Музыка сквозь время.

21.10.2024

Музыка сквозь время.

К  95-летию со дня рождения ейчанина, композитора и педагога  Чугаева А. Г.

 

      29 февраля 2024 года исполнилось 95 лет со Дня рождения нашего известного земляка, выдающегося представителя отечественной композиторской школы, великолепного педагога - Александра Георгиевича Чугаева. Знакомство с его музыкой убеждает, что она принадлежит высшим достижениям советской  камерной музыки 60-70-х  гг. 

      Александр Григорьевич родился в г. Ейске Донского округа Кубанской области  в  1924 г. Его семья была творческой, музыкальной, духовной… Дед по маминой линии,  Александр Веселов, служил священником,   бабушка преподавала  музыку. "До принятия сана А. Веселов был студентом литературного факультета" университета, довольно талантливым в этой области. Но  приняв сан, как и его отец, служил в Старо-Покровской церкви г. Ейска. Их старшая дочь, Антонина училась в училище имени С.Г. Строганова в г. Москве, прекрасно рисовала.  Выйдя замуж за ейчанина, Георгия Кирилловича Чугаева, она  оставила  учебу.  Чугаевы вернулись в г. Ейск. Егор Кириллович,  по-армянски Геворг Керобыч, учился в Ейском "Реальном училище", затем окончив "Институт гражданских инженеров" в г. Петрограде,  работал инженером-строителем.  Он открыл для сына, Александра Чугаева, будущего композитора, мир математики и астрономии, который тот полюбил всем сердцем. 

     Мама стала первым учителем музыки для маленького Александра, который еще в детстве проявлял разносторонние способности, играл на рояле, занимался черчением, сочинял музыку. Антонина Александровна отвезла его в г. Москву и показала сестрам Гнесиным, которые признали у Саши уникальные способности к музыке и предложили им вернуться чуть позже, когда мальчик подрастет. 

     Когда Александр Чугаев поступил в первый класс, арестовали его деда, священника. И о дальнейшей судьбе его больше ничего не известно. Это было тяжелое время - на Кубани царил Великий голод.

       В девятилетнем возрасте он вместе с мамой, Антониной Александровной,  уехал в Москву и  поступил  в Музыкальную школу имени Гнесиных. 

       В Москве они остановились у ейчан, старшего брата Георгия Кирилловича Чугаева и его  жены Анны Никитичны. Она  была родом из обеспеченной,  интеллигентной армянской семьи Магдесиевых. Окончила женскую Ейскую Ксенинскую гимназию с серебряной медалью, в совершенстве знала языки. А.Н. Магдасеева всю жизнь проработала в одном из крупных банков г. Москвы. "Анна Никитична, тётя Нюся, как называл ее маленький Александр, стала его лучшим другом".

       Благодаря  профессору  Евгении Фабиановне Гнесиной, преподававшей Александру науки,  он великолепно владел инструментом.

       Для того чтобы развить дарование Александра, их семье пришлось пожертвовать многим. Это был долгий и упорный путь. В Москве им приходилось снимать жилье,  и денег, присылаемых отцом,  катастрофически не хватало. Его мама бралась даже за самую тяжелую работу. Вынужденные жить врозь ради сына, его родители сумели остаться верными друг другу и самому главному, ради чего они это делали - дать лучшее образование и помочь своему талантливому ребенку.   

      Сестры Гнесины тоже помогали своему ученику и его маме, попавшим в трудное положение. Их заслуга в том, что Чугаевы нашли кров, а затем и работу. 

      После всех тягот и  невзгод, голода и лишений, перенесенных в г. Москве,  они вновь возвращались в солнечную  и щедрую Кубань,  в свой родной  город  Ейск.   

      В 1940 году Александр Георгиевич поступил в Московскую консерваторию, но обучение прервала война. Молодой человек сразу записался в народное ополчение, но  не был принят  из-за плохого зрения.  Позднее, вернувшись в родной город, Чугаев принимал участие в создании оборонных сооружений, копал рвы в сильнейшие морозы, которые воцарились тогда на Кубани. Когда Ейск был захвачен немцами и румынами, его прятали родные, боясь отправки в Германию.

      Сразу после снятия оккупации г. Ейска, Александр Григорьевич уехал учиться, хотя пути были разбиты, добирался  на перекладных  в г. Москву, где записался в класс к Д.Д. Шостаковичу, своему любимому учителю. 

      Кстати, о дороге… Жена Александра Григорьевича, приводит в своих воспоминаниях, рассказ о том, как они поехали в свадебное путешествие на поезде в город  Ейск. Чугаев в отличие от нее, не был так проникнут дорожной романтикой, что не могло не удивлять её. Но тому было свое объяснение: он слишком устал  от грязных поездов,  унылых перронов и прочих бытовых неурядиц за время  своих бесконечных поездок во время учебы из Москвы в Ейск. Путь к знаниям не был для него легким.

      Время обучения в консерватории было для Александра Григорьевича очень плодовитым, он  написал много работ: вариации и ряд пьес для фортепиано, скрипичную сонату, романсы, хоры, "Первый струнный квартет". Именно в это время началось формирование его как композитора и ученого.

      После консерватории, с 1947 года А.Г. Чугаев преподает в училище имени Гнесиных, а затем в Гнесинском институте (полифония, анализ музыкальных произведений, инструментовка, композиция). Педагогике отведена самая главная роль в жизни композитора. Именно педагогике, потому что писать музыку в то время было опасно и практически невозможно.    Александр Григорьевич жил и творил в сложное время: в 1948 году вышло постановление Политбюро ЦК  в газете "Правда", в котором  многих выдающихся советских композиторов обвинили в "формализме". Под опалу попали Шостакович и Прокофьев, чью музыку назвали "антинародной", "вредной и опасной".  Не имело значения даже то, что все композиторы были лауреатами Сталинской премии. В статье сообщалось, что их творчество пронизано "формалистическими извращениями" и "антидемократическими тенденциями, чуждыми советскому народу". Музыка их перестала звучать.… И, по словам Чугаева: "После сорок восьмого года писать музыку стало неинтересно  и незачем".

      В 1948 году Александр Григорьевич исполнил на радио свое произведение  "Шесть прелюдий для фортепиано", которое вызвало жесткую критику. А.Г. Чугаев  и его друзья-композиторы попали в первую тройку студентов-формалистов, вместе с его любимым учителем Д.Д. Шостаковичем, которого уволили из Московской и Ленинградской консерваторий, запретив его музыку. Маргарита Кусс, учившаяся вместе с Борисом Чайковским и Чугаевым, писала о том, что они все равно  общались со своим учителем, Д.Д. Шостаковичем, автором знаменитой "Ленинградской" "Симфонии № 7", символа блокады, показывали ему новую музыку, спрашивали совета.

      В 1951 году Александр Григорьевич завершил обучение в консерватории. В это время он написал "Концертную увертюру для оркестра" на русские темы.  После чего А. Г. Чугаев стал членом Союза композиторов.

      Через год появилось одно из лучших его сочинений – «Второй струнный квартет». Б.А. Чайковский, известный композитор, друг Александра Григорьевича,  написал: «Этому произведению, как и вообще музыке А. Г. Чугаева, присущи яркость и образность, богатство тематического материала и мастерское использование возможностей инструментов».

      В эти годы он создает для Музыкального фонда СССР музыку к документальным и научно-популярным фильмам: симфоническую поэму "1905 год", "Драматическую балладу", посвященную революции 1905 г. и Октябрьской революции.  В 1958 г. пишет музыку к фильму "Как поймали Семагу", затем к фильму "Произведение искусства". В 1960 г. совместно с Г. Ш. Заимовым создает балет "Черноликие".  

      1970-е годы — время наивысшего расцвета композиторского таланта Чугаева. В это время на свет появляются всего два произведения —  Фортепианный квинтет и Фортепианное трио. 

      А.Г. Чугаев - автор серьёзных теоретических трудов, раскрывающих свойства полифонического письма. От лица консерватории ему был заказан учебник полифонии, завершить который не позволила внезапная смерть автора. Книгу удалось выпустить только спустя 19 лет —  в 2009 году. Композитором созданы выдающиеся труды  "Особенности строения клавирных фуг Баха", "Нетрадиционные виды полифонического формообразования в хоровых фугах Генделя".  "В Учебнике немало собственных, принадлежащих Александру Георгиевичу, открытий и весьма интересных научных положений,— пишет Н. А. Симакова,— и в то же время он поражает своей интеллигентностью, доскональностью, корректностью изложения предлагаемого материала, тщательностью его проработки" . Думается, что полное освоение музыкально-теоретического наследия Чугаева еще впереди.

      С 1979 г.  Александр Георгиевич преподавал в Московской консерватории. К каждому ученику у него был свой подход. Он не пытался за них писать и думать, он учил "видеть" музыку. Как отмечает А. Муравлев, все его ученики (парадоксальным образом) овладевали высоким профессиональным мастерством: "он никогда не давил, предоставляя ученикам полную свободу, и при этом каким-то образом на них сильно влиял". Некоторые студенты сохраняли дружеские отношения Учителем уже после окончания института или консерватории. Чугаев был учителем таких непохожих друг на друга композиторов, как С.С. Беринский и И.И. Голубев.  

      Умер Александр Георгиевич 22 февраля 1990 г в г. Москве в возрасте  66 лет от сердечного приступа. "Сочинений, как известно, Александр оставил немного, но все  работы, начиная даже с детских, носили отпечаток огромного дарования и оригинальности мысли" , писал  композитор Борис  Чайковский. 

     Мы еще не в полной мере поняли и оценили творчество нашего талантливого соотечественника,  жившего и творившего в сложное время. Но самое главное, когда мы слушаем  произведения Чугаева,  внутренним чутьем мы ощущаем:  во всем, что он делал,  писал ли сложные тематические музыкальные произведения, работал ли в разных жанрах (симфоническая поэма или драматическая баллада),  писал ли музыку к балету или к кинофильмам,  во всем этом царит русская душа, исконно русские народные мотивы и образы, его достоинство и величавое спокойствие.

                                                         Ведущий научный сотрудник  В.В. Вейн.

Список литературы.

1. М. М. Иглицкий "Александр Чугаев: композитор, исследователь, педагог."// Научный вестник Московской консерватории / гл. ред. д. иск., проф. К. В. Зенкин, отв. ред. к. иск. М. Л. Насонова; федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского». — М.: Издательство Московской консерватории, 2019. — № 2 (37). — С. 157—160. — ISSN 2079-9438. https://nv.mosconsv.ru/sites/default/files/2019-12/19_2_iglitsky.pd

2. Статья С. Булавин "Камерные и фортепианные ансамбли"// https://vk.com/wall-104352471_1475

3,4,5,6,7. Александр Чугаев в воспоминаниях современников. Материалы к биографии/ составитель И. Иглицкая, 2010 г. ООО "Дека-ВС"