28.02.2024
Жители Приазовья привычны к шквальному ветру, туманам, ливням. Среди наиболее опасных явлений для Азовского моря - прохождение через его центральную часть глубоких «ныряющих» циклонов, имеющих правое вращение с запада или северо-запада. Почти ежегодно северо-западный ветер (называемый здесь «майстро») вызывает локальные шквалы. Сильные штормы со скоростью ветра, превышающей 20–25 м/с, случаются крайне редко, обычно два – три раза в столетие. Такой ураган начался и в последний день зимы 1914 года. Последствия бури, разразившейся над Азовским морем, надолго остались в народной памяти.
В истории Ейска самыми страшными природными явлениями были, конечно же, затопления. Некоторые проходили достаточно скромно, а вот некоторые оставили свой заметный след в ейской истории. К ним относится и затопление 1914 года.
Наводнение этого года приобрело масштаб экологической катастрофы. Много лет человек воздействовал на Ейскую косу. Постройка порта в 1903-1905 годах со стороны Таганрогского залива прервала естественный намыв ракушечника. В 1908 – 1911 годах при строительстве железнодорожного полотна от Ейска до Сосыки ракушку для сооружения насыпи брали на Ейской косе. В это же время там работал завод купца Варварова по выжигу извести из ракушечника, аналогичный завод Кипора. В результате интенсивной добычи природного материала в средней части косы образовался обширный карьер.
В феврале 1914 года в Азовском море несколько дней подряд дули сильные южные ветры. В ночь на 28 февраля они сменились сильным северным ветром. В итоге вода поднялась на 4,3 м и залила все юго-восточное побережье Азовского моря от Ейска до Керченского пролива
Наиболее пострадавшим оказалось все восточное побережье Азовского моря, «на которое необыкновенным прибоем волны хлынула вода и затопила его на далекое пространство. Такому бедствию подверглось все прибрежное население городов, станиц, селений и рыболовных заводов Кубанской области» . О последствиях стихии для Юго-Восточного Приазовья доложил в рапорте начальник Кубанской области и наказной атаман Кубанского казачьего войска генерал-лейтенант М.П. Бабыч 9 апреля 1914 г. Он сообщал: «В ночь на 28 февраля сего года небывалым прибоем волн, вызванным ураганом, была затоплена вся низменная восточная часть побережья Азовского моря от гор. Ейска до Керченского пролива. В городе Ейск с 4 часов утра 28 февраля подул сильный юго-западный ветер, к 6 часам утра перешедший в бурю, а к 8 часам утра в ураган, вследствие чего вода в порту вышла из берегов и затопила всю площадь земли возле берега, перешла полотно Ейской железной дороги до городских построек, а также захватила цементный завод Варварова и поселок рыбаков на косе…»
Сводки событий публиковали газеты не только юга страны, но всей России. «В Ейске, 1-го Марта. Пронесшимся ураганом причинены большие бедствия. Отрезаны водой от города жители косы и вокзал. Сорваны крыши с домов, повалены заборы. Много судов в порту разбито. Бурная погода продолжается».
Другой корреспондент передавал из Ейска: «…в ночь на 28 февраля поднялся сильный низовой ветер. К утру он превратился в ураган. Около 7 часов утра вода море поднялась и залила все пространство от порта и до города на расстоянии 3–4 верст. Волны стремительно понеслись по портовой территории, размывая и сокрушая все на своем пути. Через час или два были залиты водой: портовые сооружения, хлебные амбары, селение в 100 домов на косе, селение на берегу лимана, линия железной дороги, вокзал, все станционные здания, лесные биржи и даже некоторые дома города… К 11 часам дня ветер стал утихать, и вода пошла на убыль» В хуторе Широчанском бурей были сорваны крыши части домов, повалены заборы, залито водой полотно Ейской железной дороги, но «несчастий с людьми не было» . Газеты сообщали также, что «получены сведения о том, что в районе от Темрюка до Ейска в эти дни, в разных местах похоронено свыше 500 жертв урагана» .
В самом Ейске на плоскогорье ураган сорвал вывески, заборы, столбы, ставни, ворота, сорвал крыши, надворные постройки. С колокольни Новопокровской церкви циклон сорвал крест и шар. Шар потом был брошен в окно церкви, разбил его, затем упал во внутренность церкви, где по счастью упал на тот алтарь притвора, где не было службы. С купола собора сорвала крест. В море несколько баркасов утонуло, некоторые лежали у берега на боку.
Пострадавших, но спасшихся живыми 360 человек, пособия получили 86 семейств. Значительным был и материальный ущерб. Из рапорта генерал-лейтенанта М.П. Бабыча следовало, что на Ейской косе было повреждено и разрушено 65 рыбачьих хат. Убытков причинено на сумму в 45 625 рублей. Там же сообщалось о значительных усилиях, которые предпринимало руководство Кубанской области и он лично по оказанию помощи пострадавшим людям: «По получению сведения о несчастии, причиненном ураганом, я на другой день выехал в станицу Приморско-Ахтарскую – район, наиболее пострадавший, и там лично распорядился безотлагательно оказать помощь спасшемуся с Ачуевской косы населению – немедленно были посланы туда провизия, одежда, охотно приносимые для пострадавших окрестным населением; а потом посетил город Темрюк и окрестные косы, а затем и город Ейск, и в этих пунктах мною были приняты лично меры к оказанию пострадавшим помощи продовольствием и одеждою, – больных отправляли в больницы»
В первые же дни после урагана в Ейске, Темрюке, станицах Гривенской и Приморско-Ахтарской и других населенных пунктах, испытавших удар природной стихии, на общественной основе были созданы комитеты по оказанию помощи пострадавшим Как правило, они состояли из наиболее уважаемых и состоятельных жителей и, в первую очередь, занимались сбором и распределением средств. Так, 4 марта газета «Приазовский край» в статье с пометой «От ейского корреспондента» сообщала: «Для оказания помощи пострадавшим образован при полицейском управлении комитет по сбору добровольных пожертвований… комитет выпустил воззвание к населению города. Начался сбор пожертвований по подписным листам, предполагается и кружечный сбор. Начали поступать пожертвования от частных лиц….» Городская дума Ейска избрала комиссию по оказанию помощи пострадавшим от наводнения и урагана под председательством члена городской управы А. Киселева. Она собрала 5 726 рублей 77 копеек: городская дума выделила 5 тысяч рублей, от частных лиц поступили пожертвования в 726 рублей 77 копеек. Купец Г.Л. Тохов пожертвовал 1000 рублей и передал суммы, собранные в других городах (Ростове-на-Дону, Нахичевани).191 пострадавшему было выдано 5170 рублей 39 копеек. Оставшуюся в распоряжении комиссии сумму в 556 рублей 38 копеек планировалось выдать «лицам, коим выданного пособия окажется недостаточно». Кроме того, по поручению городской думы, комиссия постановила сложить с пострадавших недоимку в 3170 рублей за занятую жильем городскую землю. К 1 апреля поступило пожертвований, а также было передано из областного комитета 7513 рублей 97 копеек, из которых было выдано пособий на продовольствие, одежду, исправление жилищ, приобретение имущества и на покупку рыболовных снастей 7175 рублей 60 копеек, осталось 338 рублей 37 копеек. Кроме того выдано пожертвованного хлеба, муки, одежды и других продуктов натурою приблизительно на 260 рублей. Оказаны пособия 210 душам: «Острая нужда пострадавшего населения удовлетворена» .
Помогали не только ейчанам. Ейская городская дума ассигновала в помощь пострадавшим от урагана в Приморско-Ахтарске 5 000 рублей. Купец Тохов послал ахтарскому комитету 1 000 рублей.
Когда вода ушла с Ейской косы, то было обнаружено, что в районе карьера на косе возник пролив шириной около 50 метров. Со временем пролив расширился до нескольких километров. Так образовался остров Ейская коса или, как его еще называют, «Зеленый остров», «Птичий остров».
Горожане и отдыхающие, видя в воде старые деревянные столбики вдоль Ейской косы со стороны Таганрогского залива, даже не знают, что это остатки свай первой защитной дамбы города. Местная газета «Приазовская речь» неоднократно писала о строительстве дамбы. Размытая часть косы укреплялась дамбой в 700 саженей (1493.52 м). Возводить ее начали 18 апреля, рассчитывая закончить за три месяца. Строительство велось по указаниям Начальника службы пути, заместителя Управляющего Ейской железной дороги Ивана Никифоровича Чистякова. На стройке ежедневно работало 50-120 рабочих, которым платили 1-1рубль 50 копеек в сутки. Дамба состояла из старых сосновых шпал, вбитых в 2 ряда на глубину 1-1,5 аршина (0.7-1.07 м), между ними была проведена засыпка камнем, рассчитывая, что засыпка песком будет произведена самой природой. Возможно, что именно это сооружение несколько сгладило последствия наводнения, которое последовало ровно через год.
Примечания.
1. ГАКК. Ф. 318. Оп. 6. Д. 624. Л. 45.
2. ГАКК. Ф. 318. Оп. 6. Д. 624. Л. 58.
3. Петербургский листок, от 15 (02). 03.1914
4. Приазовский край, 3.03.1914, № 58: 3.
5. ГАКК. Ф. 318. Оп. 6. Д. 624. Л. 79 об.–80.
6. Приазовский край, 09.03.1914, №64: 7.
7. ГАКК. Ф. 318. Оп. 6. Д. 624. Л. 61.
8. ГАКК. Ф. 318. Оп. 6. Д. 624. Л. 15.
9. Приазовский край, 04.03.1914, №59: 4.
10. ГАКК. Ф. 318. Оп. 6. Д. 624. Л. 114.
11. ГАКК. Ф. 318. Оп. 6. Д. 624. Л. 58 об.
12. Приазовская речь, 11.06.1914
Заведующая научно-экспозиционным отделом
И.А. Найденова