5.01.2020
Не смотря на всеобщие беды, постигшие нас в 2020 году, все мы стали активно готовится к Новому году и Рождеству Христову – двум самым теплым, родным и домашним праздникам, традиционно отмечаемым в нашей большой стране.
И традиционно самым главным из этих двух годовых праздников всегда было Рождество. Напомним, что по старому стилю оно шло раньше, чем Новый год. С Рождества начинались Святки, продолжавшиеся с вечера 24 декабря по 6 января. Все это, разумеется по старому календарю. Традиционно Святки делились на две части –«святые вечера» (от Рождества до Новогоднего вечера) и «страшные вечера» (с ночи под Новый год и до Крещения Господнего).
Это были мистические дни, когда новое встречалось и причудливо перемешивалось со старым. Поэтому с Рождеством, да и вообще со Святками, были связаны многочисленные обычаи и традиции. Обычаи и обряды в прошлом играли огромную роль. Они передавали из поколения в поколение опыт духовной и трудовой жизни человека. Обряды регламентировали жизнь людей, придавали ей национальную специфику. Недаром старая русская пословица гласит: «На всякий случай – свой обычай».
Ейск – город исторический, имеющий глубокие культурные корни. Так сложилось, что его население с самого начала соединило черты как южнорусской, так и украинской культуры. Причем культура эта была весьма специфическая – городская. Она, хотя и включала элементы национальных крестьянских традиций, была все же более «интернациональной», «интеллигентной», как тогда было принято говорить.
Многие из старых обычаев, бытовавших в нашем городе сто и более лет назад, прочно забыты, однако,некоторые и сейчас нами соблюдаются. Причем мы даже не задумываемся над тем, почему мы так делаем. А ведь наши предки вкладывали в каждый из таких обычаев глубокий смысл. А само их соблюдение сплачивало наш народ.
АХ, ЭТИ ДОЛГОЖДАННЫЕ СВЯТКИ!
Святочных дней с нетерпением ожидали все ейчане, особенно, конечно, юные. Рождественская (тогда еще отнюдь не новогодняя!) ёлка, подарки, да и первый снег, иногда украшавший улицы города! Все это было незабываемо в течение целого года! Это были настоящие праздники! Перед их блеском блекли даже пасхальные, которые больше традиционно любили взрослые.
Праздник начинался уже накануне, 24 декабря по старому стилю. В этот день принято было наряжать рождественскую ёлку. Процесс украшения елки был уже сам по себе праздником, к которому готовились загодя. Важно было не скупиться на украшения, не использовать елочные украшения, оставшиеся с прошлого Рождества. Обычай украшать ёлку игрушками появился сравнительно недавно. Традиционно на елку вешались конфеты и орехи в ярких обертках, делаемых из фольги и цветной бумаги. Сюда же на елку, а не под нее, как было принято на Западе, вешались и завернутые в пакеты подарки для детворы. Их приобретение родителями, разумеется, втайне от детей, было уже самим преддверием праздника. Для «статусности» обеспеченные ейчане во чтобы то ни стало стремились украсить елку богатыми подарками.
Кстати сказать, никаких писем Деду Морозу относительно подарков юные ейчане тогда не писали, да и о нем самом, как и о Снегурочке, и слыхом не слыхивали. Рождественский Санта Клаус был явлением западным, для Ейска экзотичным. Хотя в основе своей в России он имел не Святого Николая Чудотворца, день поминовения которого отмечали в декабре, а языческий образ, олицетворявший природную силу русского мороза. Дед Мороз появился на Новогодней елке лишь в советское время в 1930-е годы.
Словом, и для детворы и для взрослых Святки – долгожданный праздник. Дни эти были «табельными», то есть нерабочими, а, значит, праздничными вдвойне! В эти дни было разрешено даже торговлю производить только товарами первой необходимости. А вот продажа спиртного была категорически запрещена. Трактиры, да и вообще все питейные заведения, а их в Ейске насчитывалось более ста, были закрыты. За этим очень строго следила полиция. Виновные несли немедленное и весьма чувствительное наказание. Так что всем необходимым запасались заранее.
СОЧЕЛЬНИК.
Итак, праздник начинался в канун Рождества. В Ейске он назывался «колядою» или, как было принято у выходцев с Украины, «богатой кутьей».
В этот день во всех ейских домах главным блюдом на столе была кутья. Ее готовили не из риса, как это принято сейчас, а из пшеничных зерен. Непременным атрибутом был «узвар» - компот из сухофруктов. Готовили кутью загодя. Сам процесс ее приготовления был уже предвкушением праздника, тем более что шел достаточно строгий Рождественский пост, соблюдать который было принято всеми горожанами. В сочельник кутью ставили на целый день в «красный угол» дома под иконы на охапку сена или соломы. В кашу втыкали зажженную восковую свечку, а узвар накрывали куском хлеба. Необходимую принадлежность кутьи составляли разнообразные пироги, начиненные капустою, бобами, чечевицею, маком и другими овощами и плодами. Считалось, что отведав кутьи, каждый обеспечивал весь следующий год достаток и благополучие в доме.
В канун Рождества, как только заходит солнце, вся семья собиралась за столом. Традицией было собираться в доме у самого старшего (или самого зажиточного) в роду. За уже накрытый стол садились не только домочадцы и родственники, но прислуга и работники, если таковые, конечно же, имелись.
После традиционной благодарственной молитвы, которую читал самый старший в семье, все собравшиеся приступали к кутье и угощению. Предварительно традиционно выпивался стакан красного вина, которое в этот день наливалось даже детям. Рождественский стол символизировал единение семьи, всех родственников и близких. При этом сам процесс поедания превращался в своеобразное ритуальное действо, обеспечивающее будущее плодородие. В Ейске было принято «кормить покойников», то есть оставлять все, что не было съедено на столе до утра.
Исключительно благоприятным считалось, если кто чихнет во время рождественской трапезы. Такой счастливец получал какой-либо особенный подарок от хозяев.
В Рождественскую ночь было принято провожать все старое, а, заодно, и отпугнуть все темные силы от дома, обеспечив ему процветание в новом году. Для этого было принято и в Ейске стрелять из ружей, бить палками по заборам и воротам, чтобы производя как можно больше шума отпугнуть нечистую силу.
Помимо этого, для святочных праздников были характерны и традиционные очистительные обряды: подметание в доме и выбрасывание святочного мусора в пустынные места подальше от дома; сожжение рождественской соломы или разведение костров; окуривание или окропление водой хозяйственных построек; надписывание освященным мелком крестов на дверях и воротах и т.п. На святки (чаще всего - на Новый год) производили “обновление огня”: гасили в доме все огни и зажигали новые от «живого огня» лампады перед образами.
Все святки в народе считались временем «без креста», то есть временем, когда только что родившийся Иисус еще не был крещен. В народных поверьях это время разгула нечистой силы, особенно проявляющегося в «страшные вечера» от Нового года до Крещения. По народной легенде, «в эти страшные вечера Бог на радостях, что у Него родился Сын, отомкнул все двери и выпустил чертей погулять. И вот, черти, соскучившись в аду, как голодные, набросились на все грешные игрища и придумали, на погибель человеческого рода, бесчисленное множество развлечений, которым с таким азартом предается легкомысленная молодежь».
МОЛОДЕЖНЫЕ ПРАЗДНИКИ
Весь святочный период был чрезвычайно насыщен разнообразными обрядами и ритуализованными действами, к которым были, так или иначе, причастны все горожане.
Характерным было христославление. Вот как этот обряд описывает первый ейский историк Т.Т. Стефанов: «Утром в день праздника Рождества Христова мальчики, иногда и взрослые, ходят христославить со звездою и вертепом или без них. Звезда обыкновенно делается из разноцветной бумаги и картона и освещается внутри свечей; при пении приличных празднику стихов или церковных песен, звезду вращают. Христославы, особенно со звездою, желанные гости в каждом доме и не принять их считается грехом; благодарят их обыкновенно деньгами или съестными припасами. Христославенье производится также и с вертепом, представляющим собою освещенный внутри ящик с двумя ярусами, в которых находятся деревянные фигуры. При посредстве этих фигур изображаются сценические представления, соответствующие дню праздника, как например, поклонение волхвов, бегство в Египет, явление ангелов. С вертепом ходят также мальчики под наблюдением и руководством взрослого, преимущественно из класса маляров».
Рано утром в Рождество и в Новый год маленькие мальчики совершали в каждом доме магический обряд посевания: зайдя в избу, посевальщик разбрасывал зерна разных культур, исполняя при этом песню с поздравлением хозяев с Новым годом. Этот обходный обряд был направлен на обеспечение урожая в новом сельскохозяйственном сезоне.
Женщины и девушки в день праздника Рождества Христова ходили «колядовать» под окнами домов, т.е. петь песни, в которых прославлялось и величие дня праздника, и вспоминалась языческое божество – коляда. Пение оканчивалось поздравлением хозяев с праздником; хозяин, а чаще хозяйка, одаривали певиц деньгами, хлебом, салом, колбасами и другими съестными припасами. Нередко калядующих приглашали за обильный стол.
Отказывать в угощении всем, кто христославил или колядовал было абсолютно непринятым, считалось верхом неприличия, а в среде недавних выходцев из крестьян – вообще знаком близкого большого несчастья.
В среде ейчан было принято на святки наряжаться в карнавальные костюмы и разыгрывать на улицах или во дворах домов шуточные сценки. В них участвовали не только простые мещане, но и представители ейской интеллигенции (в масках, разумеется). При этом в сценках нередко весьма остро высмеивались действия должностных лиц, их привычки и нравы. Доставалось и полицмейстеру и даже самому городскому голове. Это был своеобразный народный протест против действий властей. Надо заметить, что обижаться на это было просто не принято, хотя сатира, порой, была весьма жесткой.
Та часть горожан, которая сохранила украинские традиции, чаще всего «водила козу». Вот как рассказывал об этом обычае Стефанов: «С этой целью кто-нибудь одевается в шубу, вывороченную шерстью вверх, а другой берет его на веревку и ведет в дом; коза ходит в доме на четвереньках и проделывает, по приказанию вожака, разного рода действия и движения, в которых изощряется весь богатый юмор малоросса».
Все собранные съестные припасы использовались для устройства праздничных святочных вечеринок молодежи. Для этого часть из них продавалась. На вырученные деньги снималось помещение для их проведения.
В народе Святки считались молодежным праздником. Взрослое население города на третий день после Рождества возвращалось к своим повседневным заботам и хлопотам, за исключением тех видов работ, которые, по народным представлениям, нельзя было совершать в Святки. Молодежь же полностью была освобождена от какой-либо трудовой деятельности и все время посвящала разнообразным развлечениям. Почти каждый вечер, кроме Сочельников (рождественского и крещенского), было принято проводить молодежные игры и посиделки. Этот обычай, вышедший из деревни, прочно прижился и в мещанской среде.
На посиделках парни и девушки имели возможность внимательно присмотреться друг к другу. К тому же, Святки являлись одним из принятых в традиции периодов гощения девушек у родственников или подруг, живущих в городах, где вероятность найти брачного партнера была значительно реальней. Девушки старались привлечь к себе внимание с помощью ярких праздничных нарядов, умения петь, танцевать, поддерживать беседу, а также, демонстрируя свой характер, веселый и бойкий, но в то же время и скромный, что в народных представлениях считалось эталоном девичьего поведения.
Особенно это проявлялось тогда, когда на посиделки приходили ряженые. Они увлекали в игру и парней и девушек, которые должны были проявить смекалку и находчиво ответить на различные, часто весьма каверзные и «нескромные» вопросы.
На святки совершались и традиционные смотрины невест. Чаще всего они делались ближе к Крещению, за которым начинался «мясоед», самое традиционное время для свадебных торжеств.
СВЯТОЧНЫЕ ГАДАНИЯ.
Ну и какие же Святки обходились без традиционных гаданий! С одной стороны, это было в большей степени развлечением и игрой, с другой стороны – естественным желанием узнать свое будущее. В большинстве своем святочные гадания совершались молодежью. Люди семейные в гаданиях принимали участие очень редко. Тем более, что в большинстве случаев эти гадания были связаны с будущим замужеством. Особенно гаданиями увлекались девушки. Святочных гаданий с нетерпением ждали целый год! У ейских барышень было много способов узнать свою дальнейшую судьбу. Расскажем о некоторых из них.
Гадание на вещах. Оно состояло в том, что молодые парни и девушки, собравшись на посиделки или в гости к кому-нибудь, брали перстни и кольца друг у друга и клали их вместе с кусочками хлеба в тарелку, прикрыв ее полотенцем. Затем все пели святочную песню, по окончании которой кто-либо из гадающих, запустив руку под полотенце, прикрывающее тарелку, и отвернувшись в сторону, вынимал первую попавшуюся ему вещь. Хозяйка ее должна была заплатить вынувшему выкуп, состоящий из поцелуя. Затем кольцо каталось по полу, наблюдая за его направлением: в какую сторону оно покатится, в ту хозяйка его и выйдет замуж, и если же прямо к дверям, то в замужество совершится в наступающем году. Гадание это было исключительно популярно в мещанской среде. А вот в среде купцов и чиновников оно превратилось просто в развлечение.
«Слушание». Желая знать имя будущего своего жениха, девушкина заходе солнца, подстерегали у ворот и заборов прохожих и спрашивали их об имени их в полной уверенности, что жених ее будет иметь то именно имя, каким прохожий себя называл. Зная об этом, молодые люди нередко подшучивали над девушками, называясь совсем уж экзотическими или иностранными именами.
С целью узнать, кроме имени своего будущего жениха, его характер, положение, состояние девушки подслушивают под окнами домов и из содержания подслушанного выводили свои предложения. Они зависели от того, кого гадающие услышат: мужчину или женщину, старого или молодого, трезвого или пьяного, разговор веселый или скучный, приятный или неприятный. Услышать слова «пойди, иди, ступай» и проч. в этом значении значит выйти в том же году в замужество; приятный разговор предрекает и хорошую жизнь, скучный – такую же жизнь и сварливого мужа.
Если кому-нибудь слышался звон колькольцев, то считалось, что этот человек в той стороне найдет себе пару (т.е. девушка выйдет в ту сторону замуж, а парень оттуда возьмет жену); то же предвещал собачий лай, причем по нему можно было даже определить характер жениха или невесты (хриплый и грубый лай означал старого и ворчливого жениха, звонкий - молодого; лай слышится вблизи - жених будет с соседней улицы, а если лай далекий - из дальних мест). Звук топора при таком гадании означал смерть, а звук поцелуя - потерю чести для девушки.
Не менее часто ходили слушать на церковную паперть, полагая, что если почудится, что в пустой церкви поют «Исайя, ликуй», то замужество в этом году неизбежно, а если поют «Со святыми упокой», то неизбежна смерть.
Гадание на курицах. Сняв с насеста курицу, а чаще петуха, гадающие приносили его в ту комнату, где заранее приготовлены на полу в трех местах вода, хлеб, золотые, серебряные и медные кольца, серьги и другие мелкие вещи. Птицу пускали на пол, и смотрели: какую вещь она клюнет, или за что примется, прежде всего. Если курица или петух станет пить воду, то муж будет пьяница. Если станет есть хлеб, то муж будет зажиточный хозяин; золотое кольцо клюнет – богач, медное – бедный. Чью вещь птица клюнет первой, тот и выйдет замуж в течение ближайшего года.
Иногда о будущем муже судили и по самому петуху: шли в полночь в курятник, ловили там петуха на насесте и по цвету его перьев судили о том, какой цвет волос будет у будущего мужа.
Гадание башмаком. Девушка снимает с левой ноги башмак и бросает его за ворота, наблюдая при этом, куда башмак ляжет носком. Направление башмачного носка показывает ту сторону, где живет ее жених и куда она выйдет замуж; если башмак ляжет носком к воротам своего же дома, то девушка в этом году будет жить дома, и не выйдет замуж.
Гадание на священной книге. Берут какую-нибудь книгу, преимущественно религиозного содержания и, не раскрывая ее, назначают цифру страницы и строчку текста сверху или снизу, после чего открывают эту страницу и читают. Содержание прочитанного в данной строчке и странице служат ответом на задуманный вопрос. Если содержание строчки не заключает прямого ответа на задуманный вопрос, то в этом случае помогают разного рода комментарии текста.
«Приснись, суженый!» Во всех слоях ейского общества были распространены гадания во сне. Суженый должен был присниться девушке, после совершения определенных обрядов перед сном. С этой целью девушки, ложась спать, оставляли на одной ноге чулок и произносили: «Суженый-ряженый, разуй меня»; привязывали к поясу замок, запирали его и ключ клали под голову со словами: «Суженый-ряженый, отомкни меня». На сосуд с водой, поставленный в изголовье, клали четырехугольником лучинки (это называлось «класть колодезь под головы»), говоря: «Суженый-ряженый, приезжай коня поить».
В святочные дни у старых девиц возникал единственный шанс «причаровать суженого». Для этого в святочный вечер они топили на огне воск с частичкой вещи (а чаще нескольких волосков), принадлежащих чаруемому. При этом надо было произнести особое заклинание: «Щоб тебе пекло так за мною, як пече огонь той виск; щоб твое серце за мною так топылось (таяло), як топыться той виск; щоб ты мене покынув, колы найдешь той виск».
Многим ли гадания точно показали судьбу или нет, мы, конечно же, не знаем. Наше современное увлечение всевозможными гороскопами и астрологическими прогнозами – по сути своей модернизированные гадания столетней давности. В их основе – желание узнать свое будущее. А самое время для этого – канун нового года!
РОЖДЕСТВЕНСКИЕ ОТКРЫТКИ.
Еще одна традиция, которая сейчас, к сожалению, уходит в прошлое, а еще сто лет назад была исключительно популярна – это поздравление родных, близких и друзей праздничными открытками. Для большинства ейчан, начиная с 20 века, рождественские открытки были непременным атрибутом праздника.
Новогодние и рождественские открытки в том виде, в котором мы к ним привыкли, возникли достаточно недавно. В 2013 году рождественская открытка отметила свой 170-летний юбилей. В 1843 году англичанин Генри Коул отправил такую открытку по почте. Первые открытки были напечатаны небольшим тиражом и раскрашены вручную. На двух открытках изображены праздничные застолья, а на третьей - фрагменты рождественского концерта. На карточках также можно найти поздравительные надписи. Недавно на аукционе Sotheby's такая открытка была продана за 16 тысяч долларов.
Вскоре мода на открытки пришла и в Россию. Здесь она достигла пика популярности в конце 19-начале 20 века. Столь большая популярность рождественской (новогодняя появилась позднее) открытки связана с тем, что она напоминала традиционную в сельской и мещанской среде лубочную картинку.
Таким лубком и выглядят первые рождественские открытки. Идиллические заснеженные зимние пейзажи с аккуратными избушками и лихими тройками, ангелы с Вифлеемской звездой и обязательными словами поздравления – все это отличало продукцию российских типографий в предсвяточные дни.
Вместе с тем, среди издаваемых открыток были и подлинные произведения искусства. Лучшие издательства привлекали к их созданию таких известных художников как А. Бенуа, Л. Бакст, К. Маковский и Н. Рерих. Рождественские, а с 1901 года и новогодние открытки, делали лучшие мастера своего дела, художники, граверы и печатники, а позже и фотографы. Как правило уже осенью крупные издатели объявляли конкурсы, устраивали выставки и выпускали специальные каталоги. Для изготовления открыток, которые были предназначены для того, чтобы их посылали частным лицам, применялось тиснение, и оформление золотой или серебряной крошкой, а деловые открытки были выдержаны в более простом и строгом стиле.
Открытка была доступным и распространенным способом поздравления со Святками. Стоимость открытки и её пересылки были по карману семьям со средним достатком. В начале 20 века она стоила от 5 до 10 копеек. Причем даже в пределах Ейска поздравление открыткой было общепринятым дополнением к личному визиту.
Рождественская открытка прочно вошла в быт ейчан и стала служить украшением празднично убранной городской комнаты. Её вставляли за раму зеркала или застеклённой мебельной дверцы, вешали на ёлку. А вот украшение окон, в том числе и открытками, у нас не приживалось. В подавляющем большинстве ейских домов в тёмное время окна наглухо закрывались ставнями.
Открытки коллекционировали, помещали в альбомы или отдавали детям на игрушки. Из старых открыток сшивали красивые картонные ларцы, служившие еще совсем недавно украшением окошек городских квартир.
Сами поздравительные тексты были предельно краткими: «С Рождеством!», «Поздравляем с Рождеством!», «С праздником». Писать длинные пожелания, так как это делают сейчас, было непринято, да и места на открытке было мало. Для подробных сообщений использовали простые письма. Чаще всего сообщали о здоровье родных и близких, о семейных событиях, учебе детей и т.д. Само поздравление с праздником уже подразумевалось посылкой открытки.
Приходили в Ейск и открытки из-за границы, если родные и близкие там отдыхали или были по делам. При этом при отсутствии подходящих по тематике открыток использовали любые: с видами мест, репродукциями картин и тому подобными сюжетами, нимало не смущаясь тем, что поздравление с Рождеством шло на открытке с яркими летними цветами. Это особенно было характерно для мужской части населения города.
Посылка поздравительных открыток сейчас уходит в прошлое, как и многие традиции, связанные с такими домашними и поистине всенародными праздниками.
Так праздновали Святки в нашем городе.
С праздником, дорогие ейчане! Пусть в вашем доме будет всегда тепло, уютно и празднично!
А. Иванов
Заслуженный работник культуры Кубани.
Фото из открытых источников