорил мне: «Не бросай пастель, ты ее чувствуешь». В пастели много цветов не надо, там цвет бумаги работает и нужно не больше двух-трех оттенков. Иначе получается грязь. Когда ты выбираешь, что рисовать, сразу учитываешь, что цвет бумаги уже там присутствует: он либо в цветах, либо в фоне, либо в листьях. Если бумага зеленоватая, ты ее уже не трогаешь в каких-то местах, оставляешь чистой, потому что это уже принадлежит тому, что ты рисуешь.
- У вас есть стихотворные строки, посвященные Марку Шагалу, - художнику, который помимо графики и живописи писал стихи. Какие художники Вам нравятся? Есть какие - то великие люди, повлиявшие на Вас и Ваше творчество? Кто Вас вдохновляет?
- Я не могу сказать, что какие-то конкретные художники. Хорошие художники повлияли, и их много. Не бывает только одной какой-то яркой личности. Существует мнение, что трудно создать что-то свое. Чтобы у художника выработался свой стиль, свой язык, должно пройти достаточно много времени, пока твои работы обретут свой почерк и станут узнаваемы. Мои ранние работы были где-то похожи на Пикассо. Всё, на что ты смотришь, чем восхищаешься, невольно отражается в твоем творчестве: это и работы великих мастеров, и красота природы. Видишь что-то красивое и повторяешь. Как бывает иногда: что-то сказал человек, а у тебя в сознании проносится: «Надо же, он прямо мою мысль произнес вслух!». Поэтому я не могу сказать, что какой-то один определенный художник вдохновляет меня на творчество. Это и графики все известные, как раз и Марк Шагал, потому что у него и поэзия, и графика; и Пикассо, и поэты - Марина Цветаева и А.А. Ахматова. Я в восторге от графики Д. И. Митрохина. Его фрукты настолько образны, что это не просто груши или яблоки, - это какие-то существа. У Дмитрия Исидоровича философский подход: это не просто плод, это Божий дар. Для чего-то, о чем-то. Он несет и какую-то теплоту, и энергию, и по цвету своему, и по форме. Потому что любая форма – это ассоциация с чем-то: круглое - это солнце. Орех – это что-то уже такое: попробуй, разбей! И на нем фактура такая, как часть самого этого дерева: и кора у него такая, и дети у него такие же. Такие прочные, надежные, красивые.
- Что Вас вдохновляет на творчество? О чем Вы стараетесь говорить чаще всего в своих произведениях?
- Очень люблю растения неброские, травы дикие. В них такое изящество линий, ритма какого-то. Это божественная красота, которую может быть даже невозможно повторить и нельзя нарисовать. Но она все-равно вдохновляет. Розы, несомненно, роскошные цветы, я их называю «сказочными», «праздничными», но не все за душу трогают, не все хочется нарисовать. А когда я вижу простой репей, то восхищаюсь, настолько он живописен своим необычным силуэтом, своим вплетением в гармонию природы! Травы так друг с другом дружны, так причудливо соединяются в необыкновенно красивый ковер: здесь кашка беленькая, тут же чертополох, там – полынь. Вот где ритм и гармония природы! Я рассматривала в увеличительное стекло мельчайшие венчики полыни. Как же все точно природой рассчитано и выстроено! Всё на таких ножечках тоненьких, это целый завораживающий микромир!
Но я не могу сказать, что люблю только цветы рисовать. Как у любого нормального человека, меня в жизни многое интересует и волнует. В обществе происходят какие-то неприятные, тревожные события, - откликаюсь на них. Была трагедия в Спитаке, - у меня появилась картина. Сейчас Украина. Еще до начала спецоперации я нарисовала Украину с завязанными глазами, несущую крест. Люди не знают, куда они придут. Это все откликается в душе и творчестве.
- Мотив окна – один из излюбленных в Вашем творчестве. В окне – вся многогранность мира. В Ваших работах окно не просто объединяет человека и природу, но и предполагает развитие сюжета.
-Да, есть такие работы. По всему творчеству у меня проходит тема окна, судьбы женщины, одиночества. Мать, ждущая у окна, девушка. И сейчас я возвращаюсь к этой теме, потому что это не просто проём в помещении, это как раз то, что видит человек. И очень важно, что человек видит за окном. Ему необходимо общаться, видеть что-то новое и делиться с окружающим миром.
- Можно ли Ваше творчество разделить на какие-то периоды?
- Да, конечно! Как и вообще жизнь человека делится на какие-то периоды. Это связано и с личной жизнью, и с внутренним ощущением мира, с настроением. Когда человек в полете, в восторге, то у него и цвета какие-то в работах радостные. Все хорошо у него: любовь, счастье. А бывает так, что вроде бы все хорошо: у женщины есть муж, дети, а человек испытывает внутренне одиночество. Мне всегда женщины как-то ближе, дороже, хотя мужчин очень уважаю. Это не то одиночество, что говорят: одиночество-это благо. Да, в определенных пропорциях – да. Но вообще человеку необходимо делиться тем, что он создал, - иначе зачем человек живет? Не важно, какая это профессия, - это программист или художник.
- Насколько важно для Вас мнение зрителей?
- Вы знаете, скорее всего, не мнение. Я если вижу, что кому-то доставила радость, пусть даже только одна работа человеку понравилась, - значит, я что-то смогла донести. Конечно, любому человеку приятно, если зрители видят так, как это увидел ты, когда рисовал. Я нормально принимаю, если что-то кому-то не понравилось. Это нормально. И не всегда получается то, что задумал. Стараешься не выставлять то, что неудачно. Это естественно.
- Какие работы Вам нравятся из Ваших? Есть ли среди них любимые?
- Нравятся те, которые получились удачно. Любимые работы те, в которых удалось сказать то, что хотела. Из давних - «Улитки». Работа эта интересно создавалась. Я увидела этих улиток на море, на лимане. И они мне так понравились: надо же, какие мудрые, спокойные! Неспешно передвигаются, форма у них такая - со своим домиком, квартира им не нужна. Я их собрала, подумала: я их с собой возьму, я их хочу нарисовать. Меня поразил еще их узор; так я не запомню, а с фотографии я никогда не рисовала. Сейчас художники пользуются - сфотографировал, - сиди дома. Как-то пробовала, какой-то вид Ейска, - не могу, вот и все! Мне надо видеть. Принесла я этих улиток, а у меня стол был с таким толстым стеклом. Я их выпустила, они ползают, а я делаю маленькие зарисовочки. Потом я их отпустила, вынесла на улицу, никто не погиб. И потом по этим зарисовкам я создала композицию: вдали море, улитки как будто такие большие, значимые, и весь мир для них. Это если посмотреть с их стороны, взглядом улитки. Я, как ребенок, наверное, оживляю неодушевленные предметы. У меня есть такое восприятие, как у ребенка в детстве.
- Ирина Алексеевна, четыре десятилетия Вы преподаете рисунок и живопись в детской школе искусств, вкладывая в каждого ученика частичку своей души. Какие они, современные дети?
- Я очень люблю детей. Мы с ними дружим. Они необычайно тонко чувствуют тебя. Придёшь в класс, а на душе невесело, потому что испортят настроение там где-то, вне школы. Стараюсь, правда, сдерживать себя, приходить жизнерадостной. Но бывает, что не успел еще перестроиться, и они сразу затихают так и потом: «Ирина Алексеевна, почему вы такая грустная? Что у вас случилось?». Я от многих слышала, что сейчас молодежь бездушная, место в автобусе не уступают, я не могу этого сказать. Есть, конечно, как и в любое время, перегибы: воспитание детей в семьях, трудные подростки, но много очень хороших детей. Я оптимист по жизни, я вижу лучшее. Я считаю, что у нас хорошее молодое поколение и в стране все будет хорошо.
- Вы уже много лет живете в Ейске. Что Вас вдохновляет в нашем городе?
- Ейск я очень люблю, особенно старый город, старые районы, центр. Когда у меня есть возможность, я каждый день, если есть перерыв между сменами, выхожу и просто гуляю, ищу новые кусочки красоты, фотографирую их, делюсь с друзьями. Архитектура Ейска - это просто Европа! Это красиво! Это старинные здания. Иногда очень расстраиваюсь: пытаюсь их нарисовать. Жаль, что это все рушится, потому что дом чей-то, не государственный; красивый, красивая кладка, резной кирпич обточенный. Я Санкт-Петербург очень люблю. И наш рынок повторяет Гостиный двор, и радует то, что когда строится что-то современное, стараются использовать какие-то элементы старины в архитектуре. Не режет весь этот ансамбль, не рушит общий ритм. Маленький, красивый, уютный. Мне очень нравятся старинные здания, старинные улочки. В современных районах я не бываю. Море наше теплое, можно посидеть просто на берегу, послушать шум. Что-то оно рассказывает, нашептывает всегда. Люблю смотреть на восход. Дождики тоже люблю. Дождики у нас плачут или смеются. Или шепчут. У нас, поэтов, всегда так, они не просто льют.
- А что нужно художнику для счастья?
- Для счастья художнику…я даже не задавала себе этот вопрос. Наверное, красота вокруг, чтобы ею делиться. Может, не все её увидели. Нарисовать и поделиться. Но и красота душевная, чтобы пускать в сердце любовь чаще, чтобы оно тепло отдавало людям через картины. Вообще понятие о счастье у каждого человека разное. Конечно, если брать человеческое счастье, чтобы были все здоровы: твои дети, родители. Чтобы мир был на земле. Чтобы все было хорошо у друзей. Я не могу сказать, что я люблю всех людей. Нет. Я не могу любить подлецов. Терпеть не могу, когда обманывают людей. Как нормальный человек, я люблю умных, добрых, с чувством юмора людей. Восхищаюсь талантом всегда. Вообще все люди ценны и я всегда говорю своим детям: Вот вы рисуете, пусть вы не станете художниками, но зато я вас научила видеть красоту.
(В статье использованы фотографии из личного архива И.А. Трегуб)
Елена Анатольевна Лындина,
заведующая Художественным музеем им. И. А. Арзамасцева
Уважаемая Ирина Алексеевна!
Коллектив Ейского историко-краеведческого музея им. В.В. Самсонова и его филиалов от всей души поздравляет Вас с юбилеем и желает Вам крепкого здоровья, прекрасного настроения и неиссякаемого вдохновения!