22.08.2024
Ейск сравнительно молодой город. Недавно ему исполнилось 176 лет. За эти годы он многое приобрёл, но и многое утратил. Очень радует, что сохранилась одна из его интереснейших достопримечательностей – мостовые. Их иногда называют «дорожной одеждой», они составная и неотъемлемая часть городского убранства. История ейских мостовых, которые помогают создавать и поддерживать Дух города, чрезвычайно интересна и занимательна. Ежедневно сотни ейчан, а летом и гости города, на несколько минут отправляются по дороге времени в прошлое. Помогает им в этом отрезки гранитной мостовой на улице Свердлова, Победы и К. Маркса. Попадая на них, мы представляем, как сто с лишним лет назад по этой же мостовой проносились линейки, коляски, фаэтоны, иногда и карета. Звонко стучали подковы лихого верхового, с ужасным шумом проезжали дроги и возы.
Долгое время мостовые были проблемой и слабым местом благоустройства города. Следует отметить, что городская грязь была настоящим наказанием старого Ейска. После дождя жирный местный чернозем на не мощёных улицах превращался в болото, а когда стояла сухая погода, пыль носилась по городу, забиваясь во все щели. Вопрос о дорогах становился весьма насущным в дни ярмарок, массового проезда возов с зерном к порту.
Борьба с грязью на наших улицах имеет уже более чем 175-летнюю историю. Ейская дума рассматривала опыт своих соседей таганрожцев, которые ввели решением градоначальника сбор на мощение улиц по 1 копейке с тягловой силы для лиц, пребывающих в город на подводах, сделав его своеобразным прообразом современного налога на автодороги.
Решение дорожных проблем было начато с устройства дощатых тротуаров, в первую очередь вокруг Гостиного двора. С грязью боролись с помощью прорытой вдоль улиц канавы со сбросом воды в лиман, на перекрестках через них были переброшены деревянные мостки. Для пешеходов в Ейске устроили дощатые тротуары, в первую очередь вокруг построенного к 1855 г. Гостиного двора. Деревянные тротуары не спасали положения. Были они проложены не по всему городу, не всегда удобны для хождения, да и о безопасности пешеходам приходилось задуматься, прежде чем ступить на такую дорожку. Дворы и пешеходные дорожки часто засыпались доступным материалом – ракушкой. Но это покрытие дорог быстро разрушалось телегами и возами. Такое положение дел было вызвано и недостатком средств, и слабой работой городской администрации.
Плачевное состояние улиц сохранялось десятилетиями. Ейская городская дума, пытаясь найти выход из этой ситуации, в 1881 году постановила, что для осушения и ремонта всех улиц, площадей до устройства их городом, каждый домовладелец обязан был напротив своего дворового места отступить 2,5 аршина для тротуара и поставить линией столбики (хотя бы деревянные). С этого времени на ейских улицах появились столбики и круглые тумбы из известняка обтекаемой формы. Одни были вышиной с полметра, чуть выше, другие - низкие, с четверть метра. Большие стояли на центральных больших многолюдных улицах, поменьше — на боковых и в переулках. Тумбы стояли между тротуаром и мостовой, на одинаковом расстоянии друг от друга, такая граница между тротуаром и мостовой.
Тумбы стояли еще по обе стороны ворот дома. Иногда эти тумбы, особенно у богатых особняков, носили декоративный характер. Некоторые ейчане считают, что тумбы у ворот дома служили для того, чтобы привязывать лошадей. Возможно, что это было их практическое применение.
Отгороженную территорию необходимо было вымостить жжёным кирпичом, камнем, досками или ракушкой. Домовладельцы обязаны были в по-рядке содержать тротуары и половинную часть улицы.
Решить дорожную проблему могли бы каменные мостовые. Булыжные мостовые были основным, а часто и единственным видом покрытия улиц не только в провинции. Их достоинством являлась прочность и то, что благодаря неровностям не были скользкими в дождь и грязь. Недостаток заклю-чался в тех же неровностях. Экипажи по ним тряслись и громыхали.
Мощение ейских улиц камнем начинается в 1890 г. Хотя начальник Ейского уезда К.Н. Черный еще в 1883 г. писал о материале, который мог быть использован для этих целей. «В одну навигацию 1878 года было на Ейском рейде до 150 заграничных судов. Все они нагружены отсюда хлебом и шер-стью, а сюда только 4 судна привезли заграничный товар; остальные же 146 судов пришли с балластом, который, за исключением 2 судов, вывезших свой балласт на берег, весь выброшен в море. К сожалению, зло это не может быть устранено местными властями по следующей причине: выгрузка балла-ста…стоит от 200 и даже 300 руб.; высшая мера взыскания за выбрасывание балласта на рейде определена … в 100 руб. штрафа». Об этом писал и один из первых летописцев нашего города Т.Стефанов.
Первые каменные мостовые появились на Базарной площади, и это была каменная брусчатка. Она гораздо удобнее булыжной, хотя и значительно дороже. Обтесанные в форме параллелепипедов каменные бруски укладывали на слой щебенки, песка. Для такой мостовой использовался камень твердых пород, в Ейске - гранит (как в Лондоне и Вене, а также на Литейном и Вознесенском проспектах в Санкт-Петербурге). Бруски укладывали непрерывными полосами равной ширины или рядами. Швы заделывали песком. Неоспоримое достоинство такой мостовой – удобный проезд по почти гладкой поверхности. Но в санитарном отношении это был совсем не идеал: жидкая грязь свободно впитывалась песчаным или щебеночным основанием и органические вещества, разлагаясь, заражали воздух.
В 1890 г. неправильным гранитным осколком Мариупольского карьера было замощено 4 972 сажени (10590 м). Работы были произведены «хозяйственным» способом и стоили городу 29 184 рубля 77 копеек (около 6 рублей за сажень). В последующие семь лет были замощены все улицы, окружающие Гостиный двор и частично улицы: Михайловская (Либкнехта), Ставропольская (Мира), Тифлисская улица (Коммунаров), Таганрогская улица (Свердлова), Нахичеванская улица (Победы), Воронцовский проспект (К. Маркса) Черноморская улица (Ленина) и Керченская (Советов). Площадь замощения была 12 720 квадратных сажень. Вместе с площадью Гостиного двора это составило 17 692 кв. сажени.
Мощение вокруг Гостиного двора и мостовых от Щербиновской улицы и далее по улицам Екатеринодарской, Ставропольской (Мира), Михайлов-ской, Таганрогской, Черноморской, Керченской, вокруг сквера и по Воронцовскому проспекту были выполнены правильными кубиками из Коранского гранитного камня. Все остальное – частично неправильным осколком гранитного камня различных пород Мариупольских карьеров, частично - смешанным камнем: середины улиц правильными кубиками, а обочины не-правильным осколком. Дороги окаймлялись такими же бордюрами. Стоимость этого мощения обходилась недешево – правильными кубиками – 17 рублей за кв. сажень, смешанным – 13 рублей за кв. сажень и неправильным осколком – 10 рублей. Все работы оплачивались из средств города. После 1898 г. мощение городских улиц производилось исключительно на средства портовых сборов, отпускавшихся городу по его ходатайствам центральным учреждениям, ведающими этими сборами.
Нужно отметить огромную роль в деле благоустройства города городского самоуправления и, конечно же, городского головы Ненашева В.В. Его труды на ниве городского дорожного строительства не пропали даром. Иногда его голос был решающим при выборе первоочередности мощения, а иногда находилось решение, каким образом решать вопрос. Так, вместе с бывшим головой Наумом Степановичем Чагой он вызвался за свои деньги замостить по 1 кварталу улицы Садовой (Кропоткина). Чага занимался участком от Воронцовского проспекта до Черноморской улицы (Ленина), Ненашев от Михайловской до Степановской (от Либкнехта до Энгельса). Проблема хоть и медленно, но все-таки решалась.
В 1917 г. И.М.Пласков в книге «Ейск-курорт» писал: «Много он (город) выигрывает благодаря своим прямым без всяких закоулков улицам. Везде в центре города имеются мостовые и тротуары. Тротуары обсажены деревьями и нет дома без садика».
Читая старую прессу, хочется не только вспомнить, но сохранить труды наших предков. В 1929 году журналист Б.Кушнер писал: «Улицы Ейска прямы и широки… Они светлы, чисты и нарядны. Как будто их распланировали, прибрали и приукрасили для постоянного праздника. Молодые, но уже достаточно развившиеся и богатые свежей листвой, деревья насажены на ейских улицах аллеями, в ряд вдоль каждого тротуара». Чуть позже он так описывал Ейск: «Летом улицы Ейска подметаются каждый день. Явление незаурядное и необычное, быть может, дающее право претендовать на первое место по чистоте в стране…»
Ейские мостовые, уложенные с такой заботой, сохранились до наших дней. Кое-где они спрятаны под толстым слоем асфальта, местами они сохраняют свой первозданный вид. Они являются неотъемлемой частью облика старого Ейска. «…Помню мостовые родного города. «Цок», «цок», «цок» - это звук подкованных копыт лошадей о гранит мостовой. Прошел дождь. Заблестела, заиграла солнечными лучиками мостовая. Но луж не видно, влага быстро ушла в землю, и грязи нет. Да, это воспоминания. Порой мы очень легко и просто обращаемся со стариной, не поддерживаем, не сохраняем ее красоту, примечательность, а то и расстаемся с ней навсегда», - писал ейчанин, журналист, Почетный гражданин г. Ейска Ю.Г. Тарада. Сегодня мы должны сберечь для потомков оставшуюся нам в наследство даже маленькую часть истории и красоты родного города.
Примечания.
1. Термин «ливнёвка» в те времена не употреблялся, использовалось слово «канава». Они также были вымощены камнем на извести, для удобства перехода через канавы и для их сохранности устраивали деревянные или каменные мостики. По факту канавы в непарадных частях центральных улиц и нецентральных улицах в конце XIX- начале XX в. зачастую были просто канавами, в которых местные жители, случалось, копали червей для рыбалки.
2. Черный К.Н. Ейский уезд (статистическое описание). Кубанский сбор-ник. Труды Кубанского областного статистического комитета. Т.1. Екатеринодар. 1883. с.349.
Заведующий научно-экспозиционного отдела музея
Найденова И.А.