Опыт Ейского историко-краеведческого музея в проведении интерактивных экскурсий и мероприятий.

12.11.2021

    Аннотация: Актуальность данной статьи заключается в необходимости применения теоретических и практических аспектов инноваций в культурно-просветительной деятельности ейского музея, а также интерактивного взаимодействия в экскурсионной работе. 

    Abstract: The relevance of this article lies in the need to apply theoretical and practical aspects of innovations in the cultural and educational activities of the Yeisk Museum, as well as in the interactive in the excursion work.

    Ключевые слова: ейский музей, модернизация музейного дела, виртуальные экскурсии, интерактивные экскурсии, мультимедийно-интерактивные программы, индивидуальные экскурсии, QR-код, формирование цифрового контента, пандемия, новый формат посещения музея – онлайн, виртуальное пространство музея, инновационная работа ейского музея.

    Keywords: the Yeisk museum, modernization of the museum business, virtual excursions, interactive excursions, multimedia and interactive programs, individual excursions, QR codes, formation of the digital content, pandemic, a new format of visiting the museum-online, virtual space of the museum, innovative work of the Yeisk museum.

    Важное место в культурной жизни общества занимают музеи. Они составляют предмет национальной гордости нашей страны. Музей - это храм истории, хранитель материального и духовного наследия. Основные задачи и цели работников музея - это пополнение, сохранение и модернизация музейного дела. Сотрудники не ограничиваются собиранием и экспонированием материальных и духовных ценностей, они также ведут большую культурно-просветительную работу: устройство выставок, проведение экскурсий и мероприятий, организацию чтения лекций, написание специальной литературы не только для музейных стен, но и для общественных масс. Музейные сотрудники занимаются научно-исследовательской деятельностью, которая включает и культурно-просветительную, являющуюся одной из основных направлений деятельности их работы.

    С конца ХIХ века к культурно-просветительной деятельности музея традиционно относятся экскурсии и лекции. С середины 80-х годов прошлого столетия распространяются такие жанры экскурсий, как театрализованные экскурсии, экскурсии-беседы, экскурсии-уроки, музейные праздники и другие (6). На протяжении последних десятилетий многие музеи динамично развиваются, но, к сожалению, некоторые из них не соответствуют форматам актуальных тенденций: устарелость, консервативный подход к проведению экскурсий, организации мероприятий, а также слабое использование в них современных технологий. Это ведет к тому, что они становятся не привлекательными для посетителей музея, особенно для молодого поколения. 

    Музеи, которые хотят пользоваться спросом, должны быть креативными, больше брать инновационных деятельных ролей, неся ответственность перед обществом. Инновации в музее приносят им новые идеи, продукты и благоприятствуют появлению новых новаторских услуг (5).

    Ейский историко-краеведческий музей имени В.В.Самсонова - один из старейших музеев Кубани - был основан 5 мая 1920 года на базе учебных наглядных пособий, открытых педагогами города в 1910 году. Фонды музея насчитывают более 66 тысяч экспонатов. Среди них материалы археологических и этнографических экспедиций, документы, фотографии, награды ейчан, уникальные материалы по истории города Ейска и северо-западного региона Кубани. Музей имеет 2 филиала – это художественный музей им. И.А. Арзамасцева, а также музей И. М. Поддубного и Мемориальный комплекс «Защитникам Ейска» (7).

    С начала 90-х годов ейский музей расширяет культурно-просветительную деятельность, предоставляя посетителям музея обзорные экскурсии, тематические экскурсии, театрализованные программы. Следуя запросам современного общества и стараясь остаться актуальным для него, музей города и сейчас предоставляет посетителям информацию на основе их интересов, расширяя музейное пространство новыми интерактивными продуктами, а именно: экскурсиями, мультимедийными мероприятиями, музейными квестами, внедренными QR-кодами, а также самостоятельными продвижениями музея в сети интернет и в группах музея - Calls-технологии. Также внедрены виртуальные экскурсии, разработаны виртуальные туры на сайте. Сотрудники музея превращают его в комфортную среду с формой интерактивного взаимодействия, что в свою очередь влияет на продуктивное общение с разными категориями граждан: воспитанниками детских садов, учащимися школ, студентами, военнослужащими, людьми с ограниченными возможностями и другими. И сейчас ейский музей может приятно удивить своей работой даже самых искушенных экскурсантов. 

    Тема интерактивных экскурсий как форма культурно-просветительной деятельности музея, должна оцениваться не просто как потребность современного взгляда на музей и имеющихся в нем коммуникаций (технологий) интерактивного искусства, это еще и признак толерантности и коммуникативной компетенции музейной среды в интересах молодого поколения (4). 

    Ейский музей выражает готовность к общению с посетителями разных целевых аудиторий, а также установлению с ними отношений через программы виртуальной реальности.

    В 21 веке современные технологии позволяют посмотреть любой музейный экспонат, в частности, при помощи мультимедийного пространства (мультимедиа) (1). Экспонаты прошлого и инновационные технологии – это прекрасный «тандем», который успешно работает в музейных программах. И когда-то лежавшие в фондах подлинные материальные предметы могут вызвать настоящую информационную революцию для музейной аудитории. 

    Во время проведения мероприятий и экскурсий в Ейском историко-краеведческим музее, музейщиками выставляется для показа много экспонатов из фондов музея, которые также представляются в мультимедийно-интерактивных программах. 

    К примеру, мероприятие «Обычаи и традиции кубанской казачьей семьи» рассчитано на учащихся младшего и среднего возраста. В нем, помимо реальных экспонатов, ребятам показывают музейные предметы и в цифровом формате при помощи мультимедийной презентации: артефакты, традиционную одежду кубанских казаков, элементы вооружения и другое. В ходе мероприятия ребята слушают экскурсию об обычаях и традициях казачьей семьи, также в реальном времени рассматривают предметы быта казаков. У ребят есть возможность самим погладить рушник при помощи старинного приспособления для глажки - рубеля и скалки, насладиться народным фольклором, спеть частушки и даже импровизировать на казачьем диалекте «балачка».

    Мультимедийно-интерактивные программы очень хорошо воспринимаются участниками, особенно в тех случаях, когда им можно дополнительно совершить серию путешествий в музейное пространство и попасть в скрытый от взгляда исторический мир.  В радикальном понимании - это инструменты в познании музейного мира.

    Мероприятие «Почта в Ейске», которое подготовлено для учащихся средних классов.  В этой познавательной программе ребята узнают о первых почтовых трактах, проходивших через новый портовый город, основанный самим Светлейшим князем Михаилом Семёновичем Воронцовым. Просматривают первые письма, документы, телеграммы, счета, написанные и заполненные купцами, обосновавшимися в новом торговом городе. Также в гости к ребятам заглядывает «почтарь» с замысловатым извещением, которое дети расшифровывают с помощью «оптического телеграфа».

    Музейные программы могут быть показаны и с помощью традиционных средств (экспозиция, выставки, макеты, и т.д.), но современные средства отображения информации оказываются в данном случае куда более зрелищными. И такое зрелищное представление ребята среднего звена могут увидеть в познавательно-развлекательном мероприятии «Эх, зимний разгуляй!». В преддверии нового года детям проецируется история зимних календарно-обрядовых праздников. В нем они узнают, как в старину отмечали Новый год, Рождество, Крещение. В процессе мероприятия ребята знакомятся со старинными артефактами, принадлежавшими когда-то ейчанам, а также наряжаются в разные персонажи, например, в «мехоношу», который в сопровождении фоновой новогодней музыки собирает конфеты, пополняя свой волшебный мешок новогодними дарами.

    Особое внимание ейским музеем уделяется патриотическому воспитанию детей и молодежи. Для них проводятся разные мероприятия военно-патриотической направленности. Ребятам рассказывают о событиях времен Великой Отечественной войны. Дети узнают историю сражений под Ейском, проходивших в августе 1942 года, знакомятся с экспонатами времен войны, играют в тематические, познавательные, интерактивные игры. Например, такие как «Разведчики», «Рода войск», сюжетно-ролевые игры «Военный госпиталь» и т.д. В интерактивной программе «Солдатский треугольник», проводимой для учащихся младших классов, ребята узнают историю военно-полевой почты времен Священной войны и сами учатся складывать по-особому солдатский треугольник. В интерактивно-театрализованном мероприятии для учащихся средних классов «Вещмешок солдата» ребята узнают о солдатском быте, собирают сами вещевой мешок из предоставленных артефактов музея, смотрят аудио- и видео- хронику времен Великой Отечественной войны. Для учащихся старших классов музейщики предоставляют военные квесты, одно из них - «Пропавший герой». В музее дети проходят по определённому маршруту, выполняя разные задания по зашифрованным локусам с целью получения букв, которые помогут найти «пропавшего героя».  

    В музейных программах детьми положительно приветствуются игры, где происходит прямое взаимодействие с музейными экспонатами, особенно в сопровождении командных тактильных познавательных игр.  

    Мероприятие «Пасха в Ейске», подготовленное для учащихся младших и средних классов, насыщено разными тактильными играми с повествованием о пасхальной неделе. Атмосферу праздника создают красный угол, пасхи, куличи, пасхальных яйца, «звон колоколов». 

    Тактильное восприятие окружающей действительности играет большую роль в детских экскурсиях и мероприятиях. Дети хотят знать, как работает, из чего состоит, каков на ощупь тот или иной экспонат-это главный ключ в работе с детьми. Им необходимо убедиться в действительности предмета, а не просто стоять и смотреть – «так неинтересно». В интерактивной программе для учащихся младших и средних классов «Потеха в доме не помеха!» экскурсовод погружает детей в атмосферу конца 19 начало 20 века. В интерьере купеческого дома ребята знакомятся и играют в старинные игры: пазлы, лото, шарады, бирюльки, ручеёк и т. д.  

    В музейном детском квесте «Путешествие по сказкам» учащихся младших классов встречает «домовой музея Кузьма». Он создает атмосферу дружбы с ребятами, рассказывает им про музейные экспонаты, которые превратились в «сказочные предметы». Каждая найденная участниками «сказка-экспонат» раскрывает детям секреты музейного предмета и в свою очередь задействует ребят в квест-игре. В музейном квесте «Найти сокровище краеведческого музея» у ребят сразу же возникает образ потайной комнаты, которую они должны отыскать и найти в ней клад. Для воспитанников детских садов представляется увлекательное театрализованное мероприятие «Царица Приазовья». В атмосфере природного мира они рассматривают разных обитателей фауны, слушают звуки природы, отгадывают загадки на заданные темы.

    Концентрация на каких-то одних интересных деталях помогает наиболее ярко передать участникам мероприятия то детское впечатление, благодаря которому у них и возникает интерес к посещению музея.

    В Художественном музее города Ейска детей разновозрастной категории познакомят в интерактивной форме с экспозициями или выставками музея. Ребят влюбляют в атмосферу музея, и дети сами смогут попробовать себя в роли настоящих художников. 

    В Мемориальном музее И.М. Поддубного ребята разных классов узнают о выдающемся борце «Чемпиона Чемпионов» - Иване Максимовиче Поддубном. Также в музее в интерактивном мероприятии дети могут побывать на арене цирка и стать участниками веселого представления.

    Особой популярностью в ейском музее пользуются индивидуальные экскурсии, которые проводятся как для одиночного посетителя, так и для семейных групп. Экскурсоводы расскажут не только об истории города, но и ответят на все интересующие вопросы, что в групповой экскурсии вызывает сложности. Для семейной аудитории предлагаются экскурсии, в которых экскурсантов задействуют в театрализованных сценках, командных квест-играх. Также экскурсоводы по заявкам посетителей могут провести мастер-классы, например, с помощью научно-вспомогательных предметов «приготовить» традиционное кубанское блюдо-борщ и многое другое.

    Сотрудники ейского музея пользуются разными инновационными приемами, находят тот самый интерактивный стиль, который полюбится и детям, и взрослым. Современному экскурсоводу сегодня недостаточно только знать хорошо материал и отвечать на все вопросы - он должен быть клиентоориентированный, эрудирован в разных направлениях (3). Становясь ненадолго шоуменом, музейщики в интерактивных программах импровизируют, превращаясь в актёров, украшают интерактивные экскурсии эмоциональными фокусами, используя дополнительные предметы научно- вспомогательного фонда музея, а для большего эффекта оснащают мероприятия и экскурсии разными декорациями и реквизитами. Именно эти приёмы помогают удержать внимание экскурсантов, особенно посетителей молодого поколения.   

    Современные технологии теперь позволяют создать музеям дополнительные реальности. Медиатехнологии ейского музея активно используются в экспозиционной деятельности. Внедрены видео-, аудио- фрагменты для создания тех или иных образов, дополняющих язык музейного предмета. Живой музей как «полезный» музей, интегрированный в современную коммодитизированную (превращение продукта в товар массового потребления), креативную и высокотехнологичную среду (2).

   Создание Wi-Fi и внедрение QR-кодов в ейском музее помогает посетителям музея подключиться к сети, чтобы они могли отсканировать с мобильных гаджетов QR-коды и самостоятельно узнать больше информации об экспонатах музея. Внедренные QR-коды хранят в себе информацию, касающуюся истории портового и торгового города Ейска, основанного в 1848 году, также подробно раскрывают тему жизни ейчан: колорит, традиции, обычаи. Для посетителей без смартфонов ейский музей предоставляет для пользования планшет и наушники. 

    Сегодня всем понятно, что не реагировать на происходящие социальные изменения в сети интернет невозможно. Виртуализация радикально меняет способ организации музейного пространства. Виртуализация музея: создание площадок в социальных медиа, ведение активной коммуникации в социальных сетях, оптимизация сайта, формирование цифрового контента (аудиогиды, оцифрованные книги, 3-D экспонаты, видео файлы, приложения, подкасты и т.д.) – вот задачи любого современного музея. 

    Ейский историко-краеведческий музей перешел на виртуальный формат еще в 2015 году, и у посетителей появилась возможность изучить виртуально ейский музей, не приходя в него. Конечно, был риск снижения реального посещения музея.  Но, как показала практика, наоборот, виртуализация поспособствовала большему интересу к реальному посещению музея.

    Когда в 2020 году началась пандемия, то в первые же дни музеи России остановили прием посетителей и отправили своих сотрудников на удаленную работу. Несколько месяцев музеи были закрыты, что породило новый формат посещения музея – онлайн, к чему ейский музей был готов, имея свою социальную платформу. С помощью виртуального пространства люди и дальше стали знакомиться с музейным продуктом, который, оказался чрезвычайно востребованным. 

    Ейский историко-краеведческий музей продолжает вести работу в цифровом формате, выставляя для массового просмотра видеоролики, видеоэкскурсии и интерактивные видео-мероприятия и статьи.  Они распространяются в виртуальном контенте через социальные площадки: «YouTube», «Одноклассники», «ВКонтакте», «Instagram». Продолжается активная работа на сайте ейского музея, которая расширяет возможность коммуникации между музеем и ее потребителем. И сейчас продвижение музейных интерактивных экскурсий в сети интернет, как инновационный продукт, привлекает разную социальную аудиторию в том числе и привлечения ее к посещению музея. 

    Ейский музей, желая оставаться актуальным и востребованным, оперативно реагирует на происходящие вокруг изменения и в реальном мире, и социальных сетях, используя при этом инновационные технологии и средства их продвижения. 

    Современный музей -это сложная многоуровневая система, сочетающая традиционные виды просветительной деятельности по сохранению, изучению, экспонированию историко-культурного наследия, с образованием интерактивных форм в культурно-досуговых программах. 

    Евко Наталья Павловна (Город Ейск), ведущий н/с экскурсионно-массового отдела

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

1. Шляхтина Л.М. Основы музейного дела: теория и практика. 4-е изд., стер. — СПб.: Лань, Планета музыки, 2017. — 248 с. 5. Журнал «Музей». Тема номера: «Музей как медиа». № 2, 2015 года ISSN: 2074-9589 — 74 с.

2. Лескова Галина Андреевна, доцент, к.э.н., зав. кафедрой туризма и социально-культурного сервиса СПбГИК. Национальный проект «Культура» Федеральный проект «ТВОРЧЕСКИЕ ЛЮДИ» Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Инновационные подходы к организации экскурсионной деятельности» Лекция 1. — 7 с.

3.   https://muzeisamsonova.ru МБУК ЕГП ЕР ЕЙСКИЙ ИСТОРИКО-КРАЕВЕДЧЕСКИЙ МУЗЕЙ ИМ раздел «Главная». 

4. Журнал «Музей». Тема номера: «Дети в музее» № 6, 2020 года. 20749589 —  79 с.

5. Журнал «Музей». Тема номера: «Музей как медиа». № 2, 2015 года ISSN: 2074-9589 — 74 с.

6. Журнал «Музей». Тема номера: «Неформальные подходы к инновации музея». № 11, 2019 года. ISSN: 20749589 — 77 с. 

7. Журнал «Музей». Тема номера: «Цифровые технологии: угроза или реальность» № 10, 2016 года. ISSN: 2074-9589 — 80 с.

 

ССЫЛКА НА СТАТЬЮ В СБОРНИКЕ:

Ф-38 Музейное дело в России: традиции и современные тенденции. Материалы научно-практической конференции (Фелицынские чтения-ХХIII). – г. Краснодар, 21-23 сентября 2021 г. – Краснодар: «Вика-Принт», 2021-320 с.  Стр. статьи 70-74.