«Веди в полёт нас, Челноков!»

08.05.2021

img1485-oblozhka

 

(К 115-летию со дня рождения дважды Героя Советского Союза, генерал-майора авиации)

 

Горит ли полдень над землею,

Взойдут ли звёзды в небосвод

Идут крылатые герои,

Выходят соколы в полёт.

Нет в мире нашей доли краше,

У нас в моторах стук сердец,

Преображенский – гордость наша,

И Оганезов – наш отец.

 

Как Игашев в бою суровом, 

Тараном бей из облаков,

Сияй нам мужество Хохлова,

Веди в полёт нас, Челноков!

 

(Из марша 1-го гвардейского авиаполка. 

Слова поэта Н. Брауна по нотам композитора В.Витлина)

 

    9 мая 2021 г. исполнилось бы 115 лет со дня рождения дважды Героя Советского Союза генерал-майора авиации Николая Васильевича Челнокова. Наш город с 1931 года стал для него родным.  

    Родился Николай Васильевич Челноков в Иркутске 9 мая 1906 г. Он был третьим ребёнком в семье. Отец Николая Василий Сергеевич был столяром-краснодеревщиком, мама Марфа Дмитриевна – до рождения в 1904 г. сына Евгения работала ткачихой на фабрике в Санкт-Петербурге.  В Иркутске, куда семья переехала в 1905 г., работал только отец -  кассиром на железной дороге. 

    Уже в 1908 г. семья Челноковых вернулась в Санкт-Петербург. В 1917 г. Николай окончил трёхклассное городское училище. В Гражданскую войну Василий Сергеевич вывез семью в свою родную деревню Глебово Кашинского уезда Тверской губернии (ныне деревня в составе сельского поселения Успенское Ржевского района Тверской области). В городе Кашин Тверской губернии 12 июня 1926 г. Николай окончил 9 классов Кашинской советской школы 2-й ступени. После её окончания вернулся в Ленинград (ныне – Санкт-Петербург). Не имея какой-либо специальности, работал поденщиком, грузчиком на железнодорожной станции, чернорабочим на стройках. В 1928 г. Николай поступил на первый курс Ленинградского электротехнического института. Узнав, что в Ленинграде есть авиационная школа, он бросает институт и в декабре 1928 г. поступает в военно-теоретическую школу лётчиков ВВС РККА. После её окончания в ноябре 1929 г. обучался во 2-й военной школе лётчиков им.Осоавиахима в Борисоглебске. Затем учился в Севастопольской школе морских лётчиков и лётчиков-наблюдателей РККА им. И.В. Сталина, которую окончил вмае 1931 г. После выпуска изшколы оставлен в ней инструктором-лётчиком. 

    В 1931 г. школа была перебазирована из Севастополя в Ейск. Прежде чем стать инструктором Николай Васильевич Челноков прошёл лётную программу по вводу в строй молодых инструкторов. В программе были практические отработки по совершенствованию техники пилотирования из первой и второй (инструкторской) кабины самолёта, боевое применение – бомбометание, маршрутные полёты по треугольнику (полёт в море), полёт на чужой аэродром с посадкой на нём и возвращением на свой аэродром, поиски в море подводных лодок. Челноков прошёл все испытания и на контрольном экзамене получил отличную оценку.

    С нашим городом у Николая Васильевича Челнокова связано очень много счастливых моментов. Именно в Ейске Николай нашёл свою вторую половинку, в 1932 г. сыграл свадьбу. Его избранницей была Зинаида Леонтьевна Боровикова, работавшая в столовой авиационной школы помощником повара. В семье Челноковых11 января 1933 г. рождается Валентина, 23 февраля 1938 г. Зинаида.

    В Ейске Николай Васильевич Челноков совершенствует свои лётные качества, оттачивает мастерство. На своём жизненном пути ему очень часто попадались замечательные командиры и начальники, заботливые отцы-командиры, прекрасные товарищи. На ейской земле судьба свела его с начальником училища майором Александром Харитоновичем Андреевым (впоследствии генерал-лейтенант авиации), командиром звена Виктором Павловичем Канарёвым (впоследствии генерал-лейтенантом авиации), комдивом Зиновием Максимовичем Померанцевом (впоследствии генерал-майором авиации) и многими другими. 

    Виктор Павлович Канарёв в аттестации 1931 г. писал о инструкторе Челнокове: «Дисциплинирован. Силой воли обладает. Выдержан, добросовестен. 

    Авторитетом среди подчинённых пользуется. Инструкторской работой интересуется. Знания теории полета и матчасти – удовлетворительны. 

    Методическое руководство группой удовлетворительное. Техника полёта хорошая. Политической жизнью страны интересуется. В личной тренировке требуется отшлифовка посадок. Инициативен недостаточно. Занимаемой должности соответствует, перевести в К-5». 

    В 1932 г. Канарёв В.П. вновь пишет аттестацию на лейтенанта Николая Челнокова: «Дисциплинирован, инициативен, энергичен, авторитетом пользуется. Матчасть знает хорошо. Техника полета хорошая. Инструкторской работой интересуется. Политически развит хорошо, не мало работает над собой. Методическое руководство курсантами вполне удовлетворительное. В опытной группе была авария по вине курсанта. Подлежит продвижению на должность ком-ра звена К-7». 

    В своих воспоминаниях Николай Васильевич описал такой случай: «В училище к одному из инструкторов приехал брат-кавалерист, страшный задавака. Утверждал, что в кавалерии страшнее, чем в авиации, кавалеристу, где, небо нипочём. Брат попросил начальника отряда Канарёва покатать своего кавалериста. Начальник отряда поручил это сделать мне. Взлетели с аэродрома в Симоновке. Бочки и несколько мёртвых петель кавалерист выдержал достойно. Но, после того как я заложил глубокий вираж по кругу, сразу скис. Из самолёта вылезти без посторонней помощи он не смог. Гонор у задиры как рукой сняло».

    В апреле 1933 г. Николай Васильевич был назначен на должностькомандира звена. В историческом журнале военно-морского авиационного училища им. тов. Сталина сохранилась запись, что в июне-августе 1933 г. инструкторами Челноковым и Литвиновым было проведено первое опытное обучение морских лётчиков на самолёте С-62 и МБР-4.

    В 1934 г. лейтенант Челноков был избран депутатом Ейского городского совета депутатов трудящихся (1934–1937 гг.).

    В 1935 г. аттестацию на него писал командир 1-й авиаэскадрильи Мелющев. Вот её текст: «Отличный школьный работник, с большим методическим опытом. Упорный, кропотливый, требовательный. Дисциплинирован. Политически развит хорошо. Лётная подготовка хорошая. Звено периодически перевыполняет план УБП (прим. автора – учебно-боевой подготовки). Тактически подготовлен недостаточно. Вполне заслуживает посылки на КУНС ВВА (прим. автора – курсы усовершенствования начальствующего состава Военно-воздушной академии)». 

    В феврале 1936 г. Николай Васильевич Челноков получил повышение – назначен на должность командира авиаотряда. 

    26 мая 1936 г. старший лейтенант Н. Челноков за выдающиеся личные успехи по овладениюбоевой авиационной техникой и умелое руководство политической подготовкой, за отличнуюи безаварийную подготовку курсантов был награжден орденом Знак Почёта. Представление о награждении Николая Васильевича Челнокова орденом подписал начальник школы комдив Зиновий Максимович Померанцев. В нём он писал, что Челноков, начиная с 1931 г. обучил 43 курсанта. Также начальник школы отметил, что в 1934 г. в связи с отсутствием материальной части (боевых морских самолетов) Челноков на самолёте МБР-4 вместо положенной одной группы в составе 8 человек обучил и выпустил 2 группы в составе 15 человек. В звене Челнокова было сэкономлено горючего 5 тонн 500 кг. Зиновий Максимович отмечал, что Челноков имеет большой опыт инструкторской работы. К моменту награждения орденом «Знак Почёта» на протяжении трёх лет он являлся ударником подразделения, несколько раз был премирован командованием школы и Начальником ВВС РККА за ударную работу по выпуску курсантов и за безаварийность. Всего за период службы в Ейске Николай Васильевич Челноков был поощрён 13 раз и не имел взысканий.

    Челноков выделялся среди инструкторов тем, что старался выполнить за лётный день как можно больше полётов с курсантами.  Так, на самолёте Р-1 за лётный день им выполнялось до 24 полётов с исполнением фигур высшего пилотажа. В такие дни Николаю Васильевичу подавали питание прямо в кабину самолёта. Его жена Зина приносила ему с любовью испечённые пирожки.

    За годы инструкторской работы Челноков Н.В. подготовил не одну сотню курсантов, сам налетал около двух тысяч часов. Несколько десятков его учеников стали Героями Советского Союза. В Ейском военном морском авиационном училище им. Сталина летал на разных типах самолётов: У-2 (По-2), Р-1, Ш-2, МБР-2, Р-6, С-62 и других.

    С августа 1938 г. по март 1939 г. Челноков – помощник командира 2-й эскадрильи 1-го минно-торпедного авиационного полка Краснознамённого Балтийского флота.

    Николай Васильевич Челноков - участник советско-финской войны. В ноябре 1939 – марте 1940 г. – младший лётчик и командир звена 2-й эскадрильи 1-го минно-торпедного авиаполка. В ходе войны им было совершено 40 боевых вылетов на бомбардировщике ДБ-3. Дважды у его самолёта в полёте отказывали оба двигателя. Челноков дважды спасал и самолёт и экипаж. За время войны участвовал в шести минных постановках, нанесении бомбовых ударов по береговым батареям противника, по бронепоездам «Вяйнемяйкен» и «Ильмарине». Орден Красного Знамени за советско-финскую войну стал для Николая Васильевича первым боевым. После войны он приезжал в Ейск, гостил вместе с семьёй у тёти.

    В июле 1940 г. Николай Васильевич был назначен помощником командира эскадрильи, в январе 1941 г. – командиром эскадрильи 1-го минно-торпедного авиаполка.    

    В Великой Отечественной войне капитан Челноков участвовал с первых дней. Произвёл несколько боевых вылетов на ДБ-3. Свой первый боевой вылет на бомбардировку немецкой военно-морской базы Мемель (ныне Клайпеда, Республика Литва) в составе полка совершил 24 июня 1941 г. В составе группы самолётов 30 июня 1941 г. 15 самолётов ДБ-3 эскадрильи Челнокова участвовали в бомбардировке войск противника в районе Двинска (ныне Даугавпилс, Республика Литва). 

    В конце июля 1941 г. им был выполнен ещё один боевой вылет на ДБ-3, после чего, он был направлен в Воронеж для переучивания на штурмовик Ил-2. После успешного освоения новой матчасти он был оставлен в Воронеже, где участвовал в последовательной подготовке групп лётчиков для Черноморского и Балтийского флотов.  В начале августа 1941 г. осуществлял руководство перегонкой десяти новых Ил-2 на Черноморский флот. Находясь на промежуточном аэродроме в г. Богодухов Харьковской области (ныне Украина), получил приказание Главнокомандующего Юго-Западного направления Маршала Советского Союза С.М. Будённого нанести удар по моторизованной колонне противника, движущейся по западному берегу Днепра в направлении Кременчуга. Пятью самолётами Ил-2 с Богодуховского, Кременчугского и Полтавского аэродромов с 9 по 12 августа 1941 г. были осуществлены успешные боевые вылеты. Со второй группой штурмовиков Ил-2 капитан Челноков 20 августа 1941 г. вернулся на Балтику.

    В сентябре-октябре 1941 г. при нанесении штурмовых ударов на подступах к Ленинграду капитан Челноков с Комендантского аэродрома совершал до 7 вылетов в день. И это, как правило, при плохих метеоусловиях. К концу декабря 1941 г. командирэскадрильи 57-го штурмового авиаполка ВВС Балтийского флота выполнил 78 боевых вылетов, нанеся противнику большой урон. Его эскадрилья выполнила около 700 боевых вылетов. За отличное выполнение боевых заданий командования Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14 июня 1942 г. майору Н.В. Челнокову присвоено звание Героя Советского Союза.

    В апреле 1942 г. он был назначен заместителем, а в августе 1942 г. – командиром 1-го гв. минно-торпедного авиаполка. Под его командованием полк летал на бомбардировки военных объектов и военно-морских баз Хельсинки, Котка, Выборг, Таллин, аэродромов Красногвардейск, Сиверский, Тосно, Луга, Нарва. 19 ноября 1942 г. ему было присвоено внеочередное звание подполковник.

    В ночь на 2 мая 1943 г. на аэродроме Приютино при снятии с ДБ-3 бомб произошёл взрыв, в результате которого погиб мастер по вооружению гвардии младший сержант М.А. Калашников. Взрывом было уничтожено 2 бомбардировщика ДБ-3 и серьёзно повреждены 5 истребителей Як-1 и Як-7. Командир полка Челноков был снят с должности и отдан под трибунал (Получил 5 лет с отсрочкой приговора до окончания военных действий, понижен в звании до майора. Некоторое время находился в распоряжении начальника ВВС ВМФ. 

    В июне 1943 г. был переведён в ВВС Черноморского флота помощником командира по лётнойподготовке и воздушному бою 8-го гв. штурмового авиаполка. В августе 1943 г. назначен командиром эскадрильи 47-го штурмового авиационного полка. Во главе эскадрильи штурмовиков Ил-2 в ночь на 18 августа 1943 г. участвовал в налёте на аэродром Анапа, в ходе которого было уничтожено 11 вражеских самолётов. 

    С октября 1943 г. майор Челноков инспектор-лётчик 11-й штурмовой авиадивизии ВВС флота. С декабря 1943 г. – командир 8-го гв. штурмового авиаполка ВВС Черноморского флота. За это время участвовал в Новороссийской,Таманской, Керченско-Эльтигенской и Крымской наступательных операциях.С января по апрель 1944 г. лётчиками полка Челнокова было потоплено 15 плавсредств противника, 27 повреждены. Лично командир за время пребывания в полку потопил транспорт, сторожевой корабль, торпедный катер и две быстроходные баржи врага. За боевые успехи 4 мая 1944 г. полку было присвоено почётное звание «Феодосийский».

    Радостное событие произошло у Николая Васильевича в апреле 1944 г. Ему была выдана справка, что он освобождён от наказания по приговору трибунала от 26 мая 1943 г. и считается несудимым. Сам Челноков называл эту справку самой дорогой для него наградой.

    К августу 1944 г. подполковник Н.В. Челноков выполнил 277 боевых вылетов. Только на посту командира 8-го гвардейскогоштурмового авиаполка лично потопил 1 транспорт, 1 сторожевой катер, 1 торпедный катер,1 быстроходную десантную баржу. Полк под его командованием потопил 19 транспортов, 32 боевых корабля различных классов и 12 катеров. За отличное выполнение боевых заданий командования Указом Президиума ВерховногоСовета СССР от 19 августа 1944 г. майору Н.В. Челнокову вторично присвоено звание Героя Советского Союза.

    С августа 1944 г. – командир 9-й штурмовой авиадивизии ВВС Балтийского флота. Авиачасти дивизии под командованием Челнокова успешно наносили удары по неприятельским портам, кораблям, железнодорожным станциям и войскам противника, поддерживая действия наших войск в Прибалтийской наступательной операции.

    В октябре 1944 г. Челноков отозван с фронта и направлен на учёбу на академические курсы усовершенствования офицерского состава при Военно-морской академии имени К.Е. Ворошилова в Ленинграде.

    По воспоминаниям Вали Челноковойк Николаю Васильевичу в 1944 г.из Ейска в Ленинград (где проживали его родители) приезжала его жена Зинаида Леонтьевна.  

    После окончания академических курсов в мае 1945 г. полковник Челноков вновь принял командование 9-й штурмовой авиадивизией ВВС БФ (штаб в г. Колобжег. Польша). Николай Васильевич Челноков участвовал  в Параде Победы 24 июня 1945 г. С декабря 1947 г. очередная учёба – в Высшей военной академию имени К.Е. Ворошилова, после окончания которой в декабре 1949 г. он был назначен на должность помощника командующего ВВС 4-го ВМФ(Юго-Балтийский флот; штаб в г. Калининград). Звание генерал-майора авиации ему было присвоено 11 мая 1949 г. С июня 1950 г. генерал-инспектор по авиации и ПВО Инспекции по ВВС и ПВО, затем старший инспектор по авиации Главной инспекции ВМФ. С июля 1953 г. — главный штурман авиации ВМФ. В марте 1954 г. Николай Васильевич Челноков был назначен начальником кафедры штурманской службы, радиотехнических средств и авиационного оружия Военно-морской академии имени К. Е. Ворошилова. В этом же году генерал-майор авиации Челноков был уволен в запас по болезни.

    Жил в Москве. Работал заместителем начальника Управления водного и воздушного транспорта Министерстве внешней торговли СССР. Избирался депутатом Верховного Совета СССР 2-го созыва (1946-1950 гг.). 

    Николай Васильевичпосле ухода на пенсию жил в Москве и постоянно приезжал в ставший дня него родным Ейск.

    Умер в Москве 16 июля 1974 г., похоронен на Головинском кладбище.

    Награждён тремя орденами Ленина (1941, 1942, 1954), четырьмя орденами Красного Знамени (1940, 1944, 1944, 1949), орденами Ушакова II степени (1945), Красной Звезды (1944), Знак Почёта (1936), польским орденом «Крест Храбрых» (1968), медалями, в т.ч. медалями «За оборону Ленинграда», «За оборону Кавказа».

    Бюст дважды Героя Советского Союза Николая Васильевича Челнокова установлен в Ейске (на территории Ейского ВВАУЛ, ныне 859-го Центра боевого применения и переучивания лётного состава морской авиации), в Санкт-Петербурге (открыт 29 июня 1951 г.), Иркутске (открыт 2 октября 2016 г.), Борисоглебске и Феодосии. В 2016 г. бюст Челнокова Н.В. был размещён в Центральном музее Великой Отечественной войны. Имя дважды Героя Советского Союза Николая Васильевича Челнокова увековечено на мемориальной плите у обелиска Славы на Ансамбле мемориального комплекса «Сапун-гора» в Севастополе.

    Его именем названы улицы в Иркутске, Калининграде, Севастополе и Феодосии. Школа №38 в г. Севастополь носит его имя. 7 мая 2018 г. на здании средней общеобразовательной школы №1 г. Кашин Тверской области установлена мемориальная доска.

 

Фостийчук В.В., ведущий научный сотрудник научно-экспозиционного отдела Ейского историко-краеведческого музея им. В.В. Самсонова, кандидат политических наук, доцент