Пётр I в жизни ейского скульптора Мезенцева.

08.06.2022

    В этом году исполняется 350 лет со дня рождения первого российского императора — Петра Великого. С конца XVIII века не утихают споры о его личности и характере. Несомненно, что Петр I известен во всём мире, а его влияние на развитие России огромно.

    Ейск не обязан своим рождением Петру, как наш сосед по Азовскому морю Таганрог, но некоторые нити нас всё-таки связывают с императором-реформатором. 

    Одной из таких ниточек стало имя скульптора Мезенцева. Сергей родился в Ейске в 1882 г. в семье пастуха и прачки. Вырос в маленьком доме на углу улиц Таманской и Тифлисской (Коммунаров). Способного мальчика приняли в реальное училище на «казенный счёт». Он очень увлекался рисованием.

    Выдающийся русский график, уроженец Ейска Дмитрий Митрохин был на год младше и учился в том же реальном училище. Позже вспоминал о том времени, когда его старший товарищ всячески поддерживал его увлечённость рисованием. Сергей приносил ему акварельные краски и особенно запомнившиеся чашечки с «бронзой».

    Окончив училище, Сергей Александрович Мезенцев, служил конторщиком в Ейске, затем в Ростове. Пристрастие к рисованию привело его в 1900 году на вечерние курсы в художественную школу, самоучкой он занялся скульптурой.

     В 1909 г. в Ростове на сельскохозяйственно-художественной выставке, организованной «Доно-Кубано-Терским обществом», он выставил несколько своих рисунков, выполненных тушью и скульптурные работы: «Волна», «Уроди, боже», «Сеятель» и другие. Был удостоен золотой медали и почётного диплома. 

    В Ейской городской думе отметили достижения земляка, и когда Сергей обратился в городскую думу с прошением о стипендии, гласные отнеслись к просьбе с пониманием, но не торопились потратиться. Деньги стали собирать горожане по крупицам, буквально по копейкам. И только тогда была выделена скромная стипендия для поездки за границу. В 1910 году двадцатисемилетний скульптор-самоучка с супругой Зинаидой Михайловной, журналисткой и семилетней дочерью Александрой уехал учиться в Мюнхенской академии художеств, в Промышленной школе и у частных преподавателей. Сухой немецкий академизм не совпал с его творческими интересами, и он перебрался в Париж. Арендовал маленькую мастерскую на улице Рю Муфтар, бывал в студии скульптора Эмиля Бурделя, которого считали лучшим педагогом. Работы Мезенцева этого периода выставлялись на парижских Салонах (Салоне французских художников).

    В 1911-1914 годах Сергей Александрович как скульптор активно участвовал в выставках в Ростове-на-Дону, которые устраивали Ростовская художественно-ремесленная учебная мастерская им. М. В. Попова и Общество изящных искусств.

    Именно  в этот период в жизни ейчанина появился Пётр I. Ещё в декабре 1909 года правление Ростовского общества истории, древностей и природы выступило с инициативой установить в Ростове-на-Дону памятник императору. Уже на следующий год думой было решено, как должен выглядеть этот памятник: пьедестал с памятным текстом, на нём - круглая колонна, увенчанная бюстом императора. Скульптор А. В. Леховский выполнил в 1911 году предварительный эскиз памятника, а Сергей Мезенцев - модель самого бюста. Прошли оживленные дискуссии о месте установки памятника.

    В июне 1912 года Министерство внутренних дел дало согласие на установку в Ростове-на-Дону бюста Петра I и на открытие подписки (сбор благотворительных средств) на изготовление памятника на сумму 10 тысяч рублей в Ростове-на-Дону и окрестностях. Был создан комитет по сооружению памятника. Однако общественное мнение склонялось к тому, что монумент в Ростове должен был быть более величественным, в полный рост, на гранитном пьедестале, соответствуя масштабу личности императора. 

     Сергей Александрович Мезенцев после того как отвергли его первый вариант памятника решил, что Пётр I и Ростов-на-Дону заслуживали более монументального произведения, он откликнулся на поступивший заказ созданием новой модели монумента. По замыслу молодого скульптора, пьедестал украшали четыре барельефа со следующими сюжетами: Азовская флотилия в устье Темерника; император у Богатого источника; победное сражение за Азов; император в лодке на пути из Азова к Таганьему Рогу, где Пётр намеревался построить гавань и основать новый город, который он тогда даже считал возможным сделать столицей России. У подножия пьедестала, на возвышении, скульптор предлагал установить мортиры петровского времени, якоря, якорные цепи и прочие военно-морские атрибуты.

    И Пётр I должен был выглядеть величественно. Лицо должно было иметь энергичное выражение, свидетельствующее о непреклонной воле. Фигура облачена в адмиральский мундир, голова покрыта треуголкой, на ногах - высокие ботфорты. Под ногами Петра – свисающая с пьедестала карта России с новыми южными территориями. Левой рукой Петр поддерживал бы эфес шпаги, а правой указывал на юго-запад, в сторону Азова и Таганрога, давая направление движения войскам.

    Городские власти осознали, что такой бронзовый памятник обошёлся бы в очень крупную сумму (примерно в 50 тысяч рублей). Сбор средств шёл медленно, к 1913 году была собрана всего лишь одна тысяча рублей. Городская управа попыталась испросить у центральных властей разрешение открыть всероссийскую подписку на памятник, но на сей раз управа получила рекомендацию «обойтись собственными средствами». В 1914 году уже было видно, что средства на большой памятник придётся собирать ещё долго. Затем началась первая мировая война, череда революций, гражданская война. И проект памятника Петру Великому ейчанина Сергея Мезенцева остался не осуществлённым.

    В марте 1914 года Сергей Александрович возвратился в Ростов и выполнил 12 скульптур, которые были установлены на здании торгового общества «Россия».  Товарищество передвижных художественных выставок пригласило его к участию в XXXXIII -й передвижной выставке в Москве. Зрители увидели «Флейтистку», «Сумерки», «Декоративную голову», «Портрет Симон Берню».

    В  1915 году Мезенцев переехал жить в Москву. Три скульптурные работы Мезенцева «Голова», «Декоративная скульптура», «Мальчик» в 1915 г. на выставке «Мира искусства» встретились с тремя графическими листами его друга детства Дмитрия Митрохина.

    Интересно, что автор роскошного проекта ростовского монумента императору Петру I С. А. Мезенцев вскоре после революции начал творческое сотрудничество с новой властью. В частности, он создал первый, временный памятник К. Марксу и Ф. Энгельсу, открытый в первую годовщину Октябрьской революции, 7 ноября 1918 года, при участии В. И. Ленина на площади Революции в Москве. Принято считать, что это был самый первый памятник, установленный в России после революции.

    Творчество в эти годы он совмещал с общественной работой в ИЗО Наркомпроса, в Комиссии охраны памятников искусства и старины при комиссариате имуществ республики, в Информационном совещании по делам Строгановского художественного училища.

    По ленинскому плану монументальной пропаганды Мезенцев выполнил декоративную доску «Ум не терпит неволи» и создал проект мемориальной доски для Сенатской башни Кремля  у братских могил,  погибших в дни революции. Мезенцев работал над образом К. Маркса с 1918 по 1926 год. Совнарком утвердил проект памятника «К. Маркс во главе пролетариата» группы  С.С. Алёшина в которую входил Мезенцев. Закладка состоялась 1 мая 1920 года.

    В 1921 году для оформления стадиона на Воробьёвых горах он выполнил скульптуры «Физкультурница», «Бегун», «Дискоболка». Они демонстрировались на выставке проектов, но в реальность стадион тогда не воплотился. В 1922 году две его работы выставлялись в Берлине на первой русской художественной выставке.

    В 1928 году зрители увидели его скульптуры «Смена идёт» и «Красная Армия - охрана мира». После выставки 1931 года его «Работница» попала в фонды Музея Революции (Музей современной истории).

    В 1933 году он привозил в Ейск эскизы скульптур, которые должны были стоять перед строящимся Домом Красной Армии, Авиации и Флота – «Комсомолка», «Футболист» и другие. К 100-летию со дня смерти А. С. Пушкина он вылепил бюст поэта, среди его работ образ писателя Н. Островского. В эти годы он участвовал в праздничном оформлении московских площадей.

    Скончался скульптор от сердечного приступа в ноябре 1940 года, а его творчество ждёт исследования и достойной оценки, в том числе и первый в его творчестве большой проект монумента императору Петру I.

    (В статье использованы фотографии из открытых источников)

 

    Заведующая научно-экспозиционным отделом музея И. А. Найденова

 

Литература и источники

1. Фонды МБУК ЕГП ЕР «Ейский историко-краеведческий музей им. В.В. Самсонова».

2. Книга о Митрохине. Статьи, письма, воспоминания. Составитель Л. В. Чага. Подготовка текста и примечания И. Я. Васильевой. М.: Художник РСФСР. 1986.

3. Котенко Е.А. Неподвластно забвению: Очерки о замечательных людях из Ейска, которые видели, знали В. И. ленина, работали с ним.- 2-е изд., испр. и доп.- Краснодар: Кн.изд-во, 1987. С.119-136.

4. Г. Беленький. Долгий путь к ростовскому Петру. http://rslovar.com/content