Герой Советского Союза
Родился 20 декабря 1910 г. в городе Новгороде-Северском Новгород-Северского уезда Черниговской губернии Российской империи (ныне центр Новгород-Северского района Черниговской области Украины). Вскоре после начала Первой мировой войны вместе с семьёй Фёдор переехал в город Армавир, где окончил школу и аэроклуб. Его мечтой было небо. Но по состоянию здоровья он смог поступить в военную авиационную школу. Расставшись на время со своей мечтой, Фёдор Радус в 1927 г. перебрался в г. Грозный, где обучался в школе строительного ученичества при тресте «Грознефть». После её окончания работал инструктором-столяром в школе фабрично-заводского ученичества.
В Ейск в 1931 г. из Севастополя была перебазирована школа морских лётчиков и лётчиков-наблюдателей ВВС РККА им. Сталина. Фёдор Никифорович Радус в числе первых прибыл в наш город и работал на строительстве школы столяром в июне-декабре 1931 г.
В декабре 1931 г. юношеская мечта Фёдора осуществилась – он стал курсантом школы морских лётчиков и лётчиков-наблюдателей ВВС РККА имени Сталина.
В мае 1933 г. после окончания школы был оставлен в ней на инструкторской работе. Служил на должностях инструктора-пилота, инструктора-лётчика и командира учебного звена.
В середине января 1937 г. Фёдор Никифорович Радус из Ейска переведён на Балтийский флот. Он был назначен командиром звена 47-й скоростной бомбардировочной авиаэскадрильи 139-й скоростной бомбардировочной бригады ВВС Краснознамённого Балтийского флота (139 сбабр ВВС КБФ). С ноября 1937 г. по январь 1938 г. – командир неотдельного отряда этой же эскадрильи, затем – 47-ю скоростной бомбардировочной ночной авиаэскадрильи (139-й сбабр). В апреле 1938 г. был переведён на должность инструктора по технике пилотирования в 4-ю эскадрилью 57-го скоростного бомбардировочного авиаполка, сформированного в результате реорганизации двух авиационных бригад – 139-й сбабр и 105-й мтабр. Полк был вооружён скоростными бомбардировщиками СБ. В июле 1938 г. Фёдор Никифорович был назначен помощником командира 4-й эскадрильи полка, в феврале 1939 г. переведён в 1-ю эскадрилью полка на равнозначную должность.
В советско-финской войне 57-й скоростной бомбардировочный авиационный полк участвовал с первых дней. В ходе боевых действий помощник командира 1-й эскадрильи полка 8-й бомбардировочной авиационной бригады ВВС КБФ ( наименование 139-й сбабр с апреля 1939 г.) старший лейтенант Ф. Н. Радус, действуя с аэродрома недалеко от побережья Копорской губы, многократно водил группы бомбардировщиков на бомбардировку финских стратегических объектов и укреплений на Карельском перешейке. 29 февраля 1940 г. после нанесения бомбового удара по финскому городу Коувола при возвращении с боевого задания один из самолётов группы старшего лейтенанта Ф. Н. Радуса был подбит и совершил вынужденную посадку на территории врага. Фёдором Никифоровичем было принято решение – подобрать экипаж сбитого самолёта. Условия для посадки в месте падения скоростного бомбардировщика практически отсутствовали, но сделав над ним несколько кругов, он всё же смог обнаружить пригодную для этой цели площадку. С риском для жизни он мастерски посадил свой самолёт на небольшой пятачок среди ледяных торосов, подобрал лётчика капитана А.Т. Жиганова, штурмана капитана А.А. Ригина и стрелка-радиста старшину Пешелова, а также вооружение и документы со сбитого бомбардировщика. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 апреля 1940 г. за «образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с финской белогвардейщиной и проявленные при этом отвагу и геройство» Радусу Фёдору Никифоровичу был присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№367).
С декабря 1940 г. по июль 1941 г. капитан Радус – слушатель Высших курсов усовершенствования начальствующего состава ВВС и ПВО ВМФ в г. Новый Петергоф Ленинградской области (ныне – Санкт-Петербург). Он был в числе 176 слушателей курсов первого набора. В связи с началом Великой Отечественной войны слушатели курсов были выпущены досрочно. Следует отметить, что в июле 1941 г. курсы из Нового Петергофа эвакуировались в Ейск.
С 10 июля 1941 г. командир эскадрильи 73-го пикирующего бомбардировочного авиационного полка 10-й смешанной авиационной бригады ВВС КБФ капитан Фёдор Никифорович Радус участвовал в обороне Главной военно-морской базы КБФ Таллин, военно-морской базы Ханко, защищал объекты военно-морского флота на островах Эзель и Даго.
В сентябре 1941 г. капитан Радус направлен на Черноморский Флот. До февраля 1942 г. воевал в должности лётчика-разведчика в составе 40-го бомбардировочного авиаполка 63-й тяжелобомбардировочной авиабригады дальнего действия ВВС ВМФ. Капитан Радус, как отмечено в наградном листе к ордену Красного Знамени, 21 января 1942 г подписанном командующим ВВС ЧФ генерал-майором Н.А. Остряковым, с 29 сентября 1941 г. лично совершил 38 боевых вылетов на уничтожение живой силы и объектов противника. К моменту подписания наградного листа Фёдор Никифорович был заместителем командира 3-й авиаэскадрильи 62-го смешанного авиаполка. Неоднократно совершал самостоятельные полёты. Как командир группы, всегда отлично выполнял их. Экипаж капитана Радуса сбил немецкий истребитель Ме-109 во время воздушного боя. Выполнял особые задания командования ВВС при обороне Севастополя. За их успешное выполнение им была получена отличная оценка с объявлением благодарности Военным Советом ЧФ.
В ноябрьских боях 1941 г. 62-й смешанный авиаполк понёс большие потери и был выведен на переформирование. В Севастополе из его состава осталось только три экипажа пикирующих бомбардировщиков, среди которых был и экипаж капитана Ф.Н. Радуса. Его звено влилось в состав 40-го бомбардировочного авиационного полка, в составе которого Фёдор Никифорович исполнял должность командира 1-й эскадрильи до эвакуации полка из Севастополя в мае 1942 г.
В мае 1942 г. Герой Советского Союза Ф.Н. Радус был переведён лётчиком-разведчиком в Военно-морское авиационное училище имени Леваневского. С июля 1942 г. майор Ф.Н. Радус – командир 28-го бомбардировочного авиационного полка. Фёдор Никифорович принимал активное участие в его формировании. После стажировки на базе 3-го запасного авиаполка ВВС ВМФ, базировавшегося в Тайнче (Казахстан) полк под командованием майора Ф. Н. Радус был включён в состав особой морской авиационной группы (ОМАГ) и убыл на Кольский полуостров. До конца октября 1942 г. экипажи полка занимались встречей и сопровождением в территориальных водах СССР морских конвоев. После расформирования ОМАГ авиаполк был отправлен в тыл на переформирование.
В июне 1943 г. майора Ф. Н. Радуса направляют на Дальний Восток. командиром 42-го смешанного авиационного полка ВВС Северной Тихоокеанской флотилии, базирующего на Сахалине. В декабре 1944 г. Фёдором Никифоровичем была организована перегонка самолётов СБ и Пе-2 третьей авиаэскадрильи полка с аэродрома Знаменское на аэродром Унаши в Приморском крае, где он приступил к формированию 55-го авиационного полка пикирующих бомбардировщиков 10-й авиадивизии пикирующих бомбардировщиков. На вооружении полка было 29 Пе-2 и 13 СБ. Под руководством командира полка к началу советско-японской войны была сформирована боевая часть, способная выполнять любые задачи по предназначению.
За время участия в войне против милитаристской Японии лётчиками полка было совершено 135 успешных боевых вылетов (в историческом журнале ВВС ТОФ приведена другая цифра – 181 боевой вылет за 13 дней), сброшено на японские войска 81650 килограмм авиабомб. Точно в цель по военным объектам и кораблям противника было направлено 7660 патронов. Лётчиками полка Радуса был нанесён большой урон живой силе и технике противника, были потоплены 2 транспорта водоизмещением 6000 тонн и два транспорта водоизмещением до 5000-6000 тонн были повреждены. В представлении майора Ф.Н. Радуса к ордену Красного Знамени командующим ВВС СТОФ генерал-майором Г.Г. Дзюдой отмечено, что он лично совершил 7 боевых вылетов на боевые действия по военным объектам и кораблям противника, в которых разбито и подожжено 2 пакгауза на станции Ранан, 2 склада горючего и железнодорожное полотно двух станций, до 15 автомашин, убито до 50 солдат противника. 9 августа 1945 г. при нанесении бомбардировочного удара по кораблям в порту Расин, звеном, руководимым Радусом потоплен транспорт противника водоизмещением до 6000 т. Все боевые вылеты 55 АП совершались под непосредственным руководством командира полка.
17 августа 1945 г. с окончанием боевых действий в Корее полк выводится из состава 10-й авиадивизии и становится 55-м отдельным пикировочным авиаполком. 18 августа полк перебазируется на аэродром Майгатка в районе Советской Гавани для ведения боевых действий на Южном Сахалине. Однако состояние грунтового аэродрома, покрытого металлическими плитами, не позволяло самолетам Пе-2 взлетать с полной бомбовой загрузкой. Поэтому с 20 августа полк в составе ВВС СТОФ был перебазирован на аэродром Постовая на побережье Татарского пролива и продолжил боевые действия против японцев. 17, 21 и 22 августа экипажами полка были нанесены бомбовые удары по порту Эсуторо, станции Осака (Южный Сахалин). 22 августа экипажем самолета СБ из состава полка была обеспечена высадка десанта на аэродром Коноторо с самолетов «Каталина» 48-го отдельного морского разведывательного авиаполка.
Задачи, поставленные полку командованием ВВС СТОФ были успешно выполнены. Всему личному составу полка за образцовое выполнение боевых заданий командования 23 августа 1945 г. была объявлена благодарность от имени Верховного Главнокомандующего Генералиссимуса Советского Союза И.В. Сталина.
Всего за годы Второй мировой войны Фёдором Никифоровичем Радусом было совершено более 250 боевых вылетов. Он продолжал командовать полком. В 1947 г. был назначен на должность помощника командира 19-й минно-торпедной авиадивизии ВВС 8-го Военно-морского флота, затем – заместителя командира. В декабре 1951 г. был направлен на Высшие офицерские лётно-тактические курсы морской авиации в Ригу, после окончания которых стал военным советником в Народной Республике Болгарии. В 1956 г. после окончания Высшей военной академии имени К.Е. Ворошилова полковник Ф.Н. Радус назначается командиром 19-го учебного отряда ВВС ЧФ (г. Керчь). 26 сентября 1960 г. был уволен в запас.
В 1961-1964 гг. жил в городе Грозный. В мае-ноябре 1964 г. работал диспетчером службы движения аэропорта в Гудауте (Абхазия). В 1964-1968 гг. проживал в посёлке Кудепста Краснодарского края. В 1967-1968 гг. работал руководителем авиамодельного кружка Дома пионеров. В 1968 г. возвращается в Грозный, затем в конце 1970-х гг. переезжает в Краснодар.
Умер 22 ноября 1988 г. Похоронен в Краснодаре на Славянском кладбище.
Герой Советского Союза Фёдор Никифорович Радус награждён двумя орденами Ленина (1940, 1956), тремя орденами Красного Знамени (1942, 1945, 1951), орденами Отечественной войны I степени (1985), Красной Звезды (1946), медалями, в т.ч. медалями «За боевые заслуги», «За оборону Севастополя», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «За победу над Японией».
Бюст Героя Советского Союза Фёдора Никифоровича Радуса установлен на Аллее Славы в городе Новгороде-Северском Черниговской области Украины. Его имя увековечено на мемориальном комплексе Славы имени Ахмата Кадырова в Грозном, в пос. Заветы Ильича Советско-Гаванского район и в г. Советская Гавань на мемориальных досках Героям Советского Союза – участникам Великой Отечественной войны, проходившим военную службу в Советско-Гаванском районе Хабаровского края.
Имя Героя Советского Союза Фёдора Радуса с 14 июля 2003 г. носит ракетоносец Ту-22М3.