Мир Ирины Трегуб. Слияние стихов и красок.

30.08.2022

    Сегодня отмечает свой 65-летний юбилей Трегуб Ирина Алексеевна, - художник – график, член Творческого Союза художников России, международной Федерации Художников, Заслуженный работник культуры Кубани, преподаватель художественного отделения школы искусств г. Ейска. 

    Ирина Алексеевна родилась в Свердловске 30 августа 1957 г.  В 1981 г. окончила художественно-графический факультет педагогического института в Магнитогорске.  Её педагогами были: Кузнецова Л.А., Сафиулин Р.А.(рисунок),  Аверин А.Ф.,  Волков В.Н. (живопись),  Киреева Л.И.,  Гильман Р.А. (история искусств, ДПИ).

    В этом году Ирина Алексеевна  отмечает 40-летие своей педагогической деятельности. Учащиеся Трегуб И.А. являются дипломантами международных, всероссийских, краевых выставок и конкурсов художественного мастерства. Выпускники Ирины Алексеевны поступают в средние специальные и высшие учебные заведения Краснодара, Ростова-на-Дону, Таганрога, Санкт-Петербурга и Москвы.

    Трегуб  И.А. - участник городских, краевых и международных выставок. Её работы находятся в музеях страны, а также в частных собраниях России и зарубежья. 

    Художественная одаренность Ирины Алексеевны сочетается с поэтическим талантом. Трегуб И.А. – автор поэтических сборников: «Прикосновения любви», - 2011г.,  « Нежности звучит кларнет» - 2015 г. и документально – лирической повести «Путешествие в детство» - 2008 г. 

    Накануне юбилея мы встретились с И.А. Трегуб в Ейском художественном музее им. И.А. Арзамасцева.

    -  Ирина Алексеевна, когда Вы поняли, что быть художником - Ваше призвание?

    - Всё, чему я обязана ощущению  красоты природы, своему восприятию мира, тому, что я - художник, - идёт  из детства. У меня счастливое детство было, такое вообще бесподобное. Настолько чудесная семья у нас была, родители любили друг друга очень. И это чувствовали мы, и эта любовь на нас передавалась. Поэтому я до сих пор в душе ребенок. 

    -  Любовь к литературе и поэзии у Вас возникла в детстве благодаря родителям: Трегуб Алексею Ивановичу и Трегуб Любови Максимовне. В одном из Ваших стихотворений есть такие строчки, посвященные папе:

     …Был в душе поэт, труженик дорог.

     Ты писал стихи, лучший из отцов…

    - Папа писал маме стихи. Он не писал серьезно, для широкой публики. Это были объяснения в любви маме. А по поводу любви к стихам, к литературе, - у нас была очень большая библиотека. Я читала и «Божественную комедию», и «Ромео и Джульетта».

    - Любовь к изобразительному искусству тоже передалась на генном уровне?

    - Мама вышивала, рисовала. Бабушка лепила, рисовала. Уже  в старости, когда ей было 93 года, она говорила, что ей скучно сидеть, она уже плохо ходила. Смотрю, она из пластилина птичек налепила. Я ей говорю: «Давай, я тебе глину принесу». Принесла ей такой большой  кусок глины,  думаю, что хватит ей надолго, на полгода точно. Прихожу через неделю, - она всю ее вылепила. На всех окнах – зверьки, птички. Ее никто не учил, это от природы у неё. Вообще простые люди очень тонко красоту чувствуют.

    - В старших классах Вы посещали   литературный кружок, занимались в театральном, учились в художественной школе. Спустя годы это как-то повлияло  на Ваше творчество, в котором  сливаются воедино рисунок и  поэзия?

    -  Родители старались нам дать все. Но всегда спрашивали наше мнение, интересовались, что нам нравится. Рисовать нравилось. Брат с детства лепил, я тоже этим увлекалась, рисовала, и нас в художественную школу отдали. Писать стихи начала. Не знаю, откуда это,- я этот мир воспринимаю ярко и восторженно. А серьезно, вдумчиво  уже начала писать в старших классах. У меня стихов было много, я писала на разные темы, что ни видела, что ни  восхищало или удивляло, все откликалось в стихотворной форме. Так потом и по жизни пошло: стихотворение и параллельно - картина. Все, что выражалось в стихах, надо было еще и нарисовать. Меня всегда расстраивало то, что это движение, изменения, которые бывают в жизни, в снах или каких-то событиях, происходящих между людьми или вообще в мире, трудно передать только в картине. Поэтому рождались  стихи как  ещё одна возможность  выражения.   И был выбор у меня — поступать на литфак, или в художественный.  Художественный перетянул, потому что старший брат поступил на худграф в Магнитогорске. Он был студентом первого курса и пригласил меня на Новый год к себе, а я училась в выпускном  10-ом классе. Мне тогда очень понравилось у брата в комнате: везде холсты, картины. Ребята-студенты  понравились. 

    - После окончания школы Вы поступили на художественно-графический факультет. Какие преподаватели  были в институте? Какое влияние они оказали на Вас?

    - Акварель вел  преподаватель Волков В.Н. Как педагог и человек очень добрый был.  Сам акварелью прекрасно писал.  А я настолько ярко видела мир, что он мне все время говорил: «Ирочка, ну что ты так ярко рисуешь цвета!». А у меня все было очень насыщенно. 

    Еще одному любимому учителю, Сафиулину Рашиту Асхатовичу я посвятила стихи.  Рашит Асхатович - Заслуженный художник РФ. Он был председателем Уральского Союза художников.  Талантливый живописец и замечательный педагог. 

    С  моим педагогом по истории искусств,  - Киреевой Людмилой Ивановной, мы дружим и общаемся уже много лет.  Её лекции были яркими и интересными. Помимо учебной программы она знакомила нас с творчеством выдающихся режиссеров, актеров, музыкантов, писателей и поэтов. Учила понимать и ценить прекрасное. Лучшие спектакли, фильмы, книги с её подачи, - яркие и мудрые страницы худграфовской жизни. Поездки на искусствоведческую практику в Питер и по Золотому кольцу под руководством Людмилы Ивановны – это путешествие в мир прекрасного. Один пример: церковь Покрова на Нерли – шедевр мировой архитектуры, находилась в стороне от нашего маршрута. Февраль. Ночь. Луна в полнеба…и призыв Людмилы Ивановны: «Остановите автобус! Я не прощу себе, если не покажу вам эту красоту!». И мы, воодушевленные, в предвкушении таинства, по мокрому снегу идём к белеющей вдали церквушке. Мы трогали её прохладные стены, ощущая простоту и величие. Впечатления неизгладимые! Не пройти мимо, не пропустить яркое, ценное – это Людмила Ивановна, она не могла иначе. Прекрасной души человек!

    -  В Ваших черно-белых  рисунках столько  настроения и эмоций, как в целой палитре ярких цветов. Почему Вы любите графику?

    -  Черно-белая графика  глубже и сложнее.  Для меня важны ритм и красота линий. А  цвет порой отвлекает от главного. Но не всегда. Вот если рисовать цветы, то какие-то цветы хороши в графике, где красота линий и силуэта. А  такие нежные цветы как пионы и ирисы, - там лучше работать только цветом. Мой учитель, Рашит Асхатович, говорил мне: «Не бросай пастель, ты ее чувствуешь». В пастели  много цветов не надо, там цвет бумаги работает и нужно не больше двух-трех оттенков. Иначе получается грязь. Когда ты выбираешь, что рисовать, сразу учитываешь, что цвет бумаги уже там присутствует: он либо в цветах, либо в фоне, либо в листьях. Если бумага  зеленоватая, ты ее уже не трогаешь в каких-то местах, оставляешь чистой, потому что это уже принадлежит тому, что ты рисуешь. 

    - У вас есть стихотворные строки, посвященные  Марку  Шагалу,  - художнику, который помимо графики и живописи писал стихи. Какие художники Вам нравятся?  Есть какие - то великие люди,  повлиявшие на Вас и Ваше творчество? Кто Вас вдохновляет? 

    - Я не могу сказать, что какие-то конкретные художники. Хорошие художники повлияли, и их много. Не бывает только одной  какой-то яркой личности.  Существует мнение, что трудно создать что-то свое. Чтобы у художника выработался свой  стиль, свой язык,   должно пройти достаточно много времени,  пока  твои работы обретут свой почерк и станут узнаваемы. Мои ранние работы были где-то похожи  на Пикассо. Всё, на что ты смотришь, чем восхищаешься, невольно отражается  в твоем творчестве: это и работы великих мастеров, и красота природы. Видишь что-то красивое и повторяешь. Как бывает иногда:  что-то сказал человек,  а у тебя в сознании проносится: «Надо же, он прямо мою мысль произнес вслух!». Поэтому я  не могу сказать, что какой-то один  определенный художник вдохновляет меня на  творчество. Это и графики все известные,  как раз и Марк Шагал, потому что у него и поэзия, и графика; и  Пикассо, и поэты - Марина Цветаева  и А.А.  Ахматова.  Я в восторге от графики  Д. И. Митрохина. Его фрукты настолько  образны, что это не просто груши или яблоки, - это  какие-то существа.  У Дмитрия Исидоровича  философский  подход: это не просто плод, это Божий дар. Для чего-то, о чем-то. Он несет и какую-то теплоту, и энергию, и по цвету своему, и по форме. Потому что любая форма – это ассоциация с чем-то: круглое - это солнце. Орех – это что-то уже  такое: попробуй, разбей!  И  на нем фактура такая, как часть самого этого дерева: и кора у него такая, и дети у него такие же. Такие прочные, надежные, красивые.

    - Что Вас вдохновляет на творчество? О чем Вы стараетесь говорить чаще всего в своих произведениях?

    - Очень  люблю растения неброские, травы дикие.  В них такое изящество линий, ритма какого-то. Это божественная  красота, которую может быть даже  невозможно повторить и нельзя нарисовать. Но она все-равно вдохновляет. Розы, несомненно, роскошные цветы, я их называю «сказочными», «праздничными», но не все за душу трогают, не все хочется нарисовать. А когда я вижу простой  репей, то восхищаюсь,  настолько он живописен своим необычным силуэтом, своим вплетением  в гармонию природы!  Травы так  друг с другом дружны, так причудливо  соединяются в необыкновенно красивый ковер: здесь  кашка беленькая, тут же чертополох, там – полынь.  Вот где ритм и  гармония природы! Я рассматривала в увеличительное стекло мельчайшие  венчики полыни. Как же все точно природой рассчитано и выстроено! Всё на таких ножечках тоненьких, это целый завораживающий микромир!

    Но я  не могу сказать, что люблю только цветы рисовать.  Как у любого нормального человека, меня в жизни многое интересует и  волнует.  В обществе происходят какие-то  неприятные, тревожные  события,  -  откликаюсь на них. Была трагедия в Спитаке, -  у меня появилась картина. Сейчас  Украина. Еще до начала спецоперации я нарисовала  Украину с завязанными глазами, несущую крест.  Люди не знают, куда они придут. Это все откликается в душе и творчестве.

    - Мотив окна – один из  излюбленных в Вашем творчестве. В окне – вся многогранность мира. В Ваших работах  окно не просто объединяет человека и природу, но  и предполагает развитие сюжета.  

    -Да, есть такие работы. По всему творчеству у меня проходит тема окна, судьбы женщины, одиночества. Мать, ждущая у окна, девушка. И сейчас я возвращаюсь к этой теме, потому что это не просто проём в помещении, это как раз то, что видит человек. И очень важно, что человек видит за окном. Ему необходимо общаться, видеть что-то новое и делиться с окружающим миром. 

    - Можно ли Ваше творчество разделить на какие-то периоды?

    - Да, конечно! Как и вообще жизнь человека делится на какие-то периоды. Это связано и с личной жизнью, и с внутренним ощущением мира, с настроением. Когда человек в полете, в восторге, то  у него и цвета какие-то в работах радостные. Все хорошо у него: любовь, счастье. А бывает так, что вроде бы все хорошо: у женщины есть муж, дети, а человек испытывает внутренне одиночество. Мне всегда женщины как-то  ближе, дороже, хотя мужчин  очень уважаю. Это не то одиночество, что говорят: одиночество-это благо. Да, в определенных пропорциях – да. Но вообще человеку необходимо делиться тем, что он создал, - иначе зачем человек живет? Не важно, какая это  профессия, - это программист или художник.

    - Насколько важно для Вас мнение зрителей?

    - Вы знаете, скорее всего, не мнение.  Я если вижу, что кому-то доставила радость, пусть даже только  одна работа человеку понравилась, -  значит,  я  что-то  смогла донести. Конечно, любому человеку приятно, если зрители видят  так, как это увидел ты,  когда рисовал. Я нормально принимаю, если  что-то кому-то не понравилось. Это нормально. И не всегда получается то, что задумал. Стараешься не выставлять то, что неудачно. Это естественно. 

    - Какие работы Вам нравятся из Ваших? Есть ли среди них любимые?

    - Нравятся те, которые получились  удачно. Любимые работы те, в которых удалось сказать то, что хотела. Из давних  -  «Улитки». Работа эта интересно создавалась. Я  увидела этих улиток  на море, на лимане. И они мне так понравились: надо же, какие мудрые, спокойные! Неспешно передвигаются, форма у них такая -  со своим домиком, квартира им не нужна. Я их собрала, подумала: я их с собой возьму, я их хочу нарисовать. Меня поразил еще их узор; так я не запомню, а с фотографии я никогда не рисовала. Сейчас художники пользуются  - сфотографировал, - сиди дома. Как-то пробовала, какой-то вид Ейска, - не могу, вот и все! Мне надо видеть. Принесла я этих улиток, а у меня стол был с таким толстым стеклом. Я их выпустила, они ползают, а я  делаю маленькие зарисовочки. Потом я их отпустила, вынесла на улицу, никто не погиб. И потом по этим зарисовкам  я создала композицию: вдали море, улитки как будто  такие большие, значимые, и весь мир для них. Это если посмотреть  с их стороны, взглядом улитки. Я, как ребенок, наверное, оживляю неодушевленные предметы. У  меня есть такое восприятие, как  у ребенка в детстве. 

    - Ирина Алексеевна, четыре  десятилетия Вы  преподаете рисунок и живопись в детской  школе  искусств, вкладывая в каждого ученика частичку своей души. Какие они, современные дети?

    - Я очень люблю детей. Мы с ними дружим. Они необычайно тонко чувствуют  тебя. Придёшь в класс, а  на душе невесело, потому что  испортят настроение там где-то, вне школы. Стараюсь, правда, сдерживать себя, приходить жизнерадостной. Но бывает, что не успел еще перестроиться,  и они сразу затихают так и потом: «Ирина Алексеевна, почему вы такая грустная? Что у вас случилось?».  Я  от многих слышала, что сейчас молодежь бездушная, место в автобусе не уступают,  я не могу этого сказать. Есть, конечно, как и в любое время, перегибы: воспитание детей в семьях, трудные подростки, но много очень хороших детей. Я оптимист по жизни, я вижу лучшее. Я считаю, что у нас хорошее молодое поколение и в стране все будет хорошо.

    - Вы уже много лет живете в Ейске. Что Вас вдохновляет в нашем городе?

    - Ейск я очень люблю, особенно старый город, старые районы, центр. Когда у меня есть возможность, я каждый день, если есть перерыв между сменами,  выхожу и просто гуляю, ищу новые кусочки красоты,  фотографирую их, делюсь с друзьями.  Архитектура  Ейска - это просто Европа! Это красиво! Это старинные здания. Иногда очень  расстраиваюсь: пытаюсь их нарисовать. Жаль, что это все рушится, потому что дом  чей-то, не государственный; красивый, красивая кладка, резной кирпич обточенный.  Я Санкт-Петербург очень люблю. И наш рынок повторяет Гостиный двор, и радует то, что когда строится что-то современное, стараются использовать какие-то элементы старины в архитектуре. Не режет весь этот ансамбль, не рушит общий ритм. Маленький, красивый, уютный. Мне очень нравятся старинные здания, старинные улочки. В современных районах я не бываю. Море наше теплое, можно посидеть просто на берегу, послушать шум. Что-то оно рассказывает, нашептывает всегда. Люблю смотреть на восход. Дождики тоже люблю. Дождики у нас плачут или смеются. Или шепчут. У нас, поэтов, всегда так, они не просто льют.

    - А что нужно художнику для счастья?

    - Для счастья художнику…я даже не задавала себе этот вопрос. Наверное, красота вокруг, чтобы ею делиться. Может, не все её увидели. Нарисовать и поделиться.  Но и красота душевная, чтобы пускать в сердце любовь чаще, чтобы оно тепло отдавало людям через картины. Вообще понятие о счастье у каждого человека разное. Конечно, если брать человеческое счастье, чтобы были все здоровы: твои дети, родители. Чтобы мир был на земле. Чтобы все было хорошо у друзей. Я не могу сказать, что я люблю всех людей. Нет. Я не могу любить подлецов. Терпеть не могу, когда обманывают людей. Как нормальный человек, я люблю умных, добрых, с чувством юмора людей. Восхищаюсь талантом всегда.  Вообще все люди ценны и я всегда говорю своим детям: Вот вы рисуете, пусть вы не станете художниками, но зато я вас научила видеть красоту.

(В статье использованы фотографии из личного архива И.А. Трегуб)

 

Елена Анатольевна Лындина,

заведующая Художественным музеем им. И. А. Арзамасцева

 

Уважаемая Ирина Алексеевна!

Коллектив Ейского историко-краеведческого музея им. В.В. Самсонова  и его филиалов от всей души поздравляет Вас с юбилеем и желает Вам  крепкого здоровья, прекрасного настроения и неиссякаемого вдохновения!