Часть 12. Трагедия 214 детей-инвалидов Ейского детского дома. Послесловие.

img277-mbyfy3qloys

    После того, как мы рассказали о трагедии 214 детей-инвалидов Ейского детского дома 9-10 октября 1942 года во всех центральных средствах массовой информации, к нам в музей стали поступать отклики неравнодушных людей со всех уголков не только России, но и ближнего зарубежья. Не один отклик не остался без внимания. Вот письмо, которое пришло из Белоруссии.

    «Марина, здравствуйте! Вас, наверно, удивило мое приглашение в друзья? Дело в том, что с 1972 по 1982 годы я училась в Ейске, в двух школах-интернатах для детей с физическими недостатками. После известия о рассекречивании документов, касающихся расправы над детьми, написала статью, которую сегодня отправила в Белорусскую газету, орган республиканского общества инвалидов. Она обязательно будет напечатана. Очень хотелось бы приобрести книгу Леонида Дворникова "От имени погибших". Отправляю вам свою статью. Пожалуйста, прочтите ее. Вы все поймете. С уважением,Галина Горгун (Каштанкина).

 

«Эти дети очень хотели жить! Живите за себя и за них!»

 

    В погожий майский день, в канун 30-летия Победы, школьный автобус, покряхтывая, увозил наш класс на край города. В руках у каждого было по 2 тюльпана. Перед тихим часом воспитатель Любовь Петровна Мичковиц предупредила нас, что после сна предстоит нам необычная поездка. И вот уже за окнами автобуса замелькали кладбищенские кресты. Мы насторожились и умолкли. Когда наш транспорт остановился, Любовь Петровна объяснила, что дальше мы должны будем двигаться следом за ней. Узкая тропинка привела нас к месту, где ее поглотила густота еловых деревьев. Сквозь заросли едва пробивались солнечные лучи. Мы увидели большую могилку, со всех сторон огороженную массивными цепями. Внутри была установлена мраморная плита с надписью: «Здесь похоронены 214 детей Ейского детского дома, зверски замученные фашистами в 1942 году».  Мы, десятилетние и чуть постарше ученики, положив тюльпаны за цепную оградку, стояли тихо и слушали своего воспитателя. Любовь Петровна рассказывала о погибших детях, об их привычках, увлечениях и особенностях. К сожалению, моя детская память не сохранила всех подробностей этого рассказа. Наверное, просто не могли мы понимать и осознавать тогда, насколько жутко и страшно было все, что пришлось пережить ребятам из детского дома. Не могу с точностью сказать, в какой из дней Любовь Петровна решилась поведать нам, что же все-таки произошло во дворе интерната, где она работала воспитателем во время войны….

    Дальнейшее мое повествование не основано на поисках сведений, размещенных в Интернете или услышанных из выпусков новостей, прошедших по телевидению в связи с тем, что, спустя много времени, в 2019 году была рассекречена часть документов, проливающих свет на события тех страшных лет. 

    То, о чем напишу, помню абсолютно точно, помню с того самого возраста, когда в класс к нам входила женщина в платке, из-под которого виднелись седые волосы. Теперь, спустя годы, я понимаю, что седина эта появилась не из-за возраста…

    Осенним утром дети-старшеклассники вместе с некоторыми воспитателями отправились на участок, выделенный детдому местным хлебозаводом, который необходимо было регулярно обрабатывать для того, чтобы можно было питаться в тяжелое военное время. Кто-то из старшеклассников и воспитателей остался в здании детского дома присматривать за детьми. Был тихий час. Дети спали. В это время к зданию подъехали машины - душегубки. Немецкие каратели стали выводить больных ребят из здания и заталкивать внутрь. Не пощадили даже лежачих.  Воспитателей, которые пытались помешать или как-то повлиять на ход расправы, немцы били и лишь заставляли наблюдать за всем происходящим. Любовь Петровна рассказала, что среди воспитанников детдома был пятилетний мальчик, которому удалось спрятаться внутри выемки колонн старого дворянского здания. Он находился там, пока фашисты не уехали. Потом, как мог, по-детски, рассказал обо всем, что пришлось увидеть. Впоследствии Гена Сушенцов стал капитаном дальнего плавания, часто писал нашей воспитательнице письма, в которых называл ее мамой.

    Сколько лет было еще одному свидетелю тех страшных событий, точно не могу сказать. Леониду Дворникову каким-то образом удалось перебежать в соседний двор и укрыться за сараем. Жуткие события тех дней он описал в двенадцати сшитых тетрадях. В 2016 году по его рукописям была издана книга «От имени погибших». К сожалению, он не дожил до того дня, когда произошло это событие. Сейчас сотрудник Ейского историко-краеведческого музея Марина Сидоренко занята поиском возможностей, чтобы экземпляров книги было больше. 

    Не буду останавливаться подробно на описании всех фактов, которые стали известны после рассекречивания ФСБ России документов, связанных с жуткими событиями. О них может узнать сейчас каждый, кто обратится к Интернет-ресурсам. Сведения эти разнятся, документы противоречивы. Из рассказа Любови Петровны о событиях тех дней с самого детства мне было понятно одно – детей не закопали заживо, они были задушены газом в специальных машинах-душегубках, погибли за 15 минут по пути к месту захоронения. Хоть и захоронением это не назовешь. Их просто свалили в противотанковый ров, оставленный советскими войсками при отступлении.

    Когда у меня была возможность выступать перед учениками школ Лунинца, я не только читала им свои стихи и рассказывала о начале своего творческого пути. Ни одна встреча со школьниками не обходилась без моих воспоминаний о любимом воспитателе и о тех событиях, о которых довелось узнать мне еще ребенком из уст Любови Петровны. Вот теперь и скажите – могли ли мы ей нагрубить каким-то образом, плохо себя вести или не подготовить домашнее задание? Лично для меня было всегда большой радостью находиться с ней рядом, чем-то помочь, выслушать мудрый совет или принять дельное замечание. Сколько материнской теплоты и справедливой строгости было в ее глазах! Помню тот день, когда мама привезла меня, семилетнюю девочку в Ейскую школу-интернат для детей с физическими недостатками, чтобы оформить там для дальнейшего обучения. Когда поняла, что мне придется остаться в школе надолго, среди незнакомых людей и физически ограниченных ребят, я заплакала. «Чего ты плачешь? Не война же ведь сейчас! Все будет хорошо!» - сзади подошла седая женщина среднего роста и осторожно обняла меня за плечи.

    «Почему война? Какая война?» - спросила я ее. Она отвела меня в сторону от мамы и уже тогда начала свой рассказ о том времени, о событиях, свидетелем которых ей довелось стать.

    Почти 45 лет прошло с того дня, как из наших рук на могилку детей легли тюльпаны. Сегодня у многих из нас свои семьи, внуки. Через года, как святость, храню в памяти слова Любови Петровны, сказанные там, на могилке: «Эти дети очень хотели жить, но фашисты убили их. Поэтому вы живите за себя и за них. Живите так, чтобы не было никому за вас стыдно». 

    Вот и живем. За себя и за них. Только вот мир вокруг становится все тревожнее. И уже не за себя, а за детей и внучат болит сердце. Только бы их завтрашний день мирным был! Ведь приходится не единожды убеждаться – позабыты многими уроки истории, уроки той страшной войны! А если так – жди беды новой! Не нами проверена эта истина. Разыщите книгу «От имени погибших». Жутко, страшно. Но прочтите ее и по-новому взгляните на то, что только шелест листьев и гул машин нарушают окружающую нас осеннюю тишину. Мы живем. Растим детей и внуков. Живем за себя и за них, тех детей. Давайте об этом помнить. Помнить всегда. И нашу молодежь воспитывать на этой памяти.

 

                                                                                                                   Галина Горгун, г. Лунинец, Брестской области.