29.12.2020
Считанные дни остаются до начала Нового года. Что несет он всем нам, что ждать в новом году? Вопрос этот всегда волновал ейчан. Сейчас нас пугают и мировым кризисом и скорым концом света. После пандемии 2020 года, кажется, что ничего более страшного произойти уже не может.
Впрочем, календари – дело сложное. Хотелось бы напомнить, что не везде в ночь с 31 декабря на 1 января будут праздновать Новый 2021 год (от Рождества Христова), да и в разных странах он наступит в разное время. По решению ООН 2021 год объявлен Международным годом творческой экономики для устойчивого развития, годом овощей и фруктов и годом мира и доверия. В России - Год науки и технологий.
24 февраля 1582 года папа Григорий XIII своей буллой Inter gravissimas (в переводе с лат. «Среди важнейших») объявил о реформировании летосчисления и введении нового календаря. Он пришел на смену Юлианскому и получил название Григорианского календаря. Перевод с одного летоисчисления на другое был связан с постепенным смещением дня весеннего равноденствия, по которому определялась дата Пасхи. При реформировании календаря весеннее равноденствие вновь стало 21 марта, благодаря чему все католики смогли праздновать Пасху в один день. Григорианский календарь до настоящего времени является самым распространенным календарем в мире. Однако у каждого народа, который жил когда-либо на нашей планете, имелись свои собственные календари.
В исламских странах продолжает идти недавно начавшийся 1442 год Хиджры. По иранскому календарю сейчас идет 1399 год. В Израиле традиционно идет начавшийся в сентябре 5781 год. По буддистскому календарю, принятому в Таиланде, Лаосе, Мьянме, Шри-Ланке сейчас идет 2564 год. В Эфиопии летом встретят 2013 год. В КНДР – 109 год Чучхе. В Японии – 2 год эры Рэйва. По китайскому календарю 4717 год металлического быка (который всем нам предлагают встретить в эту новогоднюю ночь) наступит лишь 25 января. В Непале будет отмечаться 2077 год. А в Бангладеш – в апреле встретят 1427 год.
По древнеиндийскому календарю Кали-юга продолжается 5113 год. А если бы не указ Петра I, то мы бы еще 14 сентября отпраздновали бы 7529 год от сотворения мира.
По древнеславянскому календарю новый год – год кричащего петуха. Кричащий Петух предвещает конец многим проблемам, он воинственен, но только к тем, кто решит посягнуть на его территорию. Петух добр, горд, он ценит и оберегает семью. Стоит добавить, что у славян Новый год праздновался в день весеннего равноденствия (20 марта 2021 года), а не в ночь на 1 января.
Так, что, несмотря ни на что, Новый год – один из самых любимый и веселых праздников. Это поистине праздник для всех. Он позволяет перевернуть очередную страницу жизни, оставив позади все неудачи и ошибки и открыть новую – полную надежд.
Не рискуя предсказывать будущее, попробуем обратиться к прошлому. Вспомним, как Новый год праздновали в Ейске лет 120 назад, в самом начале 20 века.
АХ, ЭТОТ СТАРЫЙ НОВЫЙ ГОД!
До 1920 года в нашем городе Новый год по времени совпадал с рождественскими праздниками, которые начинались 25 декабря по старому стилю. Длились торжества двенадцать дней от Рождества до Крещения (Богоявления) и носили название святочных.
На весь период рождественских праздников в учебных заведениях объявлялись каникулы. До 2 января не работали правительственные и общественные учреждения и многие торговые предприятия. Святки широко праздновала вся Россия, вне зависимости от пола, возраста, социального положения, политических убеждений. Это был поистине народный праздник.
Причем, Новый год в Святках отнюдь не играл главной роли. В том виде, в котором он существует сейчас, Новый год не праздновался - основным праздником было Рождество. Однако, он знаменовал как раз середину святочных праздников и знаменовал собой своеобразный переход от во многом семейных рождественских к более «общественным» новогодним торжествам. Праздновался новый год (как, впрочем, и все праздники) по принятому тогда в дореволюционной России юлианскому календарю. С нового 1918 года Советская Россия перешла на принятый в Европе и Америке григорианский календарь, «спешивший» на 13 дней. В Ейске, как и везде на Кубани, такой переход совершился только весной 1920 года, когда части Красной Армии «восстановили» здесь советскую власть, а с ней и новый календарь, не совпадавший с традиционным и церковным календарем. Так у нас возникла уникальная возможность встречать Новый год дважды: в ночь с 31 декабря на 1 января и с 13 на 14 января. Все, что мы будем говорить о Новом годе в старом Ейске, происходило, конечно же, по старому стилю, то есть после встречи Рождества, а не до него, как сейчас.
Встретив главный праздник в кругу семьи и близких ейчане продолжали святочные праздники. Собственно Новогоднюю ночь отмечать было не принято. Накануне ходили в церковь, перед сном загадывали желания и гадали, но об этом чуть позже. Главные торжества начинались в новогоднее утро.
Как и по всей России, первый день нового года в Ейске начинался с приятных хлопот. Супруги оставалась дома для того, чтобы встретить гостей, а вот главы семейств наносили визиты к своим родным, друзьям, сослуживцам и конечно же начальствующим лицам. Считалось обязательным в этот день выразить наилучшие пожелания с наступившим новым годом. Как правило, список поздравляемых и их очередность определялся на семейном совете накануне. Надо было никого не забыть, чтобы не вызвать обиду.
Для лиц начальственных поздравления не всегда было принято принимать лично. В приемных лежали специальные книги, в которых можно было написать поздравление и расписаться. Было принято и просто оставлять свою визитную карточку в знак того, что поздравитель выразил с вое почтение.
Для тех, кого хозяева принимали лично, все уже было готово в гостиной. Здесь на разных столах, накрытых белоснежными скатертями, было приготовлено угощение, как принято говорить «а-ля фуршет». На одном обычно выставляли всевозможные бутылки с водкой, коньяком и вином, легкие закуски и фрукты. На другой стол подавались тарелки с холодным (традиционным блюдом на ейском столе!), жареными утками, гусями и другими яствами. В более бедных домах угощение, конечно же, было более скромное, но оно все-таки было. Обычно в этот день было принято поздравлять всех соседей и знакомых.
Традиционным было и поздравление со стороны местного полицейского надзирателя. Для него всегда и во всех домах стояла дежурная рюмка с закуской и небольшой (по возможности хозяев) «подарок». В богатые дома уважаемых жителей наведывался и частный пристав – это тоже была дань традиции.
Как правило, утренние поздравления были краткими – надо было успеть ко всем по списку. Поздравив хозяйку дома с праздником, гость поднимал рюмку (и не более - впереди было еще много адресов!) за ее здоровье, благополучие дома, членов семьи и удалялся, чтобы направиться к следующему, ранее намеченному дому.
Закончив поздравления, начатые с утра, мужское население города ложилось отдохнуть от трудов праведных, ну а вечером многих ждали поход в гости или в общественные места, где празднества продолжались до глубокой ночи.
При уже неоднократно упоминавшемся нами городском голове Василии Васильевиче Ненашеве (1862-1915) в городе распространился обычай устраивать общественные балы и карнавальные новогодние вечера. Осенью 1912 года был торжественно открыт Народный дом с залом на 600 мест (сейчас на его месте стоит Городской дворец культуры имени А.А.Колесникова), а уже в канун нового года он гостеприимно распахнул двери для участников святочных праздников. В городе имелось и 3 клуба: общественный, купеческий и клуб приказчиков. Все они так же устраивали новогодние маскарады и костюмированные балы. Проводились они с последних чисел декабря и продолжались несколько дней. Танцевальный вечер сменял новогодний бал, который длился до утра. Существуя на «хозрасчетной» основе, клубы устанавливали входную плату на свои вечера. Цены колебались от пятидесяти копеек до двух рублей. Дамы, обычно, но не всегда, могли пройти бесплатно. Они не имели права входить в масках, если их не сопровождали мужчины.
Во время бала отводилось время для небольших, самодеятельных представлений, декламации стихотворений. Пользовались большим успехом «живые картины». Перед зрителями проходили лица, изображающие персонажи из известных произведений, библейских сюжетов, людей разных народностей. За отгадывание сюжета и правильные ответы присуждались призы.
В один из дней января в Народном доме устраивался благотворительный вечер в пользу детей из малоимущих семей, который неизменно пользовался большой популярностью у жителей города. Немало способствовало благотворительным мероприятиям и городская дума, депутаты которой («гласные») во главе с городским головой В.В.Ненашевым по традиции подавали пример благотворительности.
В начале ХХ века городские клубы стали организовываться и первые новогодние вечера и ёлки для детей своих членов с танцами, раздачей подарков и небольшими представлениями, силами самодеятельных артистов.
НОВОГОДНИЕ «АКСЕССУАРЫ»
Необходимым атрибутом Нового года сейчас является ёлка. 120 лет назад она правда была не новогодней, а рождественской. Она наряжалась накануне Рождества всей семьей и это был так же устоявшийся ритуал. Венчала ёлку восьмиконечная «Вифлеемская» звезда. Кстати сказать, чаще всего на ёлку вешались не игрушки, а конфеты и сладости и. особенно, яблоки. Ведь первоначально ёлка олицетворяла райское дерево познания добра и зла. К несказанному удовольствию, прежде всего детворы, под нее клались рождественские подарки. Ёлки и сопутствующие им подарки на целый год оставались в памяти юных ейчан.
Ёлка в нашем степном городе была большой покупной роскошью и для бедного населения она была мало доступна. Чаще всего в небогатых семьях в ход шли отдельные ветки, распродававшиеся по небольшой цене. Поэтому для большей части небогатых жителей и их детей ёлка все-таки атрибут советской эпохи.
Для обеспеченной и «интеллигентной» части ейчан ёлка была в определенной мере показателем их положения в обществе. Приглашение на ёлку детей знакомых (разумеется с родителями) давала возможность показать свою зажиточность и вкус. При этом было принято не скупиться на подарки для детей и не использовать (по возможности) игрушки, оставшиеся с прошлого года. Их нередко заказывали в Ростове или даже в самой Москве.
В отличие от советских времен ёлки не рекомендовалось устраивать в школах и учебных заведениях. В канун праздников Святейший Синод (министерство по делам церкви и религии в императорской России) традиционно в декабре напоминал об этом запрете. Последнее такое указание Синода было опубликовано в канун Нового 1917 года.
А вот первая публичная «уличная» ёлка в Ейске, по-видимому, появилась в конце 19 века. Именно тогда открылась лютеранская кирха на Воронцовском проспекте (ул.К.Маркса). По существовавшей в этой конфессии традиции рождественскую ёлку устраивали на улице возле храма. Вокруг нее водили хороводы, тут же пели песни, дарили подарки. Причем не только родным и друзьям, но и нуждающимся ейчанам всех конфессий.
В богатых домах, да и на общественных ёлках, 100 лет назад уже появился и Дед Мороз. Однако, он был отнюдь не повелителем снега и льда из Великого Устюга, раздающим детям подарки, а Рождественским Дедом, который многими ассоциировался с реальным лицом - православным святым Николаем Угодником, епископом Мир Ликийских.
Никакой Снегурочки у этого Рождественского Деда не было и в помине - это изобретение советской эпохи. В печально знаменитом 1937 году юная внучка Деда Мороза впервые появилась на новогодней елке в Доме Советов в Москве. Новый год в виде ребенка – еще более позднее (50-60-х годов 20 века) советское нововведение, которого не знала дореволюционная Россия.
Традиция рождественской ёлки была искоренена уже в 1929 году, когда празднование Рождества было официально запрещено. Красивая традиция стала символом «поповского мракобесия», при этом во всех учебниках и книгах для детей по-прежнему печатались сусальные рассказы о ёлке для детей в Горках, которую устроил сам Владимир Ильич Ленин.
В декабре и январе специальные патрули из добровольцев ходили по улицам и заглядывали в окна, проверяя исполнение правительственного указа. Новогодняя ёлка перешла на нелегальное положение. Те, кто не хотел лишать своих детей праздника, делали это теперь тайно.
Все круто изменилось к середине 1930-х годов. 28 декабря 1935 года в газете «Правда» появилась небольшая заметка, подписанная кандидатом в члены политбюро ЦК ВКП(б) П. П. Постышевым. В ней говорилось о том, что традиция ёлки (заметим не рождественской, а новогодней!) ранее была доступна для только «детей богатеев». «Почему у нас школы, детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия ребятишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею». Постышев (а, следовательно, и Политбюро ЦК ВКП(б)!) призывал комсомольских и пионерских лидеров срочно устроить Новогодние ёлки для детей. Указание было немедленно принято к исполнению. За считанные дни по всей стране были организованы ёлочные празднества, в магазинах появились «расширенные ассортименты ёлочных украшений».
Именно тогда традиция массовой встречи Нового года у ёлки (не только детьми, но и взрослыми) стремительно распространилась по всей стране. В Ейске вновь возродились ёлки в бывшем народном доме (тогда это был Ейский драматический театр). Великолепные ёлки и Новогодние балы стали устраиваться в Доме офицеров. Да и каждое предприятие устраивало утренники для детей сотрудников. Жаль, что эта традиция осталась в советском прошлом!
НОВОГОДНИЙ СТОЛ
О достаточно скромном «фуршетном» новогоднем столе «интеллигентных» ейских домах мы уже говорили. В общественном собрании, Народном доме и клубах во время проходивших праздничных мероприятий работали буфеты, где можно было выпить и закусить. Подавались и традиционные новогодние горячие напитки, такие как глинтвейн или грог.
Дома все зависело от мастерства хозяйки или кухарки (ежели таковая имелась). Рецепты черпались в основном из знаменитейшей книги Елены Молоховец «Новый подарок молодым хозяйкам или Руководство к уменьшению расходов в домашнем хозяйстве». Позволим себе привести один из рецептов такого «парадного» блюда, «уместного на новогоднем столе», переведя меры веса в привычные для нас метрические:
«Жаркое говядина. Жирный кусок филея от наружной вырезки или толстого края, очистить от жил, посолить, посыпать ломтикам лука, лавровым листом и лимонною цедрою, пусть полежит так несколько часов. Потом обжарить его на вертеле, поливая маслом, снять на блюдо, облить бульоном. Когда остынет, нарезать толстыми ломтиками и перед отпуском обмакнуть каждый кусок в растопленное масло, положить на горячую сковороду или на рашпер на горячие уголья, поджарить с обеих сторон, подавать с жареным картофелем, облить соусом, стекшим с мяса, когда оно жарилось на вертеле. Отдельно подать салат.
Взять: 1,2 кг. говядины от филейной части. Цедру с 1/2 лимона, 3 лож. масла, соли, 2 луковицы, 5-6 шт. лаврового листа, 1,5 кг. картофеля».
Символ современного новогоднего стола салат «Оливье» появился в середине 19 века благодаря французскому повару Люсьену Оливье, владельцу ресторана «Эрмитаж» на Трубной площади в Москве. В оригинальный рецепт входили рябчики, раковые шейки, каперсы, оливки и даже красная икра. Во времена СССР их заменили ингредиенты куда проще – докторская колбаса, морковь, зеленый горошек и соленые огурцы. С середины 1970-х годов ему составил конкуренция салат «Сельдь под шубой», не исчезнувший со стола и поныне.
В домах ейских мещан в ходу был и медовый сбитень, напиток, совершенно незаслуженно забытый в наши дни. Это старинный русский горячий напиток из воды, мёда и пряностей, в состав которых нередко входили лечебные травяные сборы. Впервые упоминался русских летописях около 1128 года. Готовили его в самоварах. Рецепт у каждого был свой, но один из них из той же книги Молоховец предложим Вашему вниманию: «На 1,5-2 л. воды взять 150 г. мёда, 100 г. сахара, 2 – 3 ч. ложки сухой травы зверобоя, 2 бутона гвоздики, 5 – 6 зёрен чёрного перца, 0,25 ч. ложки порошка имбиря, 1 ч. ложка корицы, 2 ч. ложки мяты. Мёд прокипятить в сотейнике, разведя 1 стаканом воды, снять пену. Отдельно прокипятить сахар, разведя 1 стаканом воды. Соединить обе части, проварить вместе в однородную массу так, чтобы выпарилось достаточно много воды (на слабом огне, не допуская кипения). В остальной воде отварить пряности в течение 5 мин в самоваре (или любом закрытом сосуде А.И.), дать настояться еще 20 мин, затем процедить, добавить медово-сахарную смесь и подогреть, не доводя до кипения. Пить только в горячем виде».
ВО ЧТО ОДЕТЬСЯ?
Начало 20 века в провинции – эпоха традиционных устоев и патриархальных нравов. Самый привлекательный образ женщины – скромная девушка из культурной семьи, впоследствии – мать семейства и хорошая хозяйка. Модные журналы были необходимой принадлежностью любого городского семейства той эпохи. Для одних – предмет воздыхания, для других – руководства к действию.
Заглянем в один из «дамских» журналов начала 20 века. Итак, что же было рекомендовано для рождественских и новогодних праздников? Для тихого, семейного Рождества и для новогодних домашних приемов законодателями мод предписывались особые наряды: псевдо-будуарные «домашние» платья с корсетом (обязательно!), отличавшиеся немногочисленными украшающими деталями, шившиеся из одного большого куска материи и кроившиеся с «напуском» (это подчеркивало камерность праздника). Юбка была либо с воланами, либо с многочисленными мягкими складками.
Для встречи Нового года у родных и знакомых не возбранялось одевать «домашнее» платье, но следовало непременно дополнить его какой-нибудь изысканной деталью – например, боа или манто и шляпкой в едином стиле. А вот уже в свет – на официальные приемы или балы – появляться в таком платье было делом немыслимым. К обязательному шелковому платью с непременным корсетом полагалось роскошное боа и шляпка из дорогих материалов. Аксессуары так же должны были быть яркими и дорогими. В начале века в моду вошли дамские сумочки, сплетенные из серебряных цепочек, дорогие украшения от Фаберже и т.д.
В наш, как правило, теплый Новый год, даже проживая в центре, пройти несколько шагов до Купеческого клуба (ныне Дом офицеров) для приличной женщины было немыслимо! Полагалось надеть сверху манто и нанять наемный экипаж (если не было своего выезда). Зимой 1901-1902 года верхом шика было иметь манто из куницы.
Макияж должен был быть очень скромным: немного розовой пудры, вазелин на веки и губы. В моде были прически были двух типов: волосы либо завивались в тугие локоны, либо с помощью шиньонов укладывались в затейливые прически. Для новогоднего вечера прическу украшали стразами, блестками, перьями.
С мужчинами, как всегда, все было попроще: костюм «визитка» или фрачная пара, дополненные красивым жилетом из гобеленовой ткани или расшитого атласа. Обязательно – накрахмаленная до хруста манишка и черный атласный галстук-бабочка. В качестве аксессуаров рекомендованы: монокль (для молодежи), лорнет (для более зрелых), массивная золотая цепочка для карманных часов (часто с многочисленными брелоками с изображениями черепов, змей, могил и т.д.) и изящный массивный перстень на среднем или безымянном пальце.
Прическа – гладкая с пробором на бриолине. Усы – нафабренные и с приподнятыми вверх концами (как у Эркюля Пуаро в популярном телевизионном сериале).
НОВОГОДНИЕ ПОЖЕЛАНИЯ
100 лет назад поздравления с Новым годом, неотделимые, как правило, от рождественских были немногословными. Считался наиболее значимым сам факт поздравления, а не его витиеватость. Особую популярность в те годы получают иллюстрированные почтовые открытки. Причем российские ничуть не уступали импортным и по исполнению, и по сюжетам!
Зачастую они были самыми настоящими произведениями искусства, элегантно исполненными, украшенными блестками и почти «настоящим» снегом из борной кислоты. Собственно новогодних открыток было немного: они выпускались к Новому году и к Рождеству. Их небольшая стоимость, как и легкость их пересылки, делали открытки популярными в самой разной социальной среде. Открытки зачастую становились частью интерьера, ими украшали зеркала и даже ёлки, а ейские девицы помещали их в свои шкатулки и «секретные» альбомы. При этом нередки были случаи, когда открытки посылались даже в пределах нашего города и считались полноправными заменителями личных визитов.
Общих пожеланий и обращений не практиковалось. Это изобретение советских времен. Первое Новогоднее поздравление по радио было сделано председателем ЦИК СССР М.И.Калининым 31 декабря 1935 года полярникам. А в грозном 1941 году М. И. Калинин впервые в истории СССР обратился с новогодним радиообращением ко всему советскому народу. Новогоднее поздравление повторилось накануне 1944 года, предшествуя первому исполнению нового Государственного гимна СССР. После смерти Калинина такие радиообращения были прерваны до 1953 года. 31 декабря 1953 года к советскому народу обратился Председатель Президиума Верховного Совета СССР К. Е. Ворошилов. С 1956 года новогоднее обращение к советскому народу стало безличным и исходило от — ЦК КПСС, Верховного Совета и Совета Министров СССР.
С первым телеобращением к народу выступил в декабре 1971 года Леонид Ильич Брежнев. Сейчас с ним обращает Президент Российской Федерации.
НОВОГОДНИЕ ПРИМЕТЫ И ГАДАНИЯ
В нашем восприятии Новый год – своеобразный рубеж, открывающий новый этап в жизни. Кому бы не хотелось заглянуть в будущее, приоткрыть завесу тайны! Вот почему издревле были так распространены подлинно народные приметы и гадания. Многие из них дошли до нас в трудах первых ейских историков 19 века протоиерея Тимофея Стефанова и учителя ейского Александровского училища Петра Горбанева.
Итак, ейские новогодние приметы:
Как Новый год встретишь, так новый год и проведешь. Чтобы обеспечить благополучие нового года, ему следует устроить радостную, приветливую встречу.
Нельзя в Новый год отдавать деньги, иначе весь год отдавать придется.
Чиханье во время трапезы – хороший знак, и такой счастливец обыкновенно получает какой-нибудь подарок.
Если на Новый Год надеть что-нибудь новое, то год будет удачным. В новогоднюю ночь с обновкой - целый год ходить в обновках.
Каравай и соль на новогоднем столе - к благополучию.
Перед Новым годом нельзя выносить сор из избы, иначе целый год не будет домашнего благополучия. Если первый день в году веселый, то весь год будет таким.
Если в первый день нового года торговец отдаст товар первому встречному покупателю очень дешево, то весь год будет удачная торговля.
Нельзя пить остатки вина в рюмках, а то будешь вечным пьяницей!
Новогодние гадания так же были весьма популярны у ейчан, вот какими они были в 90-е годы 19 века:
«Накануне Нового года члены семьи собираются, намечают каждый свою ложку, кладут их в чашку, порознь, выпуклой стороной вверх, и накрыв ее хлебом, ставят под образа; на другой день смотрят: чья ложка перевер¬нется, тот в этом году и умрет.
Накануне Нового года, когда люди выходят из церк¬ви, девушки и парубки идут им навстречу, каждый отдельно, и к первому встречному подходят, обыкновенно девушки к мужчинам, а парубки к женщинам, и спрашивают имя. Сказанное имя и будет именем их будущих суженых.
Под Новый год, ложась спать, девицы кладут под головы гребень, говоря: «суженый, ряженый! расчеши мне голову». Во сне они увидят его, чешущего им волосы.
Девушки, желая увидеть жениха, ложатся на новом месте, говоря: «ложусь на новом месте, приснись жених невесте!». Делается в ночь под Новый год.
Чтобы узнать, в какой стороне быть замужем, под Новый год девушки выходят на двор и слушают, в ка¬кой стороне залают собаки.
Вечером под Новый год, выходят под сарай и берут два полена, вносят в избу и смотрят: если они оба гладкие, — значит и жизнь в будущем году будет хорошая, если оба суковатые, — жизнь будет плоха, и если одно глад¬кое и одно сучковатое, то и жизнь будет, хоть и плохая, но богатая.
Из соломенной крыши девица под Новый год выдергивает пук соломы и находит в нем хлебные зерна, собирает их и считает парами: если выйдет чет, девица выйдет в наступающем году замуж.
Под Новый год девицы за ужином едят соленое и ничего не пьют; ложась спать, они говорят: «суженый мой, напой меня!». Если приснится кто то, то они узнают своего жениха.
Накануне Нового года, вечером, старший в семье берет луковицу и разрезает ее пополам так, чтобы можно было выбрать чашечки половинками; отсчитывает их 12, по числу месяцев в году и, расставив их рядком, насыпает понемногу соли, хоть до половины, например; затем, начиная с левой стороны, первой чашечки дает название января, второй февраля и т. д.; назначивши имена всем чашечкам, загадывает, какой месяц в году будет более всего дождливый и какой менее. На утро смотрят, где более растаяло соли и где менее, а где и совсем нет; по этому заключает, какие месяцы будут дождливые, а какие сухие. Чашечки ставятся под окнами в комнате, близко к рамам.
Достают паука и сажают его в пустой горшок на ночь; если он к утру совьет паутину и будет сам сидеть в ней, значит, задуманное дело исполнится, а если задуманное не должно сбыться, то паук будет сидеть на дне горшка.
Берут с вечера в колодце чистую воду и отмеривают в какую-нибудь посуду три раза по девяти ложек ее, при счете останавливаясь за каждым девятком и снова начиная с единицы. Отмеривши воду, накрывают её иконой. Утром вновь пересчитывают тою же ложкою; если прибавит¬ся воды, значит, задуманное дело исполнится; а если нет, то и дело не удастся».
Так праздновали Новый год в старом Ейске. Традиции этих праздников, долгое время не поощряемые в нашей стране, в полной мере были возрождены лишь после Великой Отечественной войны. С тех пор веселый, праздничный новый год вновь освещает ёлочными огнями улицы и площади нашего города.
С наступающим Новым годом, дорогие ейчане!
А. Иванов
Лауреат премии имени С.Ф.Бондарчука, заслуженный работник культуры Кубани