19.05.2021
(К 110-летию со дня рождения Героя Советского Союза, Заслуженного лётчика-испытателя СССР, Заслуженного мастера спорта СССР полковника в отставке Ивана Моисеевича Сухомлина)
Родился Иван Моисеевич Сухомлин 19 мая 1911 г. в местечке Малая Виска Маловисковской волости Елисаветградского уезда Херсонской губернии Российской империи (ныне город Малая Виска Новоукраинского района Кировоградской области Украины) в семье плотника-строителя Моисея Семеновича и Александры Силовны Сухомлиных.
В 1918 г. был отдан в школу. Иван вспоминал: «…Обучаясь в школе, я вспоминал очень редкие случаи периода гражданской войны, когда «красные» самолеты над нашей Виской вели бои с белыми. В мирное время над нами летали самолеты из части «Елизаветграда». И я решил стать лётчиком. Хотя отец, строивший железную дорогу, очень хотел, чтобы я стал машинистом...».
С 1926 г. Иван Сухомлин начал работать – на сахарном заводе, на железной дороге. После окончания школы в 1928 г. по путёвке комсомола поехал поступать в Военно-теоретическую школу лётчиков ВВС РККА в Ленинград. Все письменные математические экзамены сдал на отлично и был зачислен курсантом школы. После её окончания в декабре 1929 г. курсант Сухомлин был направлен во 2-ю Военную школу лётчиков им. Осоавиахима СССР в Борисоглебск.
Окончив программу лётной подготовки 8 декабря 1930 г. прибыл в Севастополь – в Школу морских лётчиков и лётчиков-наблюдателей ВВС РККА им. тов. Сталина. Выпуск из школы состоялся в апреле 1931 г. Ивану Моисеевичу было предложено остаться в ней младшим лётчиком. В 1931 г. школа была перебазирована из Севастополя в Ейск, вместе с ней к новому месту службы едет Иван Сухомлин. С сентября 1932 г. он – инструктор-лётчик Ейской авиационной школы. Более пяти лет Иван добросовестно занимался инструкторской деятельностью, обучением курсантов школы лётному делу. За годы инструкторской работы им были освоены самолёты «Авро-504-к», Р-5, Р-1, МР-1, МБР-2, «Савойя-16», «Савойя-62», МБР-4, Р-6, И-5, И-7.
Большим увлечением Ивана Моисеевича был планеризм. В нашем городе планеры изготавливались в мастерских Ейской авиашколы им. Сталина. На планерах конструкции энтузиаста планеризма воентехника 1 ранга Владимира Никандровича Верзилова в 1934-35 гг. Сухомлиным был установлен ряд всесоюзных рекордов продолжительности полёта на планере, превышающих мировые достижения. Все рекорды Сухомлина И.М. на планерах были зафиксированы как всесоюзные, т.к. СССР тогда не входил в систему ФАИ. 14 октября 1934 г. в Коктебеле планеристами войсковой части 2150 (до июля 1936 г. условное наименование Военной школы лётчиков и лётнабов сухопутной и морской авиации им. Сталина) лётчиком-планеристом Иваном Моисеевичем Сухомлиным и вторым членом экипажа планера Александром Давыдовичем Венусом (помощник начальника штаба училища) на планере «Сталинец-2» был установлен мировой рекорд продолжительности полёта на двухместном планере (14 час. 12 мин.), а 18-19 ноября 1934 г. ими установлен новый мировой рекорд – уже 24 час. 10 мин. 2-3 октября 1935 г. Сухомлиным на одноместном пилотажно-тренировочном планере «Сталинец-4» был установлен мировой рекорд продолжительности полёта для одноместного планера – 38 часов 10 минут.
Постановлением Центрального Исполнительного Комитета СССР «О награждении лётчиков Военно-воздушных сил РККА» от 25 мая 1936 г. за высокие личные успехи по овладению боевой техникой и умелое руководство политической подготовкой ВВС РККА старший лейтенант Иван Моисеевич Сухомлин был награждён орденом Ленина. Он – один из первых инструкторов училища, удостоенных высшей награды Родины – ордена Ленина.
С ноября 1937 г. Сухомлин переходит на лётно-испытательскую работу в НИИ Морской авиации РККА в г. Севастополь.
Отвечая на письмо своему бывшему командиру Тихону Карповичу Коропу 7 марта 1961 г., Иван Моисеевич писал, что «с 1937 г. я в НИИ МА. Организация Вам известная. Там же в 1940 г. на амфибии Ант-44 (Ту-44) установлено семь рекордов высоты и скорости с грузами. Сейчас эти результаты несколько наивные, но они не побиты пока до сих пор, числятся в таблицах ФАИ за мной». На должностях командира звена и лётчика-испытателя в научно-исследовательском институте он находился до февраля 1943 г. Провёл испытания ряда самолётов, среди них: МБР-2, ДБ-3ПТ, АНТ-44 бис (МТБ-2), Че-2 (МДР-6), летающая лодка П.Д. Самсонова (МДР-7), МБР-7, Бе-4 (КОР-2). В 1938 г. три месяца готовил женский экипаж в составе Полины Осипенко, Веры Ломако, Марины Расковой, который на гидросамолете пролетал 10 часов 33 минуты и побил мировой рекорд.
Участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 г. Самолёт МТБ-2 («Черноморская чайка») капитана Сухомлина базировался в Северной бухте Севастопольского рейда. Командир корабля 80-й авиаэскадрильи выполнил на нём 21 боевой вылет по уничтожению вражеских объектов в промышленных центрах Румынии – Бухаресте и Констанце, по уничтожению техники и живой силы противника в районе Одессы, Николаева, Херсона, Перекопа и Севастополя. Иван Моисеевич за отличное выполнение боевых заданий, за большую эффективность бомбардировочных ударов был награждён первым боевым орденом. Представление о его награждении орденом Красного Знамени было подписано Командующим ВВС Черноморского флота генерал-майором авиации Ермаченковым В.В. 18 декабря 1942 г. В составе ВВС Черноморского флота Иван Моисеевич Сухомлин воевал до 15 мая 1943 г. С 28 мая 1943 г. проходил службу во 2-м гвардейском истребительном Краснознамённом авиационном полку имени Б.Ф. Сафонова 6-й истребительной авиадивизии ВВС Северного флота. За хорошую подготовку молодого лётного состава, за личное участие в боевых операциях помощник командира полка по лётной подготовке и воздушному бою гвардии майор Иван Моисеевич Сухомлин был награждён орденом Красной Звезды. К 8 сентябрю 1944 г. им на самолётах Р-39 «Аэрокобра» было введено в строй свыше 50 молодых лётчиков. Он лично участвовал в боевых операциях по разгрому немецких захватчиков, им было совершено 56 боевых вылетов на «Аэрокобрах» и Як-1. Вместе с гвардии майором Сухомлиным в полку служили многие воспитанники Ейского авиаучилища, среди них – командир полка гвардии подполковник Дмитрий Фёдорович Маренко, Герой Советского Союза гвардии капитан Захар Артёмович Сорокин и многие другие. Сорокиным З.А. о своём боевом товарище, однополчанине Сухомлине И.М. был написан очерк «Хозяин синих вершин».
После окончания Великой Отечественной войны, с июля 1945 г., Иван Моисеевич Сухомлин работал в НИИ авиации ВМФ в г. Рига. Уже в 1945 г. помощником начальника отдела Лётно-испытательного института ВВС ВМФ майором Сухомлиным были проведены испытания МДР-6 (Б-4), в октябре 1947 г. поднят в небо первый серийный МиГ-13 (И-250). В 1948 г. Иван Моисеевич был переведён в Феодосию заместителем начальника лётно-испытательной станции НИИ авиации ВМС. Испытывал самолёты Т.М. Бериева (Бе-6 и Бе-6М), первую советскую реактивную летающую лодку Р-1. Много превосходных слов о лётчике-испытателе Сухомлине, внёсшем огромный вклад в испытание гидросамолётов нашей страны написано в книге А.Б. Григорьева «Альбатросы. Из истории гидроавиации».
С 1954 г. Иван Моисеевич Сухомлин переводится на лётно-испытательную работу в ОКБ А.Н. Туполева. Проживал в городе Жуковский Московской области. В 1961 г. в письме Коропу Т.К. он писал: «Работаю я прикомандированным от ВВС уже 7 лет у ОКБ А.Н. Туполева. Работы много, работа интересная, хотя и нелёгкая. Кое о чём можно говорить, о многом говорить нельзя. Но дела эти для лётчика очень интересные».
16 февраля 1955 г. Сухомлиным И.М. (второй пилот) в составе экипажа Нюхтикова М.А. были проведены испытания самолёта 95/2. Экипаж Сухомлина 23 января 1962 г. выполнил первый полёт на Ту-126. Им проведены испытания Ту-95, Ту-95 К, Ту-96 (второй пилот), первого серийного Ту-114 Куйбышевского авиазавода (1958). Иван Моисеевич Сухомлин принимал участие в испытаниях Ту-16, Ту-104, Ту-116 и других самолётов.
В письме отправленному Коропу Т.К. 30 декабря 1974 г. он писал: «Когда-то пришлось испытывать пассажирские машины и пока они были в одном-двух экземплярах пришлось летать и по заграницам. Был два раза в США. Интересно, если не долго. Главный интерес для меня был испытание самолётов. Особо на сложные элементы… Доложу Вам Тихон Карпович, я много делал сложных испытаний и не для похвальбы не делал брака. …А рекорды – это побочный продукт. Ширпотреб. Не для рекламы Сухомлина, а для рекламы самолётов Бериева, Туполева».
В общей сложности у Ивана Моисеевича Сухомлина было сорок два мировых рекорда (из них 5 – вторым пилотом). Тридцать один из них был связан с самолётом Ту-114, причём двадцати четыре из них установлены в 1960 г. Неслучайно именно в 1960 г. полковник Сухомлин И.М. был удостоен почётных званий «Заслуженный лётчик-испытатель СССР» и «Заслуженный мастер спорта СССР». 7 марта 1961 г. в своём письме Тихону Карповичу Коропу он писал: «В 1960 г. мною установлено ещё 24 рекорда на самолёте Ту-114. Все эти дела носят спортивный характер и выполнялись между делами по испытаниям».
Летчику-испытателю полковнику Ивану Моисеевичу Сухомлину за испытание и освоение новой военной техники и проявленные при этом мужество и героизм 26 апреля 1971 г. присвоено звание Героя Советского Союза.
С 28 ноября 1973 г. полковник Сухомлин И.М. – в отставке. Жил в посёлке Кратово и посёлке Родники Раменского района (ныне Раменского городского округа) Московской области.
30 декабря 1974 г. Иван Моисеевич из Кратово писал своему бывшему командиру Коропу Т.К. в Ейск: «Грех жаловаться на жизнь и работу как в Ейске, так и Севастополе. Трудные годы войны в Крыму, Кавказе, а потом в Заполярье в полку им. Б. Сафонова тоже оставили добрый след в душе и сердце.
… За свою работу я получил всё с лихвой. Мне много дали. И Герой, и Заслуженный испытатель и Заслуженный мастер спорта. И бесконечно в парторганах, парткомах, горкоме, депутат сейчас Мособлсовета. Куда больше».
Он всегда гордился тем, что воспитывался в Ейской школе морских лётчиков им. Сталина. Именно в ней он получил закалку и мастерство, которые помогали ему жить и работать.
Умер Герой Советского Союза Заслуженный лётчик-испытатель СССР, Заслуженный мастер спорта СССР полковник в отставке Иван Моисеевич Сухомлин 28 августа 1993 г. Похоронен на кладбище посёлка Родники Раменского городского округа Московской области.
Награждён тремя орденами Ленина (1936, 1955, 1971), тремя орденами Красного Знамени (1943, 1949, 1966), двумя орденами Отечественной войны I степени (1945, 1985), двумя орденами Красной Звезды (1944, 1957), медалями, в том числе медалями «За оборону Одессы» (1942), «За оборону Севастополя» (1942), «За оборону Кавказа» (1944), «За оборону Советского Заполярья» (1945), «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» (1946).
Фостийчук В.В., ведущий научный сотрудник Ейского историко-краеведческого музея им. В.В. Самсонова, кандидат политических наук, доцент