15.08.2021
Начало прошлого века знаменовалось покорением воздушного океана. Ейчане и Ейск не остались в стороне от этого эпохального события. Успехи авиации в начале XX в., обратили внимание августейшего председателя комитета по усилению военного флота Великого князя Александра Михайловича на возможное серьезное значение авиации в военном деле. Великий князь пришёл к убеждению, что необходимо положить начало созданию в России военного воздушного флота. 6 февраля 1910 года император Николай I разрешил учрежденному Особому комитету по усилению военного флота на добровольные пожертвования продолжать для этой цели повсеместный сбор средств. Воздушный флот, сооружаемый комитетом на эти деньги, оставил в ведении и распоряжении комитета, а в случае открытия военных действий его следовало передавать с подготовленной командой морскому и военному ведомствам для усиления боевых сил империи.
Осенью в Петербурге был устроен Всероссийский праздник воздухоплавания, в котором приняли участие возвратившиеся из-за границы офицеры-лётчики комитета. Собирали пожертвования и в Ейске. Был создан Городской комитет по сбору добровольных пожертвований на воздушный флот под председательством полицмейстера войскового старшины Е.Т. Ромащука. Чтобы привлечь внимание и сочувствие общественности и найти средства на постройку летательных аппаратов, Всероссийский аэроклуб организовал в 1910-1912 годах сбор добровольных пожертвований, распространяя так называемые жетоны кружечного сбора.
Памятный жетон с изображением самолета на фоне земного шара вручался тем, кто внес 3-5 рублей. Надпись на жетоне свидетельствовала о прозорливости энтузиастов русского самолетостроения, заявлявших, что «Воздушный флот - сила России» в то время, когда летательный аппарат рассматривался едва ли не как разновидность аттракциона.
Первый полёт самолета в Ейске состоялся под управлением пилота Амбарцума Кеворковича Арутюнова (Гомбарцума Кеворковича Арутюнянца) 15 и 16 февраля 1914 года. Арутюнов был родом из Армавира, пользовался там заслуженной славой талантливого механика и изобретателя. Будучи по специальности механиком, он являлся совладельцем мастерской «Вулкан» в Армавире, где производились слесарные и кузнечные работы, изготавливались инструменты, вагонетки и дрезины. Будущий авиатор был известен в качестве изобретателя, запатентовавшего ряд технических приспособлений и инструментов, в том числе «железнодорожный стрелочный замок» и «железнодорожную кирку с конусообразной подбойкой». Но его увлекла профессия лётчика. Он продал кузницу, к этим средствам прибавил сбережения от своих изобретений и на эти деньги, через фирму «Катэк», в рассрочку, купил самолет. В мае 1913 года А. К. Арутюнов успешно завершил обучение в Одесской авиационной школе. Вскоре занял у ряда состоятельных сельчан около 5 тысяч рублей, на которые в Одессе купил биплан «Фарман». В 1914 году Арутюнов стал совершать демонстрационные полёты в городах Кавказа. В качестве помощника с ним отправился еще один житель Армавира — Георгий Иванович Хазанжиев.
На масляной неделе 1914 года его с восторгом встречали в Ейске. На пустующей площадке за вокзалом установили трибуны для зрителей, на поле самолёт выкатили нижние чины местной воинской команды. Публики собралось много. Мальчишки крутились вокруг лётчика, ловя каждое его движение и слово. Погода была ясная, почти весенняя. Когда аппарат был готов к вылету, авиатор предложил желающим совершить полёт вместе с ним. Предварительно, приезжая в Ейск для организации полётов, он договорился, что среди пассажиров будет дама. Но этим планам не удалось осуществиться. Аэроплан, неуклюже подпрыгивая на неровностях, сделал пробежку и поднялся в воздух. Подъём, спуск и планирование отличались необыкновенной красотой. Многосотенная толпа была в полном восторге.
На следующий день зрители собрались вновь. Погода, как часто бывает в Ейске в это время года, изменилась. Задул резкий пронизывающий ветер. К 4 часам пополудни зрители изрядно замерзнув, тем не менее, с любопытством ждали полёт с пассажиром. Им вызвался быть редактор местной газеты «Приазовская речь» Михаил Финкельштейн. Уже с момента подъема аппарат стало рвать и метать. Двигатель «Гном» в 50 лошадиных сил, рассчитанный на полёт при ветре не более 7-8 баллов, стал давать перебои. Пассажир строго следовал указаниям авиатора, и несколькими резкими маневрами пилоту удалось справиться с кренами и посадить машину далеко от трибун. Первыми словами Арутюнова, по словам Финкельштейна, опубликованными на страницах газеты были: «Мы спаслись чудом. Этим я обязан вашему хладнокровию». Хотя рассказ краеведа Г.В.Климентьева трактует окончание этого полёта совсем по-иному.
Под напором публики, требовавшей продолжение программы, несмотря на погодные условия, аэроплан взлетел ещё раз. Сильными порывами ветра его бросило на землю. Аппарат разбился вдребезги, а пилот успел спрыгнуть со своего места и остался жив. Вот так завершились первые полёты летательного аппарата в городе Ейске.
Этот событие было настолько интересным и значимым в жизни города, что местные книготорговцы выпустили почтовые открытки с фотографиями полёта, и они разлетелись по всем городам империи. А само событие обросло домыслами и легендами, начиная от даты 1913 год, вместо 1914-го, имён пассажиров – в их число включали юного ейчанина - гимназиста, сына врача Тимофея Погребецкого, Михаила. Хотя к этому моменту ему было уже 22 года, и он был студентом. В числе причастных называли и редактора другой ейской газеты «Приазовская жизнь» И.М. Шнипа.
Судьба же авиатора, подарившего горожанам незабываемое зрелище, сложилась трагично. После начала Первой мировой войны А. К. Арутюнов выразил желание отправиться на фронт добровольцем. В итоге он поступил работать на авиационный завод в Петрограде, а с 1916 г. в составе летных частей принимал участие в боевых действиях. После Октябрьской революции пилот перешел на сторону советской власти и поступил на службу в один из первых авиационных отрядов Красной Армии. Позже он организовал передвижной авиаремонтный завод, входивший в годы Гражданской войны в состав Восточного фронта. В 1919 г. А. К. Арутюнов заболел тифом и умер. Похоронен был лётчик в городе Козлове (ныне г. Мичуринск). Сохранилась ли там его могила, неизвестно.
Ейчане были среди первых покорителей воздушного пространства. Штабс-капитан Фирсов занимался авиацией с момента её зарождения в России. Павел Захарович (1884-1914) родился в Ейске в семье частного поверенного Захария Павловича Фирсова. Первое упоминание о ейском периоде жизни Фирсовых относится к 1874 г., когда главу семейства упоминали как судебного пристава Екатеринодарского окружного суда в Ейском уезде.
Его сын, отучившись в Ейском реальном училище, окончил в Москве Алексеевское военное училище по 1-му разряду. Далее Павел Захарович был определен на службу в сапёрный батальон в Москве, но вскоре поступил в офицерский воздухоплавательный парк (воздухоплавательная школа) в Петербурге, который также окончил по 1 разряду.
Фирсов начал службу подпоручиком в 1908 году в Ивангородском крепостном воздухоплавательном отделении. Затем был переведён на службу в 5-ю воздухоплавательную роту в г. Гродно, где до 1913 г. совершал полёты на аэростатах. Газеты «Новое время» и «Петербургская газета» сообщали, что 11 августа 1911 года, «в 1 ч. 30 мин. дня, со двора газового завода совершил свободный полёт аэростат офицерской воздухоплавательной школы. На аэростате полетели пилот штабс-капитан Лоссовский и обучающиеся офицеры - поручик Крейтан и поручик Фирсов. Через пять часов полета аэростат благополучно опустился в десяти верстах от Выборга. Воздухоплаватели пересекли залив у Сесторецка. Наибольшая высота полета 3200 метров».
В 1913 году Павел Захарович окончил Гатчинскую авиационную школу по 1-му разряду со званием лётчика. С декабря этого года штабс-капитан Фирсов служил в одесской авиационной роте начальником 8 корпусного отряда.
Приезжая в Ейск к родителям, выступал перед публикой с лекциями о воздухоплавании. Рассказывал реалистам и гимназисткам, прочим заинтересованным лицам об аэростатах и аэропланах, демонстрировал летающую модель.
30 июня 1914 года во время учебного полёта на военном аэродроме г. Одессы. на Стрельбищном поле Павел Захарович Фирсов трагически погиб. Заведующий авиашколой Г.И. Ольшанский сообщил, что эта катастрофа стоила жизни двум лётчикам – штабс-капитану одесской авиационной роты П.З. Фирсову и студенту киевского политехникума Гомбергу. Фирсов и его пассажир летали на биплане системы Фарман №16. Фирсов считался одним из самых блестящих лётчиков, подававших большие надежды. Последнее время был начальником авиационного отряда в Одессе. Под его руководством немало военных лётчиков проходило курс обучения, и все отзывались о нём, как об одном из опытнейших руководителей. В роковой день он совершил три вылета. В первый полёт он отправился сам, во втором летал с офицером, прикомандированным к роте. В третий взял пассажиром студента Гомберга. На поле присутствовало много публики, жена Фирсова и родители молодого пассажира. Во время полёта произошла катастрофа. Собравшиеся увидели, как на высоте 30 – 50 м аппарат неожиданно клюнул носом и почти мгновенно стали отделяться части пропеллера. Через несколько секунд из аппарата выпал штабс-капитан Фирсов, а за ним Гомберг. Скончался Павел Захарович от сотрясения мозга и внутреннего кровоизлияния.
Была назначена следственная комиссия, выяснившая, что причиной гибели была порча мотора, сдвинувшегося с места. Странно, но за эту неделю произошло более десятка аварий с самолетами.
Похоронен был П.З. Фирсов на родине в Ейске, где жили родители. Его провожали мать, вдова Мария Николаевна (в девичестве Булах) и сыновья 7 и 3 лет, депутация авиаторов: военные лётчики поручики С.И. Марков и В.С. Рутковский, 4 нижних чина и механик Фирсова ефрейтор Тулушманов, многочисленные ейчане.
Особое развитие авиация получила с началом Первой мировой войны. В ейском музее сохранилась лопасть от винта самолета той поры с вставками фото авиаторов и техников того времени.
Чтобы воздушный флот действительно стал силой России, потребовалось много усилий, храбрости и самоотверженности, в том числе и наших земляков.
Найденова И.А., заведующая научно-экспозиционным отделом музея